Коррекционно — развивающая программа познавательных процессов


Название программы: Коррекционно-развивающая программа познавательных процессов (внимание, память, мышление)
Год составления: 2014 -2016 учебные года.
Пояснительная записка
Коррекционно – развивающая программа направлена на развитие и коррекцию познавательных процессов младших школьников.
Данная программа актуальна тем, что носит характер регулярного, систематического напрвления. Может быть полезна и удобна как для психологов так и для педагогов.
В данной работе собран и систематизирован материал, который готов к практическому применению.
«Стержнем» предложенной программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы.
При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий.
Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков.
По своей структуре занятие делится на вводную часть, основную и заключительную. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Этот эмоциональный настрой, постоянно создаваемый на занятиях психологического развития, постепенно должен у учащихся закрепиться и переноситься на другие школьные уроки.
Задача заключительной части урока состоит в подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий.
Цель программы — последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.
Задачи:
Оказание действенной психологической помощи учащимся, имеющим трудности на начальном этапе обучения.
Развитие у учащихся различных видов и форм процесса анализа и синтеза, что позволит устранить значительное число трудностей в обучении.
Формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий с целью стимулирования потребности в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов и знаний.
Отличительная особенность данной работы в том, что на каждый вид познавательного процесса составлен подробный план проведения занятия. А также каждый учитель может из предложенного материала самостоятельно скомпоновать материал по своим потребностям.
Занятия психологического развития могут быть эффективными только при условии их систематического проведения (как минимум один раз в неделю). Материал рассчитан на 30 занятий в год по 30-35 минут.
При систематическом проведении занятий, можно при заключительном этапе провести диагностику (входящую), которая была применена перед началом проведения занятий.
При внедрении данной развивающей программы в практику, обеспечит не только повышение уровня психологического развития учащихся в целом, но и заложит в них основу обучения, необходимую как для успешного усвоения знаний на данном этапе, так и для их саморазвития в будущем.

Учебно-тематический план авторской программы
№ Тема Цель занятия
Входящее, диагностической занятие. Диагностика познавательных процессов.
1 Внимание -Развитие произвольного внимания.
-Обучение способности к переключению внимания.
-Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.
2 Внимание -Развитие объема внимания.
-Развитие слухового внимания.
-Развитие произвольного внимания.
3 Внимание -Развитие произвольного внимания.
-Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).
4 Внимание -Развитие произвольного внимания (переключение).
-Развитие произвольного внимания (объем).
5 Внимание -Развитие внимания.
-Развитие концентрации внимания.
-Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
6 Внимание -Развитие произвольного внимания.
-Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
-Обучение способности концентрировать внимание на ощущениях своего тела.
7 Внимание - Развитие произвольного внимания (устойчивость).
- Развитие произвольного внимания (распределение).
8 Внимание -Развитие слухового внимания.
-Развитие концентрации внимания.
9 Внимание -Развитие зрительного внимания.
-Развитие произвольного внимания (распределение).
10 Внимание -Развитие концентрации, распределения внимания.
-Развитие зрительного внимания.
11 Память -Развитие зрительной памяти.
-Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
- Развитие непосредственной вербальной памяти.
12 Память -Развитие зрительной произвольной памяти.
-Развитие зрительной памяти.
-Развитие объема кратковременной слуховой памяти.
13 Память -Развитие непосредственной зрительной памяти.
14 Память -Развитие непосредственной зрительной памяти.
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие зрительной памяти.
15 Память - Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
-Развитие вербальной памяти.
-Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
16 Память -Развитие зрительной памяти.
-Развитие объема кратковременной слуховой памяти.
-Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
17 Память -Развитие зрительной памяти.
-Развитие слуховой памяти.
18 Память - Развитие опосредованной памяти.
-Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
19 Память -Развитие зрительной памяти.
-Развитие опосредованной памяти.
-Развитие долговременной памяти.
20 Память -Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
-Развитие слуховой памяти.
-Развитие непосредственной вербальной памяти.
21 Восприятие -Развитие целостности восприятия.
-Развитие фонетико-фонематического восприятия.
-Развитие зрительного восприятия (восприятие формы).
22 Восприятие - Развитие восприятия (расчлененность).
-Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
-Развитие слухового восприятия.
23 Восприятие - Развитие зрительного восприятия формы.
-Развитие целостности восприятия.
24 Мышление - Развитие понятийного мышления.
-Развитие мышления (абстрагирование).
25 Мышление -Развитие понятийного мышления.
- Развитие гибкости мышления.
-Классификация предметов на слух по существенному признаку.
26 Мышление -Развитие гибкости мышления.
-Развитие мыслительных операций обобщения.
-Развитие аналитического мышления.
27 Мышление -Развитие мышления (процессы синтеза).
-Развитие мышления (абстрагирование признаков).
28 Мышление -Развитие гибкости мышления.
-Развитие наглядно-образного мышления.
29 Мышление -Развитие наглядно-образного мышления.
-Развитие мышления (процессы анализа).
30 Мышление -Развитие мышления (обобщение наглядного материала).
-Развитие мышления (установление закономерностей).
Содержание авторской программы
Данная работа содержит практический материал.
Материал рассчитан на 31 час.
30 занятий носят практический характер.
Одно занятие является входящим, и является диагностическим.
Методическое обеспечение авторской программы
Форма приводимых занятий: практическая.
В работе представлены: рабочий альбом по каждому виду познавательных процессов в отдельности. Демонстрационный материал, с подробным описанием принадлежности к занятию.
Дата проведения:__________________
Занятие вводное, диагностическое.
Тема Диагностика познавательных процессов.
Задачи: Диагностика уровня познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия).
Оборудование Рабочая тетрадь.
Ход занятия
Психологический настрой Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь. 
Основная часть. Диагностика
Памяти. Внимание:
Зрительная память.
Слуховая память.
Определение объема и распределяемости внимания.
Мышления:
Интеллектуальная лабильность.
Тест Липпмана «Логические закономерности».
Дата проведения:__________________
Занятие №1.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие произвольного внимания.
-Обучение способности к переключению внимания.
