Программа кружка по хореографии


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ШКОЛА №20 Г.БОР
Принято
на педагогическом совете
протокол №1 от 27.08.2015
Утверждено
Приказом МБОУ ОШ№20 г.БОР
От 01.09.2015 №174 - о



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Just dance»
Возраст детей с 7 до 15 лет
Срок реализации программы 1 год
Составитель: Терехина Мария Андреевна
учитель начальных классов
г. Бор
Оглавление
Пояснительная записка………………………………3
Содержание программы……………………………...5
Календарно учебный график…………………………8
Учебный план…………………………………………11
Рабочая программа……………………………………14
Список литературы……………………………………35
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В конце XIX- началеXX века в Германии и Америке зарождается современное направление хореографии - танца модерн. Истоки зарождения проявились в искусстве Айседоры Дункан, педагога Э.Жака-Далькроза. Это стремление создать новую хореографию, отвечающую потребностям человека ХХ столетия, получило большую поддержку. Основополагающие принципы данного направления: отказ от канонов в противовес танцу классическому, воплощение новых тем и сюжетов оригинальными танцевально-пластическими средствами. Это направление в хореографическом искусстве стало очень привлекательным для детских хореографических коллективов, т.к. классический танец довольно труден для изучения и доступен далеко не всем воспитанникам, а принципы освоения современного танца помогают достигать любому ребенку самовыражения через движения. С каждым годом все больше и больше российских балетмейстер педагогов-хореографов обращаются к современному танцу. И даже во всех главных академических театрах страны в последние годы практикуются постановки на базе современной хореографии и пластики.
Актуальность данной программы заключается в систематизации принципов работы с воспитанниками студии в данном направлении. Современное танцевальное искусство среди подростков в России по большей части формировалось на улице (например, направления «стрит-джаз», «брейк-данс», «хип-хоп» и т.д.), и реализовать их потребности и способности на «законном основании» задача педагога. Данный курс позволяет методически настойчиво направлять энергию подростков в русло красивых сценических форм, отвлекая отстихийно рожденной вычурности, некрасивости, безвкусицы. Получив возможность осваивать импровизации, подросток избавляется от физических и психологических зажимов, у него изменяются движенческие привычки, в повседневной жизни появляются новые, более гармоничные движения, он получает удовольствие от выражения эмоций и свободы мысли средствами пластики. Кроме прикладных знаний, в программе учтены воспитательные мероприятия в виде тематических бесед, диспутов, посещения с подростками спектаклей и концертов по данному профилю, конкурсных поездок, направленных на осознание подростками значения современного искусства и их личного творчества, развитие индивидуальных творческих способностей, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Художественно-эстетическая направленность данной программы прослеживается в том, что изучение воспитанниками современного танца, проходит неразрывно с изучением истории современного хореографического искусства, знакомства с постановками современных балетмейстеров и мировой музыкальной культуры. Средствами этих занятий у детей формируются творческие способности в опоре на эстетическое сознание: эстетических эмоций, чувств, интереса, вкуса, потребностей, представлений о красоте движений, звука, формы, цвета.
.Педагогическая целесообразность программы определена тем, что планируемый учебно-воспитательный процесс нацелен на изучение воспитанниками выразительной палитры движений танца; избавление от физических зажимов; развитие физической выносливости и творческой активности, средствами свободной импровизации; расширение кругозора в стилях и современных течениях музыкальной культуры; на знаниях законов драматургии, на примере классических и современных балетов. А так же, занятия улучшают душевное состояние ребенка, формируют характер, наделяя его лучшими качествами: упорством, терпением, дисциплинированностью, чувством ответственности, умением преодолевать трудности. Все эти необходимые качества приобретаются на занятиях и переносятся воспитанниками из танцевального класса в другие сферы деятельности детей.
Возраст детей с 7 до 15 лет.
Формы занятий:
традиционное занятие;
практическое занятие (изучение новых концертных номеров);
выступление, конкурс, фестиваль;
зрительская практика (просмотр видеозаписей, посещение концертов);
открытое, контрольное занятие (согласно данной программе).
Способы организации деятельности воспитанников на занятии:
групповая (занятия по сформированным группам);
в парах (работа с партнерами)
индивидуально-групповая (свободная импровизация);
ансамблевая (творческая деятельность ансамбля).

Режим работы
занятия проводятся по 1 часу и 3 раза у группы в возрасте 13 – 15 лет, а у групп в возрасте 7 -9 лет и 10 – 12 лет по 1 часу 2 раза в неделю, так же в сочетании с репетициями ансамбля.
При подготовке к занятию педагог условно делит изучаемый материал на разделы: разогрев, упражнения для развития позвоночника, комбинации или импровизации, которые могут быть построены в разных стилях. Также занятия включают обязательные упражнения по гимнастике, акробатике и стилизации.
