Учебная программа Театрально-игровая деятельность


Государственное образовательное бюджетное учреждение
Амурской области среднего профессионального образования
Амурский педагогический колледж
Рабочая программа учебной дисциплины
Театрально-игровая деятельность
2011
Рабочая программа учебной дисциплины «Театрально-игровая деятельность» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования
050144 Дошкольное образование,
050710 Специальное дошкольное образование
Составитель: Падалко О.А., Рахимова Н.В. преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Рекомендована предметно-цикловой комиссией психолого-педагогических дисциплин ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж»
Протокол № 1 от « 16 » сентября 2011 года
Заключение Научно-методического совета ГОБУ СПО «Амурский педагогический колледж»:
Утверждена рабочая программа учебной дисциплины «Театрально-игровая деятельность» по специальностям
050144 Дошкольное образование,
050710 Специальное дошкольное образование,
Протокол № 2 от « 19 » сентября 2011 года
Председатель Научно-методического совета: Л.Е. Дмитриева, доцент,
кандидат педагогических наук
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
10
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
12
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Театрально-игровая деятельность
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Театрально-игровая деятельность» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО 050144 Дошкольное образование, 050710 Специальное дошкольное образование.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовке) и профессиональной подготовке по специальностям 050144 Дошкольное образование, 050710 Специальное дошкольное образование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: рабочая программа по учебной дисциплине «Театрально-игровая деятельность» является частью вариативной части общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель: сформировать у студентов устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности как важнейшему средству в развитии личности ребенка, его творческого потенциала, способностей и интересов.
Задачи:
Показать значимость данной дисциплины в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения.
Дать общие сведения о театральном искусстве и его назначении в жизни общества.
Раскрыть особенности работы воспитателя по организации театрально-игровой деятельности.
Побуждать студентов к саморазвитию в области актерского искусства.
Познакомить студентов с опытом работы дошкольных учреждений по данному направлению.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять знания о театральном искусстве в разных видах педагогической деятельности;
изготавливать кукол, игрушки, атрибуты, подбирать костюмы, реквизит;
планировать, организовывать театрально-игровую деятельность;
моделировать интегрированные занятия с элементами театрально-игровой деятельности;
приобщать детей к театральной культуре;
создавать условия для развития творческой активности детей в театрально-игровой деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
основные виды театра;
театральную терминологию;
формы театрально-игровой деятельности;
принципы планирования и содержание театрально-игровой деятельности;
принципы построения предметно - развивающей среды;
методы и приемы руководства театрально-игровой деятельностью;
средства художественной выразительности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часа;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36
в том числе: лабораторные занятия -
практические занятия 24
контрольные работы курсовая работа (проект) (если предусмотрено) -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 18
в том числе: самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) Конспектирование
Словарь основных терминов
Реферат
Сообщение к уроку
Составление диагностического пакета
Составление картотеки театральных игр, изготовление атрибутов к играм
Разработка конспектов проведения театральных игр, занятий с детьми
Изготовление атрибутов для драматизации и разные виды театров Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Театрально-игровая деятельность
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Общие основы театрального искусства. Тема 1.1. История театра, его виды и назначение в жизни общества.
Содержание учебного материала 2
2
2 История становления театрального искусства: народные обряды, искусство скоморохов, школьный театр, крепостной театр, театр Петрушки, русские публичные театры, система Станиславского, современный театр.
Виды театра: драматический, музыкальный, сатирический, кукольный и т.д., театральные профессии. Назначение театрального искусства в жизни общества. 1
Практическое занятие
Роль театрально-игровой деятельности в формировании личности ребенка.
Анализ статьи «Как воспитывает кукольный театр» (приложение к газете Дошкольное образование. – № 21. – 2003.) Самостоятельная работа обучающихся
Составить словарь театральной терминологии и театральных профессий. Раздел 2. Место театрально-игровой деятельности в системе воспитательно-образовательной работы дошкольного образовательного учреждения. Тема 2.1. Виды и формы театрально-игровой деятельности.
Содержание учебного материала 2 Формы театрально-игровой деятельности: упражнения по формированию выразительности исполнения; упражнения в целях социально-эмоционального развития; театрально-зрелищные празднества; организация студии по театрализованной деятельности. Комплексные занятия как форма организации театрально-игровой деятельности. 2
Практическое занятие Две основные группы театрализованных игр: режиссерские игры и игры-драматизации 2 3
Практическое занятие Сравнительный анализ театрально-игровой деятельности с сюжетно-ролевыми и играми с правилами. Составить таблицу. Ответить на вопрос: Что объединяет и в чем состоят различия этих видов игр? 2 3
Самостоятельная работа обучающихся Написание рефератов по темам:
Театрализованная игра как вид творческой игры.
Театрально-игровая деятельность как условие приобщения детей к искусству.
Театрально-игровая деятельность как средство развития детского творчества. 3 2
3
2
2
3
3
2
3
2
3
3
3
3
Тема2.2. Планирование театрально-игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание учебного материала Многоплановость задач обучения и воспитания в театрально-игровой деятельности. Принципы планирования. Содержание театрально-игровой деятельности в разновозрастных группах дошкольного образовательного учреждения. Особенности планирования театрально-игровой деятельности в разные временные отрезки. Планирование совместной творческой деятельности детей и взрослых. 2 Практическое занятие
Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» раздел образовательная область «Социализация» - театрализованные игры 2 Практическое занятие
Разработка проекта программы театральной студии для детей дошкольного возраста (работа в микрогруппах). 2 Самостоятельная работа обучающихся
Изготовить кукольный театр из подручного материала. 4 Раздел 3. Организация и методы руководства театрально-игровой деятельности. Тема 3.1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности. Содержание учебного материала Театрально-игровая деятельность как важнейшее средство интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Театрально-игровая деятельность как условие развития коммуникативных качеств личности (вербальных и невербальных видов общения). 2
Самостоятельная работа обучающихсяРазработка конспекта интегрированного занятия с элементами театрально-игровой деятельности. 2 Тема3.2. Методика организации театрально-игровой деятельности.