-Обучение способности концентрировать внимание на слуховых сигналах; умению слушать и слышать.
Оборудование Рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь. 
Основная часть. Задание 1. «Выполни команду»
Учитель дает разные команды: «встать», «сесть», «открыть учебник, «закрыть учебник», «положить его на край парты», следит за правильностью и четкостью их выполнения.
Обратите внимание на учеников, которые не могут с первого раза, не переспрашивая, выполнить ваши команды.
Задание 2. «Хлопни в ладоши»
Психолог говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова. Когда я назову какое-нибудь животное – хлопни в ладоши». Слова: стол, книга, лошадь, стул, дверь, виноград, собака, ножницы, книга, туфли, карандаш, мяч, окно, кошка, сапоги, коза, стекло, дом, дорога, яблоко, дерево, ковер, лев, стена, крыша, арбуз, санки, снег, тигр, кровать, тетрадь, вилка, лед, елка, заяц, волк, галстук, лимон, медведь, дыня, чайник, тарелка, полка, масло, пальто, белка.Задание 3. «Ушки на макушке»
В абсолютно тихой комнате попросить детей сфокусироваться на звуках, которые им удается услышать (шум за окном, скрип пола, штор и т.д.). Ребенок должен перечислить все услышанные звуки.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и прозвенел звонок – закончился урок.
Скоро встретимся опять – будем что-то изучать.
Дата проведения:__________________
Занятие №2.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие объема внимания.
-Развитие слухового внимания.
-Развитие произвольного внимания.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Ручки все мы в верх подняли.
А потом мы так сказали:
Чтобы время не терять,
Надо все нам изучать (повторять)!
Основная часть. Задание 1. «Кто точнее нарисует?»
Материал к заданию: таблицы с нарисованными геометрическими фигурами и значками внутри них, для каждого ученика чистый лист бумаги и карандаш.
Учитель показывает всему классу таблицу 1 на 2-3 сек. и убирает ее. Ученики зарисовывают то, что им удалось рассмотреть. Проверяется правильность воспроизведения. Аналогичным образом показываются таблицы 2, 3.
За каждую правильно воспроизведенную геометрическую фигуру и значок начисляется по одному баллу (максимальное число баллов за первую таблицу - 4, за вторую - 6, за третью - 8).
Задание 2. «Слушай звуки улицы»
В тишине ученики слушают звуки, доносящиеся с улицы {гудок машины, хлопок закрывающейся дверцы автомобиля, тарахтенье грузовика, скрежет и визг тормозов, детский смех, пение птиц, сирену «скорой помощи» и др.).Задание 3. «Поиграем в индейцев»
Дети должны сидеть так тихо, чтобы услышать все возможные шумы и угадать, от чего они произошли. Учитель специально создает некоторые шумы (шуршит бумагой, звенит монетами, негромко стучит каблуками и др.). Побеждает тот, кто услышит больше шумов и угадает, от чего они произошли.
Задание 4. «Перепутанные линии».
Материал к заданию: большие листы бумаги с нарисованными перепутанными линиями.
Ученики по очереди прослеживают взором (при затруднениях можно на первом этапе разрешить пользоваться указкой или пальцем) за направлениями линий. Выигрывает тот, кто при правильном ответе выполнит задание быстрее всех. (Правильные ответы: А - 4; Б -1;В-2;Г-5! Д-3.)Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и прозвенел звонок – закончился урок.
Скоро встретимся опять – будем что-то изучать.
Дата проведения:__________________
Занятие №3.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие произвольного внимания.
-Развитие произвольного внимания (устойчивость и переключение).
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Придумано кем-то. Просто и мудро.При встречи здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам!
Основная часть. Задание 1. «Точные движения»
Материал к заданию: 8-10 разных предметов средней величины.
Учитель раскладывает предметы на столе. Ученики смотрят на них 15-20 сек., стараясь запомнить их расположение. Затем один ученик с завязанными глазами, не дотрагиваясь до других предметов, должен положить руку на тот, который назвал учитель.
Задание 2. «Крестики, точки»
Для каждого ученика бланк. Учитель объясняет ученикам, что по сигналу «Начали!» они должны как можно быстрее, просматривая фигуры первой части по рядам слева направо, в каждом кружке поставить знак « + », а в каждом треугольнике -знак «минус». Пропуск нужной фигуры или неправильная постановка значка считается ошибкой. На работу отводится 1,5 мин. По сигналу «Стоп!» работу нужно прекратить. Затем ученики просматривают фигуры во второй части таблицы, под чертой. Но теперь они должны в кружках ставить знак «минус», а в треугольниках - знак «+». По сигналу «Начали!» ученики начинают работу и выполняют ее в течение 1,5 мин, по окончании следует команда «Стоп!». Побеждает ученик, допустивший минимальное количество ошибок.
Задание 3. «Пишущая машинка»
Каждому ученику учитель присваивает название одной из букв алфавита. Затем придумывает слово или фразу из 2-3 слов. По сигналу ученики начинают «печатать» это слово (фразу): первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет «напечатано», все вместе хлопают в ладоши.
Примерные слова: дом, папа, мама, чаша, каша, рама, рука, вода, бык, сон, стул, ложка.Заключительная часть. Подведение итогов.
У меня получилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №4.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие произвольного внимания (переключение).
-Развитие произвольного внимания (объем).
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Сегодня у нас особенный день, Отбросим – ка, в сторону мы свою лень! Будем все думать, решать и смекать, Ведь знания вам предстоит получать. 
Основная часть. Задание 1. «Синхронный счет»
Одновременно подсчитать количество изображений двух видов (например, флажков и звездочек), не обращая внимания на другие изображенные в этой таблице предметы: флажок - 1, звездочка - 1, флажок - 2, звездочка - 2, флажок - 3, звездочка - 3, флажок - 4, флажок - 5, звездочка - 4 и т.д.Задание 2. «Называй и считай»
Ученикам предлагается называть буквы алфавита, которые перемежаются счетом: А, 1, Б, 2, В, 3 и т.д. Для усложнения задания счет можно начинать с любого числа (например, А, 25, Б, 26 и т.д.) или называть только четные (нечетные) числа (например, А, 2, Б, 4, В, 6 и т.д.).Задание 3. «Найди слоги»
Материал к заданию: таблица со слогами и словами, состоящими из этих слогов.