2. Содержание программы
Объём программы «Gust dance» для группы 7 – 9 лет 68 часов, для группы 10 – 12 лет 68 часов и для группы 13 – 15 лет 102 часа.
Цель:
формирование у подростков вкуса и системы ценностей в восприятии современной культуры, ознакомление воспитанников с различными стилями исполнения современного танца.
Задачи курса:
В развитии: раскрытие творческой индивидуальности воспитанников; развитие физической выносливости и силы, силы духа; воспитание умения передавать стиль и манеру исполнения различных течений, создавать яркие сценические образы.
В воспитании: воспитание умения распознавать «прекрасное» и «безобразное» в общем потоке современной индустрии; привитие бытовой и сценической культуры.
Нормативный срок освоения программы «Gust dance» 1 год
Планируемые результаты
В обучении: научились двигаться плавнее, шире и более пространственно, стали более сильными и гибкими, координированными, научились взаимосвязи исполнения движения с дыханием, научились свободному импровизационному движению, избавились от скованности и зажатости.
В развитии: научились концентрироваться на процессе, на практическом применении информации, воспитанники овладели импровизационной свободой и способностью принимать творческие решения.
В воспитании: приобрели навыки самовыражения через движение, воспитанники получают удовольствие от танца, видна увлеченность процессом импровизации, понимают и умеют различать разные стили и направления в современном танце, в современной музыкальной культуре.
Организационно методические условия
Для подростков в возрасте 7-16 лет, особенно если они пришли заниматься современным танцем, немаловажен образ педагога. Ребята отождествляют содержание предмета с человеком, его преподающим. Поэтому педагогу просто необходимо идти в ногу со временем, самому обладать эстетическим вкусом, следить за новинками индустрии шоу-бизнеса (в музыке, танцевальных направлениях и даже моде), тогда он по праву может быть наставником и другом подростку. Тогда ребята увидят в педагоге не только хореографа, но и человека, к которому можно прийти со своими проблемами, спросить совета, попросить помощи, поделиться радостью или секретами. А в этом возрасте трудностей у подростков хватает!
Разборчивость в музыкальном материале, танцевальных стилях и направлениях, наличие эстетического вкуса у педагога позволяет ему работать над формированием у воспитанников системы ценностей, что является основной целью и задачами данного курса.
Для реализации данной программы, как показывает практика работы с подростками, необходимо учитывать некоторые особенности:
возрастные особенности воспитанников;
личные интересы и приоритеты воспитанников;
потенциал группы в целом и каждого воспитанника отдельно;
качество подготовки к моменту начала изучения предмета;
происходящие в мире перемены.
Материально-техническая база:
хореографический станок
магнитофон
ноутбук
колонки
набор дисков
коврики
Музыкальное сопровождение занятия. Все занятия сопровождаются аудиозаписями. Педагог должен подбирать разнообразный музыкальный материал, который знакомит подростков с различными стилями и направлениями, формирует музыкальную культуру, слух, а также и манеру исполнения.
Педагог в своей деятельности использует следующие технологии:
здоровьесберегающаятехнология, помогает воспитать всесторонне развитую личность, бережно относящуюся к своему здоровью, и соблюдающую принципы здорового образа жизни;
информационно-коммуникативная технология,позволяющая воспитанникам получать новую информацию и знания через просмотры видео и мультимедиа, сопровождающиеся пояснениями педагога. Так же этот метод полезен при просмотре концертов и выступлений, в которых они сами принимали участие, для осмысления и оценки своего собственного результата;
деятельностнаятехнология,посредством которой воспитанники изучают новый материал через личный показ педагогом и его объяснениямис последующим повторением;
проектная технологиязаключается в организации под руководством педагога творческой лаборатории, где провозглашается тема и ставится задача, а воспитанники создают творческую импровизацию, участвуют в процессе подготовки традиционных мероприятий коллектива;
игровая технология, помогает развитию творческого мышления, развиваетвоображение и фантазию, улучшает общение и взаимодействие в коллективе;
технология дифференцированного обучения,помогает в обучении каждого на уровне его возможностей и способностей, развитии творческих способностей, созидательных качеств личности, воспитании человека высокой культуры.
Для успешной реализации данной программы необходима материально-техническая база:
легко проветриваемый и с хорошим освещением зал. В зале должны быть стационарные зеркала, хорошо налаженное отопление, окна – стеклопакеты;
музыкальное сопровождение занятий целесообразно осуществлять под музыкальный центр для флэш- и CD-носителей, должна быть сформирована фонотека;
из инвентаря в зале необходимы стол, несколько стульев, гимнастические скамейки, полка для аудиоаппаратуры;
для более полноценного восприятия воспитанниками изучаемого материала необходим мультимедийный проектор;
для более оперативного реагирования педагогом на все новинки в области современной хореографии и музыки необходим Интернет;
на одной из стен, лучше при входе в зал, необходимо разместить информационный стенд. Кроме того, в зале должны быть план эвакуации на случай пожара, инструкция по технике безопасности, набор индивидуальной защиты от пожара, аптечка с набором материалов от ушибов или других травм. Но аптечка и средства защиты должны храниться строго в закрывающемся шкафчике или сейфе.
