Обучение талантливых и одарённых детей


«ОБУЧЕНИЕ ТАЛАНТЛИВЫХ И ОДАРЕННЫХ»
« Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность образоваться и развиваться»
А. Бебель
Одаренность ребенка многие века привлекала внимание философов и педагогов.  Еще в античные времена проблеме одаренности уделялось немало внимания. Так, например, Конфуций размышлял об особо одаренных детях и предлагал отбирать их и интенсивно развивать.  Платон требовал полностью передать воспитание в руки государства и выступал за власть духовной аристократии, при которой интеллектуально одаренные люди после интенсивных занятий математикой и философией принимались бы в среду правящих. Платон полагал, что надо специально отбирать и развивать наиболее способных детей. По его мнению, общество должно заставить одаренных людей изучить все то, что полезно государству. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Одарённость человека-это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
Е.С. Белова считает, что в распознавании одаренности ребенка важнейшую роль играют родители. "Некоторые родители даже не представляют, как много в развитии их детей зависит от родительских действий и ожиданий. Ведь в результате даже небольших усилий со стороны близких возможен реальный прогресс в раскрытии детской одаренности. Процесс воспитания - длительный, требующий много сил, времени. Но не следует отчаиваться и сетовать, что все уходит впустую. Затраченная энергия, время, терпение дадут свои плоды рано или поздно" Мне кажется, что такое утверждение абсолютно верно. Именно родители первыми замечают одаренность их ребенка. Если не верить в его талант, не понимать своей роли в развитии ребенка, бессмысленно мечтать о раскрытии его творческого потенциала. Нередко родители явно недооценивают свои возможности как педагогов. Осознавая большую роль своих отношений и действий в развитии ребенка, они говорят, что не знают, чем могут ему помочь. Конечно, многое определяется особенностями темперамента, характера, ценностных ориентаций, знаний, грамотностью родителей. Но при желании можно найти оптимальный для себя и своего ребенка путь поддержки его способностей. Понимание того, что самим родителям нужны помощь. руководство, послужит стимулом к поиску нужной информации, самообразованию. Еще хочется подчеркнуть, что раскрытие одаренности- процесс двусторонний, дарящий радость познания и творчества как ребенку, так и родителям, воспитателям.  Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:  а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знании и навыков;  б) привитие ребенку своих ценностей и своего о. ношения, к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики. Подтверждение этому можно найти в биографических сведениях о детских годах многих одаренных людей. Именно семья обязана дать детям возможность развития способностей на самом важном, раннем этапе. Учителя начальных классов должны позиционировать себя в качестве «талантливых наблюдателей», постоянно выявляя проявления способностей или таланта со стороны учеников.
Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении одарённых и талантливых детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования. Различные теории и стратегии используют для установления содержания обучения детей в рамках соответствующей образовательной программы. ( Руководство для учителя стр. 177)
Увидеть одаренного ребенка далеко не так просто, для этого нужна настоящая педагогическая интуиция (родительский или учительский талант) либо серьезная психологическая подготовка. Ученики могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном или более академических предметах артистические, спортивные, музыкальные и другие таланты. При этом они могут быть одарёнными в одной сфере и испытывать трудности в другой могут быть чрезвычайно способными на одной стадии развития, но не проявлять способностей на более поздних стадиях. Таланты и способности учеников могут быть выявлены учителями, родителями или другими членами группы или самими учениками, которые нуждаются в предоставлении условий для проявления способностей, умений и потенциала. Особенно трудно увидеть творческую одаренность, еще труднее ее развивать. Есть разные виды одаренности.
-общая интеллектуально-академическая
-художественная
-социальная
-творческая
Сейчас когда я прохожу первый этап  обучения «Лицом к лицу» поняла, как учителя,  мы заблуждались. Дети цветы жизни! Ведь, не так ли говорят в народе?   Мы должны растить наших детей счастливыми. Вот тогда ребенок будет расти как личность,  и развиваться как личность.
Раньше мы отбирали  детей,  и рвали,  их на части,  в период школьной, районной олимпиады, ребенок поглощал море информации  и   тестов, боясь подвести учителя, хотя может и не хотел выбирать   его предмет. Ведь разговаривая с учениками, понимаешь,  чего они хотят, что они любят и делятся своими мыслями.
Сейчас  нужно раскрыть их способности направить в нужное русло,   а дальше он сам поплывет на «Корабле знаний» Но как это сделать? 
Чтобы определить, талантлив ученик или нет, существует разные методы, приемы. Например, выйдя на практику я сначала в классе понаблюдаю  за каждым словом и действием ученика, в ходе уроков буду предлагать учащимся различного рода карточки, тренинги и психологические минутки для выявления  лидеров и скрытых способностей учащегося.
