Интерактивные технологии в работе с педагогическим коллективом. Игровая технология. Часть 2.

Серия мастер-классов для педагогов-психологов МБУ д/с
«Использование интерактивных методов обучения педагогов в деятельности педагога-психолога»
«Интерактивно об интерактивном»
Часть 2.
Игровые технологии обучения
Содержание методической игры «Путешествие в страну ИТ»

Цель: создание условий для повышения психолого-педагогической компетентности в использовании игровой технологии как средства достижения эффективности и качества образовательных услуг.
Задачи: 
- повышать компетентность педагогов в реализации игровой технологии в образовательном процессе ДОУ;
- содействовать формированию мотивации к применению полученных теоретических и практических знаний в профессиональной деятельности
- активизировать применение полученных знаний использования игровой технологии в профессиональной деятельности;
- способствовать развитию творческого потенциала участников мастер-класса.

Содержание мастер-класса.
«Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда».
Китайская пословица.

Вводная часть.
1.1. Вступительное слово ведущего. Введение в тему мастер-класса. Настрой участников на работу в интерактивном режиме. Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя дошкольного образовательного учреждения на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ.

1.2.Информационное сообщение со слайдовой презентацией материала «Психолого-педагогические основы организации методической работы в ДОУ».

Изложение теоретической части может являться самостоятельным мероприятием и не быть включенным в ход предлагаемой методической игры. Такой формы ознакомления с материалом по теме «Использование интерактивных технологий – игровой технологии в профессиональной деятельности педагога ДОУ» следует придерживаться, если члены педагогического коллектива нуждаются в достаточно подробном ознакомлении с данным материалом. В случае, если педагоги хорошо (достаточно хорошо) знакомы с игровой технологией, для введения в ход методической игры «Путешествие в страну ИТ» достаточно сделать небольшую слайдовую презентацию по теме. А также ознакомить участников мероприятия со страной ИТ – страной игровых технологий.
Основная часть.
Методическая игра «Путешествие в страну ИТ»
Категория участников: педагоги ДОУ.
Количество участников: 22 человека (количество участников может варьироваться в зависимости от наполняемости группы. В этом случае, ведущему следует продумать ролевые позиции для каждого).
Распределение ролей и обязанностей:
- 3 человека – члены жюри - «Рассудок игры».
- 3 человека – члены» конфликтной» комиссии – «Совесть игры».
- 2 команды по 8 человек в команде.
- 1 ведущий – «Мастер игры»;
- 1 помощник ведущего – «Ангел-хранитель».

Заключительная часть.
Подведение итогов игры.
Продолжительность игры: 2, 5 часа.

Формы работы: индивидуальные и групповые игры и упражнения, мини-лекции, диагностические процедуры.

Материалы и оборудование
компьютер или ноутбук с проектором (для слайдовой презентации);
аудиоаппаратура, записи релаксационной, стимулирующей музыки;
мольберт, удобный для крепления бумаги размером А 1;
секундомер;
калькулятор;
лампы для подачи светового сигнала;
скрепки, кнопки, булавки – в достаточном количестве;
средства создания изображения: фломастеры, карандаши, краски, цветная бумага, клей,
кисточки, скотч, ножницы, линейка, старые журналы с картинками и др.;
бумага формата А 4 – в достаточном количестве;
бейджи с именами участников игры;
карта страны ИТ;
листы оценки для членов жюри (4 шт.);
слайдовая презентация «Интерактивные игровые технологии»;
видеопрезентация к игре «Что за слово?».


Ожидаемые результаты реализации программы: повышение информированности участников в вопросах использования игровой технологии в профессиональной деятельности, развитие коммуникативной компетентности и навыков командной работы; развитие творческого потенциала участников.
Ход методической игры «Путешествие в страну ИТ»



№ п/п
Методы и техники
Краткое содержание работы
Всего мин.
Форма контроля.
примечания

1.
Введение в игру. Организация команд.
Таблички с названиями «Разум игры», «Совесть игры»
Ведущий: «Жители планеты образовательных технологий стали замечать, что в стране игровых технологий попала в кризисную ситуацию. Многие жители страны стали её покидать, уходить в более благополучные страны: проектной деятельности, интегрированного и дифференцированной обучения. Экология страны ИТ сильно страдает от бездумного засилия ИКТ и ЭОР. Полчища СОТ оккупировали её границы. Население страны ИТ резко сокращается. Новых адептов не появляется. Устаревшая содержательная экономика и деятельностная политика не способна привлечь новых последователей.
Тогда Организация объединенных образовательных технологий решила послать 2 команды в страну ИТ с целью оценки её состояния и поиска ресурсов для выхода из кризиса. Задача участников-спасателей – проникнуть на территорию страны и найти её волшебную карту, на которой отмечены все ресурсы, богатства страны, а также важнейшие образовательные центры хранения уникальных ценностей ИТ, безграничных возможностей. Члены команды, первыми нашедшие карту – становятся мастерами игровой технологии. Их имя навсегда будет внесено в книгу гордости педагогических технологий.
Но спасателям придется не просто. Страна ИТ одинакова богата как на чудеса, так на хитрости и уловки.
За действиями команд будут наблюдать старейшины страны ИТ – «Разум Игры» и «Совесть Игры» (ведущий представляет членов жюри и комиссии по спорным вопросам). Они по итогам выполнения командами испытаний, примут решение, кто станет достойнейшим из достойнейших Мастерами игровых технологий.
Создание команд. Распределение игроков на команды, членов жюри и старейшин.
Итак, команды готовы отправиться на поиски «Волшебной карты». Давайте с ними познакомимся».
5 мин.
Наблюдение ведущего (НВ)

2.
Упр. «Живая скульптура».
Ручка, бумага для записи.
.
Задание: представление команд.
Каждой команде необходимо придумать название и девиз, отражающий их миссию профессиональной деятельности. Выбранный девиз необходимо изобразить в форме «живой скульптура».
Правило: в скульптурной композиции должны быть задействованы все участники команды.
Один участник – лидер команды, должен её представить и объяснить её предназначение, ценности, уникальность.
Оценка жюри. Члены жюри оценивают успешность выполнения задания в экспертных листах в баллах от 0 до 2 за:
- оригинальность;
- умение координировать действия для достижения результата;
- логичность и ясность в определении ценностей профессионала, миссии членов коллектива.
15 мин
НВ, оценка жюри.

Во время подготовки команд к выполнению задания звучит стимулирующая музыка.

3.
Упр. «Первое слово – съела корова, последнее слово – к победе ведёт»
Ручка, бумага для записи
Ведущий может выбрать и предложить к исполнению один из вариантов упражнения – разминки. Оба варианта предлагать не следует, так как это может утомить участников – снизить эмоциональный настрой.
Вариант 1.
Ведущий: вы отправились в непростое путешествие по стране игровых технологий. Но для того, чтобы выполнить возложенное на вас поручение необходимо обладать определенными качествами. А вот какими качествами обладаете вы? сейчас узнаем.
Задание командам: в течение 3 минут написать как можно больше качеств, черт характера, необходимых для того, чтобы быть успешными в игре (любой).
По истечении времени участники каждой команды по очереди называют одно качество. Выигрывает тот, кто последним назовет качество, необходимое игроку.
Правила: нельзя повторять качества ранее названное другой командой. Команда, повторившая качество – объявляется проигравшей.
Оценка жюри: 2 балла получает команда, назвавшая слово последней.
Вариант 2.
Задание командам: в течение 3 минут написать как можно больше видов игр.
По истечении времени участники каждой команды по очереди называют один вид игры. Выигрывает тот, чьё слово будет последним.
Правила: нельзя допускать повторений, слов, сказанных другой командой. Команда, повторившая слово – объявляется проигравшей.
Оценка жюри: 2 балла получает команда, назвавшая слово последней. Для оценки правильности выполнения задания игроками членам жюри желательно ознакомиться с информацией, изложенной в приложении 1 «Классификация игр».
Вывод: педагог ДОУ должен хорошо разбираться в классификации игр, уметь определять их обучающую и развивающую направленность.
10 мин.
НВ, оценка жюри