3.Календарно-учебный график возрастной группы 7 – 9 лет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 3.Календарно-учебный график возрастной группы 10 -12 лет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 3.Календарно-учебный график возрастной группы 13 -315 лет
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 4.Учебный план возрастной группы 13 – 15 лет
№ Наименование темы За год Теория Практика Аттестация
1 Движения для разогрева
5 1 4 2 Движения для растяжки 10 1 9 3 Изучения направления gusts funk и gusts modern с остановкой танца 30 2 28 А
4 Акробатика в современном танце 5 1 4 5 Упражнения развивающие координацию 5 1 4 6 Изучение направления contempt и восток с постановкой танца 25 2 23 А
7 Упражнения для развития пластики 5 1 4 8 Изучения направления латина с постановкой танца
10 1 9 9 Подготовка к отчётному концерту 7 7 А
Всего часов 102 10 92 3
4.Учебный план для возрастной группы 7 -9 лет
№ Наименование темы За год Теория Практика Аттестация
1. Вводное занятие 1 1 2. «Ритмика» элементы музыкальной грамоты 5 1 4 3 Танцевальная азбука 4 4 4 Изучение хореографического направления «народно-сценическое», постановка танца 20 1 19 А
5 Движения для растяжки 5 1 4 6 Упражнения для развития координации 5 1 4 7 Изучения хореографического направления «Looking» 20 1 19 А
8 Азбука классического танца 4 1 3 9 Подготовка к отчётному концерту 4 4 А
Всего 68 7 61 3
4.Учебный план возрастной группы 10-12 лет
№ Наименование темы За год Теория Практика Аттестация
1 Вводное занятие 1 1 2 Упражнения для развития гибкости и пластики 8 1 7 3 Азбука классического танца 10 1 9 4 Постановка танца с элементами классики 15 15 А
5 Упражнения для развития координации 5 1 4 6 Танцевальная акробатика 10 1 9 7 Постановка танца с элементами акробатики 15 15 8 Подготовка к отчётному концерту 4 4 А
Всего 68 5 63 2
Календарно-тематический план старшей группы: «Серпантин»
Месяц Дата Тема Цель Содержание Примечание
Ноябрь
1 неделя
1 занятие
«Давайте познакомимся».
Знакомство с партнерами.
.
Знакомство с детьми.
Основные правила поведение в танцевальном зале, правила техники безопасности.
Объяснения, пояснения, показ. Прослушивание быстрой, ритмической и медленной музыки.
2 занятие «Что такое танец?» Дать детям элементарное представление о танце. Основные элементы танца. Объяснения, пояснения, показ, похвала, поощрение, постановка вопросов.
Прослушивание быстрой, ритмической и медленной музыки.
2 неделя
1 занятие
«Азбука танца» Приобретение правильной осанки и положение головы, рук и ног.
Постановка корпуса, рук. ног и головы. Положение рук на талии, позиции ног : 1-я свободная, 2-я, 3-я свободная.
Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
2 неделя
Танцевальные шаги. Пробудить интерес
к занятиям. Танцевальный шаг с носка, переменный шаг, шаг на носок. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
Декабрь
1 неделя
1 занятие
Общеразвивающие упражнения «Цветные флажки». Формирование правильного исполнения танцевального движения, шага.
Разминка с флажками. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Танцевальные шаги с носка. Приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, в круг. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
Применение атрибутики (флажки). Прослушивание музыки.
2 занятие Танцевальные движения с цветами. Формирование правильно ориентироваться в пространстве.
. Упражнения для пластики рук. Поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Ходьба с высоким подниманием бедра, с различным положением рук. Построение круга из шеренги. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
Применение атрибутики (цветы). Прослушивание медленной, быстрой, ритмической музыки.
2 неделя 1 занятие
Музыкальные игры: «Ладушки» Обучение перестраиваться из одного рисунка в другой Под музыку исполняют движения ладонями: «хлопки», «удары» образуя при этом круг, линию, стойка в паре. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
Применение атрибутики (бубен), (ложки). Прослушивание медленной, быстрой, ритмической музыки.
2 занятие Коллективно-порядковые упражнения Разогревание первоначальные навыки координации движений Дети образуют круг и делают движения «Встреча», по парам делают движение «Ворота». Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов.
3 неделя 1 занятие
Знакомство с эстрадным танцем «Гномики».
Ознакомление детей с темпами музыки, (медленный. быстрый. умеренный). Разучивание положение рук, ног, головы и корпуса.
Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Музыкальное сопровождение.
