Использование нетрадиционных приёмов в логопедической работе с детьми с ОВЗ


Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья № 155» города Перми.
Использование нетрадиционных приёмов
в логопедической работе с детьми с ОВЗ
Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический компонент: страдает чувствительность, двигательная функция речевых мышц. Эти дети нуждаются в длительной, систематической индивидуальной логопедической помощи. Самыми сложными направлениями работы при дизартрии являются развитие артикуляционной моторики, формирование артикуляционных укладов, автоматизация вызванного звука. [2] В комплексе коррекционных мероприятий на развитие речевой моторики приходится достаточно продолжительный период времени. Монотонные, однообразные занятия приводят к негативному отношению детей к обучению. Поэтому коррекционная работа с детьми, страдающими тяжёлыми речевыми нарушениями, должна быть эмоционально приятной и разнообразной. Это подталкивает к поиску как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов в коррекционной логопедической работе.
В статьях В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко [3,4] по работе с детьми младшего школьного возраста описываются нетрадиционные упражнения для развития слухового внимания, фонематического восприятия, речевого дыхания, артикуляционной моторики. Это комплексные разминки, дыхательно-голосовая гимнастика, оригинальные упражнения для развития тонкой моторики, пальцевые упражнения на предметах с игольчатой поверхностью, упражнения с шариками и ложками для развития артикуляционной моторики и т. п. Использование на логопедических занятиях этих рекомендаций повышает интерес ребёнка к занятиям, позволяет достичь поставленных педагогом целей с наибольшей эффективностью.

По описанным выше рекомендациям для совершенствования артикуляционной моторики было изготовлено дидактическое пособие «Шариковый тренажёр» с использованием пластмассовых шариков из детских погремушек российского производства (имеющих сертификат качества) и верёвочек. Для удобства пользования пособие крепится на специально изготовленной стойке, благодаря чему ребёнок выполняет задание без помощи взрослого. Данное пособие используется учителем-логопедом на индивидуальных занятиях с детьми, страдающими дизартрией при ДЦП, для развития артикуляционных движений. Артикуляционные упражнения, выполняемые с помощью этого пособия, носят игровой характер, вызывают положительные эмоции у детей, позволяют создать ситуацию успеха, что очень ценно при работе с детьми, имеющими тяжёлые речевые нарушения.
Упражнения с шариками
Двигать шарики кончиком языка по вертикально натянутой верёвочке вверх.

Двигать шарики по горизонтально натянутой верёвочке языком вправо-влево.
Толкать шарик языком вверх-вниз, верёвка натянута горизонтально.
Язык «Чашечка», цель – поймать шарик в «Чашечку».
Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплёвывая» его.
Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это возможно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.
Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками верёвочку.
«Иголочка»: шарик – «Колобок у лисички на носу».
Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками верёвочку.
Известно о доминирующей роли руки в произвольной моторной организации речи, что обуславливает необходимость работы над артикуляцией и одновременным развитием функциональных возможностей пальцев рук. Движение пальцев руки стимулирует созревание центральной нервной системы, и одним из проявлений этого будет совершенствование речи ребёнка. Включение в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон обеих рук усиливает тактильно-кинестетические ощущения.
По мнению Е.Ф. Архиповой [1], процесс автоматизации звуков при стертой дизартрии оптимизируется благодаря включению пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова.
При помощи иппликатора Кузнецова было изготовлено дидактическое пособие «Колючие ладошки». Стимуляцию рецепторных зон обеих рук осуществляли прижатием подушечек пальцев к игольчатой поверхности с одновременным проговариванием гласных звуков.
В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, двигательный, кожно-кинестетический, зрительный. Каждый из них вносит свой вклад в становление речи. Нетрадиционные приёмы используются как своеобразное продолжение, закрепление и дополнение к традиционным логопедическим упражнениям.
Литература:
Е.Ф.Архипова Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М., 2008.
Г.В.Дедюхина, Л.Д.Могучая, Т.А.Яньшина Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом (учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников) – М.,«Гном-Пресс», 1999.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Хлоп-топ. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: «ГНОМ и Д», 2004.
В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко Хлоп-топ-2. Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет. – М.: «ГНОМ и Д», 2004.
Учитель-логопед Завёрткина Е.И.