4.
Игра «Шляпа»
Приложение 2.
Ведущий: «Шляпа» это артистическая игра для приятной компании. В ней вам предстоит вытягивать из шляпы всевозможные слова и понятия, а затем показывать, объяснять или рисовать их. Каждый участник по очереди становится ведущим, а остальные игроки угадывают смысл какого слова он пытается до них донести.
Оценка жюри: подсчитывается количества карточек, набравших каждым участников команды. Сумма фиксируется в протоколе.
Вывод. Для того, чтобы познакомить детей с игрой, донести до них правила, дать четкую инструкцию – надо уметь коммуницировать на языке, доступном для всех участников взаимодействия. И для этого воспитатель должен быть хорошим актером.
20 мин.
НВ, оценка жюри

5.
Упр. «Правила движения»
Приложение 3.
Ведущий: «Сложно было победить в игре «Шляпа»? А почему? Трудно было предугадать, какую тактику выберет тот или иной участник. Были варианты выбора способа достижения победы. Так и в играх детей – отсутствие чётких правил – часто приводит к ссорам, конфликтам. Воспитатель должен учить детей не только придерживаться правил, но самостоятельно их принимать в зависимости от того, что вкладывается в смысл игры. Это непростое умение. Страна ИТ желает проверить ваши способности вырабатывать правила».
Каждая команда получает набор из трёх знаков дорожного движения.
Задание командам: в течение 5 минут придумать исходя их полученного раздаточного материала правила к сюжетно-ролевым играм «Гараж» и «Школа».
Оценка жюри: от 0 до 2 баллов за:
- точность и ясность формулировки правила;
- оригинальность и нестандартность мышления.
Например, знак «Медицинский пункт» в игре «Кафе» может означать «соблюдайте чистоту и гигиену»; «мойте руки перед едой», «диетическое питание»; места для участников Медицинской конференции» и т.д.
Вывод. Умение воспитателя выделять правила игры, донести, объяснить их детям, научить следовать им – обязательные составляющие профессиональной компетентности педагога в руководстве детской игрой.
20 мин.
НВ, оценка жюри

6.
Игра «Что за слово?»
Проектор, ноутбук, слайдовая презентация к игре «Что за слово?»
Ведущий: «Вы знаете, что дети старшего дошкольного возраста, реализуя сюжет игры должны в своей речи пользоваться обобщенными понятиями, употребляя, не только предметы-заместители, но и слова, фразы, замещающие мелкие сценарные детали, явления, события. Вам необходимо доказать, что и вы хорошо владеете умением объединять сюжеты в одно целое».
На экран проектора по очереди для каждой команды демонстрируется задания игры «Что за слово?».
Задание командам: в течение 1 минуты отгадать задуманное слово.
Оценка жюри: 1 балл начисляется за правильно отгаданное слово. Дополнительно 1 балл начисляется, если участники смогли дать пояснения к каждой из 4-х предложенных картинок, объясняя причину их появления в задании.
Правило: если команда не смогла найти ответ на вопрос, то команда-соперница может дать правильный ответ (если знает). За это она получает 1 балл.
Вывод: для того, чтобы команда пришла к единому мнению – все члены команды должны находиться в едином терминологическом поле, одинаково понимать суть явлений, событий, обладать командным духом.
20 мин.
НВ, оценка жюри

7.
Игра «Брейн-ринг»
Приложение 4.
2 лампы синего и зеленого цвета, моделирующие брейн-систему, секундомер, ручки, бумага для записи.
Ведущий: «Вопросы «Брейн-ринга» - вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. От вас требуется наличие широкого кругозора, способности быстро, оригинально и неординарно мыслить, знания на уровне средней школы, внимательность, наблюдательность и т.п. Можно ошибочно заключить, что для того, чтобы ответить на вопросы «Брейн-ринга» необходимо помнить множество фактов. На самом деле, вопросы, требующие знания определённых фактов, обычно неинтересны, таких вопросов стараются избегать».
Правила:
1. Игра состоит из одного боя в 12 вопросных раундов. В каждом вопросном раунде задается один вопрос. 2. Цель игры состоит в том, чтобы дать правильный ответ на вопрос строго в отведённое время. Команды могут давать ответы по очереди, но не одновременно. В течение вопросного раунда команда может дать не более одного ответа. 3. Вопросы задаются ведущим. Он же оценивает правильность ответов команд.  4. Бой считается завершённым, когда ведущий объявляет его результат.
Проведение вопросного раунда. 1. Перед началом вопросного раунда ведущий приводит секундомер в исходное состояние. 2. Началом вопросного раунда являются слова ведущего "вопрос номер", после которых ведущий объявляет номер вопроса в текущем бою. 3. После объявления номера вопроса ведущий зачитывает сам вопрос. Когда чтение вопроса окончено, ведущий произносит слово "время", после чего ведущий запускает хронометраж. Промежуток между словом "время" и запуском секундомера не должен превышать 3 секунд.
4. В начале вопросного раунда обе (или все) команды имеют право ответа на вопрос текущего раунда. 5. Если команда нажала на кнопку после того, как ведущий объявил номер вопроса, но до запуска секундомера (далее такая ситуация называется "фальстартом"), то команда лишается права отвечать на текущий вопрос.  6. После слова «время» начинается отсчёт отведённого на ответы времени. Это время равно 60 секундам. Регламент может устанавливать, что в случае фальстарта отвёденное на ответы время уменьшается. 7. Если команда по ходу отвёденного для ответов времени нажала на сигнальную кнопку, она получает исключительное право дать ответ на вопрос. Время остнавливается. 8. Команда, получившая право дать ответ, должна немедленно определить одного игрока, дающего ответ (далее - отвечающего игрока). Отвечающий игрок должен немедленно дать ответ. Остальные игроки команды должны хранить молчание до окончания ответа и не имеют права каким-либо образом подсказывать отвечающему игроку. 9. Если команда дает правильный ответ, вопросный раунд заканчивается.  10. Если команда дает неправильный ответ, она лишается права ответа в текущем раунде. Если обе (или все) команды лишились права ответа, вопросный раунд заканчивается. 11. Если после неправильного ответа одна команда сохраняет право ответа, ведущий возобновляет отсчёт времени с текущего значения;
12. Если отведённое на ответы время истекло, вопросный раунд заканчивается.  13. Если ни одна команда не дала правильный ответ, ведущий объявляет его сразу же после окончания вопросного раунда.
Бой состоит из 12 вопросов. По итогам воспросных раундов объявляется итоговое количество очков, полученных командами.
Результаты фиксируются в экспертном листе всей игры.
Оценка жюри: в экспертном листе отмечается количество баллов, набранных каждой командой.
20 мин.
НВ, оценка жюри

8.
Игра – драматизация «Плагиат или творчество?»

