Методическое пособие. Обучение талантливых и одаренных детей


Методическое пособие
Обучение талантливых , одаренных детей
на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе развития нашего общества внимание к детям, опережающим сверстников, с признаками незаурядного интеллекта, - актуальнейшая задача школ.
При этом проблема одарённости в системе образования на организационном уровне обычно решается путём создания  естественной для него микросреды. Одаренные учащиеся должны обучаться в классах вместе с другими школьниками. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других учащихся. Именно поэтому школа в своей деятельности решает ряд важнейших социально-психологических задач:
не терять потенциально одарённых, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявляются на более поздних возрастных этапах;
создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы одарённых детей;
формировать у одарённых детей и их сверстников позитивное отношение к различиям в умственных и творческих способностях людей.
 Что же понимается под термином «одаренность»?
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Одаренные дети  - это звездочки на школьном  небосклоне. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Одарённые дети характеризуются внутренней мотивацией. Они легко прослеживают причинно-следственные связи и делают соответствующие выводы, увлекаясь выдвижением альтернативных точек зрения. Наделены ярким воображением, изобретательностью, сохраняют в жизни и учёбе элемент игры, творчески подходят к любому делу. С удовольствием воспринимают сложные задания, и терпеть не могут готового ответа. Безусловно, одарённые дети нуждаются в особом внимании и руководстве, в специальном обучении. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Многие утверждают, что все эти качества и способности даются человеку от рождения. Но это не так: способности развиваются в деятельности. «Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда по отношению к знаниям он занимает не пассивную, а деятельную позицию. Только при этом условии учение, познание доставляет ему глубокие чувства радости, удовлетворенности, взволнованности, эмоциональной приподнятости»,  - писал В.А. Сухомлинский.
Характерные черты одаренных детей ( модель одаренности Ж. Рензулли)
Согласно теории Дж. Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик:
1) интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
2) креативность или творческость (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность);
3) настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу, познавательная и исследовательская активность).
left000Пересечение всех трех компонентов при достаточно высоко уровне их развития дает нам качественное своеобразие ярко выраженных способностей, которым и отличается одаренныйребенок.
Цель диагностической работы:выявление интеллектуально и творчески одаренных учащихся для формирования групп по развитию личности и эмоционально - волевой сферы, предупреждение развития одаренности по скрытому типу.
На первом этапе я выявляю одаренных детей, учитывая высокие показатели ребенка по русскому языку и литературе.
Второй этап диагностический.  На этом этапе провожу индивидуальную оценку возможностей ребенка: результаты олимпиад, уровень исследовательских и творческих работ (стихи собственного сочинения, проза и т. д.). Создается банк данных одаренных учащихся, персональные портфолио.
Методика «Карта одаренности» для родителей и педагогов(автор А. И. Савенков)
Методика адресована родителям и нам, педагогам. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, – от 5 до 10 лет.
Конечно, методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Представленную методику следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта диагностики детской одаренности.
Инструкция
Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:(++) – если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т. д.
Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, ославьте соответствующую клетку пустой, но понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.
Лист вопросов
1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др.
8. Интересуется механизмами и машинами.
9. Инициативен в общении со сверстниками.
10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
17. Интересуется актерской игрой.
18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
25. Хорошо поет.
26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
29. Легко общается с детьми и взрослыми.
30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
32. Способен увлечься, уйти «с головой» в интересующее его занятие.33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два (то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас).
34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.
41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
49. Часто руководит играми и занятиями других детей.
50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
55. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
63. Умеет делать выводы и обобщения.
64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «приемов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партера по играм и занятиям.
70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это, как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
74. Может выразить свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
77. Любит игры-драматизации.
78. Быстро и легко осваивает компьютер.
79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
80. Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результант подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
• интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
• творческая (2-й столбец листа ответов);
• академическая (3-й столбец листа ответов);
• художественно-изобразительная (4-й столбец листа ответов);
• музыкальная (5-й столбец листа ответов);
• литературная (6-й столбец листа ответов);
• артистическая (7-й столбец листа ответов);
• техническая (8-й столбец листа ответов);
• лидерская (9-й столбец листа ответов);
• спортивная (10-й столбец листа ответов).
Лист ответов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60
61 62 63 64 65 66 67 68 69 70
71 72 73 74 75 76 77 78 79 80
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
- хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой;
- способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам;
- умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;
- погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания;
- не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников;
- постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения;
- могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»;
- способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации;- урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
Русский язык и литература как учебные предметы являются основой школьного филологического образования, считаются одними из важнейших, так как способствуют развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
Творческие способности – дар природы. Распространено мнение, что если человеку дан дар, то он никуда не денется, не исчезнет и обязательно где-то проявится. Есть даже поговорка: “Талант всегда пробьется”. Однако исследования опровергают эту точку зрения. Одаренность существует лишь в постоянном движении: или развивается, или угасает. Ясно, что не каждый станет великим, но каждый имеет возможность развиваться.