Учитель по очереди называет слова. Задача вызванного к доске ученика - отыскать в таблице слоги, из которых состоит слово, названное учителем, в порядке их следования в слове.
Пример слоговой таблицы и соответствующих слов.
Слоги - ТЫ ШО ВЫ ЛО ТА ПА ЛИ ГИ РА СЫ РЫ ХО ЖИ ME ВИ ЛЕ НЫ СА КИ КА ГО НА БА РЕ ГА КО BE ДЫ ЛЮ ЦА СО ПО МУ НО НЯ ПИ БЕ СИ РО ВО ЯБ МО
Слова- камера, колесо, барыня, хорошо сирота, канаты, вера, кора раковина, гора, вино, пора берега, пара, дыра, сапоги пироги, волосы, ворота высота, лимоны, лисица яблоки, яблоня, мужики.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Мне запомнилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №5.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие внимания.
-Развитие концентрации внимания.
-Развитие активного внимания, умения соотносить свои действия со звучанием инструментов.
Оборудование Рабочая тетрадь. Бубен, колокольчик.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь. 
Основная часть. Задание 1. «Лабиринт»
Необходимо ребенку найти выход.
Задание 2. «Путаница»
Надо найти все предметы на рисунке.
Задание 3. «Бубен и колокольчик»
Во время звучания бубена дети должны ходить по комнате, во время звучания колокольчика – бегать по ней.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Мне понравилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №6.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие произвольного внимания.
-Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.
-Обучение способности концентрировать внимание на ощущениях своего тела.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Я Вам желаю добра! Я себе желаю добра! Мы желаем друг другу добра! Если Вам будет трудно, Я на помощь к Вам приду! 
Основная часть. Задание 1. «Подсчитай правильно»
Ученики по одному выходят к доске и вслух подсчитывают количество одинаковых фигур в каждом ряду, либо количество кружков и крестиков. Остальные ученики следят за правильностью подсчета.
Задание 2. «Корректурные пробы»
Детям предлагается расставить значки, как в образце. Вычеркнуть девочек с черными волосами. Фиксируется время, допущенные ошибки.
Задание 3. «Пульс»
Попросить детей сесть, лечь удобно, закрыть глаза, положить руку на пульс и вслушаться в звуки «внутри себя». Можно попросить детей сосчитать количество ударов пульса за 1 мин.
Заключительная часть. Подведение итогов.
«Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия.
Дата проведения:__________________
Занятие №7.
Тема Внимание.
Задачи урока: - Развитие произвольного внимания (устойчивость).
- Развитие произвольного внимания (распределение).
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Прозвенел звонок, Начинается урок! Встаньте прямо, Распрямитесь. Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. Тихо за парты садитесь. 
Основная часть. Задание 1. «Назови по порядку»
Материал к заданию: 2-3 таблицы с числами от 1 до 25 Нужно как можно быстрее отыскать все числа по порядку, начиная с 1, и показать их. Возможен вариант задания - отыскивать числа в убывающем порядке, начиная с 25. Регистрировать время выполнения задания. Побеждает тот, кто затратит меньше времени на поиск чисел. Во избежание запоминания местонахождения чисел больше двух раз пользоваться одной и той же таблицей не рекомендуется.
Задание 2. «Вычеркивай буквы и слушай»
Материал к заданию: для каждого приготовить бланк с рядами напечатанных букв.
После сигнала учителя «Начали!» ученики должны как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать какую-либо заданную букву (например, «а»). Одновременно с вычеркиванием буквы ученики слушают сказку или рассказ, которую читает учитель.
Задача учеников - правильно вычеркивать букву и следить за содержанием читаемого. Через 5 мин. после начала работы учитель дает сигнал «Стоп!» и выясняет у учеников, о чем читал учитель, что они поняли из содержания и сколько букв пропустил или неправильно зачеркнул каждый ученик.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
-Избавляйся от…
-Будь всегда…
Дата проведения:__________________
Занятие №8.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие слухового внимания.
-Развитие концентрации внимания.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я помогу. 
Основная часть. Задание 1. «Узор»
Дети под диктовку рисуют узор.
Задание: две клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вниз, две клеточки вправо, две клеточки вниз. Половину строчки дети рисуют под диктовку. Затем продолжают рисовать узор до конца строки самостоятельно.
Задание 2. «Найди отличия»
Детям необходимо найти отличия на картинках.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Дата проведения:__________________
Занятие №9.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие зрительного внимания.
-Развитие произвольного внимания (распределение).
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! 
Основная часть. Задание 1. «Найди два одинаковых предмета»
Рабочая тетрадь.
Задание 2 . «Вычеркивай буквы и слушай»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с рядами букв.
Задача учеников остается такой же: слушать рассказ, читаемый учителем, и вычеркивать на бланке буквы. Однако теперь задача несколько усложняется за счет вычеркивания не одной, а двух букв (например, так: #, к). В остальном порядок работы сохраняется.
Задание 3 . «Назови, что ты видишь»
Дети за 1мин, должны назвать как можно больше предметов, находящихся в помещении.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новой добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце будет умным.
Дата проведения:__________________
Занятие №10.
Тема Внимание.
Задачи урока: -Развитие концентрации, распределения внимания.
-Развитие зрительного внимания.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись, И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. 
Основная часть. Задание 1. «Не собьюсь»
Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).Задание 2. «Наблюдательность».
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания делают устно, а одноклассники дополняют пропущенные детали.
Задание 3. «Лабиринт».
Необходимо ребенку найти выход.
Лабиринт в тетради.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Дата проведения:__________________
Занятие №11.
Тема Память
Задачи урока: -Развитие зрительной памяти.
-Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
- Развитие непосредственной вербальной памяти.
Оборудование Раздаточный материал. Рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь. 
