Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие познавательных процессов младших школьников.


Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие познавательных процессов младших школьников.
Актуальность темы: Проблема развития познавательной сферы учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. познавательная сфера является необходимым условием формирования умственных качеств личности. Особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников изучали такие отечественные исследователи как А. К. Маркова, В. И. Лозовая, Ж. Н. Тельнова, Г. И. Щукина и многие другие. Однако на сегодняшний день вопрос о наиболее эффективных методах развития познавательной сферы младших школьников по-прежнему остается открытым. Как правило, до прихода в школу ребенок посещает детский сад, обогащает свой кругозор во время общения с взрослыми и сверстниками. В результате к 6-7 годам у каждого ребенка уже сформирован свой определенный уровень развития познавательных процессов. В связи с этим основной целью психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания школьников на протяжении всего периода обучения в настоящее время становится выявление индивидуальных особенностей развития детей, а также их своевременная коррекция в случае необходимости. Особенно важно это в младших классах, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка.
Целью: данной коррекционно-развивающей программы является развитие психических познавательных процессов у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1)создать комфортные коррекционно-развивающие условия для младших школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов и личностных особенностей детей;
2)способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности у младших школьников;
3) создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Коррекционно – развивающая программа: направлена на работу с младшими школьниками.
Возраст: 6-7 лет.
Частота встреч: два раза в неделю.
Продолжительность занятий: групповые занятия по 30 - 40 минут два раза в неделю. Группа 10 человек.
Таблицы с занятиями:
Занятие №1.
Цель: создать рабочий настрой в группе, развить способности к длительной концентрации внимания.
Вступительная часть Цель: создать рабочий настрой в группе. Упражнение
«Мой любимый фрукт»
Время
5 минут
Основная часть Цель: создать рабочий настрой в группе. Упражнение
«Не собьюсь»
Время
15 минут
Основная часть Цель: развить
переключаемость внимания, произвольность выполнения движений. Упражнение
«Летает – не летает» Время
10 минут
Заключительная
часть
Цель:  развитие зрительного внимания.
Упражнение
«Самый внимательный»
Время
10 минут
Занятие №2.
Цель: создать рабочий настрой в группе, развить слуховую, зрительную память у детей.
Вступительная часть
Цель: развить слуховую
память и внимание.
Упражнение
«Рисунок» Время
10минут
Основная часть Цель: развить
 зрительную память и
восприятие. Упражнение
«Разрезанные картинки» Время
5минут
Основная часть Цель:развить зрительную
 память и внимание ребенка. Упражнение
«Где спрятана игрушка?» Время
10минут
Заключительная часть Цель: развить смысловую память. Упражнение
«Смысловая память» Время
15минут
Занятие №3.
Цель: развить мышление у детей.
Вступительная часть
Цель: развить мышление и наблюдательность. Упражнение
«Исключи лишнее»
Время
5минут
Основная часть Цель: развить мышление и наблюдательность. Также расширение представлений детей о живой природе. Упражнение
«Дерево, лист, плод» Время
15минут
Основная часть Цель:  развить мышление и наблюдательность. Упражнение
«Говори наоборот»
Время
10минут
Заключительная часть Цель: развить мышление и внимание. Упражнение
«Веселый счет»
Время
10минут
Занятие№1.
Упражнение «Мой любимый фрукт».
Инструкция: Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
Упражнение «Не собьюсь».
Инструкция: Детям предлагается следующее задание:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).Упражнение «Летает – не летает».
Инструкция: Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Упражнение «Самый внимательный».
Инструкция: Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
Занятие №2.
Упражнение «Рисунок».
Инструкция: Прослушай рассказ и нарисуй рисунок, точно отражающий егосодержание.В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комковснега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий -  совсем крохотный.Руки первого и второго -  снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков.
Упражнение «Разрезанные картинки».
Инструкция: Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна целая, другая -разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Упражнение «Где спрятана игрушка?»
Инструкция: Для организации и проведения игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.
Ход игры: в один из коробков на глазах ребенка следует положить какую- нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.) Затем коробки на некоторое время уберите. Попросите ребенкадостать спрятанную игрушку.
Упражнение «Смысловая память».
Инструкция: Медленно зачитываются 10 пар слов,  между которыми имеется смысловая связь.
Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова изкаждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.
ШУМ -ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.
(Если правильно воспроизведено 6 пар из 10, то смысловая память развита удовлетворительно)
Занятие №3.
Упражнение «Исключи лишнее».
Инструкция: выберите из 3 слов одно лишнее.
Цвет: Форма:
апельсин, киви, хурма телевизор, книга, колесо
цыплёнок, лимон, василёк косынка, арбуз, палатка.
огурец, морковь, трава
сахар, пшеница, вата.
Величина: Материал:
бегемот, муравей, слон банка, кастрюля, стакан
дом, карандаш, ложка альбом, тетрадь, ручка
Вкус:
конфета, картошка, варенье
торт, селёдка, мороженое
Вес:
вата, гиря, штанга
мясорубка, перышко, гантели
 Упражнение «Дерево, лист, плод».
Материал: коробка с двумя отделениями; карточки с изображением и названием различных деревьев (ель, сосна, дуб, клен, липа, яблоня, вишня, груша, кокосовая пальма); карточки с изображением листьев этих деревьев; мелкие игрушки или естественные плоды этих деревьев.Инструкция: Ребенок выбирает карточку с деревом и подбирает к ней карточку с листом и плод.
 
Упражнение «Говори наоборот».
Инструкция: ребенок должен говорить синонимы.
Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.
Упражнение «Веселый счет».
Инструкция: Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.
Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.