Ведущий: «За время путешествия вы уже очень хорошо познакомились со страной ИТ. И добрались до кладовой, в которой находится волшебная карта этой страны. Осталось последнее испытание – доказать, что вы не только любите и умеете играть в игры, но и являетесь профессионалами, хорошо разбирающимися в педагогике и психологии детской игры».
Задания командам: Модернизировать сюжет и продемонстрировать русскую народную сказку, употребив в тексте не менее 10 психологических терминов, имеющих отношение к игровой технологии.
Драматизация по сказкам:
1. «Три медведя».
2. «Курочка Ряба».
Правило: в драматизации должны принимать участие все члены команды.
Оценка жюри: от 0 до 2 баллов за:
- точность выполнения задания;
- оригинальность и креативность;
- актерские способности.
20 мин.
НВ, оценка жюри

9.
Заключительная часть. «Награда героям».
Карта страны ИТ
Ведущий: «Ваше путешествие в страну ИТ подошло к концу. Вы успешно справились с заданиями, которые встречались вам на пути поиска карты. Старейшины страны внимательно следили за вашим путешествием и пытались определить сильнейшего. Сильнейшая команда и станет хранителем Карты страны ИТ, а все её участники: Мастерами Игровых технологий.
Давайте узнаем вердикт «разума» нашей игры – старейших мастеров игровых технологий.
2 мин.
Н, РВ

10.
Объявление команды-победителя.
Подведение итогов игры. Вручение команде-победителю «Карты страны ИТ». Поздравления.
3 мин.
Н, оценка по итогам игры

11.
Подведение итогов. Прощание.
Капитан от каждой команды произносит речь на тему «Чему научила это путешествие нашу команду ?»
7 мин.
РУ, РВ




Литература

1.Абрамова, Г.С. Деловые игры. Теория и организация [Текст] / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2010. - 192с.
2.Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей [Текст]: сб. науч. трудов / Под ред.А. Жукова. - СПб.: Питер, 2010. - 230с.
.Активные методы обучения в системе подготовки специалистов и руководителей [Текст]: сб. науч. трудов / Под ред.А. Жукова. - СПб.: Питер, 2010. - 230с.
.Анисимов, О.С. Развивающие игры и игротехника [Текст] / О.С. Анисимов. - М.: Просвещение, 2010.
.Анохина, Т. Педсоветы в нетрадиционной форме Т. Анохина // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 10. - С.24 - 27
.Арутюнов, Ю.С. Деловая игра "Мозговая атака" [Текст]: методическое пособие /Ю.С. Арутюнов, В.Г. Дера. - М.: ИПКИР, 2010. - 96с.
.Арутюнов, Ю.С., Методические вопросы деловых игр - СПб.: Питер, 2007.
.Афанасьев, В.Г. Программно-целевое планирование и управление [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Высшая школа, 2010. - 187с.
.Бабкин В.Ф. Деловые имитационные игры в организации и управлении [Текст]: учебное пособие. - Воронеж: ВГАСУ, 2009. - 207с.
.Белая, К. Педагогический совет в дошкольном учреждении [Текст] /К.Ю. Белая // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 12.
.Белая, К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ "Сфера", 2007. - 240 с.
.Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ [Текст]: методическое пособие / К.Ю. Белая. - М. - Сфера, 2009. - 64с.
.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2009. - 96 с.
.Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: Сфера, 2009. - 96 с.
.Белая, К.Ю. Педсовет в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ "Сфера", 2010. - 240 с.
.Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: Контрольно-диагностическая функция [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ "Сфера", 2005 - 64 с.
.Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом [Текст] / К.Ю. Белая. - М.: АСТ, 2011.
.Бельчиков, Я.М., Деловые игры [Текст] / Я.М. Бельчиков, М.М. Бирштейн. - Рига, 1989.
.Беляева, И.В. Педагогический совет с использованием методов активизации [Текст] / И.В. Беляева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2008. - №11. - С.41-44.
.Беляева, И.В. Педагогический совет с использованием методов активизации [Текст] / И.В. Беляева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2008. - №11. - С.41-44.
.Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. [Текст] / Э. Берн. - М.: Прогресс, 1988.
22.Быченко, Ю.Г. Деловые игры в школе бизнеса [Текст] / Ю.Г. Быченко, О.Ю. Красильников. - Саратов, 2011. - 135с.
.Введение в педагогическую деятельность [Текст] /А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова. - М.: Академия, 2009. - 380 с.
24.Введение в педагогическую культуру [Текст] /под ред. Е.В. Бондаревской. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 317 с.
25.Виноградова, Н.А. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ: методическое пособие [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Айрис - пресс, 2010. - 192 с.
.Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами [Текст] / Л.М. Волобуева. - М.: Сфера, 2009. - 96с.
.Геронимус, Ю.В. Игра, модель, экономика [Текст] / Ю.В. Геронимус. - М.: Сфера, 2009. - 208с.
.Голицина Н.С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. [Текст] /Н.С. Голицина - М.: Издательство Скрипторий, 2010.
29.Денякина, Л.М. Новые подходы к управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении [Текст]: методические рекомендации /Л.М. Денякина - М.: Новая школа, 2011. - 48 с.
.Дик, Н.Ф. Новая настольная книга руководителя образовательного учреждения: с учетом Федер. закона от 22.08.04. № 122-Ф3. [Текст] / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 506 с. - (Сердце отдаю детям).
.Ельцова, О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ [Текст] / О.М. Ельцова // Дошкольное воспитание - 2002. - №9. - С.12-14. Гаворина, Л.С. Повышение профессионального мастерства педагогов через вовлеченность в управление ДОУ [Текст]: Л.С. Гаворина // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения - 2009. - №1. - С.33-38.
.Ельцова, О.М. Методика подготовки и проведения педагогических советов в ДОУ [Текст] / О.М. Ельцова, // Справочник старшего воспитателя дошкольного образовательного учреждения. - 2008. - № 9.
.Женилко, М.Ю. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / М.Ю. Женилко. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2008. - 480с.
.Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра: введение в активные методы обучения [Текст] /Кавтарадзе, Моск. психол. соц. ин-т. - М.: Флинта, 2008. - 91с.
.Колодяжная, Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением [Текст]: практ. пособие: для рук. ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ч.1. / Т.П. Колодежная. - Изд.2-е, доп. - М.: ЦГЛ, 2009. - 156 с. - Библиогр.: с.153-156. - (Инструктивно-методические материалы заведующего детским садом).
.Королёва, Т.А. Инновационная мобильность коллектива - условие повышения качества дошкольного образования [Текст] / Т.А. Королева // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. - № 3. С.74.
.Кочкина Н.А., Система планирования в ДОУ [Текст] / Н.А. Кочкина, Н.В. Куликова, Л.В. Потапкина // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2012. - № 3. С.56.
.Лосев, П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ [Текст] /П.Н. Лосев. - М.: Творч. Центр "Сфера", 2005. - 155 с. - Библиогр.: с.152-153. - (Управление дошкольным образовательным учреждением). - Прил. к журн. "Упр. ДОУ".
39.Лысакова, И.В. Деловая имитационная игра [Текст] <#"center">








Приложение 1.
Теоретический материал в помощь ведущему.
Для привлечения внимания педагогического коллектива при подготовке к очередному методическому мероприятию, для увеличения заинтересованности к тематике предстоящего события старшему воспитателю важно знать основные методы и формы активизации педагогов. Методы интерактивного обучения педагогов могут быть использованы изолированно в соответствии с темой и задачами проводимого методического мероприятия. Но не менее интересно и эффективно использовать их сочетание в разных вариантах.
Система методической работы реализуется в трех плоскостях:
1. По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя. Поэтому методическая работа в детском саду должна быть нацелена на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности, развитие педагогической техники исполнительского искусства.
2. По отношению к педагогическому коллективу детского сада. Методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
3. Методическая работа в детском саду строится по отношению к общей системе непрерывного образования, что предполагает творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. В каждом детском саду дифференцированно строится система повышения квалификации педагогов через самообразование и все формы методической работы.

Выстроить систему методической работы можно на основе анализа достигнутых результатов ДОУ: результатов учебно-воспитательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов, зрелости и сплоченности педагогического коллектива, конкретных интересов, потребностей и запросов воспитателей. Для руководителя всегда актуален поиск и выбор оптимального варианта методической работы. При этом необходимо учитывать разносторонний характер ее содержания и разнообразие форм и методов работы с кадрами.

