СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ — ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ АРТ - ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной.
Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?
В последние годы, дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами. Одним из современных направлений в оздоровлении дошкольников является метод арт-терапии.
Арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления здоровья детей. «Арт» – искусство, «Терапия» – лечение. Термин введен Адрианом Хиллом в 1938 году.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Если говорить о возможностях арт-терапии, то можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.
Арт - терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.
Арт - терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и чело-век узнает о себе много нового.
Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, так как она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.
В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя:
– изотерапию (лечебное воздействие средствами искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.);
– библиотерапию (лечебное воздействие чтением);
– имаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию);
– музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки);
– вокалотерапию (лечение пением);
– кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика – лечебное воздействие движениями и т.д.);
– игротерапию;
– маскотерапию;
– песочную терапию;
– сказкотерапию (лечебное воздействие чтением, театрализацией);
– цветотерапию;
– фототерапию.
Используя метод арт-терапии необходимо соблюдать следующие условия:
– Должно быть творчество, которое несло бы для ребенка радость.
– Нельзя принуждать ребенка.
– У взрослого должно быть хорошее настроение, когда предлагает вместе порисовать, лепить, почитать.
– Необходимо уметь вовремя закончить работу, если ребенку надоело.
– Стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству ребенка и если оно возникло, обставляйте его как очень важное и радостное дело.
– Надо стремиться к тому, чтобы инициатива творчества исходила от самого ребенка.
– Не только сами радуйтесь «произведению» ребенка, но расскажите о творческой удаче родителям, вывесите удачные работы на видном месте.
Сегодня мы рассмотрим наиболее эффективные виды арт-терапии в оздоровлении дошкольников – это музыкотерапия и кинезитерапия.
Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья. Музыкотерапия – это особый метод работы с детьми с использованием музыки в любом виде (записи на магнитофоне, игра на музыкальных инструментах, пение и др.). Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии
Выделяют индивидуальную и групповую музыкотерапию. В первом случае музыкальное произведение прослушивают педагог и ребенок, здесь музыка способствует улучшению данных взаимоотношений. Групповая музыкотерапия строится таким образом, чтобы все участники активно общались друг с другом, между ними возникали коммуникативно - эмоциональные взаимоотношения, чтобы данный процесс был достаточно динамичным. Основные направления в музыкотерапии – это слушание музыки и исполнительство.
К слушанию музыки относится:
– совместная деятельность с детьми, когда музыка звучит фоном;
– специальное прослушивание музыкальных произведений или их фрагментов с анализом услышанного;
– упражнения на внутреннее слышание.
Пассивная музыкотерапия, а в частности слушание представлено следующими видами.
Музыкопробуждение – включение записи классических произведений с мажорным, солнечным звучанием в момент приема детей в детский сад и тихой, нежной, легкой музыки в момент пробуждения после дневного сна.
Утренний прием в группе можно начинать под музыку Моцарта, потому что «Моцарт оказывает воздействие, сила которого несравнима с другими. Будучи исключением из исключений, он оказывает высвобождающее, лечебное, я бы сказал, целительное воздействие. Сила его превосходит все, что мы можем видеть у его предшественников, современников и последователей» из книги «Эффект Моцарта». Эта музыка располагает к тесному контакту между взрослым и ребенком, создает атмосферу уюта, тепла, любви и обеспечивает психологическое благополучие.
Вариантами музыки для утреннего приема могут быть и следующие произведения:
– «Утро» - музыка Грига из сюиты «Пер Гюнт»
– «Скерцо» - современный эстрадный оркестр
– Музыкальные композиции – оркестр Поля Мориа– Обработки для русского народного оркестра («Барыня», «Камаринская», «Калинка»)
– Сен-Санс «Карнавал животных» (симфонический оркестр).
