Конспект занятия по развитию речи детей младшего возраста. Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи».


Конспект занятия
 по развитию речи  детей младшего возраста.
Тема: Дидактические игры и упражнения на тему «Овощи».
                     
Цель: проверить, как дети различают и называют овощи; учить различать овощи на ощупь, на вкус; использовать в речи слова сырой, вареный, соленый, длинная, круглый и др..Предварительная работа: Индивидуальная работа, побуждение ребенка к сотрудничеству, контакту, взаимодействию с воспитателем. Научить малыша с слушать воспитателя, выполнять его указания, требования. Диагностика уровня нервно-психического развития детей.
Перед занятием организуются 1-2 целевые прогулки на огород. Детям показывают, как растут морковь, свекла, капуста, картофель. Они рассматривают овощи, исследуют на ощупь, характеризуя цвет, форму и другие признаки. В те дни, когда в меню значится винегрет или салат, целесообразно договориться с поваром и принести детям попробовать тот или иной овощ в «чистом» виде (сырой или вареный).
Связная речь: формировать умение отвечать на вопросы, учить рассматривать.
Словарь и грамматика: Учить правильно называть овощи, их качества, согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе. Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов.
Звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звукаа,у,о,ы  учить четко артикулировать этот звук в звукосочетаниях, словах; развивать речевое дыхание
Подготовка к занятию, материал: Подготовить групповую комнату к занятию. Демонстрационный стол.  Хорошо вымытые овощи. Д/и «Чудесный мешочек»
Литература: 1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1989. -111 с.: ил.
                        2. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада/ Ф.А.Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С.Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993. -271с.
ербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада: Кн для воспитателя дет. вать речевое дыханиее    
Ход занятия.
I Вводная часть
1. Организация обстановки. Занятие проводится фронтально. Оборудование-материал расположен в доступном для детей виде.
2. Размещение детей. Организационный момент. Стулья расставлены полукругом, чтобы с каждого места был хороший обзор и слышимость.
II Основная часть
        Воспитатель: Сюрпризный момент. (Вынос корзинки прикрытой сверху салфеткой). Детки, посмотрите какая у меня корзинка. А что - же внутри? Как вы думаете?
        Дети: Ягодки. Конфеты, Орехи, Виноград…
        Воспитатель: Вы почти угадали. Это овощи. Давайте посмотрим? (Выкладывает перед детьми на столе овощи). Внимательно посмотрите на эти овощи и назовите их.
        Дети:  Это – морковь, свекла, картофель, капуста, помидор, огурец.
        Воспитатель: А теперь скажите пожалуйста, какого цвета эти овощи?
Дети:  Оранжевого, красного, коричневого, зеленого, белого.
Воспитатель: Правильно. Молодцы. А теперь посмотрите какой эти овощи разной формы. Круглой, овальной, длинной, гладкой.
Воспитатель: Вася, покажи пожалуйста, где морковь? Где помидор?
Дети:  (показывают)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в очень интересную игру. У меня в руках «Волшебный мешочек». В нем такие же овощи как и у нас в корзине. Мы сейчас будем определять их на ощупь. Но не подсматривать. Не заглядывая в мешочек, надо определить овощ на ощупь и назвать его.
Дети:  (играют)
Если ребенок выполняет задание правильно, овощ оставляют на столе среди других. Если ошибается, возвращают в мешок.
Воспитатель: Миша, а как ты определил что это огурец?
Физкультминутка.
Дети дуют на султанчики, долго и плавно. (Когда дует слабый ветерок, листочки кружатся медленно, а когда сильный – быстро)
Воспитатель: А сейчас мы поиграем в игру «Угадай овощ по вкусу»
Вызванный к столу ребенок закрывает глаза. Воспитатель вилочкой берет с блюдца кусочек овоща (приготовлены заранее), показывает всем, затем кладет в рот ребенку. Тот определяет, что это и какой овощ – вареный, сырой или соленый. Так малышу дают попробовать вареную и сырую морковь, картофель, помидор и соленый огурец.
III Заключительная часть
        Воспитатель: Вы все молодцы. Внимательно слушали, весело играли и узнали много-много нового об овощах сегодня на занятии. Зайчик вам принес много сладкой и вкусной морковки и хочет вас угостить. Давайте поблагодарим зайчика?
Дети: Спасибо Зайчик!
        
         В заключение дети приглашаются к столам, где на блюдцах приготовлена сырая морковь. Дети кушают, общаются, сравнивают чья морковь длиннее.