Конспект урока по литературному чтению и ИЗО Уж небо осенью дышало…


Комбинированный урок литературного чтения и изобразительного искусства.(3 класс)
Тема: «Уж небо осенью дышало…»
Цели: Обучающие:
- Показать изображение осени мастерами разных видов искусств,
- Познакомить с творчеством русских поэтов,
- Формировать навыки восприятия, истолкования,- Пробовать строить композицию, исходя из собственного замысла,
- Осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную память, внимание, активное творческое ассоциативное мышление, устную речь, умение анализировать, сравнивать, делать умозаключения.
- Развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусств,
- Духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения,- Развивать способность смыслового восприятия художественного текста.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь ко всему прекрасному, к родному языку, гордость за богатство национального искусства нашей Родины,
- повышение уровня мотивации к учебной и творческой деятельности,
- Формировать собственное мнение,
- Адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, иллюстрации на тему «Осень», музыкальные произведения.
Ход урока.
Вступительное слово учителя, постановка цели.
Вот и осень в который раз шуршит листьями по усталой земле. Одна за другой янтарными свечами загораются на опушке берёзы. Мягкими облаками плывёт по утрам туман. Смотришь и удивляешься многообразию ощущений, переменчивости картин.
Чтение стих-я учащимся:
Листья на асфальте, словно звёзды
Ночью неожиданно зажглись
Листья на асфальте, словно слёзы-
Плачет угасающая жизнь.
Плачет, плачет, тихо угасая,
Начиная светлую пору,
Осень, словно девочка босая, Листья рассыпает на ветру.
Учитель:
Все времена года щедрые. Весна зелени не жалеет, лето-солнышка, зима-снега. А осень, наверное, самая богатая. Она золото рассыпает. Сорит, сорит золотом. А потом видит, что всё золото кончилось и заплачет. Все слёзы в дождях выплачет. А на следующий год забудет и снова золотом сорить начнет.
Пересказ учащимся рассказа «Золотая осень»
Работа с классом по вопросам учителя.
-Как описать осень?
-Какая она?
(Осень- это шуршащие листья под ногами и серые тучи.
Осень- это грибы, спелые орехи и цветы астры на дачной клумбе.
Осень это холодные туманы, утренние заморозки, первый снег на опавших листьях.
Осень- это три месяца: сентябрь, октябрь и ноябрь)
Чтение стих-я учащимся:
«Есть в осени первоначальной…»
Близкий к тексту пересказ рассказа «Полянка в лесу»
Навела осень и в лесу переполох.
Инсценировка рассказа «Осень».
Чтение стих-я учащимся:
«Лес задумчивый овеян голубою дымкою,
Каждый листик серебрится тонкой паутинкою…»
Какая разная осень… И веселая солнечная, и грустная, усталая.
Чтение стих-я учащимся:
«Уж небо осенью дышало…»
-Назовите последний месяц осени.
- Какой он?(грустный, холодный, заморозки по утрам, облетела вся листва, почернел лес)
- Какие краски вы бы взяли для описания ноября?
6. Давайте вспомним народные приметы.(учащиеся называют народные приметы)
7. Отгадайте загадки про осень. Они тесно связаны с народными приметами.
-Когда и как летают пауки?( В ясные осенние дни. Ветер вместе с паутиной поднимает и носит по ветру молодых паучков)
- У какого зверя осенью в листопад еще родятся детёныши? ( У зайчихи. Зайчат называют «листопадничками»)
-Сидит- зеленеет, летит- пожелтеет, упадет- почернеет.(Листва)
-Какие птичьи тайны открывает нам листопад?( На облетевших деревьях хорошо видны скрытые летом птичьи гнёзда)
- Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы и выходы в муравейнике и собираются сами все в кучу)
8. Как много интересного и красивого звучало сегодня об осени. Да и сама осень постаралась- взяла она для себя самые яркие краски. Забрела она на лесную поляну, все кусты и деревья разукрасила: кого в жёлтый, кого в ярко- красный наряд.
Отправилась осень в поля и луга. Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц. А звери по-своему, по- звериному к холодам готовятся.
Спешит , торопится осень. Всё новые и новые краски находит она для своей картины. Серыми тучами покрывает небо. Смывает холодным дождем пёстрый убор листвы.
Невесёлая получилась картина.
8. А какие вы возьмёте краски, чтобы получилась ваша картина?
-Какую осень любите вы?
Давайте приложим все усилия, чтобы повеселела и заулыбалась хмурая картина осени.
9. Работа учащихся.
10. Выставка работ.
11. Итог.
Что вы хотели показать в своей работе?
Какое настроение у вас было, когда вы выполняли свою работу?
Смогла ли вы передать свое настроение?