Психолого-педагогические подходы к применению игровых технологий как форме организации методической работы в ДОУ
В настоящее время деловые игры нашли широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами. Неоднократно отмечалось, что применение деловых игр имеет положительное значение. Положительно то, что деловая игра является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.
Но все чаще деловая игра используется в методической работе как внешняя эффектная форма. Другими словами: тот, кто проводит ее, не опирается на психолого-педагогические или научно-методические основы, и игра "не идет". Следовательно, дискредитируется сама идея применения деловой игры. Итак, что же такое деловая игра?
Деловая игра - это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Нередко деловые игры называют имитационными управленческими играми. Сам термин "игра" на различных языках соответствует понятиям о шутке, смехе, легкости и указывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Думается, что этим объясняется появление деловых игр в системе методической работы.
Считаем, что в нашем случае деловую игру уместно называть методической (по аналогу с дидактической) по набору задач, на достижение которых она нацелена.
Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.
В целом игры, с их многосторонним анализом конкретных ситуаций, позволяют связывать теорию с практическим опытом.
Сущность деловых игр в том, что они имеют черты, как учения, так и труда. При этом обучение и труд приобретают совместный, коллективный характер и способствуют формированию профессионального творческого мышления.
Практики задают вопрос: "Как часто можно планировать и проводить деловую игру со всем коллективом?". Однозначно ответить на него будет неправильным. Здесь надо учитывать то обстоятельство, как деловая игра вписывается в целостную систему методических мероприятий на данный учебный год. И тогда она может использоваться 1-2 раза в год. Если вы никогда не проводили деловых игр, то лучше попробуйте использовать один из методов игрового моделирования для активизации педагогов при проведении методического мероприятия. Хорошо, если вы сами примете участие в деловой игре и прочувствуете ее "изнутри". И только затем приступите к подготовке и проведению деловой игры в своем коллективе.
Подготовить и провести деловую игру - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.
Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто "не идут" те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.
Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.
Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.
Непосредственная разработка материалов деловой игры включает в себя следующие этапы:
создание проекта деловой игры;
описание последовательности действий;
описание организации проведения игры;
составление задания для участников;
подготовка оборудования.

Из истории вопроса
Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе вузов, как педагогическая технология <#"justify">-без ограничения времени;
-с ограничением времени;
-игры, проходящие в реальное время;
-игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности;
-балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
-оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату:
-жесткие игры - заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
-свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели:
-обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
-констатирующие - конкурсы профессионального мастерства;
-поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
-луночные игры - любая салонная игра (шахматы, "Озеро", "Монополия"). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
-ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
-групповые дискуссии - связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра "Координационный Совет", "Кораблекрушение");
-имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
-организационно-деятельностные игры - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
-эмоционально-деятельностные игры - избегают жестких правил, имитируют конкурентные или зависимые отношения, раскрывают личностный потенциал, ориентированы на обучение и личностный рост. По сути, представляют собой форму тренингов;
-инновационные игры - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
-ансамблевые игры - формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации партнерского делового сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб
-комбинированные интерактивно-деятельностные стратегические игры - сочетают ансамблевость и конкуренцию, пролонгировано имитируют реальное развитие ситуации, направлены на коллективное конструирование будущего.

