Тема «Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида»
г. Шарыпово


Воспитатель:
Стрельченко С.Н.
г. Шарыпово 2015г.
Тема «Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста»
Цель:
формирование  мотивации  у педагогов по овладению практическими знаниями и умениями по развитию речи детей дошкольного возраста, через использование игр и игровых упражнений в соответствии с ФГОС.


Задачи:
1. Раскрыть значение своевременного речевого развития у детей дошкольного возраста.
2. Приобщать педагогов к использованию в своей работе с детьми игр и игровых  упражнений, как средство для развития речи. 
Подготовка к семинару-практикуму
1. Изучение научно-методической литературы по данной проблеме.
2. Изготовление пособий, которые можно использовать для работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
План проведения семинара:
Теоретическая часть для педагогов .Практическая часть
▪упражнение: «Нас с вами что-то объединяет»
▪Юмористическая пауза: Переведите пословицы на русский язык
Игры и упражнения для детей с целью речевого развития.
Заключение. Обратная связь.

Добрый день, уважаемые коллеги.
Тема нашего семинара: «Игры и игровые упражнения по развитию речи детей дошкольного возраста».
Ход семинара
Теоретическая часть
И, начать своё выступление хотелось бы с мудрых слов:
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми, человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. С развитием речи ребёнка связано формирование его как личности в целом, так и всех психических процессов.
Большая часть детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания:
▪ высказывания короткие;
▪отличаются непоследовательностью ( даже если ребенок передает содержание знакомого текста);
▪состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
▪уровень информативности высказывания очень низкий.
Поэтому, проблема развития речи у детей является одной из актуальных, и относятся к числу важнейших педагогических задач.
С ведением ФГОС в дошкольные образовательные учреждения, изменились и требования к педагогу. В этих условиях требуется повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей, личностно-ориентированный подход в образовательном процессе, помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учётом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
В нашем дошкольном учреждение совместная работа в рамках этой педагогической задачи направлена на реализацию единой цели: создание модели взаимодействия всех участников образовательного процесса, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Я, создаю благоприятные условия для речевого и психического развития детей.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, так как игра для ребёнка, это:
▪радость и удовольствие;
▪ способствует становлению целенаправленной деятельности;
▪ способствует развитию речи;
▪ имеет значение для умственного развития.
В своей работе с детьми по развитию речи, использую игры и игровые упражнения, включаю в игру такие задания и упражнения, которые позволяют мне отследить показатели психического развития (мотивацию, самоорганизацию, эмоциональный фон ребенка и т.д.).
II. Практическая часть.
Переходим к практической части, предлагаю вам выполнить упражнение.
▪ Упражнение: «Нас с вами что-то объединяет».
Цель: настроить всех членов группы на тактичное отношение друг к другу;
развивать умение слушать и слышать говорящего.
Один из участников бросает мяч другому со словами: «Я думаю, что нас с вами объединяет…». Дальше он называет какое-то качество или особенность, кроме пола, возраста, внешних признаков: цвета волос, глаз и т.д.
Тот, кто получает мяч, говорит: «Я согласен» - если он согласен, или: «Я подумаю» - если не согласен.
Продолжает выполнять упражнение дальше, бросая мяч кому-то другому.
▪Юмористическая пауза: «Переведите пословицы на русский язык».
Цель: создать теплую атмосферу.
Сын леопарда - тоже леопард (Африка)/яблоко от яблони недалеко падает/
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)/шила в мешке не утаишь/
Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)/В тихом омуте черти водятся/
Молчаливый рот - золотой рот (Германия)/Слова - серебро, а молчание - золото/
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)/Язык до Киева доведет/
Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)/Обжегшись на молоке, дует на воду/
III. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения с целью речевого развития:
Наряду с традиционными играми и упражнениями, как:
▪ «Четвертый лишний», «Найди ошибку» (в садах на деревьях созрели лимоны, апельсины, кабачки, груши»), «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Угадай по описанию», «Я начну, а ты продолжи» - которые развивают мыслительные процессы, речевую деятельность, сообразительность; ▪ «Строим вместе»; «Зеркало»; «Насос и мяч», «Передай движение другому», «Угадай что это» (рисование на теле) – которые направлены на развитие эмпатии, речи (дети учатся общаться друг с другом, договариваться и мирно решать споры), воображения,
использую и нетрадиционные.
Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности проведение игр и игровых упражнений с использованием нестандартного оборудования, сопровождаемые стихотворным текстом или выполняемые под музыку, направлены на решение следующих задач:
▪ формирование познавательной активности детей;
▪ развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;
▪развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.
Такие игры способствуют созданию положительного эмоционального фона, воспитывают усидчивость, формируют положительную мотивацию на занятии.
▪ тренажёр «Ежи»
Цель: развитие мелкой моторики рук, памяти, мышления, речи у детей.
«Ёжик» Катиться колючий ёжикНет ни головы, ни ножек.По ладошки бежитИ пыхтит, пыхтит, пыхтит.(круговые движения шариком между ладонями).Мне по пальчикам бежитИ пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,Мне щекотно да, да, да.(движения по пальцам).Уходи, колючий ёжВ тёмный лес, где ты живёшь!(пускаем по столу и ловим подушечками пальцев).
▪ Центр тактильности – это деревянные дощечки с наклеенными на них различными предметами из разнообразных материалов с разными тактильными поверхностями.
Цель: способствует развитию тактильных анализаторов, речи, мелкой моторики, памяти, мышления и воображения.
Детям предлагаются следующие задания:
- ощупать пальцами поверхность;
- найти поверхность: мягкую, пушистую, гладкую, шершавую, ребристую;
- ощупать поверхность и сказать на что она похожа (то же задание можно выполнять с закрытыми глазами);
- игры - ассоциации: «Пушистый котёнок», «Колючий ёж», «Гладкий лёд».

