Статья ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ


Обучение талантливых и одаренных детей
С.П.Аулова/S.P.Aulova, И.В.Четверикова/ I.V.Chetvericova, И.Г.Демченко/ I.G.Demchenko, учителя начальных классов МБОУ «Средней общеобразовательной школы №49 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Белгорода (the elementary school teacher of MBOU "High comprehensive school N 49 with profound studying of separate subjects" Belgorod)
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрен вопрос о создании благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. У детей, обучающихся по системе Л. В. Занкова, лучше, чем у других, развита наблюдательность, способность к обобщению, к самостоятельному выполнению разного рода заданий
Конечная цель нашей работы с одаренными детьми и их родителями - создание психологического климата, в котором талантливый человек может использовать максимум своей энергии на продуктивные занятия.
ANNOTATION
"Educating of talented and giftedchildren"
In article the question of creation of the favorable environment for achievement of the maximum success in training of children is considered. At the children who are training on system of L. V. Zankov, it is better, than at others, observation, ability to generalization, to any independent performance of tasks is developed
Ultimate goal of our work with exceptional children and their parents - creation of psychological climate in which the talented person can use a maximum of the energy on productive occupations.
"Всё гениальное просто, и всё простое гениально»
Народная мудрость
Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используются для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы.
Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция либо серьезная психологическая подготовка. Трудно увидеть творческую одаренность, но еще труднее ее развивать. Задача учителя состоит в том, чтобы найти методы, создать условия, увидедь одареннного ребенка. И работать во благо ребенка, чтобы он применил свои способности в нужное русло.
По выявлению одаренности ребенка или же раскрытию его способностей на уроках мы проводим психологические минутки, наблюдаем за индивидуальной работой учащихся, в паре и группе. Выявление одаренных и талантливых детей основывается на анализе успехов и достижений учащихся. В нашей школе создан банк данных учащихся, предоставляется помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности. Сейчас система Занкова явно вызывает интерес у педагогов, которых не удовлетворяют традиционные программы и методики. По данной системе в нашей школе обучается 16 классов, что составляет 67% от общего количества учащихся. Цель системы - достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков.
Практика показывает, что у детей, обучающихся по системе Л.В. Занкова, лучше развита наблюдательность, способность к обобщению, к самостоятельному выполнению разного рода заданий. В обычной школьной программе возможность выражать свои идеи визуально в пространственной форме сильно ограничена. Дети с опережающим развитием часто с трудом воспринимают строго последовательный материал, избегают таких заданий или требуют целостного представления изучаемой темы, что часто воспринимается как нарушение поведения. В системе же Л.В.Занкова дело обстоит иначе. В классе проводится дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми и не отслучая к случаю, а ежеурочно. На уроках стараемся создавать для ученика ситуации успеха и уверенности, организуем участие в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Со стороны психолога в нашей школе организована психолого-педагогическая поддержка одаренных детей, создана система стимулирования и поощрения учащихся (в конце года проводится праздник «Звездный олимп»). В классе мы стараемся организовать досуг учащихся с целью развития познавательной активности, расширения кругозора (экскурсии, туристические поездки, взаимодействие с различными организациями города). Особое место отводим работе с родителями одаренных детей, проводим совместную практическую деятельность одаренного ребенка и родителей. В школе создана пространственно-предметная образовательная среда через элективные курсы, факультативные и внеурочные занятия. Для обучающихся создаются условия для формирования и развития познавательной активности. Накоплен большой опыт организации различных форм индивидуальной и коллективной внеурочной работы: предметные кружки;интеллектуальные конкурсы, марафоны знаний; школьные научные конференции; организация проектной и исследовательской деятельности;предметные олимпиады; экскурсии.
Немаловажная роль в этом направлении отводится и самому педагогу. Он должен хорошо разбираться не только в трудностях своего предмета, но и в большей степени выявлять индивидуальные особенности своих учеников. Учитель должен быть ЛИЧНОСТЬЮ творческой, увлеченной своим предметом, владеть современными научными методиками и технологиями обучения, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности, интеллектуальным, нравственным, эрудированным. Каждый учитель, определяя для себя методическую тему, выбирает свой путь реализации намеченных целей и задач, выстраивает алгоритм своей деятельности.
В рамках внеурочной деятельности проводятся занятия «Я-исследователь», которые основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.
Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.
1. «И все-таки у них много общего». Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики и не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций.
2. «Безумный генетик». Внимание! Здесь важен процесс, а не результат. Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных. Работая над этим произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
3. «Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам необходимо произвольно выбрать 10 любых слов. Задача: вы архитектор, к вам обратился заказчик. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
4. «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят. Например, «шляпа – большая, зеленая и т. д.». А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия.
5. «И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам.
Часто учителя стараются сами навязать свое мнение ребенку, заставить ученика работатать по той теме, которая ему не интересна. Ученик, дабы не обидеть учителя, работает без желания. А такая работа зачастую не приносит пользы никому. Ведь разговаривая с учениками, понимаешь, чего они хотят, что они любят и они охотно делятся своими мыслями. Мы рекомендуем педагогам развивать из недостатков, прекрасные способности.
Конечная цель нашей работы - создание психологического климата, в котором талантливый человек может использовать максимум своей энергии на продуктивные занятия. А делает счастливым одаренного ребенка то, что приносит удовольствие каждому без исключения - новые цели, новые объекты исследования, новые чувства и переживания. Мы предлагаем воспитывать и растить счастливых детей, вот тогда их задатки перейдут в способности, а способности выльются в одаренность. Ведь мы говорим о хорошем урожае после того, как соберем его в зависимости от нашего вложенного труда. А воспитание и результат нашего обучения это очень долгий процесс наших вложений. Так давайте трудиться во благо наших детей!
Все учителя начальных классов нашей школы – это мастера своего дела, которые работают на результат, готовы поделиться своими идеями с коллегами. А самое главное мы обладаем желанием вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, чтобы дети могли заявить о себе, применить свои умения уже в стенах школы, самореализоваться и быть успешными.
Литература
Богоявленская, Д.Б. Природа детской одаренности/Д.Б.Богоявленская. - Одаренный ребенок, 2002, №1.
Кулемзина, А.В. Детская одаренность: психолого-педагогическое исследование. / А.В.Кулемзина, - Новосибирск - Томск, 1999, с.91–104.
Одаренные дети/ под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991, 381с.
Ушаков, Д. Откуда берутся и куда деваются вундеркинды? / Д.Ушкаков. - Школьный психолог, 2008, №18.