Сказкотерапия, как один из видов здоровьесберегающей технологии на занятиях в коллективе «Бусинка» (бисероплетение)


Сказкотерапия,
как один из видов здоровьесберегающей технологии на занятиях в коллективе «Бусинка» (бисероплетение)
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Сказкотерапия – один из видов здоровьесберегающих технологий. Является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи на всех этапах его обучения и развития. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.  
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребенка и обеспечивает контакт, как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Главный критерий реализации данного принципа – удовлетворённость детей самой деятельностью и её результатами, снятие эмоциональной напряжённости.
На своих занятиях я активно используют метод сказкотерапии на разных этапах занятия:
- в начале занятия: создание положительной мотивации обучающихся;
- изучение нового материала (сказки и легенды по теме занятия: легенды о цветах, сказка о ножницах, сказка об иголочке, сказка о Бусинке, легенда о возникновении бисера, народные сказки и сказки писателей мира, иллюстрации и картинки из книг, видеосюжеты и отрывки по мотивам сказок);
-в конце занятия: обобщение и закрепление изученного материала (викторины «Узнай сказку», «Из какой сказки герой», «Цветы» и т.д., игра в сказку или составление композиции из сплетенных элементов по мотивам сказки «Муха Цокотуха», «Доктор Айболит», «Дюймовочка», «Новогодняя сказка» и т.д.).
Также я использую сказки при изучении правил дорожного движения и техники безопасности (сказка «Уроки светофора», «Спор на дороге» и др., а также сказки – мультфильмы: очень хорошие сказки в мультсериале «Уроки тетушки Совы»).
Сказки бывают разные:
1. Дидактические сказки   создаются педагогами для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.
Легенды о цветах:
Роза, по преданию греков, родилась из белоснежной пены, когда богиня любви Афродита вышла после купания из моря. Увидев на ней  этот прелестный цветок, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и предал ему чудный запах. Поначалу роза была белой, но от капельки крови богини, уколовшейся о шипы, стала алой.
Шипы розы тоже имеют непростое происхождение. Как-то Амур (бог) вдыхая аромат розы, был ужален пчелой; разгневанный, он выстрелил в цветок стрелой, и стрела превратилась в шип.
В Древнем Риме роза посвящалась богине Венере. Роза служила символом храбрости. Римляне верили, что этот цветок вселяет в сердца мужество, и поэтому, вместо шлемов на воинов надевали венки из роз, и на щитах, выбивали изображение розы.
Сейчас насчитывается более1000 сортов роз. В честь этого прекрасного цветка устраиваются праздники. Особенно ярко отмечаются праздники роз в Болгарии.
Колокольчик. На лесных лужайках летом часто можно встретить лиловые, голубые, белые цветы – колокольчики. Стоит их сорвать, как мгновенно поникают веселые головки и замолкает звон. Говорят, появились они, чтобы напоминать людям о радостном перезвоне бубенцов под дугой лошадей ямщика.
Лютик садовый, родом с Востока, в XVI столетии был привезен из Турции в Англию. Долгое время цветок был очень популярен и ценился так же высоко, как тюльпан. В конце XIX века о ранункулюсе как-то забыли, но теперь благодаря сочным краскам и роскошной форме цветков его былая популярность возрождается.
Существует такая легенда: "Дочь одного купца, богатого, но жадного, очень хотела замуж. Отец отказался выдать ее за любимого, парня справного, но бедного. В приступе отчаяния девушка раскидала отцовские золотые монеты, они проросли и превратились в лютики". Существует даже поверье, что тот кто найдет лютик - тому он принесет богатство. Некоторые люди даже специально сажают в саду у себя лютики, дабы богатство пришло. Лютик - символ могущества султанов Османской империи. Жил красивый юноша по имени Нарцисс. Он был сыном речного бога Кефисса. Нимфа Эхо, пленённая его красотой, жестоко страдала от неразделённой любви. В конце – концов, Эхо ушла в горы и там умерла, оставив свой голос.