2 занятие Положение в паре Совершенствование в исполнении выученных движений Разучивание основных элементов эстрадного танца в паре. Объяснения, пояснения, показ, похвала.
4 неделя 1 занятие
Рисунок танца Научить детей перестраиваться из одного рисунка в другой «Круг», шахматный порядок, «птичка», «колонна». Объяснения, пояснения, показ, похвала,
Музыкальное сопровождение.
2 занятие «Танцуем все!» Умение правильно ориентироваться в пространстве .Подготовка танца к концерту. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Музыкальное сопровождение.
Январь
1 неделя
1 занятие
Коллективно – порядковые упражнения: «В круг» Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Объяснения, пояснения, показ, похвала,
коллективная работа. Музыкальное сопровождение.
2 занятие Танцевальные движения в северном стиле: «Чайки»,
«Моржи», «Пингвины». Формирование пластику, культуры движения их выразительность. Чайки- упражнения для пластики рук, Чайки-поскоки с ноги на ногу, притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Импровизация ходьбы пингвина с различным положением рук. Построение круга из шеренги. Импровизация пляски моржа. Движения рук, ног, головы. Объяснения, пояснения, показ, похвала.
Музыкальное сопровождение.
2 неделя 1 занятие
Музыкальные игры: «Птицы» Совершенствование в исполнении выученных движений. Образные игры. Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (бубен). Музыкальное сопровождение.
2 занятие Изучения северного танца «Радость тундры», «Чайки».
Обучение детей северным танцевальным движениям. Основные положение рук, ног, головы, корпуса северного танца.
Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (бубен). Музыкальное сопровождение.
3 неделя 1 занятие
Основные движения Развитие чувства ритма, обучение детей танцевальным движениям. Положение в паре; ковырялочка, притопы, горловое пение. Основные элементы, прыжки (основной ход, движение рук) Постановка танца.
Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (бубен). Музыкальное сопровождение.
2 занятие Рисунок танца Научить перестраиваться из одного рисунка в другой. Из «круга» в «птичку», из «колонны», шахматный порядок, из линии в «круг»Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (бубен). Музыкальное сопровождение.
4 неделя 1 занятие
Постановка танца Контролирование двигаться синхронно, соблюдать дистанцию. Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения танца. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (бубен). Музыкальное сопровождение.
2 занятие «Танцуем все!» Совершенствование координацию движений, навык ориентирование в пространстве. Подготовка танца к концерту. Работа над техникой исполнения. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (бубен). Музыкальное сопровождение.
Февраль
1 неделя
1 занятие
Коллективно – порядковые упражнения: «Узоры». Совершенствование исполнение выученных движений.
Поклон, «сугуруйуу», поднимание на носок и при этом одновременно вытягиваем руки наверх, вперед, в сторону, вниз, под мышку, над головой. Поднимание ноги наверх «Сэьургэстээн хаамыы». Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (салама, бастыца, чороон). Музыкальное сопровождение.
2 занятие Танцевальные движения на якутском стиле: «Сайылыкка» Обучение детей танцевальным движениям..« Атах тэпсии», «Кулун куллуруьуу», «Харах симсии», «О5ус харсыьыыта», «Доение коров». Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (салама, бастыца, чороон). Музыкальное сопровождение.
2 неделя 1 занятие
Музыкальные игры: Научить передавать заданный образ.
. «Кылыыцкай»- прыжки, «Собирание ягод»- кто быстрее собирает ягоды. Объяснения, пояснения, показ, похвала,
2 занятие Якутский танец «О5о саас» Дать детям элементарное представление о танце. Основные элементы танцевального движения. Основные шаги и прыжки якутского танца. Положение рук, ног, головы и корпуса. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (салама, бастыца, чороон). Музыкальное сопровождение.
3 неделя 1 занятие
Прыжки и шаги якутского танца. Дать представление о ритме. Подскоки с ноги на ногу, «дьиэрэцкэй», «эцэйэн кэруу», «кэтуу», «дэгэрэц хаамыы». Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (салама, бастыца, кытыйа, ыа5ыйа). Музыкальное сопровождение.
2 занятие Рисунок танца «О5о саас» Совершенствование координации движений, навык ориентирование в пространстве. Изучение рисунка танца с движениями. Синхронизировать Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (салама, бастыца, кытыйа, ыа5ыйа). Музыкальное сопровождение.
4 неделя 1 занятие
Постановка танца «О5о саас» Контролирование двигаться синхронно, соблюдать дистанцию. Работа над техникой исполнения танца Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (салама, бастыца, кытыйа, ыа5ыйа). Музыкальное сопровождение.
2 занятие «Танцуем все!» Развитие ритмопластики движений детей под музыку. Повторение пройденных танцев. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (салама, бастыца, кытыйа, ыа5ыйа). Музыкальное сопровождение.
Март
1 неделя
1 занятие
Коллективно – порядковые упражнения: «Зверята» Дать представление передавать заданный образ.