Основная часть. Задание 1. «Запомни картинки»
Дети рассматривают пять картинок (стол, груша, машина, корова, часы), и запоминают, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Психолог показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.
Задание 2. «У оленя дом большой».
Дети знакомятся с игрой. Психолог, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя дом большой (скрещивает руки над головой, изображая крышу). Он глядит в свое окошко: (руки перед лицом изображают окно). Заяц по лесу бежит, (производят движение руками, как при беге). В дверь к нему стучит (кулаком имитирует стук в дверь). Стук, стук. Дверь открой! Там в лесу охотник злой! (большим пальцем через плечо показывает, что сзади охотник). Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! (Дети вытягивают руки вперед).
Необходимо повторить 3-4 раза в медленном темпе.
Задание 3. «Угадай, кто говорит»
Учитель произносит фразы соответствующим тоном и с соответствующими жестами, ученики должны угадать, кто это говорит.
- Налить вам еще чаю?
- Открой рот и скажи «а-а».
- Раз, два, три - тебе водить!
- Мороженое сливочное, клубничное, шоколадное!
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.
- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - «Столичная».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и прозвенел звонок – закончился урок.
Скоро встретимся опять – будем что-то изучать.
Дата проведения:__________________
Занятие №12.
Тема Память.
Задачи урока: -Развитие зрительной произвольной памяти.
-Развитие зрительной памяти.
-Развитие объема кратковременной слуховой памяти.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Ручки все мы в верх подняли.
А потом мы так сказали:
Чтобы время не терять,
Надо все нам изучать (повторять)!
Основная часть. Задание 1. «Запомни точно»
Материал к заданию: пять квадратов с белыми и черными кружками для запоминания, для каждого ученика чистый лист бумаги, разделенный на пять больших квадратов, карандаш.
Учитель показывает первый квадрат с кружками на 8-10 сек. Ученики должны запомнить расположение кружков, а затем по памяти воспроизвести у себя на листе в первом квадрате. Потом учитель показывает второй квадрат и т.д.
Задание 2. «Нарисуй по памяти»
Материал к заданию: плакат с изображениями шести геометрических фигур .Каждая фигура предъявляется ученикам в течение 3 сек. Учитель показывает первую фигуру, затем убирает или закрывает ее. Ученики зарисовывают показанную фигуру по памяти. Затем показывается вторая фигура и т.д. После воспроизведения учениками всех шести фигур рисунки учащихся сравниваются с образцами. Точное воспроизведение оценивается 1 баллом. Победителями считаются ученики, набравшие наибольшее количество баллов.
Задание 3. «Каскад слов».
Детям необходимо повторить слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Дети должны их повторить в той же последовательности. Затем называется три слова и т.д. Если нет успехов со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.
1-огонь,
2-дом, молоко.
3-конь, гриб, игла.
4-петух, солнце, асфальт, тетрадь.
5-крыша, пень, свеча, вода, школа.
6-карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.
7-орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.
8-гора, ворона, часы, стол, снег, картина, сосна, мел.
9-мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.
10-грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, лавочка, скатерть, арбуз, дверь.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и прозвенел звонок – закончился урок.
Скоро встретимся опять – будем что-то изучать.
Дата проведения:__________________
Занятие №13.
Тема Память.
Задачи урока: -Развитие непосредственной зрительной памяти.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Придумано кем-то. Просто и мудро.При встречи здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам!
Основная часть. Задание 1. «Запомни и найди»
Материал к заданию: демонстрационные таблицы с изображением предметов, геометрических фигур .Вариант 1. Ученикам на 4-5 сек. показывают часть «А» с изображением предметов и предлагают запомнить их с тем, чтобы затем отыскать эти предметы среди других, изображенных в части «Б».
Между запоминанием и отыскиванием предметов с целью тренировки удерживающей способности мозга следует делать паузы разной длительности: 0 сек., 5 сек., 20 сек., 1 мин. В этих случаях стоит использовать разные наборы предметов.
Вариант 2. Ученикам демонстрируют часть «А» с геометрическими фигурами. Остальное - как в варианте 1.
Задание 2. «Запомни и нарисуй»
Материал к заданию: образцы для запоминания, выполненные на отдельных листах бумаги, лист бумаги для воспроизведения, карандаш .Учитель просит детей внимательно посмотреть на образец и постараться его запомнить, чтобы потом нарисовать эти фигурки так же и в таком же порядке. Время показа первого набора фигур - 2 сек., второго - 3, третьего - 4, четвертого - 5, пятого - 6 сек.
Рекомендуется несколько отставлять во времени запоминание и воспроизведение (на 10-15 сек.),
Заключительная часть. Подведение итогов.
У меня получилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №14.
Тема Память.
Задачи урока: - Развитие непосредственной зрительной памяти.
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие зрительной памяти.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Сегодня у нас особенный день, Отбросим – ка, в сторону мы свою лень! Будем все думать, решать и смекать, Ведь знания вам предстоит получать. 
Основная часть. Задание 1. «Запомни картинки»
Материал к заданию: 7-10 картинок с изображением отдельных предметов.
Учитель раскладывает все картинки в случайном порядке. Одному из учеников предлагается в течение 15-20 сек. запомнить их последовательность. Затем он отворачивается. Несколько картинок меняют местами.
Ученик должен определить, что изменилось, и восстановить ряд в первоначальном виде. Затем это задание выполняет другой ученик и т.д.
Задание 2. «Повтори цифры»
Вариант А. Учитель просит учеников повторить ряды цифр в том же порядке, в каком он их будет называть, и медленно называет ряд из трех цифр. Первый ученик повторяет его. Учитель называет другие три цифры. Второй ученик повторяет их и т.д. Затем учитель предлагает повторить точно так же ряды из четырех, пяти, шести цифр.
Вариант Б. Учащихся просят повторять ряды цифр в обратном порядке, т.е. начиная с конца. Учитель называет ряд из двух цифр, затем из трех, четырех цифр.
