Картотека Шарик кати — слово говори. Использование элементов Су — Джок терапии в работе логопеда.


.
«Ёжик и ладошки»
Берём 2 массажные шарика Су – Джок и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх, делая по одному движению на каждый ударный слог:Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
«На полянке»
На поляне, на лужайке
/катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки.
/прыгать по ладошке шариком/
И катались по траве,
/катать шарик вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
/прыгать по ладошке шариком/
Но напрыгались, устали.
/положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали,
/вести шариком по ладошке/
«С добрым утром! » - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать.
/гладить шариком каждый палец/

«Медведица»
Шла медведица спросонок,
/шагать шариком по руке/
А за нею – медвежонок.
/шагать тихо шариком по руке/
А потом пришли детишки,
/шагать шариком по руке/
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать
/нажимать шариком на каждый палец/
И в тетрадочках писать.
«Черепаха»
/ у детей в руках Су - Джок/ .Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.Шла большая черепаха
И кусала всех от страха,
/дети катают Су - Джок между ладоней/
Кусь, кусь, кусь, кусь,
/Су - Джок между большим пальцем и остальными, которые ребенок держит «щепоткой». Надавливают ритмично на Су - Джок, перекладывая из руки в руку/.
Никого я не боюсь
/дети катают Су - Джок между ладоней/.

«Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
/дети катают Су - Джок между ладонями/
На спине иголки
/массажные движения большого пальца/
Очень-очень колкие.
/массажные движения указательного пальца/
Хоть и ростом ёжик мал,
/массажные движения среднего пальца/
Нам колючки показал,
/массажные движения безымянного пальца/
А колючки тоже
/массажные движения мизинца/
На ежа похожи/дети катают Су - Джок между ладонями/.
«Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.- Мальчик-пальчик,Где ты был?
/надеваем кольцо Су - Джок на большой палец/
- С этим братцем в лес ходил,
/надеваем кольцо Су - Джок на указательный палец/
-С этим братцем щи варил,
/надеваем кольцо Су - Джок на средний палец/
-С этим братцем кашу ел,
/надеваем кольцо Су - Джок на безымянный палец/
-С этим братцем песни пел
/надеваем кольцо Су - Джок на указательный палец/.

Автоматизация звуков
ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука ШНа правой руке:
Этот малыш-Илюша, (на большой палец)
Этот малыш-Ванюша, (указательный)
Этот малыш-Алеша, (средний)
Этот малыш-Антоша, (безымянный)
А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша, (на большой палец)
Эта малышка-Ксюша, (указательный)
Эта малышка-Маша, (средний)
Эта малышка-Даша, (безымянный)
А меньшую зовут Наташа. (мизинец)
Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?

Развитие фонематического слуха
Игра “Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу”
Шарик подбирается в соответствии с характеристикой звука:
«Ты про звук нам расскажи, нужный шарик подбери»
«Я на шарик погляжу, все про звук вам расскажу»
красный - для гласных;
синий с колечком - для звонких твёрдых согласных;
синий без колечка - для глухих твёрдых согласных;
зелёный с колечком - для звонких мягких согласных;
зелёный без колечка - для глухих мягких согласных.
Развитие памяти и внимания
“Слушай и запоминай, повторяй и выполняй”
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д.;
Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Развитие фонематического слуха.
Покажи соответствующий заданному звуку шарик, услышав этот звук среди других звуков, услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладонях, если звука там нет.
Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком.
«Если звук услышат ушки - подними шар над макушкой».
«Телеграфисты» (простукивание шариком заданного ритмического рисунка).
«Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук».
Использование шариков для слогового анализа слов.
«Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук»
«Шарик мне назад верни, слоги (слово, фразу) верно повтори»
« По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай».

«Вышли пальцы погулять»
Массаж пальцев эластичным кольцом. Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
«Гладь мои ладошки»
Описание: Берём 2 массажные шарика и проводим ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.

«Шарик»
В руки шарик ты возьми, на ладошку положи.
Покрути и поверти, каждый пальчик разотри.
Пальцы будут сильными, буквы все красивыми.
/Ребёнок достаёт пружинку и согласно тексту прокатывает пружинку по пальчику/
Палец толстый и большой, в лес за сливами пошел.
Указательный с порога, указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает. А мизинчик-господинчик,
В землю косточки сажает.
«Обезьянка».
Обезьянка мыла мылом лапку
/прокатывать пружинкой каждый пальчик согласно тексту/
Каждый пальчик оп порядку.
Вот намылила БОЛЬШОЙ,
Сполоснув его водой.
Не забыла и УКАЗКУ,
Смыв с него и пыль и краску.
СРЕДНИЙ мылила усердно:
Самый грязный был наверно.
БЕЗЫМЯННЫЙ тёрла пастой –
Кожа стала сразу красной.
А МИЗИНЧИК быстро мыла:
Видно, он боялся мыла.
- Молодцы.

Упражнений с мячиками су-джок по лексическим темам
Тема « Овощи»
У девчушки Зиночки овощи в корзиночке,
Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик
Вот пузатый кабачок положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец.
Дети одевают колечко на пальцы, начиная с большого пальца.
Наша Зина – молодец!
Показывают большой палец.
Тема « Фрукты».
Этот пальчик – апельсин, он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива, вкусная , красивая.
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша, просит. « Ну – кА, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Дети поочередно разгибают пальчики из кулачка, одевая колечко.
Фрукт для вас и для нас.
Дети катают шарик по ладошке.

