Программа по развитию связной речи и коммуникативных компетенций у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во внеурочное время


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
№ 59 г. Томска

Программа по развитию связной речи и формированию коммуникативных компетенций у учащихся с тяжелыми нарушениями речи во внеурочное время
Составитель:
Учитель-логопед
МБОУ НОШ №59
Малыгина С.В.

Томск-2015
Пояснительная записка.
      Речь – одна из важнейших психических функций, “зеркало” протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка.  Человек не рождается  с готовыми речевыми навыками. Все коммуникативные компоненты формируются в течение жизни. Особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), так как опыт работы показывает, что овладение техникой общения, у данной категории детей, происходит в значительно поздние сроки, по сравнению со сверстниками. У детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен. Поэтому, дети часто не понимают друг друга, конфликтуют, не стремятся к сотрудничеству, у дошкольников обнаруживаются особенности не только на уровне собственного использования невербальных способов при передаче информации, но и на уровне восприятия и понимания её. Дети при полноценном развитии умеют согласовывать свои действия с участниками совместных игр, выполняют общественные нормы поведения. У них формируются навыки согласованных действий с учетом игровой роли партнера, социальные навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Как отмечает В.И. Тереньтьев, количественно (по числу социальных контактов) общение детей с нарушениями речи не отличается от общения  детей с речевой нормой, но качественно (по содержанию) оно значительно проигрывает. Такие дети стесняются вступать в диалог со сверстниками и окружающими взрослыми.
Таким образом, в современном мире, с крайне высокой плотностью социальных и психологических контактов, возникает необходимость развития коммуникативных компонентов к учебной деятельности.
Одной из форм развития коммуникативных компетенций в образовательном процессе является работа в кружке «Развивайка», где дети, под руководством педагога, выполняя различные поделки учатся общаться, взаимодействовать друг с другом.
Значение развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста
очень велико. В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» - писал Кант.Величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Это позволяет нам рассматривать кисть руки как «орган» речи наряду с артикуляционным аппаратом. Доказано, что хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также с вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Результаты исследования показывают, что уровень развития  речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, мышление, восприятие, речь).Развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает определенную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки. Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой; у детей с нарушением речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому, вместе с развитием мелкой моторики необходимо давать задания, включающие стишки, потешки. Дети их с удовольствием учат и рассказывают.   Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Таким образом, при реализации этой программы происходит необходимое развитие коммуникативной компетентности учащихся, что во-первых, положительно влияет на учебную успешность ребенка (он увереннее отвечает на уроках, меньше стесняется), во-вторых, от коммуникативной компетентности зависит процесс адаптации ребенка в школе и его эмоциональное благополучие в классном коллективе, в-третьих, это эффективный ресурс социального взаимодействия и благополучия его будущей взрослой жизни.
Работа в кружке «Развивайка» - средство обогащения пассивного и расширения активного словарного запаса, развития монологической и диалогической речи, коммуникативной компетентности детей, образного мышления, умственных способностей, художественного вкуса и творчества детей. Также одной из задач обучения и воспитания детей на занятиях является обогащение мировосприятия детей (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности).
Работа в кружке не дублирует программный материал по труду, рисованию, окружающему миру, построена с учётом опыта детей и их возрастных особенностей.
Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа. Группа работает 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 занятия за учебный год.
Цель программы:
-развитие коммуникативных компетенций;
-обогащение пассивного и активного словарного запаса;
-обучение грамотному построению монологической и диалогической речи;
-повышение уровня развития связной речи;
-создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации;
-обучение ребёнка создавать поделки из разного вида материалов;
Задачи программы:
Обучающие:
1.обучение речевому высказыванию, умению правильно выстраивать диалог;
2.обучение планированию своей работы и составлению описательного рассказа о проделанной работе;
3.закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, окружающего мира, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами;
4.обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
5.обучение приемам работы с различными материалами.
Развивающие:
1.развитие и обогащение словарного запаса;
2.развитие фразовой и монологической речи;
3.развитие диалогической речи;
3.развитие коммуникативных компетенций.