Цель педагогической деятельности:     помочь проявлению и развитию способностей ученика, оказать ему поддержку и помощь, создать условия для развития творческой личности.
Учитель для одарённых детей должен уметь:
разрабатывать гибкие, индивидуализированные программы;
создавать теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе;
быть для ребенка наставником и единомышленником;
объективно оценивать успехи ученика;
задавать открытые вопросы («Что бы случилось, если бы?..»)
стимулировать выход учащихся за пределы первоначальных ответов такими вопросами, как «Что ты имеешь в виду?», «Если она права, то как это повлияет на?..»),
внимательно и с интересом выслушивать ответы детей;
уважать личность, индивидуальность ребенка, его ценности;
способствовать формированию положительной самооценки ученика;
поощрять творчество и работу воображения,
принимать стремление ученика работать самостоятельно;
стимулировать развитие умственных процессов высшего уровня
Прежде всего, знать, что характерными чертами одаренного человека являются:
Любознательность. Любовь к познанию, или любознательность, берет свое начало от любопытства. Для ее становления важны не только умственные способности, но и чувства, мотивы. Одаренные дети получают удовольствие от умственного напряжения.

2. Сверхчувствительность к проблемам. Одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы в противоречии, особенно там, где другим все представляется ясным и понятным. Сверхчувствительность к проблемам является качеством самостоятельно мыслящего человека.
3. Познавательная самостоятельность. Для одаренного человека решение задачи не является завершением работы. Это начало новой работы.
4 .Повышенный интерес к дивергентным задачам. Творцов отличает то, что они не боятся дивергентных задач (задач, имеющих не один, а множество правильных ответов), предпочитают их задачам конвергентным (предполагающим единственно верный ответ).
5. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи. Она ярко выражается в характере самостоятельных работ.
6. Гибкость мышления – способность быстро и легко находить новые стратегии решения. Это явление редкое.
7. Продуктивность мышления, обилие идей – необходимая предпосылка творчества.
8. Легкость ассоциирования. Выражена наиболее явно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию.
9. Способность к прогнозированию, предвидение. Это редкое качество, включающее в себя воображение, интуицию, способность к глубокому анализу.
10. Высокая концентрация внимания. Это выражено: а) в высокой степени погруженности в задачу; б)в возможности успешной настройки, даже при наличии помех, на восприятие информации, относящейся к выбранной цели. Отсюда вытекает склонность к сложным занятиям.
11. Отличная память.
12. Способность к оценке. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других.
13. Особенности склонностей и интересов. Это проявляется в особом упорстве при достижении цели, в широте интересов.
14. Самостоятельность, которая предполагает: а)независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения; б) ответственность за свои поступки и их последствия; в)внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно. Самостоятельность базируется на способности в оценке, умении регулировать собственное поведение и эмоции, в смелости и склонности брать на себя ответственность.

15. Юмор – умение видеть смешное в разных ситуациях.
При выявлении одаренных детей я использовала разнообразные методы:
наблюдения;
использование ряда методов для сбора информации о семейных условиях ребёнка, о его развитии в раннем детстве (беседы с родителями, анкетирование, сочинения детей);
тренинги;
участие учащихся в ролевых играх, «мозговых штурмах», при проведении КТД;
организация предметных олимпиад, творческих конкурсов;
проведение диагностики с использованием различных методик (методика «Интеллектуальный портрет», методика для родительского исследования, методика «Карта одарённости», методика оценки общей одаренности, тест на изучение оригинальности решения задач на воображение)
Русский язык и литература как учебные дисциплины имеют широкие возможности для работы с талантливыми, одаренными детьми. Однако в сельской школе работа в данном направлении осложняется тем, что наполняемость классов составляет 3-6 человек; следовательно, талантливых детей не так уж много. В то же время в малокомплектной школе обучение в основном индивидуальное, дифференцированное, личностно-ориентированное. Поэтому есть необходимые условия для раскрытия и развития способных учеников. Эта работа носит длительный и кропотливый характер. Прежде всего используется метод убеждения: ребенок может и должен знать больше, нежели того требует школьная программа, т.е. должен поверить в себя, в свои силы и возможности; что только систематическая, самостоятельная работа может принести успех. После чего начинается воплощение желаемого в действительность. Известно, что школьный курс дает минимум знаний, лишь его теоретические основы. Но ведь русский язык гораздо богаче, он “велик и могуч”; литература просто безгранична. Поэтому, чтобы жить в современном обществе, необходимо много знать. А глубина постигается с помощью изучения дополнительной справочной литературы. Следовательно, работа с одаренными детьми направлена на углубленное, профильное изучение предметов, на развитие способностей. Классно-урочная система не в состоянии решить ее целиком. Поэтому необходимо дополнительное время. Где его взять? Это внеурочная деятельность: факультативные занятия, предметные кружки, индивидуальные консультации с учителем, самостоятельная работа. Приведу ряд примеров (все они, безусловно, повышенной трудности) из личного опыта работы с талантливыми учениками.