Музыкосон – прослушивание сдержанной, успокаивающей музыки при организации дневного сна детей. Известно, что сон рассматривается как проявление сложноорганизованной деятельности ряда мозговых структур. Отсюда его важнейшая роль в обеспечении нервно-психического здоровья детей. Музыка во время сна оказывает оздоровляющее терапевтическое воздействие. Дневной сон может сопровождаться следующими музыкальными произведениями:
– Соло фортепиано (Клейдерман и симфонический оркестр).
– «Времена года» П.И. Чайковского.
– Бетховен – соната № 14 «Лунная».
– Бах – Гуно «Аве Мария».
– Колыбельная мелодия «На сон грядущий» (серия «Хорошая музыка для детей»).
– Анугама «Голоса океана». Музыконаслаждение – слушание релаксационных музыкальных произведений, включающих звуки природы, леса, воды, подбор классических произведений для физического и психологического оздоровления. Музыка для вечернего времени способствует снятию накопив-шейся усталости, стрессовых ситуаций за день. Она успокаивает, расслабляет, нормализует кровяное давление и работу нервной системы детского организма. Для этого можно использовать следующие мелодии:
– «Классические мелодии для детей и их родителей» (из серии «Хорошая музыка для детей»).
– Мендельсон «Концерт для скрипки с оркестром».
– Музыка для здоровья («Легкие»).
– Бах «Органные произведение».
– Вивальди «Времена года».
– «Голоса природы».
Достоинствами музыкотерапии являются:
– Абсолютная безвредность.
– Легкость и простота применения.
– Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени.
В заключении хочется отметить, что влияние музыки на организм очень широко. Она может стимулировать интеллектуальную деятельность, поддерживать вдохновение, развивать эстетические качества ребенка. Гармоничная музыка способна сосредотачивать внимание дошкольников и помогает быстрее запомнить новый материал.
Кинезитерапия – своеобразный вид терапии движениями. «Кинезис» – движение, «Терапия» – лечение.
К активным видам кинезитерапии относится – танцетерапия. Развитие терапии с помощью танца началось со времен второй мировой войны. Танцетерапия прописывалась людям, нуждающимся в физической и эмоционально реабилитации. Танцетерапия прочно укрепилась на своих позициях в начале 60 годов прошлого века. У ее истоков стояли хореографы Рудольф фон Лабан и Мери Уигман.
Когда танец используется в терапии, чувства спонтанно высвобождаются в свободном движении и импровизации. Преобразуясь в движение, чувства определяют отношение человека к собственному телу. В результате у человека возникают новые творческие возможности. Танец является коммуникацией посредством движения, поэтому в танцевальной терапии нет стандартных танцевальных форм. Для выраже-ния личности могут использоваться все формы: танец примитивных племен, народный танец, вальс, рок и т.д.
Большинство детских врачей по всему миру признают танцы для детей одной из лучших физических практик, рекомендованных детям. Танцетерапия позволяет ребенку в возрасте от 3 лет не только научиться двигаться под музыку, но и решить многие психологические задачи, стоящие перед ними в этом возрасте, выработать эффективные стратегии социальной адаптации. Танцы в значительной мере влияют на рост и физическое развитие ребенка, помогают правильному формированию скелета, развитию мышечного корсета. У детей раннего возраста еще слабый опорно -двигательный аппарат, и если ребенок малоподвижен, то с его развитием могут появляться такие неприятные последствия как сколиоз, косолапие, плоско-стопие. Танцетерапия являются отличной профилактикой таких заболеваний. Кроме того, прыжки и вращения, развивают вестибулярный аппарат и умение ребенка ориентироваться в пространстве. Стабилизируется работа мозжечка, благодаря чему решаются проблемы с координацией движения. Через многократное повторение ритмических движений развивается мышечная память. Работа над разными мышечными группами позволяют бороться с такими страшными детскими заболеваниями как гипертонус мышц и детский церебральный паралич.
Танцевально-двигательная терапия с дошкольниками предполагает использование различных видов танцевального искусства: образно-сюжетный танец, танец-импровизация, пластика тела, танец рук, коррекционная ритмика, современный детский или народный танец. Детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела, т.к. его развитие идет от движения и эмоции к слову. У малыша отсутствие умения владеть своим телом, так называемая мышечная свобода, проявляется в двух видах: 1) как «зажим» («перенапряжение») отдельных или всех групп мышц; 2) как излишняя разболтанность, развязность. Чем меньше мышечных зажимов на теле человека, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает.