Одномерные классификации проводились по следующим критериям:
а) по моделируемому объекту - общие управленческие и функциональные (имитация педагогической, управленческой деятельности);
б) по наличию взаимодействия - интерактивные и неинтерактивные;
в) по конструктивным особенностям - простые и сложные;
г) по однозначности выигрыша - жесткие и нежесткие;
д) по наличию случайных событий - детерминированные и стохастичные.
Для осмысленного применения деловых игр необходимо выяснить их сущность, понять отличие детской игры и игры деловой. Если в первой следование правилу занимает главное место, то во второй правила являются, лишь исходным моментом, на основе которого строится свободное игровое поведение. Игра присутствует там, где необходимо выйти за пределы схем. Кроме того, неутилитарный характер детской игры не согласуется с деловой игрой. Это противоречие зафиксировано уже в самом названии, соединяющим "дело" и "игру".
Когда дело становится условным, оно происходит по логике возможного. Таким образом, игра становится средством моделирования (на уровне понятия и на уровне действия) новых условий профессиональной действительности (включая экстремальные), методом поиска новых способов выполнения деятельности. Игра имитирует различные аспекты человеческой активности и социального взаимодействия.
Поскольку игра самодостаточна, соединение понятий "игра" и "имитация" также заключают противоречие. При такой имитации знаковым материалом помимо прочего являются люди. Данная модель не может быть строгой, но она предполагает большую свободу и, следовательно, открывает новые возможности. Трудно согласовать также понятия "игра" и "управление". Однако они взаимосвязаны, чем лучше осуществляется управление, тем более выражен игровой компонент.
Таким образом, в данном разделе мы провели анализ литературы, определили, что деловая игра - это модель реального процесса, проводимая в движение решениями, принимаемыми её участниками. Деловую игру можно рассматривать также как моделирование реальной деятельности специалиста в искусственно воссозданных условиях. Деловая игра требует от участников соответствующих знаний и навыков. Деловая игра как метод обучения позволяет как бы "прожить" определённую ситуацию, изучить её в непосредственном действии
Методика организации деловых игр в методической работе ДОУ
Дошкольный возраст - это уникальный период в жизни человека, когда закладываются основы социального, эмоционального, волевого, познавательного развития, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие способностей и индивидуальности ребенка. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, познает радость удач и горечь разочарований, притягательность общения и начинает осознавать свои интересы. Из детства ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь.
В связи с этим обостряется ответственность взрослых, окружающих ребенка и организующих его жизнь, за качество воспитания, прежде всего перед ребенком и обществом, а также ответственность ребенка перед самим собой и родителями. В связи с этим возрастает роль повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений. А деловые игры являются, на наш взгляд, эффективным методом обучения педагогов ДОУ.
В.С. Кукушин определяет понятие "деловой игры" как один из ведущих методов активного обучения. Как метод обучения деловая игра, по мнению В.С. Кукушина, должна отвечать следующим требованиям:
-Распределение ролей между участниками игры;
-Совместная деятельность участников игры в условиях дифференциации и интеграции имитируемых функций;
-Диалоговое общение партнеров по игре как необходимое условие принятия согласованных решений;
-различие интересов у участников игры и появления конфликтных ситуаций;
-наличие общей игровой цели у всего коллектива (игровая система), которая является ведущем стержнем игры, фоном, на котором развиваются частные конфликты и противоречия;
-введение в игру импровизации (непредвиденных обстоятельств, моделирующих возможные непредвиденные обстоятельства);
-использование гибкого масштаба времени;
-применение системы оценки результатов игровой деятельности и профессиональных знаний, способствующих созданию климата состязательности;
-наличие в игре системы стимулирования, создающей интеллектуальную и эмоциональную обстановку, т.е. побуждающей в ходе игры действовать так, как бы действовал в реальной жизни;
-Динамичность, непрерывность и занимательность деловой игры;
-достижение единого - обучающего, развивающего и воспитывающего - эффекта деловой игры.
Деловые игры представляют собой метод обучения, наиболее близкий к реальной профессиональной деятельности. Преимущество деловых игр состоит в том, что являясь моделью реальной организации, они одновременно дают возможность значительно сократить операционный цикл и, тем самым, продемонстрировать участникам, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. В условиях деловых игр создаются исключительно благоприятные возможности включения участников творчески и эмоционально в отношения, подобные действительным отношениям в производстве. В игре происходят быстрое пополнение знаний, дополнение их до необходимого минимума, практическое освоение навыков проведения расчетов и принятия решений в условиях реального взаимодействия с партнерами.
В отличие от конкретной ситуации, где воспроизводится момент производственной обстановки, в деловой игре обстановка выражается в динамике, процесс производства - в развитии. Воспроизвести производство в динамике и включить в него участников - две сложные проблемы использования игрового метода, которые заключаются в том, чтобы достаточно точно передать характеристики и условия производства, а также, помимо технологических параметров и экономических факторов, социально-психологические факторы. В этой связи привлекательна идея использовать в деловой игре в качестве модели реальное производство. Таким образом, мы видим, что игровые методы обучения не имеют четкой границы с методами практического освоения [53, с.42].
Являясь одним из активных способов обучения, деловые игры обладают следующими особенностями: активизацией мышления и поведения участников, высокой степенью вовлечения в процесс игры, обязательностью взаимодействия участников между собой и с материалами игры.
Отмечают функции деловой игры:
информационно-познавательная;
организационно-управленческая;
эмоционально-воспитательная;
профессионально-адаптационная.
Деловая игра характеризуется:
особым отношением к окружающему миру (каждый участник одновременно находится в реальном мире и мире воображения, что обеспечивает притягательную ценность игры);
субъективной деятельностью участников (каждый участник игры имеет возможность проявить индивидуальные качества и зафиксировать свое "я", не только в игровой ситуации, но и во всей системе межличностных отношений: личность - личность; личность - группа, личность - преподаватель);
социально значимым видом деятельности (участник вне зависимости от внутреннего склада и настроения должен играть, он не может не принимать участия в игре, так как сами условия исключают пассивную позицию);
особыми условиями процесса усвоения знаний (знания предлагаются в ненавязчивой форме естественного делового общения, а не принудительного запоминания значительных объемов информации).
В деловой игре, как считает Ю.С. Арутюнов, существуют следующие этапы:
1. информационный, который связан с усвоением, запоминанием, обновлением готовой суммы профессиональных знаний, умений, навыков;
2. проблемный, на котором происходит перевод теоретических знаний на языке практических действий;
3. поведенческий, обеспечивающий принятие решений и программы действий в условиях конкретной ситуации на основе ее глубокого теоретического осмысления;
4. оценочный, позволяющий выбрать и обосновать оптимальный вариант решения поведенческой программы.
Существуют основные признаки деловой игры, которые характеризуют ее как активную форму обучения. К ним относятся:
1. имитация условий осуществления иноязычной деятельности;
2. моделирование типичных, актуальных для участников игры ситуаций с целью тренировки в речевом и деловом общении;
3. проблемный характер моделируемых ситуаций;
4. распределение ролей между участниками игры;
5. описание структуры и сценария игры;
6. организация обсуждения предстоящей игры как элемента "обратной связи" с ее участниками;
7. реализация целей игры;
8. наличие критериев, по которым оцениваются действия играющих [12, с.87].
Таким образом, деловая игра - целостный, многоступенчатый процесс, в ходе которого решается несколько познавательных и воспитательных задач. Ряд продуманных взаимосвязанных игротехнических приемов воздействует на готовность личности к конкретной практической деятельности.
В практике составления деловой игры нет общепризнанного подхода к ее структуре. Представленная ниже структура деловой игры вытекает из теоретических представлений о ней как форме контекстного обучения, в котором участники осуществляют профессиональную деятельность.
Основные структурные компоненты деловой игры:
1) знакомство с реальной ситуацией;
2) построение ее имитационной и игровой моделей;
3) формулировка главной задачи группами, уточнение их роли в игре;
4) создание игровой проблемной ситуации;
5) вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;
6) решение проблемы;
7) создание графической модели взаимодействия участников;
8) обсуждение и проверка полученных результатов;
9) корректировка;
10) реализация принятого решения;
11)анализ итогов работы;
12)оценка результатов работы.
Имитационная модель, по мнению И.В. Лысаковой, отражает выбранный фрагмент реальной действительности и получает свое воплощение в следующих структурных компонентах деловой игры: цели, комплект ролей и функции игроков, сценарий, правила игры.
Цели деловой игры - наиболее сложный и противоречивый компонент. Различают педагогические, состоящие в том, чтобы сформировать предметную и социальную компетентность, и игровые, делающие учебный процесс игровым по форме, цели.
Педагогические цели делятся на дидактические и воспитательные.
Дидактические цели:
1) закрепление системы знаний в области конструирования деловой игры;
2) выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
3) обмен опытом создания деловой игры;
4) совершенствование навыков принятия коллективных решений;
5) развитие коммуникативных умений разного рода.
Воспитательные цели:
1) порождение творческого мышления;
2) выработка установки на практическое использование;
3) воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми.
Игровые цели:
1) разработка вариантов проекта деловой игры;
2) демонстрация разработчиком приемов создания игрового контекста.
Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме защищающий предмет реальной профессиональной деятельности. Предмет игры задается исходя из модели специалиста, его квалификационной характеристики.
Сценарий является базовым элементом игровой процедуры. В нем должны находить отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под "сценарием деловой игры" понимается описание в словесной и графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру.
Графическая модель ролевого взаимодействия участников оказывает большую помощь при конструировании и проведении деловой игры. В этой модели отражаются количественный состав участников - представителей выбранных должностных функций, внутригрупповые и межгрупповые связи, представляется структура их взаимодействия на каждом этапе игры.
Комплект ролей и функций игроков должен адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Различают роли социальные (профессиональные, социально-демографические), межличностные (лидер, ведомый, отверженный), официальные и стихийные.
Структура описания ролей деловой игры может включать следующие компоненты:
- перечень ролей и формируемых групп;
- функции, выполняемые игроками, их права и обязанности;
- инструкции по выполнению каждой должностной роли;
- портреты ролей, характеризующие личные качества игроков.
Правила игры, как и другие структурные элементы игровой модели, отражают психолого-педагогические принципы деловой игры. Источник правил находится в самом объекте имитации. Сформулированные на этой основе правила отражают характеристики реальных процессов и явлений.
Система оценивания в деловой игре является неотъемлемым элементом имитационно-игровой модели. Она должна, с одной стороны, обеспечивать контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности.
Система оценивания обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.
Подготовить и провести деловую игру, по мнению О.М. Ельцовой - процесс творческий. Поэтому конструирование деловой игры носит на себе отпечаток личности автора. Зачастую, взяв модель уже разработанной деловой игры, можно изменить отдельные ее элементы или полностью подменить содержание без изменения модели.
Однако наблюдения позволяют сделать вывод, что часто "не идут" те игры, в которых слабо отработана игровая модель деятельности участников.
Существуют теоретически обоснованные методики конструирования и проведения деловых игр. Знание их необходимо, чтобы избежать ошибок, способных свести на нет труд.
Если деловая игра используется с целью обучения, то необходимо помнить, что она не может предварять семинары и спецкурсы, практические занятия. Она должна проводиться в конце обучения.
При организации деловой игры необходимо опираться на следующие психолого-педагогические принципы (А, П. Панфилова):
-принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики педагогической деятельности. Моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов интерактивного обучения;
-принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Разрабатывая игру, необходимо помнить, что чем больше свобода выбора решений, тем охотней игроки включаются в процесс. Сюжет игры должен представлять собой постоянное столкновение интересов учащихся. Можно выделить следующие основные этапы разработки игры:
1.постановка проблемы;
2.выбор темы;
3.анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли, субординация между игроками и т. д;
4.разработка сценария, состоящего из игровых событий;
5.создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом игровом событии;
6.разрабатывается система оценок. Стоит отметить, что не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется метод экспертной оценки;
7.формулировка правил игры;
8.предварительная отладка игры.