1. Олимпиадные задания.
2. Создание проектов.
1) Творческих. Например:
- Написать стихотворение, используя разносклоняемые имена существительные.
- Сочинить рассказ с включением в него пословиц и поговорок.
- Выпустить лингвистический бюллетень на тему “Культура речи”.
- Подготовить презентацию личного творчества.
2) Исследовательских. Например:
- Выяснить , как связано имя А.С.Пушкина с Казахстаном.
- Написать реферат на тему “Женские характеры в романе Л.Н.Толстого “Война и мир”.
- Подготовить проект на тему “Пейзаж в творчестве писателей и поэтов XIX века”.
3) Информационных. Например:
- Подготовить информацию “Какой корень у местоимения “я”?”
- Подготовить доклад о русских лингвистах.
- Подготовить проект на тему “ История моего края”, используя архивные документы.
4) Игровых. Например:
- Обработать русскую народную сказку “Царевна-лягушка” на современный лад.
- Придумать игры для физминутки, музыкальной паузы.
5) Практико-ориентированных. Например:
- Подготовить материал по русскому языку и литературе для ЕНТ.
- Разработать рабочие тетради по литературе для обучающихся 5-7 классов.
- Подготовить альманах “Казахстанские писатели и поэты”.
3. Творческие диктанты.
4. Комплексный анализ текста.
5. Лингвистический (языковой) анализ текста.
6. Литературоведческий анализ текста.
7. Работа по карточкам, с перфокартами.
8. Конкурсные работы.
Всякая деятельность должна носить продуктивный характер, т.е. направлена на конкретный результат.
Особенно важно в работе с одаренными детьми, умение учителя управлять ученическим общением, заранее моделировать, предвидеть результаты. Педагог должен обладать рядом важных не только профессиональных, но и личностных особенностей для работы с одаренными детьми. Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): "Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю".
Взаимодействие педагога и ребенка должно строиться на основе  следующего принципа: “Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир”. А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество, как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен уметь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.Поэтому можно говорить о том, что первые шаги к высокомотивированному ученику, к отысканию искры, которая горит в нем, начинается на уроке. Первоначальная задача учителя состоит в том, чтобы своевременно выявить одаренность, вызвать и увидеть в ребенке желание творить, искать, трудиться над непознанным для него явлением.
Если говорить об одаренности в области филологии, то такие дети сразу заметны при проведении уроков своей творческой активностью, постановкой  нестандартных вопросов. В работах таких детей обязательно есть необычные гипотезы, интересная аргументация и стремление расширить границы своего знания по предмету. 
Статистика утверждает, что только порядка 4% детей являются одаренными, поэтому сразу следует оговориться, что речь скорее пойдет о работе со способными детьми в условиях общеобразовательной массовой школы. Поэтому сегодня перед учителем стоит задача, как построить работу на уроке, которая была бы направлена на максимальное развитие способных детей. Прежде всего, это должен быть принципиально новый качественный подход в обучении, в основе которого лежат принципы компетентностно-ориентированного, личностно - ориентированного подхода; дифференцированное, развивающее и проблемное обучение.
В связи с этим можно обозначить так называемые образовательные «стратегии», которые направлены на развитие детей с повышенным уровнем способностей.
1) Стратегия «индивидуализации». В последнее время все активнее утверждается представление о необходимости учета в образовательно-воспитательных системах неповторимости каждого индивида .
2) Стратегия «исследовательского обучения». Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
3) Стратегия «проблематизации». Содержание образования, смоделированное по данной стратегии, предполагает изложение учебного материала таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблему, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить. Для этого их необходимо обучать «умению видеть проблемы». Это, в свою очередь, создает предпосылки для анализа вариантов ее решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее.
4) «Стратегия интенсификации» предполагает изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или, как говорят специалисты, - интенсивности обучения.
