Коррекционно-развивающая программа Развитие познавательных процессов детей с ОВЗ (5 класс)

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Развитие познавательных процессов детей с ОВЗ»

Пояснительная записка
Общая характеристика
Хорошее внимание, память, развитое мышление - важнейшее условие успешного школьного обучения. Недостаточная сформированность познавательных процессов создаёт проблемы в обучении школьника. Ребёнку в жизни нужны не только базовые навыки: умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память.
Данная программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и направлена на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы ребёнка, закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Программа коррекционной работы содержит: содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей учащегося с ОВЗ; мониторинг динамики развития учащегося; планируемые результаты коррекционной работы.
Объём программы рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю: понедельник, четверг). Продолжительность одного занятия – 40 минут. Срок реализации программы: сентябрь – май.

Основные цели и задачи

Цели программы: развитие и коррекция познавательных процессов учащейся с ОВЗ с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости.
Задачи программы:
Обучающие:
формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
углубление и расширение знаний учащейся.
Развивающие:
развитие логического мышления;
развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
развитие речи и словарного запаса;
развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
формирование положительной мотивации к учению.
формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.
Программа ориентирована на социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление психического здоровья ребёнка с ОВЗ. Программа представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления, пространственного восприятия и сенсомоторной координации. Работая по учебно-методическому комплекту, у ребёнка формируются личностные, метапредметные, предметные результаты.

Особенности методики преподавания

Отличительной особенностью программы является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, с применением формы игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
В основе построения занятий лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. На каждом занятии ребёнок для формирования навыков контроля и самоконтроля учится оценивать свою работу. Занятия проводятся во вторую половину дня и имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Задача вводной части направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. «Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе ребёнок отвечает на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы). Продолжительность основной части – 30 минут. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании. Продолжительность заключительной части – 5 минут.

Количество часов учебной программы по четвертям и на год:

Четверть

Всего часов
Практическая часть



Тестирование

1 четверть
18
5

2 четверть
14
1

3 четверть
21
2

4 четверть
15
1

Всего:
68
9


Содержание программы
Коррекционно-развивающая программа «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ» включает в себя три основных блока: диагностический; коррекционный, блок оценки эффективности коррекционных воздействий.
Диагностический блок:
Цель данного блока – диагностика развития познавательных процессов у ребёнка (логической памяти, механической памяти, оперативной памяти, устойчивости, объёма и концентрации внимания, мышления).
Форма проведения диагностических исследований: индивидуальная.
Диагностика развития внимания: методика «Корректурная проба».
Диагностика развития памяти: методики «Оперативная память», «Запомни пару».
Диагностика развития мышления.
Коррекционный блок:
Цель данного блока – гармонизация и оптимизация развития ребёнка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и с самим собой, овладение определёнными способами деятельности, которые
являются основой для усвоения знаний, аналитическая обработка информации, рациональные способы деятельности.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
№ п/п
Дата


Тема


Содержание


Количество часов


План.
Фактич.




1


Цели и задачи
Вводная беседа. Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
1

Диагностический блок

2


Диагностика развития внимания

Методика «Исправь ошибки».
Отыскивание чисел по таблицам Шульте.
Корректурная проба.
1

3


Диагностика развития памяти

Смысловая память.
Слуховая память.
Зрительная память.
1

4


Диагностика степени владения логическими операциями, способности выделять существенное, умения сравнивать
Обобщение.
Классификация.
Аналогия.
1

Коррекционный блок

5


Развитие внимания
Упражнения для развития внимания

4


6


Развитие внимания



7


Развитие внимания



8


Развитие внимания



9


Диагностика динамики развития внимания
Диагностический тест
1

10


Развитие памяти
Упражнения для развития памяти

4


11


Развитие памяти



12


Развитие памяти



13


Развитие памяти



14


Диагностика динамики развития процессов памяти
Диагностический тест
1

15


Тренировка памяти, внимания
Упражнения для развития памяти и внимания
4


16


Тренировка памяти, внимания



17


Тренировка памяти, внимания



18


Тренировка памяти, внимания



19


Развитие слухового восприятия, внимания, мышления
Упражнения, направленные на развитие слухового восприятия, внимания, мышления
4