Так уж вышло, что сердце юноши никому не отвечало взаимностью. В наказание Немесида напророчила Нарциссу испытать однажды всепоглощающее чувство безответной любви. И в скором времени пророчество сбылось: в знойный день юноша склонился над ручьём, чтобы утолить жажду и, увидев собственное отражение в зеркальной глади воды, замер. Нарцисс был очарован, влюблён до беспамятства. Он не спал, не ел, только любовался собой, пока не умер. На месте, где душа покинула тело, вырос прекрасный одинокий цветок с поникшей головой.
После прослушивания легенд, учащиеся выполняют практическую работу: плетение цветов из бисера.
Создаем совместно с обучающимися сюжеты сказок:
2. Психокоррекционные сказки   сочиняются педагогами, психологами для мягкого влияния на поведение ребенка. Сказки этого типа применяются с 4 до 11-13 лет и используются для коррекции агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности и т.д. Я использую сказки по книге Мосиной Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. - М.: Генезис, 2012, русские народные сказки и сказки классиков, а также сказки, взятые с просторов интернета.
Например:
“Заяц-хвастун” – сказка подходит для детей, которые любят приукрашивать события, приврать по пустякам;
“О рыбаке и рыбке” – сказка для жадных или эгоистичных детей.
Такие сказки я рассказываю не запланировано, а по стечению обстоятельств, в тот момент, когда это требуется на занятии.
3. Медитативные   сказки  рассказываются под специальную музыку, способствующую расслаблению. Такие сказки успокаивают, вызывают положительные эмоции, настраивают на гармонию с самим собой и окружающими, внушают уверенность в себе. Развивают различные виды чувствительности:       зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную и       кинестетическую. 
В них как правило нет сюжета. Отсутствуют конфликты и злые герои, дабы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Характер этих сказок – путешествие. Принцип построения сказки прост:
30-40 секунд звучит спокойная музыка. Ребенок делает глубокий вдох и выдох. Педагог говорит: «Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие в прекрасную сказочную страну...» или «к синему морю…».
Сказка «Путешествие» (от истерик).  Мы пойдем с тобой к синему морю, где плещутся волны и чайки кричат. Там ждет нас маленький кораблик с белыми парусами. Мы поднимемся на палубу, и кораблик отправится в путь. Стоя на палубе, мы будем смотреть на проплывающих мимо дельфинов, разноцветных рыбок и морских черепах. Кораблик отвезет нас в далекие страны. Мы поплывем в Индию, где живут большой добрый слон с длинным хоботом. Затем мы отправимся в Австралию посмотреть на кенгуру с сумками на животе. А после кораблик доставит нас в Китай, где живут веселые черно-белые мишки панды. Наше путешествие будет интересным, полным необычных приключений и новых открытий. А потом мы вернемся домой, сядем за стол и будем пить чай с пирожками и вспоминать про дальние страны, где мы побывали (или, как вариант окончания: А потом мы вернемся домой, ляжем в кроватку и нам приснятся чудесные сны про дальние страны). После прослушивания такой сказки, дети более спокойно продолжают работать и дружелюбнее относятся друг к другу.
  Есть у здоровьесберегающих технологий один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний. Сказка для ребенка — это «соединительный мост» между сознательным миром и уровнем бессознательного, эмоционального и телесного опыта. То, что проиграно, или прожито, или понятно в сказке, ребенок может непосредственно сделать частью своего опыта так же, как если бы это было прожито в жизни. Это позволяет ребенку усвоить правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.  
Результатом использования сказкотерапии на занятиях в коллективе «Бусинка» являются:
-расширение кругозора, обогащение словаря,
- оптимизация эмоциональной сферы обучающихся,
- развитие памяти, внимания, мышления,
-развитие общей и мелкой моторики,
- развитие творческих способностей,
- развитие коммуникативных навыков, сплочение группы,
-развитие чувства взаимопомощи и поддержки,
- создание творческих работ.