Основное направление в  работе с одаренными детьми по русскому языку и литературе состоит не только в том, чтобы сохранить этот высокий уровень развития ребенка, но и дать возможность раскрыть свои способности в дальнейшем и не ограничивать эти способности определенными рамками.
Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. К обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.).
Для превентивного обучения доказана эффективность методов обучения в группе. Поэтому в процессе работы, помимо традиционных методов обучения, могут быть использованы методы обучения в группе. К ним относятся:
- кооперативное обучение,
- мозговой штурм,
- групповая дискуссия.
Обучение в группе означает, что дети учатся:
- обмениваться друг с другом информацией и выражать личное мнение;
- говорить и слушать;
- принимать решения, обсуждать и совместно решать проблемы.
Обучение в группе развивает личностные и социальные навыки, необходимые для эффективного превентивного обучения.
Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах (от 2 до 8 человек) ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.
Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контр идей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.
Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:
дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
ослабить скрытые конфликты;
выработать общее решение;
повысить эффективность работы участников дискуссии;
повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.
Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.
Можно включить в урок задания повышенной трудности, для выполнения которых нужен более высокий уровень, умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях. Это наиболее продуктивное направление работы, поэтому сосредоточим на нём основное внимание. Какие же формы и приёмы работы помогут его реализовать?
1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, ученикам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить указанное задание на материале пословиц, которые они должны подобрать самостоятельно.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Глядя на чужую работу, сыт не будешь.
Друга на деньги не купишь.
2. Задания, разно уровневого характера, позволят каждому ребёнку впитать необходимый и посильный объём информации.
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)
 *  Задание 1-го уровня
•   Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.
** Задание 2-го уровня
•   Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.
*** Задание 3-го уровня
•  Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень. Поставьте ударение.
•   Над первыми 5 словами укажите название частей речи.
3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы. Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.
(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, река Тобол, город Алмата, из училищ, дочь, без калош).Учащиеся могут предложить массу вариантов группировки слов: а) наличие мягкого знака и его отсутствие; б) тип склонения; в) род; г) падеж;                              д) собственные - нарицательные; е) одушевлённые - неодушевлённые;  ж) с предлогами – без предлогов; з) имеющие только форму ед. числа и другие.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, в упражнении предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени. Для сильных учеников задание усложняется: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
5. Задания исследовательского характера. На уроках мы используем задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.
6. Задания, содействующие  формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Цель таких занятий - будить детскую любознательность, пробуждать желание заглянуть за рамки учебника формировать активное отношение к процессу познания.
Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями. Практическая необходимость обращаться к словарям  воспитывается на базе ситуативных задач. Например:
Вы готовитесь к докладу. У вас возникли сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударения в словах, используя словарь.
7. Творческие задания.
Репродуктивно - творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап - создание сочинений-миниатюр    по образцу. Например, в  упражнении предлагается вставить прилагательные в текст, представляющий собой описание пасмурного дня. Детям, имеющим более высокий уровень подготовки, предлагаю по данному образцу дать самостоятельное описание солнечного дня.
Большое место среди работ творческого характера занимает работа по картине. Обычно, «читают» картину: по сути, пересказывают, что на ней изображено, несколько слов о колорите, о главной мысли полотна, о своих впечатлениях. А почему не предложить, кроме этого, наполнить картину звуками? Как тонко чувствуют ребята природу, когда они описывают картину. Считаю, что именно творческая самостоятельная деятельность взрослых и детей необходима современной школе.
Сегодня большую роль в обучении может и должен играть компьютер. Литературные материалы, в том числе и игры, выполненные в электронном виде, могут применяться как в классной, так и в домашней работе, ребята самостоятельно с удовольствием создают презентации.  Так учащиеся представили презентацию на тему «Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Проект - это самостоятельная, творчески завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, во время выполнения которой, они продолжают пополнять свои знания и умения.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные вопросы, материалы и задачи. Например «Магический квадрат», «Забрось мячи» - это быстрая проверка знаний на уроке по какой-либо теме. Такие игры можно использовать в конце урока.
Ребята с удовольствием сочиняют синквейны.
Каждый человек индивидуален, каждый ученик – раскрытая книга с ненаписанными страницами, и напишется на них то, что предложит жизнь! Задача педагога: увидеть лучшее в ученике, увидеть то, что сокрыто за ошибками в словах, за неровным почерком и неумелыми высказываниями, то, что заложила в него природа, великое, неповторимое, его, личное!