▪пособие «Кукла-мирилка по имени Миришка»
Цель: развитие эмпатии, воображения, памяти, выразительности речи.
Помочь в примирении двум поссорившимся детям, вызвать положительные эмоции от примирения.
Учим с детьми стишки – мирилки:
Не дерись, не дерись, Ну-ка быстро помирись!
▪ пособие "Волшебная полянка"
Цель: развивает: речь, умение моделировать пространственные расположение предметов: выше – ниже, вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева, рядом, в ряд, на, под, за, над. ▪ коллекционирование - как средство развития креативности у дошкольников.
Цель: развитие фантазии и воображения, речи, гибкости мышления, памяти, зрительного восприятия, самостоятельности.
Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий индивидуальные интересы каждого, и удовлетворяющий присущую детям потребность «собирательства чудесных сокровищ». Само появление коллекции свидетельствует о том, что ребенок вступил в новую фазу социализации в детской субкультуре, обычно связанную с началом школьной жизни.
С помощью коллекционирования можно решить целый ряд педагогических задач. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно подбирать группы по цвету, размеру, форме, конструировать, экспериментировать, сравнивать. Поэтому очень важно разместить коллекции так, чтобы они были доступны детям.
Коллекции могут быть самыми разными по тематике.
Наиболее популярные виды коллекционирования как среди детей, так и взрослых это: ▪ киндерфелия - коллекционирование «киндер-сюрпризов» из шоколадных яиц; ▪ нумизматика - коллекционирование монет;▪ филокартистика - коллекция открыток; ▪ ксерофилия - коллекции конфетных оберток; ▪ фалеристика – коллекция значков;▪ бонистика – коллекция денежных знаков вышедших из употребления.
Хотелось бы добавить, что дети свои коллекции: показывают друг другу, хвастаются, гордятся ими и даже имеют материальную цену для них.
IV. Итог.
Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал игр и игровых упражнений с детьми разного возраста.
Нами были систематизированы игры и упражнения, направленные на развитие речи дошкольников и составлен перспективно-тематический план формирования лексической стороны речи у детей посредством игр. Данная подборка игр является примерной и может изменяться и дополняться педагогами.
Таким образом, считаю, что работа с дошкольниками через игры и игровые упражнения очевидна, так как  игра способствует развитию: мышления, памяти, зрительного восприятия, внимания, пространственное мышление, самостоятельности, эмпатии, воображения, пассивного и активного словаря, увеличению лексики в целом.
▪Наше семинарское занятие мне бы хотелось закончить народной мудростью.
Я начну фразу, а вы её продолжите:
▪Красно поле пшеном, а беседа…(умом).
▪Каков разум, таковы и …(речи).
▪Коротка речь и ясна – оттого и ….(прекрасна).
▪Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака…(по речам).
▪Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо…(думать).
▪Краткость – сестра…(таланта).
▪Кто ясно мыслит, тот ясно…(излагает).
▪Обратная связь: «Почта»
(все присутствующие скидывают письма в почтовый ящик: зелёный цвет +, оранжевый - ).Всем спасибо.