Успех деловой игры напрямую связан с качеством ее проведения. Ведущий должен грамотно организовать следующие этапы:
1."Запуск" игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную ситуацию и информационные данные. На этом этапе крайне важным является создание настроя и атмосферы предстоящей игры.
2.Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, но таким образом, чтобы не нарушить ее атмосферы. К примеру, часть игроков можно отправить "в командировку" с дополнительным заданием, за основу рассуждений можно принять дополнительно поступившие документы или условия, ведущий может исполнить роль приглашенного со стороны консультанта.
3.Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему.
4.Предотвращение сплочения группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия в игре.
5.Учет индивидуальных особенностей личности. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерские качества и т.д.
6.Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания.
7.Оценка работы игроков и команд.
8.Оценка задач, имеющих конкретное решение и ответ, не должна вызывать затруднения ведущего. Применяемый в некоторых случаях метод экспертных оценок, чаще всего отслеживает следующие аспекты:
9.Общая активность группы (может подразделяться на интеллектуальную и эмоциональную);
- степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования на внешние воздействия);
- степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач).

Сценарий проведения деловой игры чаще всего имеет следующий вид.
Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.
После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель - активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии - с другой.
Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.
После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется игротехник-методист, задача которого сводится к умелой организации процесса.бoтa поисковой группы при каждой новой мозговой атаке начинается с выбора лидера по данной проблеме, который должен организовать работу группы, подготовить доклад к конференции и в конкурентной борьбе защитить выбранную программу действий. Одновременно с лидером выбирается оппонент, его задача - дать оценку программы смежной группы. Методист помогает руководителю поисковой группы организовать коллективную работу, выработать предложения.
Игротехник-методист должен добиться, чтобы по каждой из проблем были избраны новый лидер поисковой группы и новый оппонент, таким образом, достигается максимальная активность всех участников игры. При выборе лидера очень важно соблюдение демократичности: в лидеры должны выдвигаться как руководители, так и рядовые специалисты.
По завершению самостоятельной работы поисковая группа защищает свой проект на общей конференции. К докладам обычно предъявляются следующие требования:
1. дать краткий анализ поставленной проблемы;
2. обосновать выработанные предложения;
3. доказать практическую значимость предложений и возможность их реализации.
В проблемно-ориентированной деловой игре все равны, административные должности на период игры "ликвидируются", никто не должен пользоваться каким-либо преимуществом. Разрешается высказывать любые идеи, однако в процессе игры совершенно недопустима критика личности.
На этой базе постепенно формируются взаимоотношения, которые сближают разные взгляды, мнения, опыт и позволяют вырабатывать нечто целое. Такая технология позволяет глубоко вникнуть в проблему, обеспечить взаимопонимание между людьми и достигнуть единства социального действия, способного переломить ситуацию, разрешить кризис или создать принципиально новое решение актуальной проблемы.
Лидеры, выступающие на конференциях, обычно сдают записи своих выступлений руководителям деловой игры. Сдают свои записи и оппоненты от каждой группы. Также проводится видеозапись всех конференций деловой игры. Таким образом, фиксируются вопросы, ответы и дискуссионные моменты. Свои записи ведут также руководители игры, члены экспертной комиссии и игротехники-методисты. На основе всех собранных материалов готовится совместный отчет.
При конструировании игры предполагается организация совместной деятельности игроков, имеющая характер ролевого взаимодействия в соответствии с правилами и нормами. Достижение цели происходит путем принятия групповых и индивидуальных решений.
Необходимо обратить внимание на наиболее типичную ошибку при разработке игры: моделируется "Среда", а не деятельность. Деловая игра должна строиться по логике деятельности, точнее взаимодействия. В основу разработки должна быть положена деятельность, отражающая согласование различных интересов, а не структуры предприятия и т.п. модели "Среды".
Ситуация должна предполагать неоднозначность решений, содержать элемент неопределенности, что обеспечивает проблемный характер игры и личностное проявление игроков. Прямая формулировка проблемы или указание на нее недопустимы. В то же время правила, нормы формулируются однозначно и определенно.
Таким образом, игра будет нежизнеспособной, если плохо продумана последовательность действий и взаимосвязи участников, недостаточна драматизация происходящих событий, они не развиваются во времени, список решений задан, не ясно как осуществляется отклик на принятые решения, не автоматизированы рутинные операции, ход игры требует постоянного вмешательства ведущего.
При проведении деловой игры необходимо установить регламент (времени должно хватить на решение проблемы). Задача педагога: довести до сознания участников игры основные положения и выводы, дать четкое заключение, чего удалось добиться участникам игры. Незавершенность игры обесценивает всю работу по ее проведению. Деловая игра должна быть представлена в следующем виде: название игры, учебные цели, состав участников, исходная информация, методические рекомендации и порядок проведения деловой игры, подведение итогов деловой игры
Исходная информация может быть дана как на занятии, так и заранее. Лучше заранее, т.к. не затрачивается время на ознакомление с информацией. Педагог должен объяснить особенности игры, порядок проведения и обсуждения, объяснить критерии оценки результатов деловой игры, т.к. в ходе работы в малых группах игра носит состязательный характер.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что цель "деловых игр" (называемых также имитационными, ролевыми) - упражнять воспитателей в проведении какой-либо работы с детьми, родителями, повышать профессиональные практические навыки.
Деловые игры, как метод обучения взрослых, обладают следующими достоинствами: увеличивают интерес к участию в процессе, развивают самостоятельность, побуждают к творческому поиску, упражняют в принятии самостоятельных решений и др.
Деловая игра включает в себя использование ролей в моделируемой обстановке, воспроизведение межличностных отношений.
В форме деловой игры лучше проводить практикумы, консультации, планируемые в каждом дошкольном учреждении. Деловая игра может иметь место и на педсовете, особенно когда обсуждаются вопросы методического характера. Практические действия, проводимые воспитателями в игре, воспринимаются ими гораздо эффективнее, нежели теоретическое сообщение заведующей или методиста.
Таким образом, анализ литературы показал, что способствует возникновению интереса, сосредоточению внимания слушателей на учебном материале. Она в единстве реализует образовательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную, диагностическую, релаксационную функции. Игровая форма обучения в обычном своём проявлении является преимущественно групповой формой организации обучения.










Приложение 2 к игре «Шляпа».

Салонная игра «Шляпа»
Среднее время игры: 40 минут.
Карточки: 24 карточки "Шляпа" (приложение 2.1); 24 карточки условий (приложение 2.2); карточки очков (приложение 2.3); 4 набора слов (приложение 2.4).