20


Развитие слухового восприятия, внимания, мышления



21


Развитие слухового восприятия, внимания, мышления



22


Развитие слухового восприятия, внимания, мышления



23


Развитие логического мышления
Логические задачи

5


24


Развитие логического мышления



25


Развитие логического мышления



26


Развитие логического мышления



27


Диагностика степени владения логическими операциями
Диагностический тест
1

28


Развитие наглядно – образного мышления
Упражнения, направленные на развитие наглядно – образного мышления
4


29


Развитие наглядно – образного мышления



30


Развитие наглядно – образного мышления



31


Развитие наглядно – образного мышления



32


Развитие вербального мышления
Упражнения, направленные на развитие вербального мышления
4


33


Развитие вербального мышления



34


Развитие вербального мышления



35


Развитие вербального мышления



36


Диагностика степени владения мыслительными операциями
Диагностический тест
1

37


Развитие аналитических способностей и способности рассуждать
Упражнения, направленные на развитие аналитических способностей и способности рассуждать
2


38


Развитие аналитических способностей и способности рассуждать



39


Развитие умения решать нестандартные задачи
Упражнения на развитие умения решать нестандартные задачи
2


40


Развитие умения решать нестандартные задачи



41


Диагностика степени владения логическими операциями
Диагностический тест
1

42


Развитие интеллектуальных способностей
Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей
10


43


Развитие интеллектуальных способностей



44


Развитие интеллектуальных способностей



45


Развитие интеллектуальных способностей



46


Развитие интеллектуальных способностей



47


Развитие интеллектуальных способностей



48


Развитие интеллектуальных способностей



49


Развитие интеллектуальных способностей



50


Развитие интеллектуальных способностей



51


Развитие интеллектуальных способностей



52


Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания
Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие самоконтроля, произвольного
внимания
3


53


Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания



54


Развитие мышления, самоконтроля и произвольности внимания



55


Развитие пространственных представлений, сенсомоторной координации

2


56


Развитие пространственных представлений, сенсомоторной координации



57


Развитие гибкости мышления, воображения
Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие действия моделирования, гибкости мышления, воображения
2


58


Развитие гибкости мышления, воображения



59


Совершенствование мыслительных операций
Упражнения, психотехнические игры, направленные на совершенствование мыслительных операций
2


60


Совершенствование мыслительных операций



61


Развитие умения работать по алгоритму
Упражнения, направленные на развитие умения работать по алгоритму
2


62


Развитие умения работать по алгоритму



63


Развитие быстроты реакции
Упражнения, психотехнические игры, направленные на развитие быстроты реакции
2


64


Развитие быстроты реакции



65


Совершенствование воображения, памяти, мышления
Упражнения, направленные на совершенствование воображения, памяти, мышления
3


66


Совершенствование воображения, памяти, мышления



67


Совершенствование воображения, памяти, мышления



68


Итоговое занятие
Диагностическое
1


Прогнозируемый результат

По окончании реализации программы коррекционных занятий должны быть характерны следующие показатели:
умение самостоятельно выполнить упражнения (чем меньше помощь учителя, тем выше самостоятельность ученика, выше коррекционный эффект занятий);
изменение поведения на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьника;
повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.




























Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Кол-во

Книгопечатная продукция


1
2

3
4
5


6

7
8

9
10
11
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ:
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 1995.
Афонькина Ю.А., Урунтаева Т.А. Практикум по детской психологии. - М., 1995.
Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М., 1996.
Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М., 1996.
Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Занятия интеллектуального тренинга, направленные на развитие мышления, памяти, внимания. - Ростов-на Дону;
«Феникс», 2003
Измерение интеллекта детей. Пособие для психолога-практика под ред. Гильбуха Ю.З. - Киев, 1992.
Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. - М., 1993.
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1993.Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. - Л.: ЛГУ, 1990.
Рабочая книга школьного психолога. Под ред. Дубровиной И.В. - М., 1991.
Развитие интеллекта у детей. Гильбух Ю.З. - Киев, 1994.
Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления у детей. - Ярославль, 1995.

1
1

1
1
1

1
1

1
1
1

2. Технические средства обучения

11
Персональный компьютер
1

3. Оборудование кабинета

12
13
Стол ученический с комплектом стульев
Шкаф для хранения учебных пособий
1
1









































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915




aђ Заголовок 2aђ Заголовок 3aђ Заголовок 615