Разминка в круг. Ходьба по кругу. Перестроение из шахматного порядка в круг и обратно. Шаги польки, приставной шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (маски разных зверят.)
2 занятие Элементы русской пляски. Обучение детей русским танцевальным движениям. «Елочка», « гармошка», присядки, выпады, «ковырялочки», выстукивание, хлопки. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа.
2 неделя 1 занятие
Музыкальные игры: «Кукла и мишка», «Коршун и цыплята». Формирование умение ориентироваться в пространстве. Образные игры. Перестроение из круга в колонну и обратно. Шаг польки. Ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять навыки движения из круга врассыпную и обратно, подскоки. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (куклы, плюшевые игрушки). Музыкальное сопровождение.
2 занятие Русский шуточный танец по усмотрению педагога
Развитие ритмопластики движений детей под музыку. Основные положение рук, ног, головы, корпуса.
Положение в паре, поворот, марш, притопы.
Основные элементы (основной ход, движение рук) Постановка танца. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (кокошники, платки). Музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты.
3 неделя 1 занятие
Изучение элементов русского танца. Совершенствование координацию движений, навык ориентирование в пространстве. Основные движения для мальчиков: «присядки», «хлопки», «притопы». Основные элементы танца: «веревочка», «молоточек», «припадание» Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (кокошники, платки). Музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты.
2 занятие Рисунок танца. Обучение двигаться синхронно, соблюдать дистанцию Разучивание выученных движений с рисунком танца. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (кокошники, платки). Музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты.
4 неделя 1 занятие
Постановка танца. Совершенствование в исполнении выученных движений. Работа над техникой исполнения Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (кокошники, платки). Музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты.
2 занятие «Танцуем все!» Совершенствование находить свое место в строю и входить в зал организованно Подготовка танца к концерту Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (кокошники, платки). Музыкальное сопровождение, музыкальные инструменты.
Апрель
1 неделя
1 занятие
Коллективно-порядковые упражнения: «Часики», «Мячики» Совершенствование передавать заданный образ. Развитие чувства ритма. Разминка с мячами. Упражнение с мячами. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Шаги танцевальные с носка, приставной хороводный шаг. Ходьба по разметкам. Построения в цепочку, круг. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Музыкальное сопровождение.
2 занятие Танцевальные элементы: Повышение гибкость суставов. «Змейка», «чак-чак», «чек», «рука в руке», галоп, па балансе, па шаги, па польки. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Музыкальное сопровождение.
неделя 1 занятие Музыкальные игры: «Займи домик» Усвоение самостоятельно начинать движения после выступления. Образныеигры.Перестроение из круга в «птичку» и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Музыкальное сопровождение.
2 занятие Бальный танец. История танца.
Дать детям элементарное представление о бальном танце. Основные положение рук, ног, головы, корпуса. Происхождение танца.

Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Музыкальное сопровождение.
3 неделя 1 занятие
2 занятие Основные элементы бального танца Развивать эластичности мышц и связок. Положение в паре, поворот. Чек, рука в руке, волчок, повороты в паре.
Основной шаг, движение рук. Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (шляпы, тросточки) Музыкальное сопровождение.
4 неделя 1 занятие
Рисунок танца. Формирование самостоятельно различать темповые исполнения в музыке, отвечать на них движением. Работа над техникой исполнения Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Музыкальное сопровождение.
2 занятие Постановка танца. Формирование правильно ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Подготовка танца к концерту Объяснения, пояснения, показ, похвала, постановка вопросов,
коллективная работа. Применение атрибутики (шляпы, тросточки) Музыкальное сопровождение.
Май
1 неделя
1 занятие
Коллективно-порядковые упражнения: «Чайник», «машинки» Формирование умения двигаться в парах по кругу, сохраняя расстояние между парами, бегать на полупальцах. Повороты в стороны, наклоны в сторону, вперед и назад. Подъем и опускание рук, плеч, поднимание и опускание руки вместе. Объяснения, пояснения, показ, похвала. Музыкальное сопровождение
2 занятие Танцевальные элементы: «Полоскать платочки», «Хозяюшки» Усвоение движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Шаг с ударом, кружение. Перестроение из круга в диагональ. Объяснения, пояснения, показ, похвала. Применение атрибутики (платочки, корзиночки.) Музыкальное сопровождение.
2 неделя 1 занятие
Музыкальные игры: «Ловушка» Формирование правильно выполнение танцевальные движения. Образные игры. Перестроение из круга в шахматный порядок и обратно. Прыжки на ногах. Пружинка-легкое приседание, приставной шаг, кружение и шаг цепочкой, прямой галоп, пружинка, подскоки, Объяснения, пояснения, показ, похвала. Музыкальное сопро.вождение.
