Рекомендации для родителей по развитию свойств внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.


Рекомендации для родителей по развитию (свойств) внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Автор: Королёва Елена Павловна,
учитель начальных классов
ГБОУ НОШ №689
Невского района
г. Санкт-ПетербургаОглавление
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Содержание проекта…………………………………………………………5
I этап – Подготовительный этап. Особенности (свойств) внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития…………………. …………………………………………………..5
II этап – Основной этап. Составление рекомендаций для родителей по развитию (свойств) внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста……………..………………………………………………………...23
III этап – Заключительный этап……………………………………………..25
Список литературы…………………………………………………………..28
Пояснительная записка
Проблема воспитания и обучения младших школьников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. В группу риска по всем показателям попадают дети с задержкой психического развития.
Задержанное развитие – вариант дизонтогенеза, при котором отмечаются замедленный темп развития, легкая интеллектуальная недостаточность, занимающая промежуточное положение между умственной отсталостью и интеллектуальной нормой. Причинами могут выступать многие факторы: длительные хронические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, органические поражения ЦНС на различных этапах онтогенеза, расстройства эмоционально-волевой сферы.
В целом, при задержанном развитии у детей наблюдаются отклонения в интеллектуальной, эмоциональной и личностной сферах. Причем основные нарушения интеллектуального уровня развития ребенка приходятся на недостаточность познавательных процессов.
Внимание – важная сторона познавательной деятельности ребенка. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую не может миновать ни одно слово ученья, иначе оно не попадет в душу ребенка». Внимание – очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом – ее качественное выполнение.
Анализ данных специальной литературы показал, что отдельно проблемой исследования и коррекции нарушений внимания у детей с ЗПР практически не занимались. Однако, во всех исследованиях, так или иначе связанных с проблемами нарушения когнитивных функций при ЗПР, можно найти указания на отклонения в функционировании внимания. При этом нарушения внимания зависят от общей структуры дефекта при ЗПР, от степени выраженности церебрастенических симптомов и от конкретных индивидуальных проявлений нарушенного внимания у каждого ребенка, что определяется своеобразием формирования его личности.
Т.В. Князева (1991) указывает, что главной трудностью в обучении этой категории детей является отставание в развитии различных психических свойств и ставит неустойчивость внимания на первое место среди других свойств. Период младшего школьного возраста, это время подготовки к школе и развитие внимания в этот период – наиболее продуктивный и своевременный процесс, особенно для детей с задержкой психического развития.
Именно поэтому разработка рекомендаций для родителей по развитию (свойств) внимания у детей с ЗПР является актуальной проблемой.
Одной из немаловажных задач специалистов, работающих с данной группой детей, является помощь родителям в правильной организации таких развивающих занятий в домашних условиях, описание условий и времени занятий, подбор адекватных возрасту и уровню развития игр и упражнений.
Целью данного проекта является составление рекомендаций для родителей по развитию (свойств) внимания старших младших школьников с задержкой психического развития. (См. Приложение -1).
Задачи: Проанализировать психологическую литературу по проблеме особенностей (свойств) внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития;
Оказать помощь родителям в развитии (свойств) внимания ребенка младшего школьного возраста с ЗПР;
Повысить педагогическую и психологическую компетентность родителей детей с ЗПР; помочь овладеть необходимыми знаниями и навыками по развитию ребенка;
Составить рекомендации для родителей по развитию (свойств) внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста.
Целевая группа проекта: родители, воспитывающие детей с ЗПР.
Методы сбора информации: Анализ литературы по вопросам особенностей (свойств) внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, изучение понятийного аппарата по данной теме; беседы и консультации со специалистами, работающими с данной категорией детей.
Содержание проекта:I этап – Подготовительный этап. Особенности (свойств) внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
1.1. Понятие внимание в психологии, его основные характеристики.
Внимание - психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах. Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.
Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь). По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.
Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что - то, думаем о чем - то, что - то себе представляем или воображаем. Внимание - это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой. Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания - к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.
Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов. Внимание это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности, это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем. К.С. Станиславский писал: "Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом".
На уровне нервных процессов механизмом внимания является очаг возбуждения (доминанта) в коре головного мозга, который затухает, когда внимание перемещается на другую деятельность или предмет. Источником активности внимания являются потребности, заставляющие избирательно реагировать на те явления внешней среды, мысли, чувства, которые могут служить удовлетворению этих потребностей.
Внимание характеризуется различными качествами или свойствами. Свойства внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся объем, устойчивость, интенсивность, концентрация, распределение внимания, к вторичным – колебания и переключение внимания.
Объем внимания – это то количество элементов, которое мы можем уловить за минимальное время. Чем больше предметов или их элементов воспринимается одномоментно, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет деятельность.
Устойчивость внимания – его временная характеристика - это длительность удержания внимания к одному и тому же предмету или деятельности. Устойчивость сохраняется в практической деятельности с предметами, в активной умственной деятельности. Устойчивость внимания характеризуется его длительностью и степенью концентрации. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается. На устойчивость внимания оказывают влияние следующие факторы: усложнение объекта; активность личности; эмоциональное отношение к деятельности; темп деятельности; усталость.
Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Во время любой работы моменты очень напряженного внимания чередуются с моментами ослабленного внимания.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенное внимание отличается высокой интенсивностью, что необходимо для выполнения важных видов деятельности.
Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций
Колебания внимания выражаются в периодической смене объектов, на которые оно обращается. Колебания внимания объясняются тем, что деятельность определенных нервных центров не может продолжаться интенсивно без перерыва.
Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации.
Тихомирова Л.Ф. выделяет положительные и отрицательные свойства внимания. Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи. Отрицательные свойства внимания соотносятся с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, меняющейся улыбкой, удивлением, неуверенностью, тревожностью.
В отечественной психологической науке принято выделять несколько основных видов внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. В зависимости от участия воли направленность и сосредоточенность психической деятельности может носить непроизвольный или произвольный характер. Если деятельность целиком захватывает нас и мы занимаемся ею без каких-либо видимых волевых усилий, то направленность и сосредоточенность психических процессов носит непроизвольный характер. Если же мы знаем, что нам надо выполнить определенную работу, и беремся за нее в силу поставленной цели и принятого решения, то направленность и сосредоточенность психических процессов уже носит произвольный характер.
Непроизвольным (непреднамеренным) называется внимание, которое вызвано теми или иными особенностями действующих в данный момент объектов без намерения быть к ним внимательным. Возникновение непроизвольного внимания определяется физическими, психофизиологическими и психическими факторами и связано с общей направленностью личности. Оно возникает без волевых усилий. Основная его функция - быстрая и правильная ориентация человека в постоянно меняющихся условиях, выделение тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольший жизненный смысл.
Источники произвольного (преднамеренного) внимания целиком определяются субъективными факторами. Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Основная его функция – активное регулирование протекания психических процессов. Характеристиками произвольного (преднамеренного) внимания являются целенаправленность; организованный характер деятельности; устойчивость.
Послепроизвольное внимание – это активное, целенаправленное сосредоточение сознания, не требующее волевых усилий вследствие высокого интереса к деятельности. По мнению К.К. Платонова, послепроизвольное внимание является высшей формой произвольного внимания. Работа настолько поглощает человека, что перерывы в ней начинают его раздражать, так как приходится заново втягиваться в процесс, врабатываться.
1.2. Особенности развития (свойств) внимания детей младшего школьного возраста.
Согласно отечественной психологии этап младшего школьного возраста приходится на период от 5 до 7 лет. В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание быть "взрослым"; потребность быть первым, лучшим и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе.В дошкольном возрасте велика познавательная активность ребенка, разнообразны формы общения и обучения, в результате чего происходит совершенствование всех психических процессов. Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те стороны действительности, которые раньше оставались вне его внимания.