Особые дети  требуют  от учителя больших усилий, потому что для них лучше готовить задания повышенного уровня, чтобы поддерживать интерес и тем самым развивать их, надо заниматься с одаренными детьми дополнительно, участвовать в различных конкурсах. Всё это требует серьезной подготовки: подбор заданий; анализ их содержания в соответствии с требованиями, предъявляемыми к олимпиадным заданиям; оценивание задач в зависимости от степени сложности и оригинальности; подготовка школьников в рамках индивидуальных образовательных маршрутов по предмету; непосредственно организация и проведение олимпиады; психологический настрой школьников на победу в олимпиадах, конкурсах, конференциях. 
Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные проекты по предметам. Так  учащиеся в прошлом учебном году активно принимали участие в олимпиаде по русскому языку, в проекте «Русский медвежонок» .Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.
Работа с одаренными детьми сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни нашего общества.
 На своих уроках использую разные формы работы:
проектная деятельность: это система обучения, ориентированная на творческую самореализацию личности детей, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового, под контролем воспитателя;
нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления, в ходе которых учащиеся максимально проявляют свои способности;
самостоятельные работы (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня). Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков;работа в группах, процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности;
творческие диктанты, при которых орфографические умения и навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми;
работа по карточкам, с перфокартами, цель- уделять особое внимание психолого – педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей);
написание  стихотворений, сочинений, для раскрытия внутренних особенностей каждого ребенка;
проектно-исследовательская работа, представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт;создание презентации.
Во внеурочное время провожу:
предметные недели, у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере;
олимпиады по предметам, для выявления наиболее способных учащихся с целью поддержки и развития их способностей;
исследовательские работы;
музыкально-литературные гостиные, такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.
Использование разнообразных форм урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе позволили добиться позитивных результатов коммуникативной деятельности школьников, сформировать у них творческую, познавательную активность, самостоятельность, выявить и поддержать одаренность, любознательность в приобретении знаний.
Компьютерная поддержка при работе с одарёнными детьми
Подготовка к такому уроку становится творческим процессом, а зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. Например, в качестве тренажёра при  контроле за умениями, навыками учащихся. Такой тестовый контроль при формировании умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Данный способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.
Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:
повысить интерес учащихся к предмету;
повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
сэкономить время на опрос учащихся;
дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не  только на уроках, но и в домашних условиях;
помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Незаменимы ИКТ-технологии и электронные образовательные ресурсы при самостоятельной поисковой, творческой работе учащихся, так как дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что это не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток научится среди обилия информации в Интернете находить нужную, научится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Учитель русского языка и литературы уже сталкивается с тем, что ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.
Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков.
Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на уроках русского языка и литературы позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и  преподавателям информатики и информационных технологий.
Таким образом, использование ИКТ и ЭОР на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.
Сегодня информация играет решающую роль во многих проблемах, связанных не только с познавательной, но и технологической, творческой, политической, социальной деятельностью человека. Резкое возрастание роли и значения информации требует глубокой подготовленности всех членов современного общества к использованию средств информационной технологии в своей профессиональной деятельности, а значит, востребован выпускник школы, владеющий навыками работы с информацией. Нельзя  забывать и о высоком потенциале информационных технологий в формировании и удовлетворении индивидуальных духовных потребностей учащихся, развитии их творческих способностей.
К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие: возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; возможность сочетания разных программных средств; а также побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. Несомненно, компьютер с его широкими возможностями внедрения ИКТ-технологий и ЭОР на урочных и внеурочных занятиях по русскому языку и литературе выполняет различные функции: источника учебной информации; наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации; тренажера; средства диагностики и контроля; текстового редактора.
Задача учителя-словесника – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Надо научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью родного языка  особенно в наше время, когда так бурно развиваются наука и техника, а компьютерные технологии прочно входят в нашу жизнь, охватывая все сферы жизнедеятельности человека: промышленность, экономику, политику, культуру и, конечно, образование.
Если еще недавно учитель регулировал процесс получения учениками знаний в форме готовых ответов на вопросы из печатной учебной продукции (количество которой было ограничено), то теперь он является своеобразным посредником между множеством разнообразных информационных источников и учениками, и это его положение с каждым годом становится все сложнее и сложнее.
Вместе с тем уроки с использованием данных инновационных технологий следует проводить наряду с обычными занятиями; компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно.
Используя информационные технологии и электронные образовательные ресурсы на своих уроках, учитель таким образом решает не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.
В последнее время невозможно представить профессиональную деятельность любого учителя без ИКТ-технологий. В своей работе использую:
компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5–8 класс);
компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках.
справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, различные информационные персональные сайты учителей-словесников
проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (7-8 класс);
Программа
кружка по русскому языку
«Знатоки русского языка»
для работы с одаренными детьми
5-7 кл                                                                             
Аннотация
        Программа  кружка  составлена в связи с потребностью детей узнать как можно больше о русском языке, а также с целью дальнейшей подготовки школьников к олимпиадам и конкурсам. Данная программа развивает
- познавательные способности детей
- поддерживает хорошую мотивацию к учебному процессу и изучению русского языка
- способствует профессиональной ориентации в области изучения гуманитарных предметов
Новизна данной программы состоит в том, что на занятиях кружка учащиеся будут изучать серьёзные вопросы языкознания, также решать сложные задачи олимпиадного уровня, развивать языковое чутьё.
Пояснительная записка
Цели программы:
-Подготовка призёров олимпиады по русскому языку
-Привить учащимся интерес к предмету русского языка
На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:
Современный русский язык
Культура речи
Диалектология
Введение в языкознание
Стилистика
Актуальность программы заключается в следующем:   данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами языкознания, литературоведения, культуры речи, грамматики русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблемах данных наук. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
На занятиях школьники смогут самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, сочинять лингвистические сказки, а также совершенствовать навыки  диалогического речи, учиться определять и аргументировать собственную позиции по какому- либо вопросу .  В работе с детьми можно использовать  проектную деятельность, работу в группах и другие технологии Они должны быть направлены на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами. Данная практика поможет ему осваивать более сложный уровень знаний по предметам, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
   Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка  желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
   Программа кружка рассчитана на 1 год. Занятия 1 раз в неделю.
Принципы программы:
Актуальность. Умение правильно и выразительно передать свои мысли средствами языка.
Научность. Литература и русский язык – учебные дисциплины, развивающие умение найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. выразительное) и, следовательно, стилистически оправданное.
Системность. Курс строится от частных вопросов (особенности отдельных вопросов литературоведения и русского языка) к общим (качество идеальной речи).
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение норм литературного языка в целом, умение проводить комплексный анализ текста, что положительно скажется при подготовке как к олимпиадам по предмету, так и при подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к русскому языку и литературе как наукам гуманитарного направления, во-вторых, успешная сдача экзаменов и успешное выступление на олимпиадах по литературе и русскому языку.
Предполагаемые результаты:
Занятия в  кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по русскому языку и литературе; ключевые понятия литературы и русского языка; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества письменной и устной речи учащихся; успешному выступлению на олимпиадах различного уровня; успешной сдаче экзаменов.
Основные виды деятельности учащихся:
работа с источниками информации: поиск, сопоставление информации, грамотное оформление информации;
выделение фактов, доказательств проблемы;
работа с текстом и его анализ;
творческие работы;
исследовательская и проектная деятельность.
Календарно- тематическое планирование
кружка по русскому языку
« Знатоки русского языка »
Дата Проверочная занимательная олимпиада и её анализ 2
Интеллектуальная игра « Словесная баталия» Подготовка к олимпиаде. ИКТ 2
Интеллектуальная игра. « Хочу всё знать» Подготовка к олимпиаде. ИКТ 1
Языки мира. Родственные связи языков. Кто такие Кирилл и Мефодий? 2
  Когда возникло первое письмо?.  История букв, которых нет в современном алфавите.
Игра 1
1
Откуда берутся слова? ИКТ 1
 « Иностранцы» в нашем языке. 1
Какие бывают словари. Работа со словарными статьями. Синонимы, синонимические ряды, градация. 1
Паронимы и как их различать?   1
Фразеологизмы. Происхождение фразеологизмов. Выступление с докладами и презентациями. 1
Крылатые слова и выражения и история их происхождения. 1
Все на «О»: омонимы. омофоны, омографы, омоформы. 1
«Своя игра». ИКТ 2
Кто они, лингвисты? Выступления учащихся. 2
Интеллектуальный марафон «Знатоки грамматики». ИКТ 1
Культура речи. Правильно ли мы произносим слова? Орфоэпические нормы русского литературного языка. 1
Трудные случаи акцентуации. 1
 Культура речи. Лексические, грамматические, синтаксические нормы литературного русского языка. 1
20. Тестовая работа по культуре речи.         1
21. Творческая работа «Я работаю корректором». 2
22. Творческая работа « Хочу всё знать» 1
23.Антитеза как лексическое и синтаксическое средство. Стилистические приемы антитезы. Тестовые задания с выявлением изобразительно- выразительных средств языка. 2
 24.Работа с художественными текстами по группам. . Определение тропов. 1
 25.Тропы. Работа с текстом: выявление художественных средств языка.         1
 26.Творческая работа. Создание сочинения по определенной теме с использованием заданных тропов. 1
 27. Сочинение-размышление « Что мне дали занятия в кружке» или выполнение тестового задания по пройденным темам. 1
                                                           Итого 34

Тематическое планирование занятий
по русскому языку с группой одаренных детей (34 часа)
I.Цикл занятий по фонетике и орфографии (4 часа).Фонетическая система современного русского языка. Классификация гласных и согласных звуков. Понятие сильной и слабой позиции.
