Коррекционно-развивающая программа направленная на развитие познавательных процессов у младших школьников. «Путешествие в страну Размышляндию».


ГБУСОН РО «СРЦ Орловского района»
Коррекционно-развивающая программа направленная наразвитие познавательных процессов у младших школьников.«Путешествие в страну Размышляндию».
Составитель:
педагог-психолог Аксенов Ю.Г.
( адаптирована по программе Комовой И.В.)



Пояснительная записка

Актуальность. В младшем школьном возрасте меняется социальная позиция ребёнка. Из дошкольника он превращается в школьника. У него появляются новые обязанности: делать уроки, быть внимательным, дисциплинированным. У ребёнка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу школьники должны «научиться учиться», т.е. запоминать учебный материал, решать задачи.Учебная деятельность основана на развитии навыков произвольного поведения ребёнка. Известно, что, если ребёнок характеризуется слабым развитием «комплекса произвольности», он плохо привыкает к школе, в следствие чего, ребёнок становится неуспешным. Ребёнок медленнее запоминает и усваивает учебную программу. Как помочь ребёнку адаптироваться в школе? Необходимо развивать познавательные процессы: мышление, внимание, восприятие, память, эмоционально-волевую сферу, а также произвольность психических процессов: умение быть внимательным, умение контролировать себя самостоятельно, способность на произвольные волевые и интеллектуальные усилия.
Дети, проживающие в стационарном отделении ГБУСОН РО «СРЦ Орловского района», часто не справляются со стандартными требованиями учебной программы. В связи с этим необходима коррекционно-развивающая программа познавательных процессов у младших школьников «Путешествие в страну Размышляндию», разработанная педагогом-психологом Комовой И.В.
В процессе занятий по программе специально направляется активность ребенка, которая способствует развитию психических процессов памяти, внимания, мышления, воображения и т.п. в наиболее естественной для него форме – игре.Кроме того, использование различных видов игр способствует развитию навыков общения, установлению взаимопонимания, партнерства и т.д. Эти навыки помогут детям адаптироваться в новом коллективе. В программе занятия №2 (21), №5 (23), №11(22), №13(24) повторяются. Цель данной программы: – развитие интеллектуально-личностного потенциала детей, формирование их социально-психологических умений и навыков, развитие креативности, помощь в адаптации к учебному процессу.
Задачи:
развитие любознательности как основы познавательной активности у воспитанников;
развитие способностей у ребенка;
развитие коммуникативности;
снятие эмоционального напряжения
Диагностика детей проводится в два этапа: перед проводимыми занятиями и после проведённых коррекционно-развивающих занятий. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника. Не зная особенностей развития детей школьного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.Сроки реализации программыКоррекционно-развивающая программа рассчитана на проведение занятий 1 раз в неделю по 40 минут.
Содержание программыЗанятие №1Цель: - развитие внимания;- развитие мышления;- развитие воображения.
1. Отыщи спрятавшееся слово.Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.2. Отыщи все треугольники 3. Нарисуй картинку из геометрических фигур.4. Продолжи ряд:
Занятие № 2Цель:- развитие памяти;- развитие внимания.1. Запомни и повтори только вторые слова:Девочка-кукла;Ёлка-Дед Мороз;Стол-пирог;Молоко-каша;Бабушка-скамейка.
2. Найди спрятанные слова:СОЛНЦЕРАМАРНМАМАОГЕКАТЯДПЕАРБУЗ^ РЕКАГКТКА МЫШЬНОКОТ3.
А) Месяц зимы.Сентябрь, ноябрь, март, январь, июльБ) В году…36, 12, 24, 3, 7 месяцевВ) У дерева всегда есть:Листья, цветы, плоды, корень, тень.Г) пассажирский транспорт:Самолёт, комбайн, самосвал, метро, трамвай.Занятие №3Цель:- развитие мышления (синтеза);- развитие слухового восприятия.
Какое слово длиннее? Карандаш – карандашик;Удав – удавчик;Хвост – хвостик.