Тема « Грибы»
Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.
Дети делают ладошку « корзиночкой» и катают шарик.
Удивляется мой друг . « Сколько здесь грибов вокруг !»
Показывают удивление, разводят руки в стороны
Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!
Рыжики , волнушки найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!
Большой палец левой руки оставляют, грозят ему.
Тема «Поздняя осень».
Солнышко греет уже еле – еле,
Перелетные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре –
Поздняя осень стоит на дворе.
Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Ягоды».
Ягоды – крыжовник, клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник, смородина и земляника
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
Запомнил ягоды, я, наконец. Что это значит?
Поднимают плечи, удивляются.
Я – молодец! Большой палец вытягивают вперед.
Тема « Мебель».
Мебель я начну считать.
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
Вот сколько мебели назвал,
Загрузил всё в самосвал.
Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема « Одежда».
Постираю чисто, с толком.
Дети делают движения кулачками, имитирующие стирку.
Рубашку, кофту, платье, юбку,
Сарафан и майку,
А ещё футболку, джинсы,
Свитерок и брюки.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
Вот устали мои руки!
Встряхивают обе руки.
Тема «Посуда».
Девочка Иринка порядок наводила.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Девочка Иринка кукле говорила.
« Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль, конечно, в солонке!»
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
Тема « Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
Дети катают Су – Джок между ладонями.
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.

Тема « Дикие звери зимой»
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны проспит,
Спят зимою бурундук, колючий ёжик и барсук.
Только заиньке не спится – убегает от лисицы.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
Мелькает он среди кустов,
Напетлял и был таков.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Тема « Перелетные птицы».
Тили – тели, тиле – тели,
С юга птицы прилетели!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Прилетел к нам скворушка – серенькое перышко.
Жаворонок, соловей, торопились, кто скорей.
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
Дети катают Су – Джок между ладонями.

Тема «Транспорт»
Будем мы с тобой играть,
Будем транспорт называть
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет,
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
Пять пальцев мы в кулак зажмем,
Пять видов транспорта мы назовем.
Дети сжимают пальцы в кулачок Су - Джок.
Тема « Новый год»
Праздник приближается, ёлка наряжается.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Мы развешали игрушки .
Бусы, шарики, хлопушки.
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
Тема « Дикие животные весной»
Это зайчонок, это бельчонок,
Это лисенок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.

Тема « Животные жарких стран».
За мамой слонихой шагает слоненок,
За крокодилихой – крокодилёнок,
За львицей шагает маленький львёнок,
За верблюдицей бежит верблюжонок,
За зеброй спешит полосатый зебрёнок,
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
За кем же торопится каждый ребенок ?Дети катают Су – Джок между ладонями.
Тема « Животные Севера»
Тёпы – тяпы, тёпы – тяпы,
Это ласты, а не лапы.
У тюленей ласты эти
Носят мамы, папы, дети.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Тема « Подводный мир».
Посмотри скорей вокруг!
Что ты видишь, милый друг.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Здесь прозрачная вода,
Плывет морской конек сюда,
Вот медуза, вот кальмар, это рыба шар.
А вот расправив восемь ног,
Гостей встречает осьминог.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.

Тема « Домашние птицы».
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Тема « Домашние животные».
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья?
Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
Поочередно одевают колечко на пальчики, начиная смизинца правой руки.
А я довольна своими ребятами!
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Тема « Насекомые».
Дружно пальчики считаем – насекомых называем.
Дети катают Су – Джок между ладонями.
Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.
Это кто же тут звенит, ой, сюда комар летит!

Вот помощники мои
Вот помощники мои.
(показать пальцы)
Их, как хочешь поверни.
По дорожке белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
(шариком провести по руке, до локтя)
Чок, чок, чок,
Чок, чок, чок –
Скачет резвый табунок.
(повторить с другой рукой)
На лужок
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот.
(поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый ты лужок
Приходи и ты, дружок!
(катаем шарик по ладошке)
Рыбки
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде,
(перекидывать шарик из руки в руку)
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке,
(сжимать, разжимать шарик в кулачке)

КапусткаМы капусту рубим, рубим,
(ребром ладони стучим по шарику)
Мы морковку трем, трем,
(подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капусту солим, солим,
(потираем ладошками о шарик)
Мы капусту жмем, жмем.
(сжимаем шарик в кулачке)
Игрушки
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
(поочередно катаем колечко Су - Джок по каждому пальчику, начиная с большого пальца)
Раз, два, три, четыре, пять.
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.

Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания, совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела.
«Лево-право различаю, каждый свой я пальчик знаю».
«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй».
«Глазки закрывай, на каком колечко пальце – угадай».
«Справа, слева я стучу – перепутать не хочу». Ребенка просят надеть колечко на определённый палец указанной руки или покатать шарик по инструкции.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.






Литература
. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2009.
. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. - М.: Аквариум, 1995.
. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. - Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. Издательство «Лань», 2002.
. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 1983.
Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. - СПб.: Дельта, 2001.