Л.С. Выготский, анализируя развитие внимания в онтогенезе писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание». Процесс возрастного развития внимания, по мнению А.Н. Леонтьева, - это улучшение внимания с возрастом под влиянием внешних стимулов. Такими стимулами являются окружающие предметы, речь взрослых, отдельные слова.
Развитие внимания в детском возрасте проходит ряд последовательных этапов. Первые недели и месяцы жизни ребенка характеризуются появлением ориентировочного рефлекса как объективного врожденного признака непроизвольного внимания, сосредоточенность низкая.
К концу первого года жизни возникает оринтировочно-исследовательская деятельность как средство будущего развития произвольного внимания. Начало второго года жизни характеризуется появлением зачатков произвольного внимания: под влиянием взрослого ребенок направляет взгляд на называемый предмет. Во второй и третий год жизни развивается первоначальная форма произвольного внимания. Распределение внимания между двумя предметами или действиями детям в возрасте до трех лет практически недоступно. В 4,5 – 5 лет появляется способность направлять внимание под воздействием сложной инструкции взрослого. В 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий. В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется внимание, включая волевое.
В целом, в старшем дошкольном возрасте происходят следующие изменения: расширяется объем внимания; формируется устойчивость внимания; формируется произвольное внимание. На протяжении дошкольного возраста внимание ребенка становится не только устойчивее, шире по объему, но и эффективнее. К концу дошкольного возраста постепенно появляется опыт управления своим вниманием, умение более или менее самостоятельно его организовать, сознательно направлять на определенные предметы, явления, удерживаться на них. В связи с усложнением деятельности детей и их общим умственным развитием, внимание приобретает большую сосредоточенность и устойчивость.
И все-таки внимание в дошкольном детстве носит преимущественно непроизвольный характер. Ряд отечественных психологов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Н.Ф. Добрынин), связывают преобладание непроизвольного внимания с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Непроизвольное внимание развивается в течение всего дошкольного детства. Н.Ф. Добрынин, А.М. Бардиан и Н.В. Лаврова отмечают, что дальнейшее развитие непроизвольного внимания связано с обогащением интересов. По мере того как расширяются интересы ребенка, его внимание приковывается к более широкому кругу предметов и явлений. Детям трудно сосредоточиваться на малопривлекательной деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными.
Произвольное внимание тесно связано с речью. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.
Одна из задач развития внимания – формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. Руководя вниманием ребенка, взрослый тем самым дает ему средства, с помощью которых он впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием.
Универсальным средством организации внимания является речь. По мере развития планирующей функции речи ребенок становится способным заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности, формулировать словесные инструкции для выполнения действия. Поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне позволяют: используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности.
Рассмотрим развитие основных свойств внимания в старшем дошкольном возрасте. Для ребенка дошкольного возраста каждая буква является отдельным объектом. Объем внимания начинающего читать ребенка очень мал, но по мере овладения техникой чтения приобретения опыта увеличивается и объем внимания, необходимый для беглого чтения. Основное условие расширения объема внимания – наличие навыков и умений систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.
Старший дошкольник плохо распределяет внимание, у него еще нет опыта. Поэтому не следует заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо. Ребенку трудно начинать новую работу, особенно если она не вызывает положительных эмоций, поэтому не рекомендуется без особой необходимости часто менять ее содержание и виды. Однако при утомлении и однообразной деятельности такое переключение полезно и необходимо. Переключаемость внимания относится к числу тренируемых качеств.
Характерной особенностью внимания дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенность внимания остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.
Шестилетние дети способны активно и продуктивно заниматься одним и тем же делом 10 - 15 минут, они в 3-4 раза реже, по сравнению с детьми трех лет, отвлекаются на посторонние объекты. Устойчивость внимания зависит от индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Нервные и болезненные дети чаще отвлекаются, чем здоровые.
К нарушениям внимания относятся:
- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;
- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Под влиянием различных видов деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.
1.3. Особенности (свойств) внимания детей с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее встречающейся патологии в психофизическом развитии детей младшего школьного возраста.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, обусловленное недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально-волевой сфере. Таким образом, задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности.
