Театрально-игровая деятельность Елабуга — родина сказок.


МБДОУ детский сад комбинированного вида №36 «Искорка» Елабужского муниципального района
«Детский сад № 36 «ИСКОРКА»`
«ЕЛАБУГА – РОДИНА СКАЗОК»
( о.д. в старшей группе)
Ситдикова Л.Ю
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1.Формировать любовь к родному краю через сказки, развивать интерес к прошлому, настоящему и будущему. Формировать умение в аппликации точно передавать формы задуманного.
2.Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, природе). Развивать речь, мышление, воображение, память. Способствовать проявлению творческой инициативе, воспитывать внимание. Расширить знания детей о Елабуге.
3.Воспитывать усидчивость и старательность, интерес к поэзии через художественное слово, любовь к родному городу.
МАТЕРИАЛ к занятиям:
Маски к сказке «ТРИ ЖЕЛУДЯ», набор фотографий с достопримечательностями г. Елабуга, колокольчики каждому ребенку.
Ход занятия:
Воспитатель:Добрый день!
Сегодня мы отправимся в путешествие на экскурсию к «Чертовому городищу». Мы будем говорить о легендах, сказках города Елабуга.
Воспитатель:«ЕЛАБУГА - загадочный наш край,
1000-летия храня секретов даль!»(Грамзапись «Лес»)
Воспитатель:В некотором царстве, в некотором государстве, жили-были в одной деревеньке добрые и трудолюбивые люди. Жили они - не тужили, ни с кем никогда не ругались и не воевали. Но вот однажды налетели на них разбойники и выжили всех из деревни. В страхе люди бежали, куда глаза глядят, боялись остановиться и где-то жить остаться.
Все им казалось, что разбойники на них нападут. Но вот однажды вышли на берег реки, понравилось им это место и решили они остаться там жить. Но чтобы не напали на них разбойники нежданно – негаданно, построили они крепость каменную с башнями и подземными ходами.
Далеко разнеслась молва о красоте и богатстве этого города. И докатилась она до жадного иноземного царя. И собрал он огромное войско, и разорил и сжег он славный город. Но всех людей он пожег и побил. Расчистили они пожарища и снова построили город, еще краше, лучше прежнего. Город рвом глубоким опоясали, заполнили его водой. Выстроили стену каменную еще крепче прежней и снова зажили в свое удовольствие и назвали этот город Алабугой.
Звучит музыка входит женщина в татарском национальном костюме – Алабуга.
Воспитатель:Ребята – это Алабуга из сказки к вам пришла.
Алабуга:Здравствуйте! Ребята, я слышала, что здесь рассказывают сказки, вот я и решила заглянуть к вам, да сказки послушать.
Дети в честь Алабуги рассказывают стихи.
1-й ребенок:
Какие слова милая Елабуга!
Сквозь 1000лет, как песня прорвалась.
Жар-птицей, семицветной радугой,
Чтоб нам, потомкам, здесь светлей жилось!
2-й ребенок:
Здесь Кама разливается, как море,
Неповторимой в мире красоты,
Стыдливо сосны прячут зори,
Здесь так легко рождаются стихи!
3-й ребенок:
Как все здесь радует наш взор,
Луга, леса и синева озер,
Хрустально падают ручьи со склонов гор,
И бьются серебром о луговой ковер.
4-й ребенок:
Всем нравится наш городок любимый,
Сквозь акварельно - нарисованный рассвет,
Как чудо, смотрится легко, неповторимо,
Пленительных соборов силуэт!
5-й ребенок:
Елабуга – загадочный наш город,
Какие дивные легенды есть о нем!
Стоит тысячу лет, а по - юношески молод.
Здесь строимся, учимся, работаем, живем.
Алабуга:
(под музыку)На высоком берегу Камы одиноко стоит древняя круглая башня «Чертово Городище». В народе рассказывается так: «сватался к поповской дочери черт. Поп и отказать не хотел, и выдать дочь за черта не собирался. Вот придумал поп: «Ты мне черт за одну ночь церковь постройка, а я уж за тебя дочь и выдам в награду».