Расшифруй и реши пример:0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ч Кр. Ор. Ж З Г С Ф Б Кор.Ф. - З. = Кр.Ч. - Ж. =Кр.Ч. + Г. = С. + Ф. =3. Расшифруй ребусША ЖДА ТА ДЕ4.Составь из букв слова:А, К, С, О, И, М, Р, Т, Ш, Н, Ы, ГЗанятие №4.Цель:- развитие мышления;- развитие самоконтроля и произвольности.1. Соедини половинки слов:Само лярБук вертФут варьБал варКап конКон налВа каКА гонГон ка
2. Соедини половинки словЛевой рукой медленно перелистывай книгу в течении 1 минуты с иллюстрациями, запоминая их, а правой черти геометрические фигуры.3.Нарисовать 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была жёлтая, а последняя – самая маленькая.Собери слово:
ШИАМНА ТЕЕВРФЕКРИЕЗЕЖОЛАКШАСЫУБ
Занятие №5Цель:- развитие внимания;- развитие мышления.1.Перепиши без ошибокЛАЙОНОСАНДЕРАГРАСЕМБЛАДОВУНТ2. Вычёркиваем «А» и подчёркиваем «М»Говорила мышка мышке – Не хочу читать я книжки.
3. Расшифруй словаС И Р У Л Т З А Б1 2 3 4 5 6 7 8 983947164574918586987839547852166874. Нарисуй также.Занятие №6Цель:- развитие памяти;- развитие мышления.1. Нарисуй и повтори слова:Свет, лес, труд, сад, ученье, дом.2. Вставь цифры3<x<x<63. Соедини пример с ответом:15-3 166+8 109+7 8 16-6 1111-3 126+5 14
Соедини геометрические фигурыЗанятие №7Цель:- развитие пространственных представлений;- развитие мышления
1. Нарисуй, не отрывая руки 2. Какая пара чисел пропущена?0 и 7, 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4, 4 и 3,…….и……., 6 и 1, 7 и 0.
3. Дорисуй фигурыleft0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left0left04.
4.Продолжи дорожкуЗанятие №8.Цель:- развитие у детей действия моделирования, гибкости мышления;- развитие воображения.1. Что лишнее и почему?Яблоко, слива, огурец, груша.Молоко, творог, сметана, хлеб.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.Платье, свитер, шапка, рубашка.Берёза, дуб, сосна, земляника.Красный, синий, маленький, зелёный.Стол, стул, ковёр, кровать.Утка, курица, поросёнок, индюк.Жаркий, холодный, сладкий, тёплый.2. На что похоже?3. Постройте из счётных палочек такой домик, который изображён на рисунке. Переложите 1 палочку так, чтобы домик стал повёрнутым в другую сторону.
Занятие №9.Цель:- развитие внимания;- развитие мышления.1. Отгадай стихотворениеНОКРОВОЖА (Жаворонок)На солнце тёмный С,Е,Л зардел,В долине А, Р, П белеет тонкий,И песню раннюю П, Е, З, Л, АВ лазури жаворонок звонкий.Он голосисто с вышины Ё, Т, П, О на солнышке сверкая:С, А, Н, В, Е пришла к нам молодая,Я здесь пою приход Е, С, Ы, В, Н.2. Зачеркни числа так, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 меньше предыдущего:9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 03. Вставь пропущенные знаки7 3 3 = 1 4 0 4 = 05 2 2 = 5 1 9 1 = 9Занятие №10.Цель:- развитие мышления;- развитие внимания.1. Продолжи:16, 17, 18,………4, 6, 8,…………..12, 9, 6,…………2. Какое слово спряталось?Л О И О С О А О (пропускаем каждую вторую букву)3. Найди спрятавшиеся слова:КУТАРИРАЗВЕДКАМОНПОДВИШПИОНСЕВОЯНСТАШИФРОВКАВИНБОУРОСЕНДОНЕСЕНИЕТИ4. Продолжи ряд
Занятие №11.Цель:- развитие внимания;- развитие мышления.1. Раскрась все треугольники2. Спиши без ошибокМИНОСЕПРИТАМАТОРЕНТАМТЕЛИНГРАНТАЛИАДЗЕМАЗОВРАТОНИЛОТОЗАОКОСТИМАРНЕТДАВЫХМОЦ3. Слова – невидимки 