4.развитие памяти, внимания, образного мышления и воображения;
5.развитие у детей художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира;
6.развитие мелкой моторики рук;
Воспитательные:
1.воспитывать желание общаться с одноклассниками, договариваться по поводу предстоящей работы, обсуждать проэкт;
1.воспитывать уважение к труду и людям труда;
2.формировать чувство товарищества;
3.воспитывать аккуратность;
4.развивать любовь к природе.
Принципы программы:
1.доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
2.наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);
3.демократичности и гуманизма;
4.научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);
5.«от простого к сложному».
Формы и методы занятий:
Традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.);
Ожидаемые результаты:
В процессе обучения по данной программе учащиеся:
-значительно обогатят свой пассивный и активный словарный запас;
-научатся слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения, обосновывать своё, договариваться и находить общее решение;
-повысят уровень развития навыков монологической и диалогической речи;
-улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
-научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;
-разовьют внимание, память, восприятие, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
-научатся рефлексировать свои действия;
- научатся различным приемам работы с различными материалами;
-будут создавать композиции с изделиями;
-овладеют навыками культуры труда;
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе, 
– в школе
• Участие в  городских выставках детских творческих работ, конкурсах.
 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 34 часа
1. Работа с природным материалом (4 ч.)
Работа с природными материалами помогает детям развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
2. Работа с бумажными тарелками (4 ч.)
Виды работ из тарелок. Художественные  приёмы (самостоятельно складывать и вырезать из бумаги необходимые части, делать надрезы, склеивать, оформлять поделку). Правила пользование ножницами и шаблоном.    
3. Театр из конусов        (4 ч.)
Формы конуса. Закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.
4. Работа с крупой  (4 ч.)
Свойства крупы. Все знают много видов крупы, хранящихся на кухне. Но мало кто знает, что из неё можно изготовить огромное количество прекрасных поделок. А еще работа с крупой отлично развивает мелкую моторику.
5.Работа с бросовым материалом (3 ч.).
Конструирование игрушек из коробок. Игрушки из пластмассовых бутылок.
6. Работа с соленым тестом (4 ч.)
7. Работа с цветными нитками    (4 ч.)
Виды  и свойства ниток. Способы изготовления изделий из ниток.
8. Работа с полосками картона (4 ч.)
9. Работа с гофрированной бумагой (3 ч.)
Основные приемы работы. Изготовление поделок.
Техника изготовления поделок из гофрированной бумаги.
Учебно-методическое обеспечение.
1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по    охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги.
5. Материалы и инструменты.
Учебно – тематический план
кружкового объединения «Развивайка»
 
№ Тема Количество часов
1 Работа с природным материалом 4
2 Работа с бумажными тарелками 4
3 Театр конусов 4
4 Работа с крупой 4
5 Работа с бросовым материалом 3
6 Работа с соленым тестом 4
7 Работа с цветными нитками 4
8 Работа с полосками картона 4
9 Работа с гофрированной бумагой 3
Всего 34
 
Тематическое планирование  кружкового объединения "Развивайка"
№ Раздел, тема Кол-во
часов Цели Оборудование и материалы Формирование коммуникативных навыков и действий
1. Работа с природным материалом 4 1.Обогащать словарный запас.
2.Учить детей обсуждать предстоящую работу, строить словесный план действий.
3.Способство-ватьколлективной деятельности, речевому и игровому общению детей
4.Учить составлять описательные рассказы о своей поделке.
5.Обогащать знания о разнообразии природного материала и его использовании в поделках.
6. Научить детей делать поделки из разных природных материалов.
7.Развивать фантазию, творчество. Засушенные листья, семечки  подсолнечника, шишки, веточки деревьев, ножницы, клей ПВА, ленточки.
1.Развивать умение слушать и слышать собеседника;
2.Оказывать взаимопомощь по ходу выполнения поделки;
3.Учить детей договариваться и приходить к общему решению;
Задания:
1.Предложить детям выполнять поделку объединившись
в подгруппы из 2-3 человек, затем вместе представить свою работу, составив о ней рассказ или разыграв сценку
2.После индивидуального выполнения поделки -договориться и
составить общий рассказ
«Краски осени» 1 «На что похож осенний лист» 1 «Жар птица» (осенний букет) 1 «Теремок» (персонаж из сказки) 1 2 Работа с бумажными тарелками 4 1.Учить детей внимательно слушать инструкцию, договариваться о форме взаимодействия, правильно формулировать вопросы и давать на них развернутые ответы.