Черт обрадовался, заложил стены метра полтора толщиной. Петухи пропели, черт сгинул, а недостроенная церковь осталась, как напоминание о любви черта к поповской дочери. С тех пор и стали звать это место – «Чертово городище».
Физкультминутка
Мы к зеленой поляне вышли,
Поднимая ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки,
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали
Сейчас сядем - отдохнем,
А потом гулять пойдем
Воспитатель:Ребята, а какие вы знаете сказки о городе Елабуга?
Дети:«Сказка о золотой рыбке – окуне Алабуге»,
«Как Кама с Волгой спорили»
«Три желудя»
Алабуга:Такой сказки я еще не слышала
Воспитатель:Ребята, а давайте ее покажем.
Дети инсценируют сказку «Три желудя»
Мы сегодня говорим о прошлом города, о том, что было очень давно.
Ребята, сейчас подумайте и расскажите сказку, которая может еще случиться в будущем. Может она случиться с вами.
«В обыкновенном доме, в обыкновенной квартире жил-был мальчик. Он был очень умным, добрым, отзывчивым, ходил в детсад «Искорка» и вот однажды….
(Дети предлагают свои рассказы)
Воспитатель: Молодцы, ребята.
Алабуга: Но не нужно забывать о людях, знаменитых людях, которые прославили наш город в своих стихах, картинах. И предлагает поиграть в игру.
Дидактическая игра: «Узнай и расскажи».
Воспитатель: Ребята, что это за журчанье, вот послушайте. Из горы под «Чертовым городищем» течет родник.
Психогимнастика с колокольчиками
В серебристом родничке,
Слышен голосочек.
Словно бьется в кулачке,
Маленький звоночек.
Дай звоночек родничок,
Поиграть немножко,
Разожми свой кулачок,
Покажи ладошку.
Дети раскрывают ладошки, берут колокольчики за ушко и звенят в течение 2 секунд. Затем кладут колокольчики на поднос.
Воспитатель:Ребята, этот родник считается живой водой, испив его воды, человек сразу выздоравливает.
Алабуга:Ребята, а я тоже принесла вам гостинца: витаминный сок, он тоже оздоравливает людей, делает бодрыми, умными.(преподносит детский сок)
Воспитатель:Мы тоже хотим сделать тебе подарок. Сейчас мы вернемся в детсад и каждый вырежет и приклеит «Чертово Городище». Чтоб наш город становился все сильнее и сильнее и чтобы враги на него никогда не нападали. )(Дети садятся за столы и выполняют работу) Кто к вам в гости приходил? Что было легко на занятии? Что было трудно? Что нового узнал?
Орган управления образования
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 36 «ИСКОРКА»
«В СТРАНЕ СВЕТОФОРИИ»
Ситдикова Л.Ю
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Сюжетные картинки по ПДД, светофор, указка, Незнайка – игровой персонаж.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Цветные круги, пластилин трех цветов: красного, желтого, зеленого, дощечки, салфеточки.
Цель:
Закрепить знания детей о работе светофора (красный и зеленый сигнал).
Познакомить с назначением желтого сигнала.
Закрепить знания правил перехода улицы.
Учить детей в процессе лепки использовать прием налепа.
Закреплять знания и умения в различении цветов: красного, желтого, зеленого.
Ход:
Ребята заходят в группу, становятся полукругом, здороваются с гостями.
Воспитатель:Ребята. Вы любите гулять – путешествовать?
Дети:Да
Воспитатель:Ребята, сегодня я вам предлагаю побывать в стране Светофории.
Дети: Подходят к стенду с иллюстрациями, рассматривают, обсуждают поведение детей на улице.
Выбегает Незнайка, подскоками оббегает группу, «наталкивается» на светофор.
