План по самообразованиюВозможности использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессеи работе с педагогическим коллективом


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №1 «Светлячок» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан
Тема самообразования:
«Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и работе с педагогическим коллективом ДОУ»
Воспитатель 1 квалификационной категории
Щербакова Марина Владимировна
г.Менделеевск 2015 год
«Возможности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и работе с педагогическим коллективом ДОУ»

Цель: создание единой системы использования информационных компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, с участием детей, родителей, педагогов и сообществ.

Задачи:
cоздание единого информационного пространства ДОУ;
подготовка кадров к эффективному использованию ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
обеспечение участников образовательного процесса свободным доступом к компьютерной технике, к информационным ресурсам;
интеграция ИКТ в процессе управления, воспитания, образования и обучения;
подбор и изучение методической литературы по использованию ИКТ в ДОУ;
создание банка компьютерных обучающих программ, медиатеки с презентациями, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с дошкольниками;
повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их с ДОУ;

Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество». Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека к другому. В системе дошкольного образования также происходят большие перемены. Новые стандарты образования, внедряются новые законы « Об образовании», принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества, реализуется программа « Электронная Россия».Процесс информационных технологий в дошкольном образовании обусловлен социальными потребностями в повышении качества обучения и развития детей дошкольного возраста, требованиями современного общества и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. Современные инновации способствуют повысить качество обучения и образования, и позволяют каждому ребенку успешно и быстро адаптироваться в окружающей среде и происходящим социальным изменениям.
Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. Использование ИКТ способствует не только достигнуть максимально нового качества образования среди дошкольников, развивает логическое мышление детей, но и повышает мотивацию детей к получению новых знаний, знакомят детей с социальным миром, создают новые средства воспитательного воздействия.
Каждый педагог должен использовать инновационные технологии, так как использование ИКТ является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, т.к. современное общество – это век всеобщей компьютеризации.
Каждый педагог, который работает в детском саду , должен свободно пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, создавать свои собственные ресурсы и активно использовать их в своей педагогической работе.
Использование в педагогической деятельности инновационных технологий даже и не новинка, а необходимость для работы с дошкольниками, родителями, со специалистами детского сада в методической, экспериментальной и инновационной деятельности и , наконец , помощь в самообразовании педагога. Создается единое информационное пространство в образовательном учреждении. Педагог имеет возможность знакомиться с передовым опытом и наработками других педагогов. Многие современные журналы имеют электронную версию в сети Интернет и воспитатель может воспользоваться необходимыми материалами по назначению. Используя в работе ИКТ воспитатель осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инноваций. ИКТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.
Учитывая это, одной из задач работы коллектива в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, для того, чтобы каждый в перспективе мог свободно использовать современные информационные технологии в своей работе.

На данный момент отсутствует единая система, определяющая правильность использования ИКТ в ДОУ:
Методика использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
Единые программно-методические требования к компьютерным занятиям;
Систематизация компьютерных развивающих программ.
При этом на сегодня это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность, однако использование ИКТ является одним из перспективных средств обучения дошкольников.
Одним из основных участников воспитательно-образовательного процесса являются родители воспитанников. Использование ИКТ позволяет сделать работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей более успешной. Главной проблемой у родителей является отсутствие знаний в выборе обучающих компьютерных игр, которые соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще подборка игр происходит стихийно, беспланово, случайно. При этом остро встает вопрос о «засиживании» дошкольников за ПК. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача – консультирование, тематические рекомендации родителям в грамотном выборе и использовании ИКТ в домашних условиях.

Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей, необходимо помнить главное правило «Не навреди!», то есть необходимо соблюдать:
санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
режим и организацию проведения занятий с ИКТ;
правильно определить дидактическую роль и место ИКТ в образовательном процессе
соответствие компьютерных игр психофизиологическим и психическим особенностям детей;
Прежде всего, хочется отметить, что в нашем ДОУ не используется непосредственная работа детей за ПК, так как использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники, это прежде всего:
преобразование предметно-развивающей среды;
использование презентаций, слайд-шоу, видеофрагментов для изучения тех тем в образовании, с которыми дошкольники имеют определённые трудности;
создание новых средств передачи информации для развития детей;
Компьютер естественно вписался в жизнь детского сада и является еще однИнформационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической работе ДОУ, а также как сотрудничество с родителями, общественностью.
Использование разных форм информационно-компьютерных технологий, зависят, в первую очередь, от того на кого эти формы направлены. Это – дети, родители, педагоги, сообщества.
План работы по теме самообразования на 2015-2016 учебный год.
№п/пСодержание работы Сроки Примечания
Методическая работа
Изучение методической литературы
1 Апатова Н.В»Информационные технологии в дошкольном образовании- М.1994 Сентябрь-октябрь 2 «Интернет в профессиональной деятельности»- научно-методический сборник под редакцией Д.Т.Рудаковой – М.2003. Сентябрь-октябрь 3 Образование и ХХ1 век: информационные и коммуникационные технологии- под редакцией И.М.Маркова-М.1991. Сентябрь-октябрь 4 Удалов С.Р. «Подготовка педагогов к использованию средств информатизации информационных технологий в профессиональной деятельности- издательство ОмГПУ.2005. Сентябрь-октябрь Работа с воспитателями
1 Анкетирование воспитателей МБДОУ №1 Сентябрь 2 Анализ анкетирования Сентябрь 3 Изучение научно-методической литературы и нормативно-правовой документации; 4 Разработка структуры внедрения ИКТ в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ;
5 Создание условий для эффективного использования ИКТ в самообразовании педагогов МБДОУ№1- современная компьютерная база, программное обеспечение и свободный доступ в Интернет
В течение года Познакомить педагогов с устройством и основным правилам работы на ПК В течение года Познакомить с мультимедийным обеспечением. В течение года Организовать консультации по проблемным вопросам. В течение года Повысить компьютерную грамотность; В течение года Познакомить с программным обеспечением ПК. В течение года Научить разрабатывать презентации на ПК в программе Microsoft Power Point, презентовать презентацию для проведения занятия с дошкольниками
Ноябрь-декабрь Воспитатели Мухтаева И.С. и Кормильцева Н.Н.
Познакомить с программой Microsoft Publisher и создать буклеты, визитки, календари для своей группы.
Провести сравнительный мониторинг уровня знаний педагогов по освоению ИКТ; Создать банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов для работы с детьми и родителями;
Создать банк конспектов НОД с использованием ИКТ, презентаций по разным направлениям, слайд шоу, видеофрагментов, аудио записей, мультемидийных материалов для работы с детьми и родителями;
Работа с родителями
Провести родительское собрание «Компьютер в жизни ребенка» Декабрь Провести анкетирование «Компьютер и ребёнок»
ноябрь Организовать консультации по проблемным вопросам
В течение года Научить использовать обучающие, дидактические, развивающие компьютерные программы для детей. В течение года Познакомить родителей с сайтом ДОУ и его структурой. В течение года Оформление родительских уголков и информационных стендов В течение года Создавать презентации на разные праздники, концерты, участвовать в различных конкурсах, применяя ИКТ. В течение года Работа с детьми
Создать чёрно-белые макеты для раскрасок; Сентябрь-ноябрь Проводить НОД с применением ИКТ В течение года Воспитатели групп
Собрать картотеку компьютерных заданий, детских обучающих игр; В течение года Разработать план работы обучения при помощи ИКТ для каждого ребенка .В течение 2016 года Познакомить с компьютерной техникой, с правилами безопасности и поведения на занятиях с использованием ИКТ. В течение 2016 года Научить пользоваться мышью. В течение 2016 года Научить решать пространственные и логические задачи. В течение 2016 года Провести сравнительный мониторинг уровня развития детей:
Игровой деятельности;
Познавательной активности;
Внимания;
Работоспособности;
Памяти;
Логического мышления;
Речи. В течение 2016 года Практическая часть
Вести работу с различными сайтами Интернет для обогащения знаний об ИКТ: «Солнышко», « Дети-66.ру», «1 сентября», «Детский сад», «Лукошко»,
http://pedmir.ru/-электронный журнал “Педагогический мир»,
http://www.razvitierebenka.com/- «развитие ребенка”
http://viki.rdf.ru/- детские презентации,
http://www.maam.ru/-сайт воспитателей детского сада
http://prodetskiysad.blogspot.ru/- создание своего сайта В течение года Установить программу Microsoft Publisher, научиться в ней работать для создания буклетов, памяток, календарей. В течение года Установить программу Movie Maker 2.6, научиться в ней работать для создания видеороликов с фото, звуком. В течение года Вести и совершенствовать работу на сайте edu tatar. ruВ течение года Вести и совершенствовать работу на сайте «Электронный детский сад» В течение года Отчет о проделанной работе
Создание презентаций для НОД, родительских собраний,
Оформление детского сада