Буквы е, ё, ю, я в фонетической системе русского языка. Понятие орфоэпической нормы. Работа по орфоэпии. Позиционная смена гласных и согласных звуков.
Фонетические процессы, лежащие в основе русского стихосложения. Работа по орфоэпии. Варианты литературных произносительных норм.
Фонетические средства создания художественного образа. Аллитерация и ассонанс. Работа по орфоэпии.
II.Цикл занятий по лексике, этимологии и фразеологии
(10 часов).
однозначные и многозначные слова. Способ переноса значений слова. Производные метафорические значения слов.
Лексическая омонимия и сходные с ней языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Функционирование этих явлений в речи.
Синонимия. Понятие синонимического ряда. Типы синонима использование их в речи.
Антонимия, энантиосемия и полисимия. Стилистические фигуры основанные на этих явлениях (антитеза, оксюморон, анафразис).
Исторические изменения словарного состава языка. Этимология слова. Исконно русская и заимствованная лексика. Старославянизмы в составе русского литературного языка.
Процессы архаизации и обновлен7ия русской лексики. Историзмы, архаизмы, неологизмы, их типы. Стилистическое использование устаревших и новых слов.
7. Стилистическое расслоение русской лексики. Эмоционально-экспрессивная
окраска слова. Оценочная лексика. Использование в речи стилистически окрашенной лексики.
8. Фразеологические единицы. Их основные признаки и типы. Этимология фразеологизмов. Стилистическая дифференциация и использование фразеологизмов в речи.
9. Стили речи. Их особенности и языковые приметы. Порядок лексического и стилистического анализа текста.
10. Практическое занятие по лексическому и стилистическому анализу текстов.
III. Цикл занятий по словообразованию (2 часа).
Морфемный анализ слова. Продуктивные и непродуктивные морфемы.
Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательные цепочки и гнезда. Словообразовательный анализ слова (практическая работа)
IV. Цикл занятий по морфологии (4 часа)
Существительные конкретные, абстрактные, вещественные, собирательные. Категории рода и числа у данных существительных.
Морфологические признаки (род, число, склонение) заимствованной лексики.
Историческая морфология. Некоторые изменения в роде, числе и падежных формах существительных и прилагательных в русском языке.
Слова категории состояния. Их морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении.
V. Цикл занятий (7 часа)
Простое предложение, его грамматическая основа. Нетрадиционные способы выражения подлежащего и сказуемого. Типы сказуемого.
Второстепенные члены предложения. Их виды и способы выражения.
Компоненты, осложняющие простое предложение (однородные члены, обособленные члены предложения, обращения, вводные и вставные конструкции).
Двусоставные и односоставные предложения, Виды односоставных предложений. Неполные предложения. Синтаксический разбор простых предложений.
Сложные синтаксические конструкции.
6-7. Синтаксический анализ текста (практические задания).
VI. Цикл занятий по комплексному анализу текста
(7 часов).
определение текста, его особенности. Виды связи предложений в тексте. Типы речи и их характеристика. Практическая работа по данной теме.
Структура комплексного анализа текста. Понятия темы и идеи текста. Нахождение ключевых слов в тексте.
3-7. Практические задания по комплексному анализу текста.
Примерные задания для занятий
Раздел «Фонетика и орфография».
Расставьте ударения в словах:
Асимметрия, баловать, блокировать, вероисповедание, втридорога, мусоропровод, гастрономия, ракушка, квартал, искра, знамение, зубатый, камбала, каталог, переименовать, закупорить, кожух, кухонный, подбодрить, сироты, (мн. ч), ремень, снадобье. На чем основана рифма в данных стихотворных отрывках?
А) Она рабыня и царица,
Она работница и дочь.
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
Б) Бороться с мраком и дождем,
Страдальцев участь разделяя,
О как безумно за окном
Бушует ветер, изнывая!
3.Какие фонетические средства использует автор для созданияхудожественного образа, настроения в стихотворении?
Терек воет, дик и злобен. Меж утесистых громад. Буре плач его подобен. Слезы брызгами летят
Но по степи разбегаясь. Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит.