2 занятие Общеразвивающие упражнения с предметами. Формирование самостоятельно начинать движения после выступления. Упражнение для укрепление мышц спины, ног, рук, корпуса с мячами. Объяснения, пояснения, показ, похвала. Применение атрибутики(мячи, кегли).Музыкальное сопровождение.
3 неделя 1 занятие
Партерная гимнастика на полу. Умение самостоятельно различать темповые исполнения в музыке, отвечать на них движением «Лягушка», «Свечи», «качели», «пароход», «велосипед». Объяснения, пояснения, показ, похвала. Прослушивание медленной, быстрой, ритмичной музыки. Коврики .2 занятие Партерная гимнастика на полу по парам. Улучшение эластичности мышц и связок. «Тик-так», «мячик», «змейка». Объяснения, пояснения, показ, похвала. Прослушивание медленной, быстрой, ритмичной музыки. Коврики .
4 неделя 1 занятие
«Танцевальная шкатулка» Формирование правильную осанку Повышение гибкости суставов. Повторение пройденных тем. Объяснения, пояснения, показ, похвала. Музыкальное сопровождение.
2 занятие Мини концерт: «До встречи!» Обучение детей танцевальным движениям..Костюмированное представление пройденных танцевальных номеров. Объяснения, пояснения, показ, похвала. Музыкальное сопровождение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ «Феникс»
№ п/пСодержание занятия Кол-во часов Дата
1 Организационная работа. Сбор участников коллектива…Игры с детьми 1 ч. 2 Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. 1 ч. 3 Разучивание разминки. Повторение танцев первого года обучения. Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 4 Разминка. Упражнения на «квадрате». Повторение танца «Танец жизни». Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 5 Разминка. Упражнение классического дренажа. Повторение танца «Современный Хай Фай». Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 6 Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме, фигурная маршировка. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танцев «Танец жизни», «Моя Россия», «Современный Хай Фай» 1 ч. 7 Разминка. Подготовка ко Дню учителя. Репетиция танцев включенных в концерт. 1 ч. 8 Генеральный прогон танцев ко Дню учителя. 1 ч. 9 Участие коллектива в праздничном концерте, посв. Дню учителя 1 ч. 10 Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и мячик». Разучивание движений танца «Вальс». 1 ч. 11 Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Постановка танца, соединение выученных упражнений. Разучивание движений современного танца «Вальс», современных движений к танцу. 1 ч. 12 Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 13 Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 14 Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон», «Ковырялочка» вперед и назад… Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 15 Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки в повороте». Игры с детьми. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 16 Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса. Повторение танца «Современный Хай Фай» 1 ч. 17 Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 18 Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 19 Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца «Танец со свечами» 1 ч. 20 Классический тренаж. Репетиция танца «Танец со свечами» 1 ч. 21 Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Отработка движений танца «Танец со свечами». Прогон танцев. 1 ч. 22 Повторение выученных движений и танцев. 1 ч. 23 Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. 1 ч. 24 Игры с детьми. 1 ч. 25 Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д. 1 ч. 26 Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка». разучивание движений к танцу «Снежинки»… 1 ч. 27 Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Снежинки». 1 ч. 28 Ритмика. Разучивание движений к танцу «Снежинки». Подготовка к новогодним мероприятиям. 1 ч. 29 Соединение движений к танцу «Снежинки» воедино. 1 ч. 30 Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1 ч. 31 Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1 ч. 32 Подготовка к новогодним мероприятиям. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1 ч. 33 Выступление на новогодних мероприятиях. Игры с детьми. 1 ч. 34 Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», «Полька» 1 ч. 35 Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 36 Повторение танцев «Современный Хай Фай» и отработка современного танца «Танец со свечами». Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 37 Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 38 Портретная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой», «Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Разучивание современных движений. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 39 Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев. 1 ч. 40 Классический тренаж: да-ми-плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции. Пластика. Повторение выученных движений танца. 1 ч. 41 Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1 ч. 42 Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к казачьему танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1 ч. 43 Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка всех танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 44 Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). Повторение движений современного танца. Подготовка к праздникам. Повторение и отработка выученных танцев. 1 ч. 45 Участие в мероприятии, посв. Дню защитников Отечества. Игры с детьми. 