Задание 3. «Запомни и нарисуй»
Материал к заданию: плакаты с объектами для запоминания, листы бумаги для учащихся, карандаш. Ученикам показывается плакат с фигурами и предметами, которые они в течение 1,5 мин. должны рассмотреть и запомнить. Затем дети зарисовывают их по памяти как можно точнее. При обсуждении рисунков отмечается, сколько объектов воспроизведено правильно, правильно ли закрашены или заштрихованы объекты, правильно ли изображены толстые и тонкие линии, отмечена ли на рисунке точка в центре окружности.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Мне запомнилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №15.
Тема Память.
Задачи урока: - Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
-Развитие вербальной памяти.
-Развитие логической памяти (установление ассоциативных связей).
Оборудование Рабочая тетрадь. Раздаточный материал.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь. 
Основная часть. Задание 1. «У оленя дом большой».
Задание повторяется в более ускоренном темпе.
Дети знакомятся с игрой. Психолог, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя дом большой (скрещивает руки над головой, изображая крышу). Он глядит в свое окошко: (руки перед лицом изображают окно). Заяц по лесу бежит, (производят движение руками, как при беге). В дверь к нему стучит (кулаком имитирует стук в дверь). Стук, стук. Дверь открой! Там в лесу охотник злой! (большим пальцем через плечо показывает, что сзади охотник). Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! (Дети вытягивают руки вперед).
Необходимо повторить 3-4 раза в медленном темпе.
Задание 2. «Слова, начинающиеся с одной буквы»
Каждому ученику поручается следить во время чтения небольшого рассказа за словами, начинающимися с одной определенной буквы. Он должен запомнить 5-7 таких слов в том порядке, в каком он их услышал, и по окончании чтения в таком же порядке их записать. При вторичном чтении рассказа проверяется правильность выполнения задания.
Задание 3. «Объедини слова»
Учитель называет пары слов, не связанных между собой по смыслу. Учащиеся должны найти любые связи между ними и таким образом объединить их. Например, дана пара слов кот - лист. Возможно их объединение на основе такой ассоциативной связи, как «кот играет с листом» либо «кот спрятался под листом от дождя» и т.п.
Другие примерные пары слов:
машина - груша, яблоко - пиджак,
солнце - карандаш, заяц - рюкзак,
дом - море и др.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Мне понравилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №16.
Тема Память.
Задачи урока: -Развитие зрительной памяти.
-Развитие объема кратковременной слуховой памяти.
-Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь. Три любых предмета.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Я Вам желаю добра! Я себе желаю добра! Мы желаем друг другу добра! Если Вам будет трудно, Я на помощь к Вам приду! 
Основная часть. Задание 1. «Нарисуй по памяти»
Материал к заданию: плакат с изображениями шести фигур.
Каждую фигуру учитель предъявляет ученикам в течение 5-7 сек. Воспроизведенные учениками рисунки оцениваются 2 баллами (при наличии существенных погрешностей), 1 баллом (при незначительных искажениях) и О баллов (при точном воспроизведении). Оценки за все шесть фигур суммируются. Лучшим считается ученик, набравший наименьшую сумму баллов.
Задание 2. «Каскад слов».
Детям необходимо повторить слова. Начинать нужно с одного слова, затем назвать два. Дети должны их повторить в той же последовательности. Затем называется три слова и т.д. Если нет успехов со словесным рядом, нужно повторить ряд еще 2-3 раза.
1-доска,
2-окно, дым.
3-урна, кувшин, карандаш.
4-мотоцикл, ванна, салат, ведро.
5- яблоко, мышь, печенье, ложка, пол.
6-автобус, утка, муха, буква, овощи, колготки.
7-стена, салфетка, мальчик, сорока, стрелка, дождь, тряпка.
8-трамвай, сестра, компот, земля, луна, пила, стрекоза, перчатка.
9-сад, труба, пылесос, паровоз, корзина, концерт, лыжи, скакалка, почта.
10-дорога, комбайн, вертолет, дыня, кухня, тесто, холодильник, пуговица, ковер, антенна.
Задание 3. «Потеряшки».
Попросить детей спрятать три предмета в кабинете. При этом поставить условие, что через неделю должны будут вспомнить, куда положили и найти их.
Заключительная часть. Подведение итогов.
«Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия.
Дата проведения:__________________
Занятие №17.
Тема Память.
Задачи урока: -Развитие зрительной памяти.
-Развитие слуховой памяти.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Прозвенел звонок, Начинается урок! Встаньте прямо, Распрямитесь. Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. Тихо за парты садитесь. 
Основная часть. Задание 1. «Найди образец»
Материал к заданию: 10-15 карточек с различным изображением нескольких (от 5 до 9) неупорядоченных объектов (геометрические фигуры, цифры, буквы), из которых нет полностью совпадающих.
Учитель показывает ученикам одну из этих карточек и предлагает ее запомнить. Затем он помещает ее среди других карточек набора. Ученики должны ее отыскать.
В более сложном варианте ученикам предлагается составить (или зарисовать) запомненную карточку из отдельных элементов по памяти.
Задание 2. «Подбери заплатку»
Материал к заданию: лист бумаги с вырезом квадратной и прямоугольной формы, набор геометрических фигур разной формы и размера, в том числе точно соответствующие вырезу на бумаге.
На доске прикрепляется лист бумаги с вырезами различной формы. Рядом помещается ряд различных геометрических фигур. Нужно определить, какая из этих фигур соответствует вырезу. Ответ проверяется прикладыванием выбранной фигуры к вырезу. (Правильные ответы: 2; 2, 4.)
Задание 3. «Поставь на место»
Детям предлагается рассмотреть 10 животных, затем животные меняются местами. Задача детей вернуть всех на свое место.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
-Избавляйся от…
-Будь всегда…
Дата проведения:__________________
Занятие №18.
Тема Память.
Задачи урока: - Развитие опосредованной памяти.
-Развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я помогу. 
Основная часть. Задание 1. «Подбери картинку»
Материал к заданию: большой лист бумаги с несколькими словами и картинки с изображением предметов, соответствующих данным словам.