Современный ребенок испытывает дефицит движений. Даже занятия физкультурой, утренние гимнастики и физкультминутки на занятиях не восполняют его в полной мере.
Двигательная активность – важный фактор профилактики многих заболеваний и укрепления здоровья воспитанников. Танцевальные движения оказывают влияние на физическое и психологическое развитие ребенка. Занятия снимают стресс, укрепляют мышечную систему, корректируют отклонения от нормы физического развития, повышают жизненный тонус, формируют систему знаний о здоровом образе жизни.
Основная цель танцетерапии – в процессе музыкально-пластической деятельности создавать условия для сохранения, укрепления и развития физического и психологического здоровья ребенка, развития его индивидуальности и различных способностей: телесно-кинестических, музыкально-ритмических, визуально-пространственных, коммуникативных.
Содержание по танцетерапии в работе с дошкольниками:
– Разминка в быстром темпе: выбирается ведущий (взрослый или ребенок), который предлагает выполнять танцевальные движения под быструю музыку – все участники повторяют за ним движения.
– Работа в парах по принципу «зеркало»: один ребенок в паре – ведущий – с закрытыми глазами показывает любые движения, которые вызывает в нем звучащая музыка, другой – его отражение («зеркало») – с открытыми глазами все повторяет. В процессе игры дети должны меняться ролями.
– Театрализация движений. Данные упражнения по решению ведущего могут выполняться индивидуально или коллективно. Техника перевоплощения: придумать свое животное и изобразить его; изобразить животное, которое изображено на картинке; передать характерные движения группы животных: стада коров, табуна лошадей, стаи птиц, повадки кошек, бег оленей, прыжки кенгуру, лягушек на пруду, плавающих уточек, полет косяка журавлей и т.п.– Изобразить процесс (работа по группам, задания на карточках): связка воздушных шариков, которые сдуваются; клумба с распускающимися цветами; коробка тающих шоколадных конфет; отклеивающиеся от стены обои; тающий снег и капающие сосульки; аквариум с рыбками, растениями, камнями, улитками; падающие с яблони плоды; одуванчик на ветру; созревший мак; грядка с овощами после дождя; обед в зоопарке; теплица с растениями; тающее мороженое и т.п.
– Изобразить характер местности: лиственный лес осенью; хвойный лес зимой; смешанный лес летом; фруктовый сад с плодами; вьюнок на заборе; степь; заливной луг; садовый участок; кукурузное поле и т.п.
– Техника выражения своего состояния, эмоций, чувств. «Я – эмоция» – передать состояние, обозначенное на карточке: ожидание, ликование, грусть, страх, усталость, любовь, волнение, отчаяние, смущение, радость, спокойствие, нежность, растерянность, лень, удивление, успех, сочувствие, восторг, умиротворение и т.д. – Техника круговых движений. Изобразить характерные походки: солдата, страуса, балерины, мышки, бегуна, павлина, манекенщицы, обезьяны, маленького ребенка, индюка, атлета, кошки, лягушки, кузнечика, утки, зайца, кенгуру, медведя; ученика, идущего в школу; ученика, идущего из школы; мамы, идущей из магазина и т.п. Танцевальная терапия помогает снять «зажимы», агрессию, развить воображение, фантазию, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научиться воспринимать звук, ритм, тембр, учит согласовывать движения собственного тела с музыкой. А самое главное, способствует укреплению здоровья подрастающего поколения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб.: Речь, 2008.
2. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная тера-пия. Теория, методика, практика. – СПб.: Речь, 2004.
3. Трифонова С.В. Танцетерапия для детей как ме-тод оздоровления. – М., 2007.
4. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org
5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/
6.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zateyniki77.ru/stati.html?news_id=1
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/
8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sociosphera.com
9. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds336.kvels55.ru