Возникновение задержек развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов социальной среды, так и с различными наследственными влияниями.
Основные группы причин, которые могут обусловливать задержку психического развития ребенка:
1) Органические причины, задерживающие нормальное функционирование центральной нервной системы (нейроинфекции: энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также осложнения при различных инфекционных и вирусных заболеваниях, травмы головного мозга).
2) Дефицит общения детей со сверстниками и взрослыми.
3) Частично сформированная ведущая деятельность возраста.
Причины возникновения ЗПР многообразны, следовательно, и сама группа детей с задержкой психического развития крайне неоднородна. В психологических исследованиях по проблеме задержки психического развития в дошкольном возрасте содержаться сведения, позволяющие раскрыть особенности познавательной деятельности младших школьников с задержкой психического развития.
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций. Ориентировочно - исследовательская деятельность в целом имеет более низкий, по сравнению с нормой, уровень развития: дети не умеют обследовать предмет, не проявлять выраженной ориентировочной активности, длительное время прибегают практическим способам ориентировки в свойствах предметов.
Затруднен процесс анализирующего восприятия: дети не умеют выделить основные структурные элементы предмета, их пространственное соотношение, мелкие детали. Можно говорить о замедленном темпе формирования целостного образа предметов, что наложит отражение в проблемах, связанных с изобразительной деятельностью.
Со стороны слухового восприятия нет грубых расстройств. Дети могут испытывать затруднения при ориентировке в неречевых звучаниях, но главным образом страдают фонематические процессы.
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отстаивание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов - представления. Исследователи подчеркивают сложность создания из частей и выведения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Отмечается репродуктивный характер деятельности детей с задержкой психического развития, снижение способности к творческому созданию новых образов.
Все психические процессы у ребенка: восприятие, внимание, память, мышление, воображение - взаимосвязаны с речью. Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированное операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.
Все названные особенности наиболее ярко проявляются на уровне игровой деятельности детей с задержкой психического развития. У них интерес к игре и к игрушкам, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет … в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, часто возникают конфликты, коллективная игра не складывается.
Незрелость эмоционально - волевой сферы детей с задержкой психического развития обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностных особенностей. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития, чем сверстники.
Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с задержкой психического развития. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако, при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность. Выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, что обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания, зрительно - моторной координации, что тормозит формирование у детей графомоторных навыков.
При задержке психического развития недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности.
Так, Э.Я. Пекелис, стоящая у истоков экспериментальной работы с детьми с ЗПР (1968), указывает на недостаточность активного внимания этой категории детей. Г.И. Жаренкова (1984) видит особенность внимания этих детей в низком уровне самоконтроля. Т.В. Егорова (1969) указывает на нестабильность внимания и выделяет такие нарушения внимания, как: неустойчивость, повышенную отвлекаемость, неумение произвольно сосредоточиться на воспринимаемых объектах, заметное снижение работоспособности, снижение познавательной активности.
Несомненный интерес представляет работа Л.Ф. Чупрова (1988). Хотя целью автора было изучение свойств произвольного внимания у младших школьников с ЗПР, а не младших школьников, мы приведем этот пример в первую очередь для иллюстративности. Л.Ф. Чупров проводит большую по объему методик диагностическую работу с детьми, имеющими ЗПР, и приходит к выводу, что у них, по сравнению с детьми с нормативным развитием, наибольшие отличия в переключаемости, распределяемости и избирательности внимания. В целом Л.Ф. Чупров отмечает, что ребенок с ЗПР рассеян, дезорганизован, не способен запомнить инструкции и задания. Ошибки чаще возникают из-за невнимательности, нежели из-за недостатка понимания материала. Наблюдается повышенная отвлекаемость на окружающие звуки, зрительные стимулы, детали собственной одежды и т.п.
Все исследователи отмечают, что внимание детей с ЗПР всегда в той или иной степени нарушено: его трудно привлечь, оно слабоустойчиво, дети легко отвлекаются. Им свойственна крайняя слабость активного внимания, необходимого для достижения заранее поставленной цели. Привлечь внимание детей младшего школьного возраста можно только с помощью ярких предметов, картинок, однако длительно сосредоточить их на чем-либо чрезвычайно трудно.