Учитель объясняет ученикам, что для того, чтобы хорошо запомнить, нужно научиться пользоваться вспомогательными средствами, которые помогут сначала запомнить то, что нужно, а затем вспомнить это. Например, нужно запомнить ряд слов. Помогут запомнить эти слова картинки: чтобы запомнить слово «свет», нужно отобрать картинку с изображением настольной лампы, для запоминания слова «лес» можно выбрать картинку с изображением гриба и т.д. Затем, глядя на картинки, нам нетрудно вспомнить и соответствующие слова. Предложить ученикам для запоминания другой ряд слов (8-10) и набор картинок, между которыми ассоциативные связи устанавливаются легко. Попросить учеников, глядя на картинки, вспомнить слова (как сразу после запоминания, так и через некоторое время, например, в конце занятия).
Задание 2. «Зашифруй предложение» Цель задания - научить детей пользоваться схематическими изображениями предложений как средством их запоминания. Для запоминания даются относительно завершенные высказывания. Например, «Волк выбежал из леса», «Дети играли во дворе», «Сегодня светит солнце» и т.д. Нужно обсудить с учениками, что должно быть лаконично нарисовано, чтобы «зашифровать» в рисунке данное предложение. Так, чтобы запомнить фразу «Волк выбежал из леса», можно схематически нарисовать елочку и зубастую пасть волка. Затем учить школьников проводить «дешифровку» рисунка: анализировать изображение, выявляя зашифрованную фразу. За одно занятие давать 2-3 фразы.
Задание 3. «У оленя дом большой».
Дети знакомятся с игрой. Психолог, проговаривает текст игры, сопровождает его движениями.
У оленя дом большой (скрещивает руки над головой, изображая крышу). Он глядит в свое окошко: (руки перед лицом изображают окно). Заяц по лесу бежит, (производят движение руками, как при беге). В дверь к нему стучит (кулаком имитирует стук в дверь). Стук, стук. Дверь открой! Там в лесу охотник злой! (большим пальцем через плечо показывает, что сзади охотник). Заяц, заяц, забегай! Лапу подавай! (Дети вытягивают руки вперед).
Необходимо повторить 3-4 раза в медленном темпе.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Дата проведения:__________________
Занятие №19.
Тема Память.
Задачи урока: -Развитие зрительной памяти.
-Развитие опосредованной памяти.
-Развитие долговременной памяти.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! 
Основная часть. Задание 1. «Башня - пирамида»
Построить из имеющегося материала (кубики, кольца) башню. Затем ее прикрыть. Задача детей назвать поэтапные цвета сложения башни.
Задание 2. «Одежда»
Дети должны вспомнить, в каком порядке они надевали предметы одежды утром.
Задание 3. «Разучивание песни»
Разучить с детьми один куплет любой песни о школе.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новой добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце будет умным.
Дата проведения:__________________
Занятие №20.
Тема Память.
Задачи урока: -Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.
-Развитие слуховой памяти.
-Развитие непосредственной вербальной памяти.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь. 10 разных предметов.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись, И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. 
Основная часть. Задание 1. «Кто не на месте?»
Предметы выставляются перед детьми на столе в один ряд, необходимо предложить запомнить, какой предмет на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, предметы меняются местами. После чего необходимо повернуться и расставить игрушки по местам.
Задание 2. «Повтори цифры»
Вариант А. Учитель просит учеников повторить ряды цифр в том же порядке, в каком он их будет называть, и медленно называет ряд из трех цифр. Первый ученик повторяет его. Учитель называет другие три цифры. Второй ученик повторяет их и т.д. Затем учитель предлагает повторить точно так же ряды из четырех, пяти, шести цифр.
Вариант Б. Учащихся просят повторять ряды цифр в обратном порядке, т.е. начиная с конца. Учитель называет ряд из двух цифр, затем из трех, четырех цифр.
Задание 3. «Угадай, кто говорит»
Учитель произносит фразы соответствующим тоном и с соответствующими жестами, ученики должны угадать, кто это говорит.
- Налить вам еще чаю?
- Открой рот и скажи «а-а».
- Раз, два, три - тебе водить!
- Мороженое сливочное, клубничное, шоколадное!
- Днем ожидается облачная погода, без осадков, по области туман.
- Осторожно, двери закрываются. Следующая станция - «Столичная».
Заключительная часть. Подведение итогов.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Дата проведения:__________________
Занятие №21.
Тема Восприятие.
Задачи урока: -Развитие целостности восприятия.
-Развитие фонетико-фонематического восприятия.
-Развитие зрительного восприятия (восприятие формы).
Оборудование Раздаточный материал. Рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь. 
Основная часть. Задание 1. «Дорисуй фигуры»
Художник не дорисовал фигуры, поэтому они однобокие. Вам нужно их дорисовать, чтобы они стали целыми.
Задание 2. «Найди ошибку».
Учитель просит учеников выслушать фразы, которые он скажет. В некоторых из них есть ошибки. Нужно найти эти ошибки и исправить их.
3-C
1. Хозяйка сварила зуб.
2. Мальчик перелез через сабор и забрался в огород.
3. У девочки болел суб.
4. На лугу паслась коса.
П-В
1. Воду хранили в почке.
2. На цветке сидела папочка.
3. Мальчик бил воду из стакана.
4. Из чайника шел бар.
Д-Т1. В этом томе я живу.
2. У меня взрослая точка.
3. На лугу росла густая драва.
4. В конце предложения надо ставить дочку.
Г - К
1. Футболисты забили кол.
2. Собака грызла гости.
3. В этом доме я живу третий кот.
4. Учитель поставил мальчику гол.
Ж-Ш
1. В руке у мальчика воздушный жар.
2. После дождя образовалась большая луша.
3. Летом я шил у бабушки.
4. Раскаленная печка давала сильный шар.
Ш-С
1. В нашем доме отремонтировали крысу.
2. Я люблю пить томатный шок.
3. Из норы выбежала большая черная крыша.
4. Продавец взял острый нос и отрезал кусок колбасы.