«Шляпа» это артистическая игра для приятной компании. В ней вам предстоит вытягивать из шляпы всевозможные слова и понятия, а затем показывать, объяснять и рисовать их. Каждый участник по очереди становится ведущим, а остальные игроки угадывают, что именно он пытается до них донести. Если слово названо верно, победные очки получают и тот, кто его угадал, и ведущий. Чтобы заработать  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Газпрома, пирожки, слабительное?
.Что потеряла Золушка на балу: стыд и совесть, ориентацию, туфельку?
1 тур. Педагогика.
1.Принцип наглядности получил очень широкое применение в дошкольной педагогике, в работе ДОУ очень часто применяется. Его еще называют "золотым правилом дидактики". Кто его впервые сформулировал? (Я.А. Коменский)
2.С какой группы начинается дежурство детей по занятиям? (со второго полугодия средней группы)
.ТСО необходимы для воспитания в детском саду. По техническому описанию скажите, о чем идет речь. Прибор предназначен для проекции на экран диафильмов шириной 35 мм, кадр 18*24 мм. (диапроектор)
.По определению установите, о чем идет речь: твердо установленный, педагогически и физиологически обоснованный распорядок дня детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. (режим дня)
.В каких программах полнее раскрыта система воспитательно-образовательной работы с детьми - в парциальных или в комплексных? (в комплексных - основные направления развития, в парциальных - одно или несколько)
.В каком году был открыт первый детский сад в России? (1859 г. - Гельсингфорс)
.В 1866 году в Петербурге был открыт еще один детский сад, четвертый по счету в России. Он отмечался современниками, как наилучший. Его открыла семейная пара, которая впоследствии стала издавать журнал "Детский сад". Как фамилия этих людей? (Симонович)
.Кто считается основоположником советской дошкольной педагогики? (Н.К. Крупская. в 17 году разработала муниципальную программу - по устройству бесплатных яслей и детских садов для детей д. в.)
.Перечислите названия трех вариативных программ для ДОУ (кроме "Детства", "Радуги")
.Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке ребенка? (Достоевский Ф. М)
2 тур. Психология.
1.Закончите фразу "Воспитать личность может только ." (личность)
2.Как называется прием, который развивает умение чувствовать, понимать состояние другого человека, животного, поставить себя на их место? (эмпатия, децентрация)
.Определите тип темперамента ребенка по описанию: медлительная речь, движения. Но все делает очень хорошо, досконально. Больше молчит, никогда не хохочет, иногда улыбается. Друзей выбирает долго, но отношения строятся надежные, крепкие, на долгие годы. Умен, видит то, что не замечают другие. (флегматик)
.Мозговой штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, моделирование маленькими человечками - к какой технологии относятся эти термины. (ТРИЗ)
.Что подразумевается под термином "вторая сигнальная система? (речь, слово)
.Какую дидактическую игру необходимо проводить с детьми, чтобы увеличить объем внимания? ("Чего не стало", "Что изменилось")
.Выберите из этого верное: На развитие личности оказывают влияние следующие факторы: наследственность, окружающая среда, воспитание. (все верны)
.Каков сензитивный период для развития речи? (с 1 года до 3 лет)
.Какие два нервных процесса взаимодействуют в коре головного мозга? (торможение и возбуждение)
3 тур. Программа "Детство"
. Девиз программы "Детство" (чувствовать, познавать, творить)
. Назовите хотя бы одного из авторов программы. (Михайлова, Логинова, Бабаева, Курочкина, Кондратьева)
. В каком городе находится университет, творческая группа педагогов которого создала программу "Детство". (С-Петербург)
. Назовите основное методическое пособие по программе "Детство", по которому строится педагогический процесс в детском саду. (план-программа)
. Чье имя носит университет, группа преподавателей которого создала программу? (Герцен)
. Как называется программа по экологическому воспитанию - составная часть программы "Детство", автор Кондратьева Н.Н. ("МЫ)
. Одно из основных направлений работы по программе - эстетическое. Кто является автором большинства пособий по изодеятельности? (Курочкина)
. Эпиграфом к программе выделены слова:
"Детство - это летний ветер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство - это значит дети! Дети - это значит мы!"
Чьи это стихи? (Р. Рождественский)
4 тур. Валеология.
1.Ребенку сделали очередную прививку. Какую разновидность приобретенного иммунитета он приобрел - естественный или искусственный? (искусственный)
2.Какой орган человеческого организма самый большой? (кожа)
.Что относится к нарушениям [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сколиоз или плоскостопие? (оба)
.У взрослого человека 206 костей. У ребенка больше или меньше? (300)
.Молоточек, наковальня, стремечко - где это находится? (в среднем ухе)
.Зачем нужен зуб мудрости? (незачем, рудиментарный орган, выходит последним, разрушается первым)
.Где расположена евстахиева труба? (соединяет носогл. и ср. ухо)
5 тур. Эстетическое воспитание
.В какой возрастной группе в изодеятельность вводятся диагональные элементы коми-пермяцкого орнамента? (в старшей)
2.Что развивается у ребенка в дид. игре "Птичка и птенчики"? (различение высоты звука)
.Из какой детской песни эти строки?
.За окном воробушки закружились весело.
.Песня входит в программное содержание по муз. Воспитанию ("Мы запели песенку")
.Муз. фрагмент. Мелодия какой детской песенки звучала?
.Назовите имя художника, писателя, иллюстратора своих книг. Его рисунки можно сразу отличить от остальных, звери нарисованы как живые. (Е.И. Чарушин)
.В старшей группе при ознакомлении с пейзажной живописью дети знакомятся с картиной "Московский дворик". Кто ее написал? (В. Поленов)
6 тур. Экологическое воспитание.
.1. По определению скажите, что это такое: целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. В экологическом воспитании этот прием является ведущим. (наблюдение)
2.2. Кто такой финвал? (сельдяной кит)
.3. Назовите 3 объекта неживой природы, за которым проводится наблюдение в ДОУ. (Облака, ветер, солнце)
.4. Писатель-природовед, перу которого принадлежит рассказ "Лисичкин хлеб". (М.М. Пришвин)
.5. Кто такой сервал? (африканская кошка)
7 тур. Речевое развитие.
1.Сколько в русском языке гласных букв? (десять)
2.Ан - это закрытый или открытый слог? (закрытый)
.Орфоэпия - что это такое? 1) речь с недостатками 2) правильная речь 3) правильное написание слов
.Выберите: Дикция - умение произносить гласные и согласные звуки; - скорость и длительность звучания слов.
8 тур. Физическое развитие.
.Назовите подвижную игру, в которой дети упражняются в прыжках.
2.Сколько раз в день в ДОУ может проводиться гимнастика? (2-3 раза)
.Физические качества.
По определению скажите, о каком из физических качеств идет речь: способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой поверхности. (равновесие)
9 тур. Заключительный.
Двум оставшимся участникам предлагается по три вопроса. Тот, кто даст большее количество верных ответов, побеждает.
.Для чего используется условная мерка? (для измерительной деятельности)
2.Какой прием при обучении счетной деятельности используется раньше - прием наложения или прием приложения? (прием приложения)
.По возрастной периодизации, принятой в педагогике, какой период идет после новорожденности? (с 1 мес - до 1 года младенчество)
.В проявлении чувств человека различаются несколько форм. Что длительнее - стресс или страсть? (страсть)
.Что наиболее ярко выражено у детей в изобразительной деятельности - чувство цвета или чувство ритма (чувство цвета)
.Кто из этих педагогических деятелей работал раньше - К.Д. Ушинский или Е.Н. Водовозова? (1824-1870; 1844-1923)
По итогам определяется победитель, ему вручается более ценный подарок, всем участникам также небольшие призы.
Таким образом, стремление преодолеть пассивность педагогов привело к поиску новых эффективных методов обучения, к которым относятся активные методы. Они побуждают к мыслительной и практической деятельности, ибо направлены не на изложение готовых знаний, не на их воспроизведение, а на самостоятельное овладение знаниями в процессе познавательной деятельности.



