Статья Исследовательский проект как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Исследовательский проект как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Автор: Подбельская Людмила Ивановна, учитель химии МБОУ Ширинская средняя общеобразовательная школа №18, с. Шира, Республика Хакасия,

Новые ФГОС для основного, среднего (полного) общего образования требуют компетентностного подхода к обучению и воспитанию школьников. Ведущее место среди методов, позволяющих реализовать такой подход в обучении и воспитании, принадлежит «методу проектов». В основу метода положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, получаемый при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. «Метод проектов» не новый и известен ещё с начала 20 века. В России получил широкое распространение в 20-х годах 20 века, но вскоре советская школа отказалась от него. Современные исследователи истории педагогики отмечают, что использование «метода проектов» в советской школе, действительно привело к недопустимому падению качества обучения. В качестве причин этого явления выделяют:
- отсутствие подготовленных педагогических кадров, способных работать с проектами;
- слабая разработанность методики проектной деятельности;
- гипертрофия «метода проектов» в ущерб другим методам обучения.
В современных условиях проектная деятельность становится наиболее доступной и оптимальной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению. Метод проектов ориентирует учебный процесс на решение учащимися познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методик, которая способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности.
Метод проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые нетиповые задачи, выявить деловые качества работника нового типа.
Профессиональное самоопределение – именно при выполнении серьёзного проекта учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться, чтобы не оказаться лишним на жизненном пути.
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся. Индивидуальная работа с учащимися – это и познание личности каждого, особенностей характера и привычек. Принимая ученика таким, какой он есть, нужно делать все возможное, чтобы хорошее и доброе в душе в сочетании с желанием и способностями стали основанием для создания задуманного изделия.
Обучение проектным методом развивает социальный аспект личности учащегося за счет включения его в различные виды деятельности в реальных социальных и производственных отношениях, помогает адаптироваться в условиях конкуренции, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.
Современное образование в качестве своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Это особенно актуально, когда речь идет об одаренных детях, представляющих особую ценность для общества. Поэтому для современной школы вопросы обучения, развития и воспитания одаренных детей приобретают особое значение. Сегодня проблема обучения таких детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
В нашей школе существует программа по работе с одарёнными детьми. Одно из направлений этой программы – работа научного общества учащихся. В рамки НОУ очень хорошо вписываются исследовательские проекты учащихся. У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет им погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к активному умственному труду и самопознанию.
Проектно-исследовательская деятельность, как ни какая другая, позволяет одарённым учащимся:
- формировать образовательные компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряжённые с опытом их применения в практической деятельности, реализовывать принцип связи обучения с жизнью;
- развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки;
- в процессе творческого поиска и выполнения исследований развивать системное мышление, формировать аналитическое и критическое мышление.
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность включать одарённых детей не просто в процесс обучения, но и в самостоятельные исследования и решение творческих задач (индивидуально и в малых группах). Учащийся принимает участие в постановке проблемы, в выборе методов ее решения.
Считаю, что в современной школе в работе с одарёнными детьми очень эффективно выполнение исследовательских, долгосрочных проектов во внеурочное время. Такой проект полностью подчинён логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближённую или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Исследовательский проект может быть реализован как индивидуально, так и небольшой группой учащихся.
Большой простор для таких исследований предоставляют озёра Ширинского района. Несмотря на то, что большая часть их прибрежной территории является заповедником, здесь бывает очень много туристов, оставляющих стихийные свалки. Негативное влияние на озёра оказывает и многочисленный автотранспорт, часто подъезжающий к самой кромке воды. Часть загрязняющих веществ поступает из окрестностей с водостоком. Процессы самоочищения водоёмов протекают медленно, поэтому активное влияние антропогенных факторов часто негативно отражается на видовом составе водных сообществ, степени солёности наших озёр.
Думаю, учащимся будет интересно узнать, насколько загрязнены эти озёра.
Как правило, такой исследовательский проект межпредметный (охватывает некоторые области знаний биологии, химии, экологии), он может быть проведён с группой учащихся 9-11 классов.
Цель исследовательского проекта:
формирование умения творчески применять теоретические знания по биологии, химии, экологии на практике;
формирование умений планировать эксперимент и наблюдать, анализировать, делать выводы на основании полученных результатов эксперимента;
формирование умения работать в сотрудничестве, а также презентационные умении и навыки.