2.Учить составлять план-рассказ о проделанной работе и о своей поделке.
3.Обучать детей правильно пользоваться ножницами, работать с шаблонами.
4.Закреплять умение самостоятельно складывать и вырезать из бумаги необходимые детали.
5.Учить шнуровать. Одноразовые бумажные тарелки, цветная и бархатная бумага, цветная тесьма, краски, ножницы, клей. 1.Развивать умение слушать и слышать собеседника, партнера по деятельности;
2.Учитывать разные мнения, обосновывать собственное, находить общее решение;
Задание:
предложить детям после выполнения задания устроить выставку поделок и присудить следующие номинации:
-самая аккуратная;
-самая оригинальная и т.д. (дети в процессе общения и взаимного обсуждения приходят к общему мнению)
«Солнышко» 1 «Паутинка с паучком» 1 «Лягушка» 1 «Зайчик» 1 3 Театр конусов 4 1.Расширять словарный запас уточнением представлений детей о свойствах бумаги: легко режется, мнется, хорошо склеивается.
2.Учить составлять описательные рассказы о своей поделке, используя картинный план;
3. Закрепить умение выбирать красивые цветовые сочетания.
4. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца.
Белая, цветная бумага, глазки для поделок, ножницы,
клей ПВА
1.Развивать умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от собеседника, партнера по деятельности;
2.Развивать умение оказывать взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания;
Задание:
Предложить детям обсуждать каждый рассказ, комментировать, делать свои дополнения.
«Царевна лягушка» 1 «Львенок» 1 «Веселый медвежонок» 1 «Собачка» 4 Работа с крупой 4 1.Обогащать и активизировать пассивный словарный запас.
2.Учить строить диалог.
3.Закрепить знания детей о свойствах крупы;
4.Формировать умение делать поделки из крупы;
5.Закреплять умение
использовать в работе полученные ранее знания. Крупа, картон, клей, ножницы, палочки, зубочистки. 1.Развивать умение рефлексировать свои действия; слушать и слышать собеседника, обосновывать свое мнение;
2.Развивать коммуникативные навыки общения.
Задание:
Предложить детям обсудить предложенную поделку и пофантазировать на тему того, как можно её выполнить.
-Чьё предложение тебе понравилось и почему.
«Чудо дерево» 1 «Хризантема» 1 «Клоун» 1 «Пингвин» 1 5 Работа с бросовым материалом 3 1.Обогащать словарный запас.
2.Учить составлять распространен
ные предложения, опираясь на предложенную схему.
3.Способствовать развитию у детей умения создавать художественные образы из различных бросовых материалов.
4.Формировать эстетический вкус. Развивать фантазию, изобретательность, стремление к творчеству, познанию свойств материалов, желание экспериментировать с ними. Стаканчики из под йогуртов и т.п,
кисточки,
клей.
1.Развивать умение слушать и слышать собеседника;
2.Оказывать взаимопомощь;
Задания:
1.Составлять предложение, опираясь на предложенную схему и заданное слово;
2.Предложить детям следить за ответами. В случае неточности поднять руку для оказания помощи или правильного ответа.
-Чьё предложение тебе понравилось больше? Повтори его.
«Павлин» 1 «Кошка» 1 «Цветочные горшки» 1 6 Работа с соленым тестом 4 1.Развивать предметный и глагольный словарный запас.
2.Учить внимательно слушать и задавать вопросы.
3.Учить составлять описательные рассказы о своей работе.
4.Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок – соленое тесто, его характерными особенностями (мягкое, эластичное, прочное при тепловой обработке).
2. Развивать
фонематический слух фантазию, воображение, желание самостоятельно вылепить поделку, опираясь на умения полученные ранее и рассказать о ней одноклассникам.
Прочный картон, шаблоны, мука, соль, вода, цветные краски, кисти.
1.Развивать умение оказывать взаимопомощь взаимоконтроль по ходу выполнения поделки;
2.Договариваться и находить общее решение;
3.Учить рефлексировать свои действия.
Задание:
Разделить детей на команды, предложить работать сообща, договариваться о том, кто за что будет отвечать.