Приложение 1

Экологическое воспитание дошкольников
Педсовет - деловая игра
Цель. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Организация
Во вступительном слове кратко говорится об актуальности темы педсовета и объясняется, что такое деловая игра.
В состав экспертной комиссии входят: заведующий, методист, медсестра. Они оценивают ответы и выполненные задания.
Деловая игра состоит из пяти частей.
Каждый ее этап регламентирован. В конце подводится общий итог. Отмечаются победители.
часть
Разминка. Вопросы раздаются каждому участнику.
? Что означает термин "экология"?
? Проблемы экологии во всем мире, нашей стране, родном городе, районе.
? В чем сущность экологического воспитания детей? Почему, на ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста?
? Влияние экологии на здоровье детей.
? В чем вы видите причины небрежного, порой безжалостного отношения детей к природе? В чем конкретно берете вину на себя как воспитатель?
? Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников.
? В какой совместной деятельности с детьми вы можете практически способствовать охране природы?
? Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
? Перечислить классиков русской, зарубежной литературы, воспевавших природу в своих произведениях.
? Назвать пословицы, поговорки о природе.
? Вспомнить народные приметы.
? Почитать наизусть стихи о природе.
? Музыкальная пауза и подведение итогов разминки.
часть
Решение педагогических ситуаций.
. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый маленький кричит: "Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!" Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и спрашивает: "Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?" Тот немного молчит и отвечает: "Просто так. "
Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
Почему ты меня не слушаешь? - спросила Ира и вырвала руку.
Это еще что за капризы?! - вспыхнула мать и, сломав молодую ветку смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке.
Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям? Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с детьми)?
часть
Фрагмент игры "Что? Где? Когда?"
? Зачем белке длинный и пушистый хвост?
? Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?
? Во время листопада под осинами можно видеть много опавших веток. Как объяснить это явление?
? Почему в зимний день на окнах появляются узоры?
? Отчего кошка часто умывается, а собака - нет?
? Почему листья летом зеленые, а осенью желтые и багряные?
? Как летом без барометра можно узнать приближение ненастья?
? Почему опадают листья?
? Дым столбом, какую погоду предвещает?
? Лягушки расквакались к чему?
часть
Проверка домашних заданий.
. Изучив сказку Миллера и Штайнера "Хочет ли медведь остаться медведем?" (Дошкольное воспитание. 1986. № 7), ответить на вопрос: какая экологическая проблема поставлена в этой сказке?
. Представление наглядного материала для работы с родителями.
часть
Банк идей.
Предложить всем участникам пополнить Банк идей, ответив на вопрос: как уголки природы сделать маленькими оазисами в группах?
Итоги
Награждение победителей, обсуждение проекта решений.
Решения
. Пересмотреть планирование ознакомления дошкольников с природой в соответствии с данными рекомендациями, уделив должное внимание экологическому воспитанию.
. Подготовить тематическую выставку для родителей о природе, о правилах поведения в лесу, парке, на лугу, на реке.
. Дополнить выставку для воспитателей:
плакатами по экологической тематике;
диапозитивами с изображением различных природных явлений;
диафильмами о жизни животных;
методической и познавательной литературой о природе, экологической обстановке в родном городе, нашей стране, во всем мире.
. Организовать уход за растениями в цветнике и огороде. Заслушать отчеты воспитателей о проделанной работе в октябре.
. Провести смотр-конкурс на лучшую постановку экологического воспитания в группе.
. Написать конспекты занятий с опытами, которые можно провести на природе.
Приложение 2

Познавательно-речевое развитие дошкольников
Педсовет - деловая игра
Подготовка
. Для уточнения своих знаний педагогам предлагается использовать методические пособия по развитию познавательных способностей и связной речи у детей.
. За несколько дней до педсовета педагоги делятся на две команды, придумывают эмблемы для них, отличительный знак для капитана, девиз.
Повестка дня
. Сообщение заведующего о выполнении решения предыдущего педсовета.
. Сообщение старшего воспитателя об итогах тематической проверки "Познавательно-речевое развитие детей на занятиях".
. Познавательно-речевое развитие при проведении игр развивающего характера (из опыта работы воспитателя).
. Познавательно-речевое развитие детей на занятиях по изобразительной деятельности (отчеты воспитателей).
. Деловая игра "Что, когда и почему?"
Деловая игра
. Игра проводится с целями:
уточнения знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;
развития умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы;
контроля за соблюдением педагогами правил культуры речевого общения, тактичного поведения.
. Правила игры:
уметь слушать других;
вырабатывать общее решение вопроса;
принимать активное участие в игре;
не оспаривать оценку жюри;
соблюдать культуру речи и тактичность;
придерживаться регламента.
. Атрибуты игры:
эмблема команды;
значки капитанов;
большой куб с цифрами;
колокольчик;
песочные часы;
аудиокассета с записью легкой музыки;
воздушные шары с листами-вопросами внутри;
табло для демонстрации результатов;
бланки-протоколы у жюри.
. Ведущий (старший воспитатель) представляет команды, жюри (заведующий, психолог, старший логопед) и предлагает всем занять свои места. Он напоминает правила игры, и игра начинается.
Разминка
Капитаны команд по очереди бросают куб с цифрами и получают для своей команды вопрос.
? Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития социальной и познавательной активности? (Игра.)
? Что в первую очередь влияет на формирование человеческой личности? (Воспитание, социальная и природная среда, наследственность.)
Рубрика "Говори правильно"
I. Ведущий предлагает капитанам с помощью куба выбрать для своей команды скороговорку 1 или 2.
. В живом уголке жили ежи да ужи.
. Лена искала булавку,
А булавка упала под лавку.
II. Ведущий объявляет "музыкальную паузу", во время которой жюри подводит первые итоги. Ведущий оглашает его решение и выставляет баллы на табло.
III. Ведущий предлагает командам выбрать какой-то воздушный шар. Капитаны достают из них листы с двумя вопросами для каждой команды.
. Каковы основные достижения в речевом развитии старшего дошкольника?
На первый план выдвигается общение со сверстниками.
Диалог с товарищем приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, интересуются его делами и высказываниями и т.д.
. Назовите главные задачи познавательного развития.
Развитие общих познавательных способностей: умение наблюдать, отбирать необходимую информацию, обобщать способы собственной деятельности и т.д.
. Перечислите функции речи старшего дошкольника.
? Речь служит для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам, переживаниям.
? Речь служит важным источником знаний об окружающем мире, средством их фиксации.
? Речь - как область объективных отношений, которые познает ребенок.
? Речь - как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т.д.
. Назовите задачи познавательного развития в процессе воспитания патриотических чувств.
? Развитие общих познавательных способностей: наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, делать выводы и т.д.
? Воспитание любви к Родине, развитие чувства гордости за свой народ и страну. ? Воспитание доброжелательного отношения к людям других национальностей, элементарной этики межнациональных отношений и т.д.
IV. Музыкальная пауза, во время которой жюри обсуждает ответы и оценивает их. Учитывается не только их правильность, но и поведение членов команд во время обсуждения, корректность, четкость, грамотность и выразительность речи.
V. Ведущий объявляет общий результат, вручает небольшие сувениры, благодарит за участие.
Проект решения
. Использовать создание проблемных ситуаций на занятиях и в свободное время, побуждающих к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.
. Для развития познавательно-речевой активности детей использовать экскурсии, игры, формы элементарной поисковой деятельности и т.п.
. Провести мини-семинар для молодых педагогов "Игры в познавательно-речевом развитии".
. Выбранному педагогу представить свой опыт работы по познавательно-речевому развитию в методический кабинет.
. Всем педагогам представить в методический кабинет собственные разработки развивающих игр.
. В методическом кабинете оформить выставку из этих игр.
Приложение 3

Структура деловой игры Е.А. Хруцкий
Этап игрыДеятельность участников игрыДеятельность педагога1 этап - формулируется цель игры и дается необходимая информацияЧетко представить себе проблему или структуру задач, соотнести проблему с поставленной цельюОрганизовать работу в малых группах (командах). Лучше предложить участникам игры самостоятельно выбрать проблему и группу. 2 этап - самостоятельная работа слушателей в командахВникают в проблему, пытаются понять ее, вырабатывают навыки к анализу ситуации и проявляют способности личности. Коллективное обсуждение: используется практический опыт, уточняются позиции, вырабатываются выводы или решения путем соглашения. Возможно существование отдельной точки зрения кого-либо из участниковОказывает помощь3 этап - межгрупповая дискуссияКаждая группа предлагает свой вариант разрешения рассматриваемой проблемы. Участники других групп выступают в качестве оппонентов: задают вопросы, выступают с критическими замечаниями или в поддержку проектауправляет дискуссией, при помощи наводящих вопросов старается привести к правильному решению проблемы. Запрещено: высказывать свою точку зрения, связанную с анализом ситуации или проблемы









13PAGE 15


13PAGE 141315




Знаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.RuЗнаменитая шляпа Чарли Чаплина ушла с молотка - Новости Yoki.Ruф ( ( * ( Ђ