Задание 3. «Загадочные контуры»
Учитель расставляет на большом листе бумаги (или на газете) 8-10 предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обыкновенно находятся. Ученики должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Тот, кто правильно закроет большее число контуров, считается победителем.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и прозвенел звонок – закончился урок.
Скоро встретимся опять – будем что-то изучать.
Дата проведения:__________________
Занятие №22.
Тема Восприятие.
Задачи урока: - Развитие восприятия (расчлененность).
-Развитие зрительного восприятия (выделение буквенных форм).
-Развитие слухового восприятия.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Ручки все мы в верх подняли.
А потом мы так сказали:
Чтобы время не терять,
Надо все нам изучать (повторять)!
Основная часть. Задание 1. «Найди фото» Материал к заданию: лист с «фотокарточками» клоунов. Перед учениками располагаются «фотокарточки» клоунов с разной мимикой. Нужно помочь клоуну разыскать свое фото. Ученику надо подобрать к данному ему изображению лица клоуна «фотокарточку» этого же клоуна. Затем к поиску приступает следующий участник.
Задание 2. «Назови буквы»
Материал к заданию: лист бумаги с крупно начерченными группами букв, наложенными друг на друга. Учитель просит детей внимательно посмотреть и сказать, какие буквы они видят в первой группе, затем -во второй, в третьей.
Задание 3 . «Назови и проверь постукиванием» Дети вместе с учителем выбирают 10-15 разнообразных предметов, находящихся в разных концах комнаты, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом (или деревянной палочкой). Затем ученики закрывают глаза. Учитель ударяет карандашом по какому-либо из этих предметов 5-10 раз. Ученики должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вот и прозвенел звонок – закончился урок.
Скоро встретимся опять – будем что-то изучать.
Дата проведения:__________________
Занятие №23.
Тема Восприятие.
Задачи урока: - Развитие зрительного восприятия формы.
-Развитие целостности восприятия.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Придумано кем-то. Просто и мудро.При встречи здороваться. Доброе утро! Доброе утро, солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам!
Основная часть. Задание 1. «Загадочные контуры»
Учитель расставляет на большом листе бумаги (или на газете) 8-10 предметов разной величины и формы и обводит их цветным карандашом. Затем все эти предметы кладет на те места, где они обыкновенно находятся. Ученики должны по получившимся контурам догадаться, какие здесь обведены предметы, отыскать их и поставить на контуры. Тот, кто правильно закроет большее число контуров, считается победителем.
Задание 2. «Дорисуй фигуры»
В рабочей тетради предлагается дорисовать вторую половину рисунка.
Задание 3. «Что нарисовано?»
В рабочей тетради предлагается закончить рисунок.
Заключительная часть. Подведение итогов.
У меня получилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №24.
Тема Мышление.
Задачи урока: - Развитие понятийного мышления.
-Развитие мышления (абстрагирование).
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Сегодня у нас особенный день, Отбросим – ка, в сторону мы свою лень! Будем все думать, решать и смекать, Ведь знания вам предстоит получать. 
Основная часть. Задание 1. «Конкретизация понятий»
Нужно назвать как можно больше слов, относящихся к заданному понятию.
Например, «Овощи», «Игрушки», «Цветы», «Одежда» и др.
Задание 2. «Вордбол»
Учитель задает какую-либо тему, например, «Мебель - не мебель». Затем он называет вперемешку слова, относящиеся к данной категории, и слова, по смыслу далеко отстоящие от нее. Так, наряду со словами «стул», «кровать», «шкаф» называются слова «пальто», «книга», «чайник» и др. При этом, называя слово, учитель бросает ученику мяч, а ученик либо ловит его, если слово соответствует заданной теме, либо отбивает его, если не соответствует.Задание усложняется за счет сокращения времени на размышление.
Задание 3. «Найди одинаковые».
Учитель предлагает ученикам внимательно посмотреть вокруг себя, а затем назвать как можно больше предметов: названия которых начинаются с заданной буквы (например, буквы «к»); какого-либо цвета (например, красных); круглых; прямоугольных; деревянных; металлических; пластмассовых. Выигрывает ученик, который назвал предмет последним.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Мне запомнилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №25.
Тема Мышление.
Задачи урока: -Развитие понятийного мышления.
- Развитие гибкости мышления.
-Классификация предметов на слух по существенному признаку.
Оборудование Рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь. 
Основная часть. Задание 1. «Вордбол».
Учащиеся делятся на две команды и выстраиваются в шеренги друг против друга. Каждый участник по очереди бросает мяч ученику из другой команды и называет какое-либо слово, относящееся либо не относящееся к заданному учителем понятию. "Если слово относится к названному понятию, ученик мяч ловит. Теперь он называет какое-либо слово и бросает мяч участнику другой команды. Если слово не относится к заданному понятию, мяч отбивается, Выигрывает команда, допустившая наименьшее число ошибок.
Примерные темы: «Зимние вещи - не зимние вещи», «Сказочные герои - не сказочные герои», «Ягоды – не ягоды», «Цветы - не цветы», «Природа живая - неживая» и др.Задание 2. «Способы применения предмета».
Учитель или кто-нибудь из учеников называет какой-либо хорошо известный предмет. Надо назвать как можно больше различных способов его применения. Побеждает тот, кто укажет последним способ применения предмета. Примерные названия предметов - карандаш, яблоко, коробка, ножницы.
Задание 3. «4-й лишний».
- огурец, капуста, арбуз, свекла.
-ручка, пенал, карандаш, фломастер.
-тетрадь, журнал, газета, книга.
-лампа, свеча, торшер, фонарик.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Мне понравилось ………
Дата проведения:__________________
Занятие №26.
Тема Мышление.
Задачи урока: -Развитие гибкости мышления.
-Развитие мыслительных операций обобщения.
-Развитие аналитического мышления.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь. Кубик – рубик.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Я Вам желаю добра! Я себе желаю добра! Мы желаем друг другу добра! Если Вам будет трудно, Я на помощь к Вам приду! 
Основная часть. Задание 1. «Кубик - рубик».
На данное занятие отводиться 15 мин. Времени.
Задание 2. «Найди лишнее слово».