Незнайка:
(удивленно)Эй, трехглазое существо: я бегу гулять, а ты стоишь тут на дороге и машешь руками.
Воспитатель:Какой ты невоспитанный мальчик Незнайка! Знаешь ли ты хотя бы что это такое?
Незнайка:Нет!
Воспитатель:Вот послушай загадку:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный
Горит и день и ночь
Зеленый, желтый, красный.
О чем говорится в загадке?
Дети:О светофоре
Воспитатель:Зажегся красный свет. Дети, как вы думаете, можно сейчас переходить улицу?
Дети:Нет
Воспитатель:А на какой сигнал светофора разрешается идти?(На зелёный)
Воспитатель:Да, можно идти на зеленый свет. Зажегся зеленый свет.
Воспитатель:Ребята, а если зажегся желтый свет, что надо делать?
Дети:Отвечают
Воспитатель:Правильно, желтый свет предупреждает водителей и пешеходов о том, что сигнал меняется, надо быть внимательными.
Желтый свет – предупреждение,
Жди сигнала для движения.
Воспитатель:Ну, как Незнайка, ты все понял?
Незнайка: Да, я теперь знаю, как надо переходить улицу. Спасибо вам ребята.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами в игру «Цветные автомобили». Незнайка, пойдем с нами играть.
(воспитатель раздает детям цветные кружочки трех цветов: красного, желтого и зеленого – это рули)
Воспитатель:Воспитатель в центре площадки, дети – по краям. Воспитатель поднимает флажок красного цвета. Дети, имеющие такого цвета кружочки, бегают в одном направлении, гудят, поворачивая кружочки как руль.
Когда флажок опускается, все возвращаются на край площадки.
Тоже самое сделать и с другими цветами. В конце игры можно поднять все три флажка.
Воспитатель:Незнайка, а мы ведь еще знаем песенку про светофор, которая называется «По улице».
Давайте-ка ребята, споем ее.
Песня «По улице»
Незнайка: Спасибо, ребята, за то, что вы так много мне рассказали о светофоре.
Теперь я буду знать, как надо переходить улицу. А теперь я хочу вам дать интересное задание из пластилина слепить светофорики (объясняет детям задание)
Дети:Выполняют лепку.
Незнайка: Вот молодцы!
Какие красивые светофорики у вас получились!
За это я вас угощу конфетами (раздает конфеты, прощается, уходит)
Воспитатель:Ну, вот и ушел Незнайка довольный.
Теперь он знает правила поведения на дорогах, и вы тоже знаете, правда, ребята?
И не будете допускать тех ошибок, которые мы видим здесь на картинках.
Вам понравилось наше путешествие в страну Светофория?
Воспитатель:Ну, вот и ушел Незнайка довольный.
Теперь он знает правила поведения на дорогах, и вы тоже знаете, правда, ребята?
И не будете допускать тех ошибок, которые мы видим здесь на картинках.
Вам понравилось наше путешествие в страну Светофория?
Дети:Отвечают
Воспитатель:Ну, молодцы!
А теперь пойдемте помоем руки с мылом, и попьем чай с конфетами.
Орган управления образования
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 36 «ИСКОРКА»
«ОТКУДА ПРИШЕЛ ХЛЕБ?»
(проект)
Ситдикова Л.Ю.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1. Продолжать расширять представление ребят о хлебе. Учить сажать злаковые культуры и ухаживать за ними. Учить исследовать и наблюдать. Продолжать знакомить детей о пользе и значении хлеба в жизни человека.
2.Развивать познавательную деятельность детей, желание узнать о хлебе больше, познакомиться с новыми людьми, выучить больше стихов о хлебе.
3.Воспитывать уважение к труду взрослого, бережное отношение к хлебу.
Цель:
1)Расширить представление ребят о хлебе, продолжать знакомить детей о пользе и значении хлеба в жизни человека.
2)Воспитывать уважение к труду взрослого, бережное отношение к хлебу.