к ша г
и в зо
рж о рк о ра
(кора, роза, гора, крик)
Занятие №12.Цель:- развитие памяти;- развитие мышления.1. Запомни, зашифруй и повториУмная кошка, тёмный лес, день, весёлая игра, мороз, капризный ребёнок, хорошая погода, сильный человек, наказание, интересная сказка, сильный ветер.2. Вставь буквы
Заleft0нятие №13.Цель:- развитие мышления;- развитие внимания.1. Замени символы цифрами и реши примеры1 2 3 4 5 6 7 8 92. Продолжи ряд
3. Слова – невидимки
а к и рк
м о л о т
т ррл рм у с и о
с с зк т
(сурок, ролик, торт, молот, рот, крик)Занятие №14.Цель:- развитие мышления;- формирование умения решать комбинаторные задачи.1. Расставьте в остальных квадратах такие числа, чтобы в сумме во всех клетках по всем направлениям было 9.
2 6
3
4
2. Продолжи ряд3. Решите задачу.В новую квартиру семья привезла 6 стульев и 2 табурета. Из них 3 предмета поставили на кухню. Стоит ли на кухне стул?Решение:3 предмета из 6 стульев и 2 табуретов можно выбрать так:1-й способ: 3 стула,2-й способ: 2 стула и 1 табурет,3-й способ: 1 стул и 2 табурета.Других вариантов нет. В любом из возможных случаев стул стоит на кухне, так как предметов 3, а табуретов только два.Занятие №15.Цель:- развитие зрительного воображения;- развитие умения сравнивать и анализировать;- развивать гибкость мыслительных процессов.1. На что похоже? Дорисуйleft0
2. Реши задачи:А) Если Таня сидит правее Кати, то как сидит Катя по отношению к Тане?(Катя сидит левее Тани).Б) У Светы одна сестра и два брата. У Тани – две сестры и один брат, а у Саши три брата. Сколько детей в каждой семье?(по 4)3. Заполни пустые квадратики таким образом, чтобы сумма чисел в каждой строке, столбце и по диагоналям равнялась одному и тому же числу.
4
5 6
8
Занятие №16.Цель:- развивать слуховое восприятие, необходимый темп деятельности;- развитие внимания;- развитие мышления и сообразительности.1. Рисование домика лесника.Нарисуй домик лесника на лесной опушке. Нарисовать можно как хочешь, но нужно обязательно чтобы:
Крыша у домика была красная;
Домик – жёлтый;
Дверь в домик – синяя;
Около дома скамейка – тоже синяя;
Перед домиком две маленькие ёлочки;
За домиком – одна ёлочка.Вокруг домика можете нарисовать зелёную траву или что хотите.(Инструкция повторяется 2 раза) 2. Игра «Как это можно использовать?»- Придумайте, как можно использовать этот предмет?-Карандаш.
3. Придумайте четыре слова с буквой «г» и запиши их в таблицу.
г
г
г
г
Занятие № 17.Цель:- формировать пространственные представления;- закреплять навыки счёта;- развитие мышления.1.Составим разноцветный поясокПосередине красный круг, справа от него зелёный треугольник, слева – жёлтый, справа от зелёного треугольника – синий квадрат, слева от жёлтого треугольника – красный круг. Продолжите до конца.
2. Что лишнее?Оса, пчела, муравей, жук, паук.Соловей, стрекоза, жаворонок, грач, сорока.Белка, бабочка, кузнечик, сверчок, муха.3. Какая цифра лишняя?4 6 8 9 10 12 14 162 3 4 5 19 6 7 3 5 7 9 10 11 13 1526 25 24 23 30 22 21 20Занятие №18.Цель:- развитие логических форм мышления;- развитие внимания.