1 ч. 46 Классический тренаж. Подготовка к празднику 8 марта. Повторение и отработка выученных танцев. Разучивание движений казачьего танца. 1 ч. 47 Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням. 1 ч. 48 Подготовка к мероприятию, посв. 8 Марта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 49 Игры с детьми. 1 ч. 50 Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к казачьему танцу. 1 ч. 51 Партерный экзерсис. Разучивание движений к казачьему танцу. 1 ч. 52 Ритмика. Разучивание движений к казачьему танцу. 1 ч. 53 Повторение и закрепление выученных движений к казачьему танцу. 1 ч. 54 Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного казачьего танца. 1 ч. 55 Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция казачьего танца Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 57 Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка казачьего танца. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 57 Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 58 Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу. Подготовка к майским праздникам. 1 ч. 59 Ритмика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам. 1 ч. 60 Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 1 ч. 61 Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 1 ч. 62 Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 63 Репетиция танцев для концерта, посв. Дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 64 Репетиция танцев на мероприятие, посв. Дню Победы. 1 ч. 65 Пластические этюды на подражание растений и животных. Участие коллектива в праздничных мероприятиях, посв. Дню Победы. 1 ч. 66 Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических композиций, игры с детьми. 1 ч. 67 Классический тренаж: релеве по 6-й позиции, пор де бра. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев. Постановка танца «Вальс». 1 ч. 68 Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Разучивание танца «Вальс». 1 ч. 70 Классический тренаж: деми-плие по 6-й позиции, батман тандю в сторону, вперед, назад крестом, сотэ. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок. 1 ч. 71 Генеральная репетиция к отчетному концерту. 1 ч. 72 Обсуждение проведенного отчетного концерта. Игры с детьми. 1 ч. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ «Веснушки и Лакомка»
№ п/пСодержание занятия Кол-во часов Дата
1 Организационная работа. Сбор участников коллектива…Игры с детьми 1 ч. 2 Сбор участников, дополнение коллектива. Выбор старосты. Ознакомление с репертуаром. 1 ч. 3 Разучивание разминки. Повторение танцев первого года обучения. Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 4 Разминка. Упражнения на «квадрате». Повторение танца «Танец жизни». Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 5 Разминка. Упражнение классического дренажа. Повторение танца «Современный Хай Фай». Подготовка ко Дню учителя. 1 ч. 6 Ритмический тренаж: музыкальные пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме, фигурная маршировка. Подготовка ко Дню учителя. Прогон танцев «Танец жизни», «Моя Россия», «Современный Хай Фай» 1 ч. 7 Разминка. Подготовка ко Дню учителя. Репетиция танцев включенных в концерт. 1 ч. 8 Генеральный прогон танцев ко Дню учителя. 1 ч. 9 Участие коллектива в праздничном концерте, посв. Дню учителя 1 ч. 10 Разминка. Постановка рук и ног в танце. Движение в образе: «Девочка и мячик». Разучивание движений танца «Вальс». 1 ч. 11 Портретная гимнастика: упражнения для стопы, вытянутость носочков. Постановка танца, соединение выученных упражнений. Разучивание движений современного танца «Вальс», современных движений к танцу. 1 ч. 12 Постановка головы, устранение физических недостатков, освоение понятий вытянутости и выворотности. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 13 Постановка корпуса, рук, ног, головы, развитие природных данных. Боковой галоп, шаг с вытянутыми носочками. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 14 Разминка. Разучивание мужской и женской партии «Поклон», «Ковырялочка» вперед и назад… Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 15 Разминка, танцевальное движение «Пружинка с поворотом», «Подскоки в повороте». Игры с детьми. Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 16 Ритмический тренаж: ходьба парами, змейкой, звёздочкой. Постановка корпуса. Повторение танца «Современный Хай Фай» 1 ч. 17 Классический тренаж. Упражнения на «квадрате». Танцевальные движения «Глубокие выпады», «Волна». Разучивание движений современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 18 Классический тренаж. Разучивание отдельных элементов, движений. Соединение и постановка современного танца «Танец со свечами» 1 ч. 19 Гимнастика. Танцевальные движения «Большой и маленький квадрат», «Шаги с поднятием колена и рук». Соединение движений танца «Танец со свечами» 1 ч. 20 Классический тренаж. Репетиция танца «Танец со свечами» 1 ч. 21 Упражнения гимнастики на растяжку мышц ног. Отработка движений танца «Танец со свечами». Прогон танцев. 1 ч. 22 Повторение выученных движений и танцев. 1 ч. 23 Танцевальная импровизация. Свободная танцевальная импровизация под заданную музыку. 1 ч. 24 Игры с детьми. 1 ч. 25 Составляющие характера танца: мимика, жесты, танцевальные акценты и т.д. 1 ч. 26 Ритмика. Портретная гимнастика: упр. «Велосипед», «Бабочка». разучивание движений к танцу «Снежинки»… 1 ч. 27 Подготовка к новогодним праздникам. Разучивание движений к танцу «Снежинки». 