«Совершенствование развития зрительно-двигательной координации у детей с особыми образовательными потребностями»


 
Январь 2017г
«Совершенствование   развития зрительно-двигательной координации у детей с особыми образовательными потребностями»
Зрительно-двигательная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.
У детей с особыми образовательными потребностями можно наблюдать нарушение согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. Развивать зрительно-двигательную координацию у детей с особыми потребностями необходимо через игровые упражнения.
Для этого хороши пальчиковые игры с речевым сопровождением (стихами, потешками, скороговорками). Можно проводить упражнения на сгибание и разгибание отдельно каждого пальца и сжимание кулаков: «Сорока-белобока», «Братья - ленивцы», «Гребешок», «Ниточка — клубочек»; 
Формирование умения выполнять действия с водой: переливание воды из одной емкости в другую при использовании чашки, деревянной ложки, половника, воронки. Пересыпание сыпучих материалов (чечевицы, перловой крупы, гороха) рукой, ложкой, половником. Проводите игры: «Спрячь игрушку», «Покорми птичек», «Баба сеяла горох». 
Для укрепления работы мышц глаз и руки можно использовать:
Пальчиковую гимнастику;
Цель: развитие мелкой моторики рук.
Упражнение «Смотай нитки на катушку»;
Цель: учить вести пальчиком линию по постепенно увеличивающейся спирали, развивать точность на правления руки;
Игру «Дети заблудились»;
Цель: учить работать одновременно двумя руками, вести пальчиками линии в разных направлениях по границе альбомного листа, развивать согласованные движения рук;
Упражнение «Распутай нитки»;
Цель: учить детей осуществлять зрительный контроль за движущейся рукой, выполнять движения медленно, не спеша
Различные мозаики, нанизывание бус, пуговиц, шнуровки на ботинках, конструкторы, игровые задания по застегиванию и расстегиванию пуговиц, молний, застежек, игры с природным материалом (рисом, фасолью, горохом, разноцветными камушками), пазлы разные по величине и количеству собери картинку (путем наложения на предмет – образец недостающих деталей);
Упражнения для зрительно-двигательной ориентации
Отвести взгляд вправо, влево, не поворачивая головы. Упражнение можно выполнять стоя или сидя.
Поднять глаза вверх, голова неподвижна. Затем опустить взгляд вниз.
Упражнения для снятия усталости глаз
Крепко зажмурить глаза на 3-5 сек, затем открыть.
Быстро моргать глазами в течение 30-60 сек.
Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3-5 сек, затем опустить руку.
Смотреть на кончик пальца вытянутой руки, медленно согнуть палец и приблизить его к глазам (в течение 3 - 5 сек).
Отвести правую руку в сторону, медленно передвинуть палец согнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить упражнение, перемещая палец слева направо.
Приложить палец к носу, смотреть на него, затем убрать и перевести взгляд на кончик носа. Закрыть глаза и посмотреть вправо, влево, вверх, вниз, не поворачивая головы, глаза закрыты.
Игровая деятельность способствует формированию произвольности психических процессов у детей. Выполнение вышеперечисленных рекомендаций позволит оптимизировать процесс коррекции и развития речи и зрительно-двигательной координации, что поможет качественно подготовить ребенка к школьному обучению, избежать нарушений письменной речи.