Найди ошибки в предложениях
Мама посолила суп солью.Старый старичок присел на лавочку.С крыш свисали ледяные сосульки.Я видел в цирке сильного силача.2.Найди слова и составь предложенияЖОРВДОЖДЬМЫНЧОВИДЁТАПРВИНСИРВПАУТРАШНЧАИР3. Прочитай высказывание
т б о де
ыв л ж ца м о я д(ты – молодец)4. Повтори скороговоркуМалина манила Марину и Милу.Занятие №19.Цель:- развитие умения анализировать смысловое содержание текста;- развитие внимания.1. Зима.На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в тёплых шубах. На рябинах ещё висят прошлогодние жёлуди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой.2. «Спрятанные предложения»В каждом ряду букв найдите «спрятанные» слова и составьте с ними предложения.МСИВТНОЧЬЮДВТЧБЫЛСШВРОЧИЫНТЬЧШТОРМТЧРОЫДЕТИШАОСИВБЯЛЮБЯТЫМИЧИТАТЬШРАРВКНИГИ3. Поменяй местами одинаковые фигуры и прочитай словоО М С О К Сleft0
сЦель:- развитие памяти;- развивать мышление;- развивать внимание.
«Склеенное слово».Найдите и отделите слова друг от друга вертикальной чертой.ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНАКНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙКАРАНДАШЛУЧИГРАОКНО
Найдите 7 спрятанных слов (читать можно в любом направлении)
ру ч к а
а ро в рк о ньм
фт и пи
зя к дя
(рак, кино, конь, ручка, рот, армия, як)3. «Рассыпанные предложения».Составьте из слов предложения.Центре, розовый, в, расцвёл, самом, сада, куст.(В самом центре сада расцвёл розовый куст.)
Повтори слова:Стол, тополь, чашка, заяц, табурет, пальто, медведь, сосна, ложка, юбка.
Литература
Винник М.О. Задержка психического развития у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 154с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком как? М.: Масс-Медиа, 1995. – 214с.
Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. – СПб.: Речь, 2007. – 208с. 
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.Н. Эмоциональные нарушенияв детском возрасте и их коррекция. – М. Изд-во МГУ, 1990. – 288с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1- 4 классов). Часть 1. Книга для учителя. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: « Ось – 89 », 2006. – 272с.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. – Изд. 4 – е, перераб. и доп. – М.: «Ось – 89», 2007. – 144 с.
Математика: коррекционно – развивающие занятия с учащимися подготовительной группы и 1 – 2 классов начальной школы/т. – сост. А. А. Шабанова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 265с.
Слободяник Н.П. Практическая помощь школьникам с проблемами в обучении: практическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. – 256с.
Субботина Л.Ю. Учимся играя: развивающие игры для детей 5-10 лет. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005 – 144с.
Шмидт В.В., Шмидт В.Р. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128с.

Тематический план
№ Название занятия Цель занятия Используемые приемы и методы Колличество часов
1 Занятие №1 - развитие внимания;- развитие мышления;- развитие воображения. -Отыщи спрятавшееся слово;
- Отыщи все треугольники;
- Нарисуй картинку из геометрических фигур;
-Продолжи ряд. 1
2 Занятие №2 - развитие памяти;- развитие внимания. -Запомни и повтори только вторые слова;
- Найди спрятанные слова;
1
3 Занятие №3 - развитие мышления (синтеза);- развитие слухового восприятия. -Какое слово длиннее? ;- Расшифруй и реши пример;
- Расшифруй ребус;
- Составь из букв слова. 1
4 Занятие №4 - развитие мышления;- развитие самоконтроля и произвольности. -Соедини половинки слов;
- Соедини половинки слов;
- Нарисовать 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была жёлтая, а последняя – самая маленькая;
- Собери слово. 1
5 Занятие №5 - развитие внимания;- развитие мышления. -Перепиши без ошибок;
-Вычёркиваем «А» и подчёркиваем «М»;
- Расшифруй слова;
- Нарисуй также. 1
6 Занятие №6 - развитие памяти;- развитие мышления. -Нарисуй и повтори слова;
-Вставь цифры;
- Соедини пример с ответом;
- Соедини геометрические фигуры. 1
7 Занятие №7 - развитие пространственных представлений;- развитие мышления -Нарисуй, не отрывая руки;
- Какая пара чисел пропущена?;
- Дорисуй фигуры;
- Продолжи дорожку. 1
8 Занятие №8 - развитие у детей действия моделирования, гибкости мышления;- развитие воображения. -Что лишнее и почему?;
- На что похоже?;
- Постройте из счётных палочек такой домик, который изображён на рисунке.