· Тема исследования: «Микроорганизмы донного ила как фактор самоочищения пресноводного водоёма».
Объект исследования – пресноводные озера в окрестностях с. Шира (Иткуль, Орловское, Белё). Так как очень важную роль в самоочищении пресноводного водоёма играют микроорганизмы, живущие в донном иле, то предметом исследования является донный ил этих озёр. Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, постановка эксперимента, наблюдение, анализ результатов эксперимента, выводы.
Цель данного исследования: выявление наличия биологических механизмов самоочищения пресноводного водоёма на примере озера Иткуль.
Задачи исследования:

· объяснить механизм биологической очистки воды микроорганизмами донного ила в пресноводном водоёме;

· при помощи биоиндикаторов (растений и животных, обитающих в водоёме и по его берегам) выявить степень влияния антропогенных факторов на экосистему озера Иткуль;

· проверить действие различных веществ на микроорганизмы донного ила озера Иткуль;

· проанализировать влияние наиболее распространённых загрязнений на природное равновесие в экосистеме пресноводного водоёма.



Этапы работы

Содержание работы

Деятель-ность учащихся

Деятельность учителя

1. Подготовитель
ный (апрель)
Определение темы, цели и задач проекта, формирование группы
Обсуждение и формулирование целей и задач проекта
Предлагает тему проекта, принимает участие в обсуждении.


(апрель)
Выделение подтем в теме проекта (по задачам проекта):
1)механизм биологической очистки воды микроорганизмами донного ила;
2)взятие проб озёрной воды и донного ила для проведения эксперимента;
3)выявление при помощи биоиндикаторов (растений и животных, обитающих в водоёме и по его берегам) степени влияния антропогенного фактора на экосистему озера;
4)экспериментальная проверка действия различных загрязнителей на микроорганизмы донного ила.
Выбирают для себя подтему, распределяя-ют обязанности между членами группы
Принимает участие в обсуждении подтем проекта

2. Планирование
(апрель)
Определение источников информации, способов сбора и анализа информации
Корректируют и дополняют предложения учителя
Предлагает основную литературу, способы сбора информации

3.Разработка проекта (апрель, май, сентябрь, октябрь;
май и сентябрь–взятие проб, исследование озёрной воды и биоиндикаторов)

Накопление информации путём работы:
1)с литературой, ИНТЕРНЕТ-ресурсами;
2) по результатам исследования озёрной воды и донного ила, биоиндикаторов водоёмов;
3) по результатам экспериментов с донным илом.
Обобщение материала, формулирование выводов исследования.
Осуществляяют поисковую деятельность по накоплению, систематизации, обобщению информации
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

4. Оформление результатов
(октябрь, ноябрь)
Оформление результатов в виде письменного отчёта с демонстрацией: 1)результатов эксперимента,
2)фотографий биоиндикаторов исследуемых водоёмов,
3)фотографий, зафиксировавших основные этапы реализации проекта
Оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами
Консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

. 5. Презентация
((ноябрь)
Предоставление выполненной работы одним учащимся или группой учащихся
Докладыва-ют о результатах своей работы
Организует экспертизу, привлекая учителей школы, компетентных по данной проблеме специалистов

6. Оценивание
Оценка работ согласно разработанным критериям
Участвуют в оценивании путём коллективного обсуждения и самооценки
Оценивает совместно с экспертной группой работы учащихся, качество отчёта.



Реализация такого исследовательского проекта не требует дополнительных финансовых вложений. Пробы воды и ила берутся в обычные 3 литровые банки. Для определения степени загрязнённости озёрной воды, проведения экспериментов с илом и химическими реагентами, достаточно химических реактивов и химического оборудования, предусмотренных образовательным стандартом.
Для определения теоретической базы проекта, разработки плана исследований, проведения и обработки результатов экспериментов может быть использована как методическая литература из библиотеки учителя, учебники для общеобразовательной школы по биологии, химии, экологии, так и электронные библиотеки, включающие учебники для ВУЗов по тематике исследований, ИНТЕРНЕТ- ресурсы.

Ожидаемый результат

Выявление задатков и развитие способностей детей к определенным видам деятельности, в том числе умения работать с различной информацией; умений планировать эксперимент и наблюдать, анализировать, делать выводы на основании полученных результатов эксперимента; презентационных умений и навыков.
Получение «продукта» - исследовательской работы, в которой по итогам исследований формулирование рекомендаций практического характера.
Активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми.
Создание атмосферы заинтересованности и доброжелательного отношения к одаренным детям.
Повышение качественных показателей успеваемости учащихся.
Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Развитие познавательного интереса к химии.

Литература

1. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-11 классы: методическое пособие. – М.: «Вентана-Графф», 2005. – 288 с.
2. Зверев А.Д. , Зверева Е.Г. . Экология: учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ. – М.: «Дом педагогики», 1999.- 336 с., ил.
3. Михеев А.В. , Галушин М.М. Охрана природы: учебник для студентов биологических специальностей педагогических институтов. – М.: «Просвещение»,1993.
4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.:АРКТИ, 2006. – 80 с.
5. Фелленберг Г. Загрязнение природной среды. Введение в экологическую химию. Пер. с нем. – М. : «Мир», 1997.-232 с., ил.
6. Чибисова Н.В., Долгань Е.К. Экологическая химия: учебное пособие. Калининградский университет. – Калининград, 1998.- 110 с.

15