-Почему ваша команда успешно справилась с этим заданием?(смогли договориться, работали сообща)
«Рисуем тестом» 1 «Милые сердечки» 1 «Улитка» 1 «Черепашка» 1 7 Работа с цветными нитками 4 1.Обогащать словарный запас.
2.Учить детей обсуждать предстоящую работу, строить словесный план действий.
3.Способство-ватьколлективной деятельности, речевому и игровому общению детей
4.Учить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток).
5. Познакомить с новым способом изготовления – обклеивание объемных форм цветными нитками.
6.Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи. Обрезки цветных ниток (шерстяных, мулине), картон, краски, заготовки конусов, клей.
1.Развивать умение слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения, обосновывать свое;
2.Учить договариваться и находить общее решение.
Задание:
Предложить детям обсудить предстоящую работу, варианты её выполнения.
-Чья версия вам понравилась? - Почему?
-Что бы вы хотели добавить или изменить?
«Котенок» 1 «Лебеди» 1 «Гусеница» 1 «Ваза с цветами» 1 8 Работа с полосками картона 4 1.Обогащать словарный запас.
2.Учить составлять распространен
ные предложения, опираясь на предложенную схему.
3.Обучать детей работать с полосками картона
4.Развивать эстетический вкус, умение проявлять самостоятельность и творческие способности в выборе цветовой гаммы.
Картон, краски, кисти, ножницы, клей. 1.Развивать умение услышать разные мнения, обосновывать собственное;
2.Учить с помощью вопросов получать необходимые сведения от собеседника.
Задания:
1.Предложить детям обсудить предстоящую работу, составить поэтапный план своих действий;
2.После выполнения задания обсудить составленный план и при необходимости внести поправки.
-Чьи предложения были правильными?
«Золотая рыбка» 1 «Гусеница» 1 «Котенок» 1 «Клоун» 1 9 Работа с гофрированной бумагой 3 1.Расширять словарный запас уточнением представлений детей о свойствах гофрированной бумаги.
2.Учить составлять описательные рассказы о своей поделке, используя картинный план;
3.Закреплять у детей умение работать с разнообразным материалом, изготавливать поделки.
4.Развивать инициативу, фантазию, творчество, дружеские взаимоотноше-ния.
Гофрированная цветная бумага, ножницы, клей ПВА. 1.Развивать умение слушать и слышать собеседника;
2.Развивать умение оказывать взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения работы;
3.Договариваться и находить общее решение;
4. Развивать навыки монологической и диалогической речи
5.Учить рефлексировать свои действия.
Задание:
Предложить детям после выполнения задания устроить выставку поделок и присудить следующие номинации:
-самая красивая;
-самая аккуратная;
-самая оригинальная и т.д. (дети в процессе общения и взаимного обсуждения приходят к общему мнению)
«Розочки» 1 «Первые цветы» 1 «Подарок маме» 1 Расписание занятий кружкового объединения «Развивайка»
Дни недели Класс Время
понедельник 3 16.30-17.00
среда 4
1
2 14.20-14.50
15.00-15.30
15.40-16.10
Учебно-методическое обеспечение.
1.  Программа кружковой работы, календарно — тематический план.
2. Учебные пособия по технологии  изготовления изделий.
3. Методические рекомендации по выполнению творческих работ.
4. Учебно-наглядные пособия: проектные работы учащихся, таблицы по    охране труда,  образцы готовых изделий и работ, технологические карты, инструкционные карты, журналы, книги.
5. Материалы и инструменты.
Список литературы. Литература для педагога.
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — М.,1992.
2. Ю.Б.Гомозова .Калейдоскоп чудесных ремесел. М., 2005
Стр.162-170 (нитки)
Стр.173-205 (скорлупки)
3. В.С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
Стр.34 (фольга)
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
Стр.162 (птица Мук, Жар-птица)
5. Н.В.Дубровская. Аппликация из гофрированной бумаги. М., 2009
6. М Левина.365 веселых уроков труда. М., 2001
7. И.Н. Соленое тесто. М.2006.
Литература для учащихся.
1. Н. А.Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия — Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В.С. Горичева .Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Э.К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999.
5. И.Н. Хананова. Соленое тесто. М. 2006