1
9 Занятие №9 - развитие внимания;- развитие мышления. - Отгадай стихотворение;
- Зачеркни числа так, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 меньше предыдущего;
- Вставь пропущенные знаки. 1
10 Занятие №10 - развитие мышления;- развитие внимания. - Продолжи;
- Какое слово спряталось?;
- Найди спрятавшиеся слова;
- Продолжи ряд. 1
11 Занятие №11 - развитие внимания;- развитие мышления. -Раскрась все треугольники;
- Спиши без ошибок;
- Слова – невидимки. 1
12 Занятие №12 - развитие памяти;- развитие мышления. -Запомни, зашифруй и повтори;
- Вставь буквы.
1
13 Занятие №13 - развитие мышления;- развитие внимания. - Замени символы цифрами и реши примеры;
- Продолжи ряд;
- Слова – невидимки. 1
14 Занятие №14 - развитие мышления;- формирование умения решать комбинаторные задачи. - Расставьте в остальных квадратах такие числа, чтобы в сумме во всех клетках по всем направлениям было 9;
- Продолжи ряд;
- Решите задачу. 1
15 Занятие №15 - развитие зрительного воображения;- развитие умения сравнивать и анализировать;
- развивать гибкость мыслительных процессов. -На что похоже? Дорисуй;
- Реши задачи;
- Заполни пустые квадратики таким образом, чтобы сумма чисел в каждой строке, столбце и по диагоналям равнялась одному и тому же числу; 1
16 Занятие №16 - развивать слуховое восприятие, необходимый темп деятельности;- развитие внимания;- развитие мышления и сообразительности. -Рисование домика лесника;
- Игра «Как это можно использовать?»;
- Придумайте четыре слова с буквой «г» и запиши их в таблицу. 1
17 Занятие №17 - формировать пространственные представления;- закреплять навыки счёта;- развитие мышления. -Составим разноцветный поясок;
- Что лишнее?;
- Какая цифра лишняя?.1
18 Занятие №18 - развитие логических форм мышления;- развитие внимания. -Найди ошибки в предложениях;
- Найди слова и составь предложения;
- Повтори скороговорку. 1
19 Занятие №19 - развитие умения анализировать смысловое содержание текста;- развитие внимания. - Зима;
-«Спрятанные предложения»;
- Поменяй местами одинаковые фигуры и прочитай слово. 1
20 Занятие №20 - развитие памяти;- развивать мышление;- развивать внимание. -«Склеенное слово»;
- Найдите 7 спрятанных слов (читать можно в любом направлении); - Повтори слова.
1
21 Занятие № 21 - развитие памяти;- развитие внимания. -Запомни и повтори только вторые слова;
- Найди спрятанные слова;
1
22 Занятие № 22 - развитие внимания;- развитие мышления. -Раскрась все треугольники;
- Спиши без ошибок;
- Слова – невидимки. 1
23 Занятие № 23 - развитие внимания;- развитие мышления. -Перепиши без ошибок;
-Вычёркиваем «А» и подчёркиваем «М»;
- Расшифруй слова;
- Нарисуй также. 24 Занятие № 24 - развитие мышления;- развитие внимания. - Замени символы цифрами и реши примеры;
- Продолжи ряд;
- Слова – невидимки.