 Леонардо да Винчи принадлежит высказывание о том, что « Простота  наивысшая форма изощренности»   
В педагогической деятельности учителя каждый ученик является особенным, уникальным. Для достижения цели урока надо использовать подходы, то есть различные формы организации учебной деятельности. Это групповая, парная и индивидуальная работа с учащимися. Так, на этапе закрепления нового материала учащимся нужно предложить задания по уровням А, В и С. Данный вид работы направлен на участие в нем учащихся с более повышенным уровнем мотивации. На курсах мы с коллегами много обсуждали, спорили на тему выявления талантливых и одаренных учеников, говорили об инклюзивном обучении. Такой насыщенный процесс работы в группах дает учителю, в первую очередь, очень большой толчок для понимания и осознания его деятельности в школьном коллективе. Совсем нетрудно составить программу для одаренных детей, просто здесь нужен особый подход, знание теоретического материала и желание поработать в этом направлении. Раньше я не задумывалась и не уточняла для себя значение слов «одаренный», «талантливый», «гений», в чем их отличие. Эта тема хорошо исследована в трудах Фримана, который выделил несколько основных критериев для выявления способных и талантливых учащихся. Согласна с авторами Руководства для учителей, которые считают, что данная категория учащихся нуждается в другом подходе к их обучению. Им нужны другие более сложные задания, способные их стимулировать на более успешные достижения. В школах, где основная масса детей «обычных», одаренные и талантливые учащиеся находятся на одном с ними уровне.
Речь идет о стратегии вмешательства, одной из характеристик которой является предложение ученикам усложненной программы обучения в классе и вне класса. Усложнение заданий может осуществляться в форме, более углубленного обучения, более широких проектов или расширения интеллектуальных задач. Примером этому может служить IGGY-проект, предлагающий расширение учебного плана в онлайн-режиме для учеников средней школы. Следующей формой является «экстернат», предполагающая быстрое, оперативное освоение учебного плана. Эйр полагает, что школа, разработавшая подход в обучении талантливых и одарённых учеников, может использовать разнообразные варианты моделей или вариант экстерната для всех учеников в школе по средствам изменения образовательной программы на основе трех изменений
-изменения в содержании (включая процесс преподавания и его результат)
-изменение в используемой методике
-изменение контекста обучения.
С помощью методики «измененной образовательной программы» можно использовать некоторые задания, которые будут выполняться только в соответствующих малых группах учеников, выделяющихся особыми качествами, что требует гибкости в формировании групп для организации эффективного процесса обучения. Зачастую работа в группе также используется в целях дефференциации. Эффективность этого подхода тщательно изучается.
Учителю порой не хватает времени, терпения, чтобы обратить внимание на «особенных» детей. Да, это нелегкий труд, но упорная и кропотливая работа приносит свой эффективный результат. Например, достижения на конкурсах, олимпиадах и т.д. И в конечном итоге, это становится и достижением самого педагога. В настоящее время проводится ряд региональных, национальных и международных конкурсов и программ, которые выявляют и поощряют высокие достижения лучших учеников в системе образования.
В руководстве учителя сказано, что для детей данной категории необходимо усложнение заданий. «Речь идёт о стратегии вмешательства, одной из характеристик которой является предложение ученикам усложнённой программы обучения в классе и вне класса. Расширение заданий может проходить в форме более углубленного обучения, более широких проектов или расширения интеллектуальных задач»
У каждого учителя с годами складывается своя система работы с одарёнными детьми, но он должен учитывать принципы работы это
-целенаправленное развитие интеллектуальных способностей
-максимальное разнообразие предоставленных возможностей
-увеличение роли внеурочной деятельности
-индивидуализация обучения
-дефференциация обучения
-совместная разновозрастная работа учащихся при направляющем участии взрослых.
Задания на выявление  способностей учащихся по предмету могут быть дифференцированные  в течение нескольких уроков, творческие задания, оценивание презентации, работа в группе помогут  определить следующие качества в учащихся: лидерство  в классе и лидерство учеников в микроруппах,  творческие способности. С целью реализации модуля «Обучения  талантливых и одаренных учеников»,  необходимо создавать проблемные ситуации,  давать задания повышенной трудности для талантливых  и одаренных  учащихся,   а так же  включить  в группу экспертов, для оценки постера  и презентаций, так дети,  которые рисуют, будут иметь возможность проявить себя при создании флипчартов и т.д.   Слушая курс лекций, я убедилась  в том, что этот вид  планирования очень эффективен, и в  своей работе я буду над этим работать целенаправленно. Среднесрочное планирование позволит мне, как учителю, спланировать всю работу таким образом, чтобы  применяемые технологии и стратегии на уроках не повторялись, были целесообразными на конкретном этапе урока, прослеживать  взаимосвязь уроков, и тем самым сделать преподавание математики, как единое и неразрывное целое, где не будет места скуке, формализму, а только творческий поиск,  работа и высокая мотивация..
Я согласна с автором данных слов ,что   «В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развивать, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком» А. Бебель
Рекомендую свои коллегам развить из недостатков,  которые видят в своих учениках,    прекрасные способности. Я считаю, что каждый ребенок по-своему талантлив, просто нам, взрослым, нужно создать условия для их проявления. Не обязательно он должен быть отличником или примерным учеником. Порой слабые дети, дети из неблагоприятных семей, обладают более высокими моральными качествами и, если поддержать такого ребенка, мы можем увидеть в нем очень талантливого, одаренного ребенка в различной области. 
Предлагаю воспитывать и растить счастливых детей , вот тогда их задатки перейдут в способности а способности вольются  в одаренность. Ведь мы говорим о хорошем урожае  после того как соберем его в зависимости от нашего вложенного труда. А воспитание и результат нашего обучения это очень долгий процесс  наших вложений. Так давайте трудится во благо наших детей!












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15