М. Ю. Лермонтов.
Раздел «Лексикология и этимология»
1. Выделите и переведите на современный русский язык имеющиеся в отрывке архаизмы. Почему эти устаревшие слова называются архаизмами, а не историзмами? Какую роль они выполняют в данном тексте?
Не здесь ли мирны дни вели земные боги?
Не сель Минервы Росской храм?
На сель Элизиум полнощный.
Прекрасный Царско-сельский сад.
Где, льва сразив, почил орел России мощной
На лоне мира и отрад?
Увы! Промчалися те времена златые
Когда под скипетром великия жены
Венчалась славою счастливая Россия.
Цветя под кровом тишины!
А. С. Пушкин
2. Найдите синонимы в данном художественном тексте, определите
их вид. Какова их стилистическая нагрузка?
К тому же они так непорочны.
Так величавы, так умны.
Так благочестия полны.
Так осмотрительны, гак точны.
Так непреступны для мужчин.
Что вид их уже рождает сплин.
А.С.Пушкин3. Найдите в данном отрывке старославянизмы, укажите их признаки.
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи бладВознесся пышно, горделиво.
А.С.Пушкин4. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?
Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.
Раздел «Словообразование»
Назовите слова, в которых окончание находится не в конце слова.
Распределите слова на 2 группы – оканчивающиеся на о, имеющие окончание онужно, можно, оно, ясно, кимоно, известно, рядно, полено, кино.
Можно ли считать данны6е слова однокоренными? Ответ докажите путем морфемного анализа.
Сошлись – разойтись
Раздел «Морфология»
1 .Подберите прилагательные к данным существительным, запишите словосочетания в творительном падеже.
Мозоль, тополь, шампунь, марабу, тюль, какаду, аэрозоль, ралли, родео, шасси.
2. Одно из слов дверь, горсть, тень в ходе истории изменило род. Какое это слово? Обоснуйте свой ответ.
Найдите выражения с неправильно употребленными предлогами и исправьте их.
Показатели по выполнению работ возросли: составлен график по проверке дежурства сотрудников; докладчик ловко оперирует с этими фактами; я полагал о том, что решение было принято: по этой рекламе были получены отклики; благодаря приказа директора выплата произведена вопреки указания.
Раздел «Синтаксис»
1. Одинаковую ли синтаксическую роль выполняют глаголы неопределенной формы в следующих фрагментах? Ответ обоснуйте.
а) А у нас тишь да гладь.
Божья .благодать.
А у нас - светлых глаз
Нет приказу подыматьА.Ахматова.
б) Когда б не смутное влеченье
Чего-то жаждущей души.
Я здесь остался б - наслажденье
Вкушать в неведомой тиши. . .
А.О. Пушкин.
2. Найдите и подчеркните главные члены предложения. Для подлежащего укажите способ выражения.
А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.
6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?
в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово, докажите по.
а) Сколько pas я мечтала в долгой жизни своей постоять, как бывало, возле этих дверей.
6) Отчего же с недавних дней Что-то чудится мне прощальное В добрых встречах своих друзей.
в) В соловьиную рощу несу микрофон Записать это дивное пенье.
г) Луна взошла багровая и хмурая, точно больная.
4. Проанализируйте односоставные предложения. Подчеркните главный член предложения, укажите способ его выражения, определите тип односоставного предложения. В сложном предложении проанализируйте предикативные единицы, являющиеся по структуре односоставными предложениями.
а) Но с новою потерею Вы тягостней и все страшней терять. И надо встать над горем и поверить.
б) И веет дремучей, глубокой Русью. От серых замшельех осиновых крыш,
в) Волокли его на волокушке.
Литература:
Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. М.: Просвещение, 1989.
Зайцева О. Н. Уроки истории языка в школе: Методическое пособие для учителя. М.: Вербум-М, 2005
3.Абутова В.В. О системе работы с одарёнными школьниками.
4. Першович В.С. Уровневая дифференциация как методика развивающего обучения.
5. Глухова С.В. Проектная деятельность в личностно-ориентированном обучении.
6. Логинова Р.Н. Творчески одарённые дети: выявление и развитие.
7. Павлова Е.В. Стратегия работы с одарёнными детьми.
Материал сайтов:
1. kolomnaraionmc.ucoz.org/publ/raznoe/uroki_slovesnosti2.bilim-all.kz/.../210-Sistema-raboty-s-odarennymi-det_mi-na-urokah-russ...
3.festival.1september.ru/articles/625815/
4.nsportal.ru/.../rabota-s-odaryonnymi-detmi-na-urokakh-russkogo-yazyk...