3)Развивать познавательную деятельность детей.
Формы работы:
1)Организация выставки в книжном уголке «Хлеб - всему голова» (заинтересовать)
2)Познавательное занятие на тему: «Откуда пришел хлеб», с использованием исследовательско - творческой деятельности. Провести опыт (замачивание зерен злаковых культур).
3)Домашнее задание для детей и родителей – рисование на тему: «Откуда пришел хлеб».
4)Наблюдение за ростками злаковых культур.
5)Экскурсия на поле (используем сезонность). Наблюдение за озимыми, которые появляются в сентябре.
6)Исследовательская деятельность. Показать технологию превращение зерна в муку от древних до современных методов (камни и кофемолки).
7)Экскурсия в пищеблок. Ознакомление с процессом выпечки пирога (использование муки).
8)Тестопластика «Испечем мы каравай».
9)После сна чаепитие с пирогом (дегустация пирога).
10)Работа в природном уголке. Посадка повзрослевших зерен в грунт.
11)Вечернее время. Драматизация сказки «Колосок», «Колобок» (показ для других групп).
12)В течение недели разучивание пословиц, поговорок, стихов с использованием Т.С.О.
13)Дидактические игры о профессиях «Кому, что?» - специализированные машины.
14)Рассматривание иллюстраций о комбайнерах, о рабочих машинах, о людях, связанных с работой с хлебом, о поварах и т.д.
15)Экскурсия в магазин «Хлеб». Ознакомление с хлебобулочными изделиями.
16)Мини-музей «История хлеба» с приглашением ветеранов войны, труда и тыла. Рассказы о значении хлеба в годы В.О.В.
17)Рассказывание или чтение стихов, рассказов о В.О.В.
18)Дидактическая игра – схема «Вырос колосок».
19)Развлечение как итог: «Каравай, каравай, всех гостей к нам зазывай».
а) Оформление: выставка рисунков из домашнего задания «Откуда пришел хлеб».
б) Пляски, стихи, песни, пословицы, поговорки, сценки –и все это о хлебе.
в) Презентация своих национальных блюд.
г) В конце чаепитие с дегустацией этих блюд.
Орган управления образования
Муниципального дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 36 «ИСКОРКА»
«СКАЗКА «КОТ В САПОГАХ»
НА МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛАД»
Ситдикова Л.Ю.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
1.Продолжать обучать счету до 10. Учить находить и сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, добавлять и убирать от числа. Продолжать учить складывать предметы по убыванию и возрастанию. Также ориентированию на листе бумаги.
Продолжать учить последовательно называть дни недели и в обратной последовательности через 1 и 2 дня.
2.Развивать логическое умение, математические способности, воображение, умение быстро думать.
3.Воспитывать умение отвечать на вопросы, внимательно слушать воспитателя, быть активным на занятиях, аккуратно пользоваться раздаточным материалом.
ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ: Игрушка «Кот в сапогах», цветы с примерами, пеньки, Замок со ступеньками, часы, танграм, мяч, квадрат Воскобовича, палочки Кузенейра.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: Танграм на каждого, листы с цифрами - головоломками, часы из бумаги на каждого, цифры для каждого – карточки, квадраты Воскобовича, палочки Кузенейра.
Ход
Воспитатель:Ребята, к нам сегодня в гости пришел Кот в сапогах из своей сказки. Он хочет пригласить нас в сказку. Только у него есть одно условие: нам нужно справиться со всеми заданиями, которые он нам приготовил.
Сначала Кот в сапогах хочет услышать от вас, на чем можно отправиться в путешествие в сказку?
Дети:На машине, на корабле, на самолете, на воздушном шаре и т.д.
Воспитатель:Предлагает открыть конверты с танграмами и выложить на столе корабль-парусник. (Звучит музыка-шум прибоя).Воспитатель помогает детям. Затем предлагает выложить кота.