1 ч. 28 Ритмика. Разучивание движений к танцу «Снежинки». Подготовка к новогодним мероприятиям. 1 ч. 29 Соединение движений к танцу «Снежинки» воедино. 1 ч. 30 Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1 ч. 31 Ритмика. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1 ч. 32 Подготовка к новогодним мероприятиям. Репетиция танца «Снежинки». Прогон всех танцев. 1 ч. 33 Выступление на новогодних мероприятиях. Игры с детьми. 1 ч. 34 Гимнастика. Упражнение «Улыбнемся себе и другу». Прослушивание музыкальных произведений «Вальс», «Полька» 1 ч. 35 Портретная гимнастика: упр. «Топотушки», поднятие ног на 90 градусов, «Птичка», «Утюжок», «Флажок». Повторение танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 36 Повторение танцев «Современный Хай Фай» и отработка современного танца «Танец со свечами». Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 37 Ритмика. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 38 Портретная гимнастика: упр. «Тройные притопы с остановкой», «Мячик», «Пружинка» (мягкие приседания). Разучивание современных движений. Повторение и отработка выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 39 Танцевально-образные движения: змея, кошка, цапля. Разучивание движений к современному танцу. Повторение и отработка выученных танцев. 1 ч. 40 Классический тренаж: да-ми-плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции. Пластика. Повторение выученных движений танца. 1 ч. 41 Понятие пространственных перестроений: линия, колонна, круг, квадрат. Ритмика. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1 ч. 42 Классический тренаж: гранд плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре). Разучивание движений к казачьему танцу. Подготовка ко Дню защитников Отечества. 1 ч. 43 Подготовка ко Дню защитников Отечества и 8 Марта. Отработка всех танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 44 Ритмика. Танцевально-образная импровизация, людей разных профессий (кузнец, вышивальщица, водитель и художник). Повторение движений современного танца. Подготовка к праздникам. Повторение и отработка выученных танцев. 1 ч. 45 Участие в мероприятии, посв. Дню защитников Отечества. Игры с детьми. 1 ч. 46 Классический тренаж. Подготовка к празднику 8 марта. Повторение и отработка выученных танцев. Разучивание движений казачьего танца. 1 ч. 47 Повторение выученных танцев, разучивание движений к песням. 1 ч. 48 Подготовка к мероприятию, посв. 8 Марта. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 49 Игры с детьми. 1 ч. 50 Партерный экзерсис: упр. на натяжение и расслабление мышц тела, для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья, развитие подвижности локтевого сустава. Разучивание движений к казачьему танцу. 1 ч. 51 Партерный экзерсис. Разучивание движений к казачьему танцу. 1 ч. 52 Ритмика. Разучивание движений к казачьему танцу. 1 ч. 53 Повторение и закрепление выученных движений к казачьему танцу. 1 ч. 54 Соединение выученных движений в одну картинку стилизованного казачьего танца. 1 ч. 55 Игровой тренинг «Давайте познакомимся». Репетиция казачьего танца Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 57 Разминка. Постановка рук (позиция руки на поясе, положение рук в стороны, вперед, вверх). Репетиция и отработка казачьего танца. Отработка четкости и ритмичности движений 1 ч. 57 Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 58 Ритмика. Разучивание дополнительных движений к танцу. Подготовка к майским праздникам. 1 ч. 59 Ритмика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к праздникам. 1 ч. 60 Пластика. Репетиция казачьего танца. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 1 ч. 61 Повторение и закрепление выученных танцев. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Подготовка к празднику Победы. 1 ч. 62 Прогонная репетиция выученных танцев. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 63 Репетиция танцев для концерта, посв. Дню Победы. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. 1 ч. 64 Репетиция танцев на мероприятие, посв. Дню Победы. 1 ч. 65 Пластические этюды на подражание растений и животных. Участие коллектива в праздничных мероприятиях, посв. Дню Победы. 1 ч. 66 Обсуждение проведенного мероприятия. Прослушивание классических композиций, игры с детьми. 1 ч. 67 Классический тренаж: релеве по 6-й позиции, пор де бра. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев. Постановка танца «Вальс». 1 ч. 68 Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок. Синхронность движений. Отработка четкости и ритмичности движений. Разучивание танца «Вальс». 1 ч. 70 Классический тренаж: деми-плие по 6-й позиции, батман тандю в сторону, вперед, назад крестом, сотэ. Подготовка к отчетному концерту. Отработка всех выученных танцев и подтанцовок. 1 ч. 71 Генеральная репетиция к отчетному концерту. 1 ч. 72 Обсуждение проведенного отчетного концерта. Игры с детьми. 1 ч. Список использованной литературы
Кульпевич С. В.. Иванченко В.Н.. Педагогика новой времени «Дополнительное образование детей дошкольного возраста» Методическая служба. Издательство «Учитель» - 2005;
Конорова Ф.В. Хореографическая работа с дошкольниками - Л., Просвещение, 1999;
Конорова Ф.В Хореографическая работа с дошкольниками – Л., 1994;
Ткаченко Т.С.. Детский танец – М., 1990;
А. Г. Лукина. Танцы саха. Якутск «Бичик» - 1995;
М. Н. Румнцева. Уцкуулээ о5о саас. Дьокуускай – 1997;
Леонид Брон и Татьяна Анисимова. Сомоучитель восточных танцев. Танец живота. Ростов на Дону «Феникс» 2005: