Разработка Роль внеклассной работы в изучении литературы


Роль внеклассной работы в формировании ценностных ориентации школьников и развитии их творческих способностей в аспекте личностно - ориентированного образования.
Сегодня, когда страна переживает кризис образования и воспитания, кризис всей системы социализации подрастающего поколения, внимание ученых, педагогов все больше привлекает проблема современных ценностных ориентации. Особое внимание уделяется выявлению тех основных ценностей россиян, которые определяют нравственный облик и поведение людей и которые должна формировать школа.
Перед современной школой стоит непростая задача - воспитание всесторонне развитой, гармоничной, творческой личности.
Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью.
Ребенок, как и взрослый человек, стремится выразить свое «я». Часто взрослые полагают, что каждый ребенок рождается с творческими способностями и если ему не мешать, то рано или поздно они проявятся. Но, как показывает практика, такого невмешательства мало: не все дети могут сами открыть дорогу к созиданию и, уж конечно, не все могут сохранить надолго творческие способности.
Именно в школьные годы наступает критический период детской креативности. Следовательно, именно в школьный период как никогда нужна помощь педагога, чтобы преодолеть этот кризис, обрести (а не потерять) возможность для самореализации, для выражения своего «я».
Воспитать творческую личность в условиях современного урока, ограниченного рамками программы, 45 минутами, переполненностью классов и множеством других факторов, крайне сложно. Хотя отдельные педагогические приемы, творческие задания применяются учителем в ходе обычных уроков.
Большие возможности для выявления и развития творческих способностей детей предоставляет внеклассная работа по предмету. Она же способствует и воспитанию интереса к русскому языку, к слову, к художественному произведению. Тем актуальнее это сегодня, когда мы живем в мире компьютерной техники, мобильных телефонов, телевизоров, когда дети не хотят и не любят читать (это считается немодным), когда полки книжных магазинов переполнены различными изданиями школьных литературных произведений в сокращении (зачем читать четыре тома «Войны и мира», когда можно обойтись двадцатью страницами), писать сочинение, когда - вот они готовы - 250 лучших, золотых? Создается впечатление, что издательская деятельность в нашем государстве озабочена одним - чтобы школьник не думал, не мыслил, не творил.
Внеклассная работа решает еще одну немаловажную проблему - свободное время школьника: куда пойти, чем заняться. Для ребят нашей школы это особенно актуально. Ведь мы живем в районе, удаленном от центра, районе, где нет общественно-культурных учреждений, спортивных школ, центров детского творчества, станций юных техников, детских клубов по интересам. Единственный кинотеатр в нашем микрорайоне уже несколько лет не функционирует, закрыт на ремонт. Поэтому школьные кружки, клубы, студии являются для многих ребят единственным местом проведения досуга. Социум, в котором живут наши дети, является также не совсем благоприятной средой для всестороннего развития молодого человека. Из 670 учащихся нашей школы 200 растут в неполных семьях, 70 в неблагополучных. Основная масса родителей нашей школы - люди со средним или средне-специальным образованием, многие из которых безработные. Не совсем благополучен наш район и в социально-нравственном отношении: есть наркоманы, люди, злоупотребляющие алкоголем, имеющие проблемы с законом.
Как в таких условиях воспитать творческую, самодостаточную личность?
Я уверена, внеклассная работа имеет для подростков нашей школы огромное значение, выполняет воспитательную, образовательную и развивающую функции.
За 26 лет работы в данной школе я выработала свою систему внеклассной работы по литературе. Отдельные поначалу внеклассные мероприятия сложились в определенные циклы и блоки.
Изучение фольклорных произведений (народных песен, обрядов, поговорок, пословиц и т. д.) натолкнуло на мысль о более близком знакомстве с обычаями и традициями русского народа. 19 лет назад из учащихся 5-х классов была создана фольклорная группа, которая затем получила название «Коробейники». Состав группы систематически обновляется и пополняется новыми учениками. За годы существования фольклорной группы с ней были подготовлены и проведены такие праздники, как «Осенние посиделки», зимние святочные посиделки «Мы нашли осень», «Проводы зимы», «Веснянка» и другие. Группа «Коробейники» ежегодно выступает перед учащимися и учителями Нижегородки. Неоднократно выступала в районных мероприятиях, а также в мероприятиях города: «Виват филология!», «Русский медвежонок - 2003», в городском культурно - спортивном празднике «Здравствуй, весна», где получила диплом Управления образования администрации г. Уфы. Участники фольклорной группы привлекаются также для инсценирования фрагментов художественных произведений, используемых на открытых и обычных уроках. На открытом уроке русского языка в 6 классе «Сочинение - миниатюра по пьесе П. И. Чайковского «Декабрь. Святки» они рассказывали о традициях и обычаях русского народа, праздновании Рождества, Крещения, а также инсценировали отрывок из баллады В, А, Жуковского «Светлана». На открытом уроке литературы в 7 классе «Свадебная тема в русской литературе и живописи» инсценировался эпизод из повести А. С Пушкина «Барышня - крестьянка» (встреча Лизы Муромской с Алексеем Берестовым в лесу) и т.д.
Положительный опыт существования фольклорной группы заключается в том, что подобную работу можно организовать не только в плане знакомства с русскими традициями и обычаями, но и с традициями и обычаями, обрядами и культурой башкирского, татарского и других народов. Практика показывает, что создание фольклорного коллектива способствует воспитанию у школьников интереса и уважения к культуре народов родного края, обогащает и облагораживает детскую душу в нравственном отношении.
Другим направлением внеклассной работы по литературе является «Литературная студия», которая действует на протяжении 16 лет. В этой студии занимаются дети, поэтически одаренные. В рамках «Литературной студии» проводятся теоретические занятия, на которых изучаются основы стихосложения: системы стихосложения, размеры, рифмы, виды рифмовки, а также художественно - изобразительные средства, жанры лирических произведений и т. д. Знакомство с техникой и процессом поэтического творчества заставляет ученика сознательно и с любовью относиться к красотам поэзии. Дети занимаются стихотворчеством. Лучшие стихи помещаются затем в «Поэтическую страничку», которая выходит в школе с периодичностью 1 раз в два месяца.
«Поэтические странички» носят как тематический характер - «Мой Башкортостан», «Наш Салават», «Поклонимся великим тем годам» (к 60-летию Победы), «Люблю природу русскую», - так и произвольный: «Вокруг меня мир» и другие.
Помимо этого в рамках «Литературной студии» проводим «Вечера поэзии», конкурсы выразительного чтения, а также ставим литературно - музыкальные композиции о Пушкине, Лермонтове, Цветаевой, Есенине.Такая форма работы, как литературная студия, также способствует выявлению и развитию творческих способностей, воспитанию литературной, поэтической грамотности, любви к слову, литературе, развитию интеллекта.
12 лет назад мною был организован детский самодеятельный театр «Юность», в который были приглашены учащиеся с артистическими способностями, запись желающих тоже не ограничивалась. Театр имеет особое значение для юношества. В душе подростка или молодого человека под влиянием театра могут пробуждаться очень яркие чувства, обогащающие и формирующие его нравственный, интеллектуальный и эстетический мир. Словесный художественный образ преобразуется на сцене в пластически выразительный, зримый сценический образ, представляющий человека во всем многообразии его духовных и физических возможностей. Сценический образ «показывает» неопытному зрителю волшебные свойства художественного слова; формирует способности к тому видению, без которого невозможно чтение художественной литературы, активно организует художественный опыт юных, необходимый для восприятия искусства.
Видный отечественный психолог, занимавшийся изучением восприятия творчества, П. М. Якобсон замечает: « Мораль, ее нормы становятся основой поведения человека не тогда, когда они им просто познаются, а когда становятся объектом эмоционального отношения к ним». Вот такое эмоциональное отношение и создается театром особенно активно. Показывая жизнь людей, их разнообразные поступки, мысли и чувства, сцена пробуждает у зрителей живое отношение к изображаемому: сочувствие и антипатию, восхищение и осуждение.
Особенно ощутима роль театра тогда, когда мы должны открыть перед учениками страницы классики, заинтересовать их идеями и образами прошлого, установить живые связи между творчеством художников прошлых веков и нашей современностью.
Первоначальный «театральный» опыт практически у всех моих учащихся был. Все они хотя бы раз были в театре, если не с родителями, то с учителями, на уроках литературы выразительно читали наизусть, читали по ролям пьесы, инсценировали басни, отрывки из произведений, на уроках литературы и родного языка учились составлять небольшие сценарии по определенному произведению или на заданную тему.
Когда был организован самодеятельный театр, я составила план его работы, которую вела и веду поэтапно: 1) «Азбука театра», 2) «Теория драматургического жанра», 3) «Посещение театра», 4) «Театр «изнутри», 5) «Основы сценического мастерства», 6) «Подготовка спектаклей».
В плане обогащения театрального опыта подростка я поставила перед собой задачу — открывать ему глубину и разнообразие человеческих чувств и страстей, развивать его собственную духовную жизнь, будить его творческие возможности. Юный зритель тянется на любительскую сцену, охотно становится сам актером. Воспитательное значение драматической деятельности школьников огромно. Мой опыт подтверждает необыкновенно положительное влияние работы в драматическом коллективе на развитие детского интеллекта, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование коллективизма и товарищества.
На этом этапе знакомлю учащихся с театральной лексикой. Предлагаю участникам театра небольшой театральный словарик: авансцена, акт, актер, актриса, амфитеатр, анонс, аншлаг, артист, артистка, афиша, бельэтаж, бинокль, бутафория, галерея, гардероб, грим, партер, персонаж, представление, программа, пьеса, публика, рампа, гример, действие, действующее лицо, декорация, диалог, дирижер, драма, драматург, занавес, зритель, зрительный зал, инсценировка, исполнитель роли, капельдинер, режиссер, реквизит, реплика, реплика в сторону, ремарка (авторская), роль, комедия, композитор, костюм, кулисы, костюмерная, либретто, ложа, ложа бенуара, монолог, оркестр, осветитель, падуга, парик, парикмахер (театральный), спектакль, суфлер, сцена, художник, эпизод, явление, ярус.На занятиях «Азбука театра» провожу работу над этими словами. Большую помощь в этом оказывает книга Юрия Алянского «Азбука театра» (50 маленьких рассказов о театре). Даю школьникам следующие задания (индивидуально или по подгруппам):
Какая разница между словами «артист» (артистка) и «актер» (актриса)?
составить алфавитные словарики по темам: а) сцена; б) зрительный зал;в) пьеса; г) лица, причастные к театру.
Найти в списке слов синонимы.
Кто создает спектакль? Выпишите эти слова.
Какие значения имеют слова: «драма», «действие», «исполнитель»?
Какая разница между пьесой и инсценировкой?
Кто действует в пьесе? А в спектакле?
Описать зрительный зал перед началом спектакля.
О чем рассказывают нам декорации?
Что добавляет к нашему представлению о действующем лице театральный костюм и грим актера? и т. д.
Параллельно с занятиями этого раздела провожу и занятия по теории драматургического жанра (с учащимися 7-9 классов), где углубленно знакомлю ребят с особыми законами драмы как самостоятельного рода литературы. Школьникам знакомы такие понятия, как конфликт, завязка, развязка, кульминация, развитие действия из уроков литературы. На занятиях театра помогаю подросткам осмыслить все это более глубоко и конкретно. Уже в первых беседах напоминаю им о драматическом (или сценическом) действии, которое включает в себя развитие событий, движение событий (внешнее действие) и духовную жизнь героев, их переживания, изменение внутреннего состояния в связи с происходящим (внутреннее действие).
Юным актерам после этого гораздо легче понимать, что происходит, что совершается в том или ином акте. В процессе прослеживания драматического действия формируется более полное представление и о драматургическом конфликте.
Помимо работы над драматургическим произведением на этих занятиях обучаю школьников инсценировке эпического произведения или его эпизода. Главными задачами, которые я ставлю перед собой на этом этапе работы являются:
научить выделять основную сюжетную линию рассказа (повести), определять ее завязку, кульминацию и развязку (а по мере надобности — и экспозицию);
уяснить движущую силу действия - столкновение, борьбу, вражду, ссору и т. п. (конфликт);
определять главные и второстепенные лица, осознавать их взаимоотношения, представлять, как эти отношения проявляются у каждого действующего лица в зависимости от его характера;
уяснять значение речи действующего лица как его основной характеристики;
осознавать главную мысль рассказа (повести) и отношение автора к изображенным им событиям и лицам - от этого зависит общий характер инсценировки (жанр и ее пафос) - серьезный, грустный, юмористический и т. д.
воспитывать интерес к драматургическому жанру, уважение к личности автора, к слову;
обогащать внутренний мир подростка.
Поставив перед собой такие задачи, я чрезвычайно ответственно подхожу к отбору эпизодов или произведений, предназначенных для инсценирования: в них обязательно должен присутствовать драматизм в своей, если можно так выразиться, конкретной форме мотивированного и развивающегося конфликта, который захватывает персонажей и определяет их антагонистические позиции.
Именно на таких занятиях была проведена большая коллективная работа над повестью Б. Васильева «А зори здесь тихие» и составлен сценарий. А в мае прошла премьера спектакля, посвященного 60-летию Великой Победы.
Систематически, 1 раз в два месяца, со своей «труппой» посещаю русский драматический театр, башкирский драматический театр, ТЮЗ, Молодежный театр, театр оперы и балета или организовываю просмотр видеозаписей спектаклей. Затем провожу диспуты или обсуждения спектаклей, во время которых ребята делятся своими впечатлениями от увиденного, анализируют игру актеров, а также пишут рецензии или отзывы.Так, за время существования театра «Юность» посетила с ребятами спектакли «Женитьба», «Мертвые души» (по произведениям Н. В. Гоголя), балеты «Щелкунчик», «Ромео и Джульетта», «Лебединое озеро». Просмотрели записи спектакля «Горе от ума» (по комедии А. С. Грибоедова), фильмов «Гроза», «А зори здесь тихие», «Преступление и наказание», в кинотеатре смотрели художественный фильм «Ревизор».
Провожу неформальные встречи с актерами. Так артист Башгосфилармонии Р. Загретдинов после концерта, с которым он выступал в школе, отвечал на вопросы ребят. Актер русского драмтеатра В. Малюшин также был приглашен в нашу школу с выступлением, а затем состоялось неформальное общение со зрителями. Ребята задавали интересующие их вопросы о том, как актер работает над составлением своих сценариев, как подбирает материал, музыку для аккомпанемента. Такие неформальные встречи очень нравятся детям, надолго оставляют след в душе и приобщают их к миру искусства.
Кроме тогоneg большой интерес у моих юных актеров вызывает так называемое знакомство с театром «изнутри», в процессе которого ребята узнают закулисную жизнь театра, и это воспитывает у них не только интерес к театральным профессиям, но и большое уважение к ним. Так, договорившись с администрацией театра оперы и балета, я водила свою «труппу» на репетицию балета «Ромео и Джульетта», ребята наблюдали будни актерской профессии, кропотливый труд служителей Мельпомены. Тем интереснее для них оказалось затем само представление.
В проекте планирую более тесный контакт с актерами, режиссерами русского, башкирского драмтеатров, театра НУР. Хотелось бы привлечь актеров к работе с моими детьми.
В рамках занятий по основам сценического мастерства провожу работу над характеристикой того или иного персонажа. Затем юные актеры сценически воплощают этот образ. Работаю над выразительностью речи, мимикой, жестами, движениями и т. д. Использую для этого книги по актерскому мастерству: А.А. Гончаров «Поиски выразительности спектакля», И.В. Радун « Рождение актера», и др.
Детский самодеятельный театр - это преимущественно театр слова. Звучная, четкая, несколько замедленная речь, правильно интонированная, -главное условие юных исполнителей, которым зрители прощают и некоторую скованность движений, и смущение, если хорошо понимают
смысл происходящего на сцене. Поэтому во время занятий по основам сценического мастерства и репетиций я не только работаю над техникой произношения, но и воспитываю уважительное и бережное отношение к драматической речи - репликам персонажей, объясняя и значение того, что говорится, и того, как говорится.
Итогом всей вышеописанной работы, конечно же, являются спектакли, подготовленные и поставленные юными актерами. В течение года ставим обычно два - три спектакля.
В подготовке спектаклей участвуют все. Школьники, у которых нет ролей, становятся художниками, декораторами, костюмерами, музыкальными операторами. Все к спектаклю готовим сами, костюмы помогают готовить родители юных актеров.
В театре работают младшая (3-5 классы), средняя (6-8 классы) и старшая (9-11 классы) возрастные группы. В репертуаре театра спектакли по русской, зарубежной  и советской классике: «Ревизор» по комедии Н. В. Гоголя, «Недоросль» по комедии Д. И. Фонвизина, «Горе от ума» по комедии А. С. Грибоедова, «Хамелеон» по рассказу А. П. Чехова, «Предложение» по рассказу А. П. Чехова, «Гроза» по драме А. Н. Островского, «Ромео и Джульетта» по трагедии В. Шекспира, «Любовь» по рассказу М. М. Зощенко, «А зори здесь тихие» по повести Б. Васильева; инсценировки по известным сказкам, а так же мероприятия к календарным праздникам, юбилейным датам.
Таким образом, детский самодеятельный театр «Юность», в составе которого действуют «Литературная студия» и фольклорная группа «Коробейники» способствует решению проблемы досуга учащихся, а также выполнению следующих целей:
Воспитанию всесторонне развитой, творческой, духовно богатой личности.
Развитию творческих способностей учащихся.
Воспитанию интереса к изучению литературы.
Воспитанию интереса и уважения к народным традициям, к старине.
Таким образом, проанализировав опыт своей внеклассной работы, я пришла к выводу, что она имеет большое значение в формировании ценностных ориентации школьников и развитии их творческих способностей в аспекте личностно - ориентированного образования. Так как новые социокультурные условия, в которых оказалось современное общество, ставят учителя литературы перед выбором пути изучения художественных произведений, который был бы не только органичен для этого вида искусства, но и удовлетворял бы насущные требования времени. Сегодня, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, не различающего, где добро, а где зло, где красота, а где уродство, и живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни». Ф.Тютчев,), — сегодня как никогда важно обратиться к ценностному потенциалу классической литературы и с помощью великих художников — гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей.Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы — силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его ценностное сознание.
На мой взгляд, для эффективного выполнения этой задачи уроков литературы недостаточно. Хочу еще раз подчеркнуть немаловажность внеклассной работы в этом плане.
В процессе внеклассной работы, и работы детского самодеятельного театра в частности, я стараюсь формировать у учащихся ценностные ориентации: гуманность, бережное отношение к природе, интернационализм, гражданственность.
Я не ставлю своей целью готовить актеров, режиссеров, филологов, поэтов. Моя задача намного шире. Я воспитываю в детях честность, стремление к знаниям, к прекрасному, уважение к национальным обычаям и традициям, к родному языку, креативность, помогаю осмыслить свои отношения с окружающими людьми через представление о любви, о дружбе, через отношение к другим людям, осознавать человека как высшую ценность, вырабатываю адекватную самооценку, самостоятельность в суждении, умение отстаивать свою точку зрения.Театр способствует дальнейшему развитию ценностных ориентаций.
На последнем этапе работы театра я вижу, что мои ученики становятся достаточно зрелыми и развитыми личностями, способными к самореализации в обществе. И именно это является наивысшей оценкой моего труда.
Хотя среди моих выпускников есть и те, кто связал свое будущее с филологией, с театром. Выпускницы последних трех лет - Грибова Марина, Арсюткина Наталья, Ахметова Инира - учатся на филфаке, Гирфанова Лиана - на факультете журналистики. Кроме того, Гирфанова Лиана летом 2005 года принимала участие в конкурсе моделей в городе Москве, а недавно была приглашена на такой конкурс в Японию. Первые шаги на сцене Лиана сделала именно в театре «Юность». Другая моя выпускница, Зверева Юля, в свое время очень любила мастерить костюмы для юных актеров, а сейчас, по окончании колледжа дизайна одежды, работает в Молодежном театре г. Уфы костюмером. Настоящая моя ученица, Шакирова Лиля, печатает свои заметки в газете «Росток», издаваемой экологическим центром.
У участников театра повышается интерес к литературе как школьному предмету, улучшается успеваемость. Двое мальчиков из моего класса состояли на внутришкольном учете за нарушение дисциплины. Став участниками театра, они изменили свое поведение, начали лучше учиться, были сняты с учета. Я надеюсь на дальнейшую успешную работу театра.