Воспитатель:Ребята, теперь возьмите большие листы и в верхнем ряду дорисуйте цифры. Сейчас внимательно посмотрите в окошечки и найдите во всех окошечках одну и ту же цифру и обведите ее (цифра 2)
Ребята, а теперь сложите все двойки, и мы узнаем, во сколько встретились король и маркиз де Карабас
Дети:6 часов
Воспитатель:Покажите на часах – это время
Теперь прошел еще 1 час.
Теперь – еще 2 часа.
Дети:Считают и отвечают
Воспитатель:1 Назовите 3 дня подряд, не называя дни недели, числа (сегодня, завтра, послезавтра)
2.Кот ушел в лес за зайцем во вторник, а вернулся в четверг. Через сколько дней вернулся Кот в сапогах? (через 2 дня)
3.Во второй раз Кот ушел вы лес за уткой в понедельник, а пришел через 3 дня. Когда пришел Кот? (в четверг)
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь,
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели – встали, сели – встали,
И на месте побежали.
Воспитатель:Ребята, вот мы и добрались до поляны.
Дети:Выходят на полянку.
Воспитатель:Раздает им по карточке с цифрами.
Объясняет правила – пока звучит музыка, вы гуляете, выключили музыку – «Цифры» становитесь в ряд по порядку. (2-3 раза) (песенка Поваренка)
Воспитатель:Предлагает детям сесть на пеньки-стулья. Перед нами поляна с цветами. На каждом цветке пример: вы должны дать правильный ответ. Это цветы волшебные, если мы не ответим, то мы можем уснуть.
Дети:Решают
Воспитатель:Теперь нужно решить задачи.
В садике гулял павлин,
Подошел еще один,
2 павлина за кустами.
Сколько их? Считайте сами. (4)
***
На большом диване в ряд,
Куклы Танины стоят.
2 матрешки, Буратино,
И веселый Чиполлино.
Помогите Танюшке
Сосчитайте игрушки. (4)
***
Вышла курочка гулять,
Забрала своих цыплят.
7 бежали впереди,
3 остались позади.
Беспокоится их мать,
И не может сосчитать.
Сосчитайте-ка ребята,
Сколько было всех цыплят? (10)
ПсихогимнастикаЖил да был веселый гном,
С круглыми ушами.
Он на сахарной горе
Спал под воротами.
Вдруг откуда ни возьмись,
Великан явился.
Слопать гору он хотел,
Только подавился.
Ну – а что ж веселый гном
Так и спит спокойным сном.
Воспитатель:Ребята, садитесь за столы.
Скажите, что больше всего любят кушать коты? (мышь). Возьмите квадрат Воскобовича и сложите его, чтобы получилась мышь. А что любят кушать дети? (конфеты)
Теперь сложите конверт и пошлем письмо Коту в сапогах, что мы уже подъезжаем.Вот мы и приехали. Откройте розовые конверты и выложите лестницу к замку снизу вверх, начните с широкой ступеньки. Вот мы поднялись на 3-ю ступеньку, какого она цвета? Потом еще на 2 ступеньки поднялись. На какой по счету ступеньке мы стоим? Какого она цвета? Затем мы спустились на одну. Какого она цвета?
Дети:Отвечают на вопросы.
Воспитатель:Вот мы с вами и прошли всю сказку от начал до конца. Кот в сапогах очень рад, что вы справились с заданиями. И в заключение он хочет вас о чем-то угостить.(отдаёт воспитателю угощение, прощается уходит). Кто к вам в гости приходил? (на каждый вопрос кидаю мяч ребёнку).
Понравилось путешествовать? (для всех)
Что тебе не понравилось?
Какое задание тебе понравилось?
Какое задание тебе не понравилось?
Какое задание у тебя вызвало затруднение?
Какое задание для тебя было легким?
Кто в путешествие из ребят был самым активным?
Кто из ребят отвечал правильно?
Кто из ребят был невнимательным?
В какую сказку вы хотели бы попасть? (для всех)