Например, В.В. Лебединский (1985) указывает, что внимание детей с ЗПР почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает, или оно настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация.
Т.А. Власова, В.И. Лубовский, Н.А. Цыпина (1994) говорят о том, что произвольное целенаправленное внимание у детей с ЗПР всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.
Г.Ф. Кумарина (2001) отмечает, что дефекты внимания детей с ЗПР обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты.
Л.Н. Блинова (2002) указывает, что при ЗПР у ребенка очень часто отмечается невнимательность, которая проявляется в: неумении сосредоточиться на деталях; неспособности удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь; беспомощности в доведении задания до конца; отрицательном, а чаще равнодушном, отношении к заданиям, требующим напряжения, забывчивости (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения); потери предметов, необходимых для выполнения задания.
Л.Н. Блинова отмечает, что внимание детей с ЗПР трудно собрать, сконцентрировать и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребёнок с трудом переключается с одного задания на другое.
Для большинства детей с ЗПР характерно ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации. Даже во время увлекательного, интересного, эмоционального рассказа такие дети начинают зевать, отвлекаться на посторонние дела, теряют нить повествования. Особенно ярко проявляются эти особенности, когда в окружающей среде присутствуют отвлекающие факторы. Неожиданный стук в дверь, посторонний человек, упавший предмет - все это отвлекает внимание детей настолько, что они полностью забывают задание педагога. Педагогу, психологу требуется немало усилий для возврата детей в рабочее состояние. Л.И. Переслени (1981) был сделан вывод о том, что рассеянность внимания, усиливающаяся по мере выполнения задания, свидетельствует о повышенной психической истощаемости ребенка.
Итак, в специальных психолого-педагогических исследованиях отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:
– неустойчивость (колебание) внимания, которая ведет к снижению продуктивности, обуславливает трудности выполнения заданий, требующих постоянного контроля, свидетельствует о незрелости нервной системы.
– сниженная концентрация. Выражается в трудностях сосредоточения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости. Указывает на наличие органических факторов соматического или церебрально-органического генеза;
– снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновременно меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные задачи, затруднено восприятие ситуации в целом;
– сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы окутан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей;
– сниженное распределение внимания. Ребенок не может одновременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т.е. находятся на стадии усвоения;
– «прилипание внимания». Выражается в трудностях переключения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся ситуацию;
– повышенная отвлекаемость.
В дополнении к нарушенному вниманию дети с ЗПР отличаются сниженной умственной работоспособностью. Для их деятельности характерны низкий уровень самоконтроля, отсутствие целенаправленных продуктивных действий, нарушение планирования и программирования деятельности.
II этап – Основной этап. Составление рекомендаций для родителей по развитию (свойств) внимания детей с ЗПР младшего школьного возраста .В качестве методологической основы при составлении рекомендаций для родителей детей ЗПР стал деятельностный подход к обучению. Согласно ему, главным условием развития является активная деятельность самого ребенка. Дидактическим принципом организации развивающих занятий будет принцип единства сознания и деятельности. П. Я. Гальперин рассматривал психику как ориентировочную деятельность, которая неотторжима от собственно "внешней" предметной деятельности, сама может считаться "внешней" в том смысле, что ориентировка осуществляется "внешнедвигательным образом", и, даже когда она становится "внутренней", это деятельность с предметами внешнего мира; и поэтому нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему. В основу рекомендаций положена система коррекционно –развивающей программы А. А. Осиповой по диагностике и коррекции внимания.
Ведущая деятельность дошкольного возраста – это игра. Игра является ведущей деятельностью в развитии ребенка не только по времени, но и по силе влияния, которое она оказывает на формирующуюся личность. Поэтому основным методическим приемом по развитию (свойств) внимания является выполнение целенаправленных действий в игровой форме совместно с родителем.