- храбрый, смелый, злой, отважный.
-яблоко, слива, груша, арбуз.
-ложка, тарелка, кастрюля, сумка.
-платье, свитер, шапка, рубашка.
-мыло, мочалка, шампунь, веник.
Задание 3. «Мячик».
Учитель говорит: Я буду бросать вам мячик и назвать любые слова, когда бросаете мячик обратно то называете слово, которое подходит к названному слову.
Например:
Тучка-дождик
Хлеб-нож
Будка-собака
Варенье-банка
Заключительная часть. Подведение итогов.
«Цветные карточки».
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия.
Дата проведения:__________________
Занятие №27.
Тема Мышление.
Задачи урока: -Развитие мышления (процессы синтеза).
-Развитие мышления (абстрагирование признаков).
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь. 10-15 разных предметов.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Прозвенел звонок, Начинается урок! Встаньте прямо, Распрямитесь. Удивитесь. Рассердитесь. Улыбнитесь. Тихо за парты садитесь. 
Основная часть. Задание 1. «Составление предложений»
Учитель называет любые три слова, не связанные между собой по смыслу. Дети должны составить как можно больше предложений, в которых обязательно должны быть эти три слова (можно менять их падеж и использовать другие слова).
Примерные наборы для предъявления:
море, карандаш, медведь; улица, книга, фартук; окно, стол, дождь; девочка, птица, дерево; мяч, небо, цветок.Ответы рекомендуется обсуждать и давать развернутое обоснование, почему именно тот или иной ответ понравился или не понравился.
Задание 2. «Назови предмет»
Учитель называет ряд признаков предмета. Учащиеся должны мысленно объединить их и назвать этот предмет. Например: упругий, круглый, красный (мяч).
Задание 3. «Покажи одинаковые»
Материал к заданию: подготовить 10-15 разных предметов (чашка, тарелка, кусок хлеба, сушка, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная доска, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш).Ученикам предлагается найти похожие предметы, например, сначала все металлические. Затем предлагается найти предметы с другими свойствами: съедобные, мягкие, круглые и т.д. Если дети легко справляются с таким выбором, то можно выбрать предметы сразу по двум признакам.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Давайте возьмемся за руки и пожелаем друг другу:
-Избавляйся от…
-Будь всегда…
Дата проведения:__________________
Занятие №28.
Тема Мышление.
Задачи урока: -Развитие гибкости мышления.
-Развитие наглядно-образного мышления.
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему: Я желаю тебе добра; Если тебе будет трудно, я помогу. 
Основная часть. Задание 1. «Антонимы»
Ученикам называют слова, а они должны назвать противоположное слово по смыслу. Например: сильный-слабый-твердый-мягкий-тяжелый-легкий-горький-сладкийЗадание 2. «Найди путь»
Материал к заданию: индивидуальные бланки с лабиринтами, карандаш. Сначала учитель просит учеников помочь Саше и Коле найти дорогу в школу, проведя по ней карандашом. Затем нужно помочь зайчику добраться до морковки. По какой дорожке ему надо бежать? (Правильный ответ: 8.)
Заключительная часть. Подведение итогов.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево.
Дата проведения:__________________
Занятие №29.
Тема Мышление.
Задачи урока: -Развитие наглядно-образного мышления.
-Развитие мышления (процессы анализа).
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее. Начнем скорей урок! 
Основная часть. Задание 1. «Полянки»
Материал к заданию: индивидуальный комплект листов с изображением четырех полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах, а также «письма», указывающие путь к одному из домиков.
Сначала ученикам даются две вводные задачи (листы А и Б), затем по порядку задачи 1-3. Учитель говорит (первая вводная задача): «Перед вами полянка, на ней нарисованы дорожки и домики в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо смотреть на письмо. В письме нарисовано, что надо идти от травки мимо елочки, потом мимо грибка, тогда найдете правильно домик».
Вторая вводная задача (лист Б). Учитель говорит: «Здесь тоже два домика. Но письмо другое, в нем нарисовано, как идти и куда поворачивать». Вместе с учениками учитель находит нужный домик. Затем ученики самостоятельно решают основные задачи.
Задание 2. «Какой? Какая? Какие?»
Учитель называет любое существительное, а ученики подбирают к нему слова, обозначающие различные качества этого предмета. Например, «трава» - зеленая, мягкая, шелковая, высокая, изумрудная, болотная, густая, скользкая, нежная, сухая и т.д. «Дом» - большой, многоэтажный, кирпичный, красивый, прохладный, солнечный, комфортабельный, модерный, величественный, ветхий, мрачный, недостроенный, отремонтированный, покрашенный, оштукатуренный, заселенный и др.Учитель может предложить описать, каким был, например, воздух, когда дети шли в школу (прозрачный, спокойный, душистый, прохладный, гулкий, розово-голубой и т.д.). Побеждает тот, кто назвал последним какое-либо качество.
Заключительная часть. Подведение итогов.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новой добудет,
Пусть добрым будет ум у вас.
А сердце будет умным.
Дата проведения:__________________
Занятие №30.
Тема Мышление.
Задачи урока: -Развитие мышления (обобщение наглядного материала).
-Развитие мышления (установление закономерностей).
Оборудование Раздаточный материал, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Орг.момент. Приветствие
Психологический настрой Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись, И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. 
Основная часть. Задание 1. «Четвертый лишний»
Материал к заданию: 3-4 набора картинок, на каждой из который изображены четыре предмета.
Учитель объясняет ученикам, что три предмета из четырех подходят друг к другу и могут быть названы одним (обобщающим) словом, а четвертый предмет не подходит к ним, он лишний. Нужно указать этот лишний предмет.
(Правильные ответы: 1 рис. - нож, 2 рис. - платье, 3 рис. - хлеб, 4 рис. - свекла.)Задание 2. «Найди фигуры»
Материал к заданию: плакат с изображением геометрических фигур , картонный кружок.
Фигуры рассматривать по вертикали (в каждой вертикали нижние фигуры в клеточках одинаковые).
Заключительная часть. Подведение итогов.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.