Содержание учебного материала Требования к созданию условий организации театрально-игровой деятельности детей. Принципы построения предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрально-игровую деятельность.
Содержание, формы, методы и приемы руководства театрально-игровой деятельностью в разновозрастных группах. Нетрадиционные пути взаимодействия с семьей. 2 Практическое занятие
Организация и проведение театрально-игровой деятельности в разновозрастных группах: разыгрывание стихов, песенок, потешек, минисценок, сказок, басен, все виды театра (по желанию студента). 2 Практическое занятие
Анализ педагогического руководства: содержание предварительной работы, тематика литературных произведений, характеристика приемов и методов руководства театрально-игровой деятельности. 2 Практическое занятие
моделирование предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрально-игровую деятельность. 2 Практическое занятие
Разработка постановочного плана работы над кукольным спектаклем. 2 Самостоятельная работа обучающихся
Разработать показатели уровня творчества в ходе постановки литературного произведения детьми и проанализировать творческие возможности детей в базовом дошкольном образовательном учреждении. 2 Раздел 4. Основы актерского мастерства. Особенности системы К.С. Станиславского как науки о сценическом творчестве. Комплексные упражнения на овладение элементами системы Станиславского. Значение роли воспитателя в организации театрально-игровой деятельности. 2 Практические занятия
Тренинг творческой психотехники.
Цель: развитие навыков рабочего самочувствия, развитие творческого восприятия, развитие творческих навыков физического самочувствия, развитие артистической смелости и элементов характерности. 2 Самостоятельная работа обучающихся
Моделирование упражнения или игры на развитие сценического воображения с использованием воображаемых предметов. 2 Практические занятия
Этюд как основное средство воспитания актера.
Упражнения на коллективную согласованность действий.
Упражнения на действия с воображаемым предметом.
Этюды – зарисовки на различные явления природы.
Наблюдения.
Имитация песен
2 Самостоятельная работа обучающихся
Написание сценария или инсценировки по литературному произведению(возраст детей по желанию студентов). 2 Практические занятия
Презентация сценария к спектаклю (возраст детей по желанию студентов) 2 Всего: 54 3. условия реализации программы дисциплины
Театрально-игровая деятельность
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарных и социально-экономических дисциплин: педагогики и психологии, актовый зал.
Оборудование учебного кабинета:
Рабочие места по количеству обучающихся;
Рабочее место преподавателя;
Доска;
Программное обеспечение профессионального назначения;
Учебно-методический комплекс по предмету;
Разные виды театров и необходимые декорации, ширма;
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Технические средства обучения: мультимедийная установка.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Антипина, А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии / А. Е. Антипина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников – М., Изд. центр «Академия», 2007.
Маханева М.Д., Рещикова С.В. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду – Великий Новгород, 2006.
Дополнительные источники:
Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. - СПб., 2006.
Урунтаева Т.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: практикум – М.: Изд. центр «Академия», 2005.
Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. М., 2005.
Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2007.
Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум детского психолога. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.
Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. - 2008. №3.
Интернет-ресурсы
http://www.doshped.ru/
http://www.arkty.ru/journal/index.html
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Doshkoln_ped_1.htm
http://festival.1september.ru
http://www.malyshok.by/
http://window.edu.ru/
http://vospitatel.resobr.ru
http://www.detskiysad.ruhttp://doshvozrast.ru/
http://www.moi-detsad.ru/Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять знания о театральном искусстве в разных видах педагогической деятельности;
изготавливать кукол, игрушки, атрибуты, подбирать костюмы, реквизит;
планировать, организовывать театрально-игровую деятельность;
моделировать интегрированные занятия с элементами театрально-игровой деятельности;
приобщать детей к театральной культуре;
создавать условия для развития творческой активности детей в театрально-игровой деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
основные виды театра;
театральную терминологию;
формы театрально-игровой деятельности;
принципы планирования и содержание театрально-игровой деятельности;
принципы построения предметно - развивающей среды;
методы и приемы руководства театрально-игровой деятельностью;
средства художественной выразительности.
Практическое занятие, составление конспектов театрализованных игр-занятий, просмотр и анализ творческой деятельности дошкольников.
Практическое занятие, изготовление атрибутов к театрализованным играм, разные виды театра;
Практическое занятие, моделирование и разыгрывание ситуаций, составление картотеки театрализованных игр.
Практическое занятие, составление конспектов театрализованных игр, занятий, создание презентации
Практическое занятие, моделирование и разыгрывание ситуаций.
Практические занятия, моделирование развивающей среды
Реферат, сообщение к уроку, конспект, тестирование
Понятийный словарь.
Практические занятия, моделирование и разыгрывание психолого-педагогических ситуаций
Практические занятия, анализ программ, составление конспектов театрально-игровой деятельности детей
Подбор литературы по курсу, моделирование развивающей среды
Проведение на практике диагностики и анализ ее результатов, моделирование и разыгрывание ситуаций, моделирование программы, разработка памятки
Подбор литературы по курсу, реферат, сообщение к уроку, конспект, тестирование, составление консультаций