Отбор материала осуществляться на фоне зоны актуального развития ребенка с учетом зоны его ближнего развития. На занятии материал подбирается с учетом возможностей ребенка (от простого – к сложному) и проходимой лексической темой (по возможности).
Появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование регулируемого восприятия и активное владение речью. Чтобы совершенствовать способность дошкольника к саморегуляции своей познавательной активности, необходимо:
Во-первых, развивать все его познавательные способности (мышление, память, восприятие, представление, воображение);Во-вторых, тренировать способности к сосредоточению сознания (переключаться с одного предмета на другой, развивать устойчивость внимания, совершенствовать объем внимания).
Это позволит развивать его произвольное внимание, все его свойства. Следует отметить, что избирательность внимания не нуждается в особом развитии, т.к. представляет собой проявление потребностей, интересов, желаний и влечений личности.
Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенок будет постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он сможет произвольно и в течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.
Для поддержания устойчивого произвольного внимания необходимы следующие условия:
1. отчетливое понимание ребенком конкретной задачи выполняемой деятельности;
2. привычные условия работы (постоянное место);
3. возникновение косвенных интересов. (Интерес к результату деятельности);
4. создание благоприятных условий для деятельности (исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей – шума, громкой музыки, резких звуков, запахов и т.д.)
5. тренировка произвольного внимания, путем повторений и упражнений, для воспитания наблюдательности у детей.
При организации коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать особенности всех видов внимания. К факторам привлечения внимания относят:
- структура организации деятельности (объединение воспринимаемых объектов способствует их более легкому восприятию);
- организация занятия (четкое начало и окончание; наличие необходимых условий для работы и т.д.);
- темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном – работ не захватывает ребенка);- последовательность и систематичность требований взрослого;
- смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным). Это является необходимым условием, так как постоянная поддержка внимания с помощью волевых усилий связана с большим напряжением и очень утомительна;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
III этап – Заключительный этапРезультатом выполненной работы в рамках проекта по теме «Рекомендации для родителей по развитию (свойств) внимания детей с ЗПР (младшего школьного возраста)» стало всестороннее изучение доступной нам литературы, что позволило разработать рекомендации для родителей по данной предметной области.
Проблема, с которой мы столкнулись в процессе работы над проектом следующая. В настоящее время выходит множество различных рабочих тетрадей, которые направлены на развитие психических процессов. Но эти тетради, как правило, рассчитаны на детей с сохранным интеллектом и, следовательно, в своем первоначальном виде в работе с детьми с ЗПР целиком не подходят.
Итоговым продуктом проекта стало пособие для родителей, воспитывающих детей с ЗПР. (См. Приложение 1) В данном пособии описана серия игр, заданий и упражнений для совместной деятельности родителя с ребенком, направленных на развитие (свойств) внимания. В ней целесообразно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных задач и использование соответствующих методов их реализации.
1. Диагностика – это направление практической деятельности учителя - дефектолога, определяющая уровень познавательного, эмоционального и личностного развития ребенка с особыми возможностями здоровья. Комплексная диагностика позволяет выявить состояние основных сфер психического развития ребенка и его потенциальные стартовые возможности. Наша работа направлена в первую очередь на родителей, воспитывающих младших школьников с ЗПР, но в частных случаях, она может быть полезна и воспитателям и учителям дефектологам, и в этом случае мы предлагаем методики для диагностики объема, концентрации внимания, уровня продуктивности, переключаемости и пр.
2. Психогимнастика - это форма психотерапии, при которой главным средством коммуникации является двигательная экспрессия. Она требует от участников группы выражения эмоций с помощью мимики, пантомимы. В наших занятиях она может применяться воспитателем (учителем-дефектологом) для работы с группой детей, чтобы уменьшить напряжение, поднять настроение, настроить на занятие, а так же развить наблюдательность, память, произвольное внимание и пр. 3. Развитие сенсорного внимания, это то внимание, что возникает при действии объектов на органы чувств (в наших занятиях - это зрительное и слуховое внимание).
4. Развитие моторно-двигательного внимания Моторное внимание направлено на движения и действия, совершаемые человеком. Именно этот вид внимания является залогом успешного развития пластических навыков.
Также, предлагаем использовать как вспомогательные средства для развития (свойств) внимания: элементы музыкотерапии (См.Приложение 2, 3).
Если внимание специально не развивать, возникает снижение способности сосредотачивать, распределять, удерживать, переключать, что приводит к трудностям усвоения программного материала, а в последующем в школьном возрасте к неуспеваемости.
Поэтому одним из направлений коррекционной работы с детьми с ЗПР, проводимой учителем-дефектологом, является коррекция (свойств) внимания, через игру. Но этим могут заниматься и родители, воспитывающие детей с задержкой психического развития. Игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали развитие (свойств) внимания ребенка с ЗПР. Тщательно продуманная, основанная на результатах диагностики работа по коррекции (свойств) внимания позволяет достигать положительных результатов.
Возможные риски: неподготовленность родителей; отсутствие желания и возможности заниматься с детьми.

Список литературы:
1. Актуальные проблемы и современные тенденции в развитии специальной педагогики и психологии: материалы Всероссийской научной конференции, 23-26 марта 2015г г Москва/под ред. Т.А. Соловьевой, А.В. Кротковой, И.Н. Пурлыгаяновой.- М.-Берлин, 2015.
2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2002. - 134с.
3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учебно-методическое пособие М.: Гном-Пресс, 2002 
4. Выготский Л.С.Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005.
5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. – М:, 2005. – с.292
6. Гольфельд И.Л. Клинико-психологические основы интеллектуальных нарушений у детей: учебное пособие для студентов пед вузов. Петрозаводск КГПУ, 2007.
7. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. - М., 1994. - 256с.
8. Князева Т.Н. Из опыта работы по организации процесса усвоения знаний детьми в классах выравнивания. // Дети с задержкой психического развития: Проблемы и практические решения. - Н. Новгород, 1991. - С.41-44.
9. Лаврентьева М. В. "Общая характеристика развития детей младшего школьного возраста".//Детский сад от А до Я. 2004.№ 4.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 168с.
10. Леонтьев Л.Н. Деятельность. Сознание. Личность - 2 - е изд.:/Л.Н. Леонтьев. - М., 1977. - 364 с.
11. Лубовский В.И., Переслени Л.И. и др. Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение, 1981. - 119с.
12. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2007
13. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС,1995. - 496 с. , 199514. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – ТЦ Сфера, 2001. С.11
15. Палагина Н.Н., Психология развития и возрастная психология. М., 2005.
16. Пекелис Э.Я. Клинико-педагогическая характеристика ребенка с задержкой развития. // Специальная школа. 1968. Вып.2. - С.72-76.
17. Первушина О. Н. Общая психология: Методические указания. –– Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996
18. Переслени Л.И. Некоторые особенности внимания у детей с отклонениями в развитии. // Дефектология. 1972. №4. - С.3-9.
19. Переслени Л.И., Шохин П.В. Особенности внимания и восприятия. / Обучение детей с задержкой психического развития. - М.: Просвещение. - 1981. - С.10-14.
20. Понарядова Г.М. Динамика организованности внимания у детей с задержкой психического развития и учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. 1979. №4. - С.16-21.
21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб, 2005.
22. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика М.: Медиа 2002. - С.114.
23. Тарасова Л.Е. Общая психология: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2009.
24. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с., ил.
25. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ.. пед. учеб. заведений -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.
26. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина.- Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
27. Чупров Л.Ф. Особенности произвольного внимания младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дисс. ... канд. псих. наук. - М.: АПН СССР, 1988. - 27с.
28. Эльконин  Д.Б.  Особенности  психического  развития  детей  6—7  летнего  возраста  /Под  ред.  Д.Б.  Эльконина,  А.Л.  Венгера  М.:  Педагогика,  1988.
29. Яшкова А.Н., Сухарева Н.В. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов.- Саранск, 2009.