Статья на тему: Нетрадиционные подходы в работе учителя-логопеда в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС)


Нетрадиционные подходы в работе учителя-логопеда
в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС)
В условиях введения ФГОС деятельность учителя-логопеда школы практически не изменилась. Остались те же цели и задачи в коррекционно - логопедической работе: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи,  в освоении ими общеобразовательных программ, способствование развитию и саморазвитию личности, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Однако стандарт определяет новые требования к компетенции учителя-логопеда. Готовность к изменениям, способность к решению нестандартных ситуаций, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Так же логопедическая работа должна быть направлена на обеспечение коррекции не только речевых нарушений, но и их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Анализируя диагностику речевого развития можно сделать вывод, что характер, глубина, количество и структура дефектов речи изменились. Во– первых, если раньше был нарушен один звук, то сейчас, как правило, дети поступая в первый класс, имеют нарушение произношения не одной группы звуков. Во- вторых, усложнились дефекты в самой структуре речи. Нарушено не только произнесение звуков, но и фонетико-фонематическое различение звуков, грамматика, и связная речь. Нарушения письма носит в основном орфографический тип.
Помимо всего этого, дети с речевыми проблемами имеют психологические особенности: 
1) дефицит внимания;
2) низкий уровень развития самоконтроля;
3) низкий уровень познавательной активности;
4) быстрая утомляемость и, как следствие, низкая работоспособность;
5) особенности зрительно-пространственного восприятия;
6) низкий уровень мотивации к обучению.
Определяя содержание индивидуального логопедического занятия, учителю-логопеду необходимо подбирать речевой и практический материал с тем условием, чтобы сделать занятие не только интересным, но и максимально продуктивным, с высокой речевой активностью ребенка.
В связи с тем, что работа с ребёнком должна быть динамичной, эмоционально приятной, неутомительной, разнообразной. И это объективно подталкивает к поискам нетрадиционных игровых приёмов, методов, пособий и к созданию речевой среды. Ведь ребёнок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто «обстановкой», а источником детского развития. Важно заинтересовать ребёнка и удивить его так, чтобы ему самому захотелось участвовать в различных играх, выполнять упражнения, от которых речь его станет лучше.
Для достижения данной цели целесообразно использование нетрадиционных методов:
- Крупотерапия. Применение данной технологии позволяет в интересной, занимательной форме развивать не только мелкую моторику, но и лексико-грамматические категории. Обучающиеся с интересом работают с крупой путем выкладывания, перебирания, угадывания, рисования;
- Психогимнастика. Данный комплекс помогает настроиться и сконцентрировать внимание обучающихся на занятии, при этом формируется эмоционально положительное отношение к занятиям, происходит активизация познавательной деятельности;
- Инфомационно-коммуникативные технологии. Повышение интереса, самоконтроля при использовании данной технологии позволяют сочетать традиционные и современные средства и методы обучения. Используются электронные ресурсы в виде презентаций, развивающих игр, ребусов и т.д. находящихся в свободном доступе. Так же, использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность
- Логоритмика. Система музыкальных речевых игр.
- Мнемотехника. Приемы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти с использованием ассоциаций.
- Сказкотерапия. Метод для развития личности, развития творческих способностей, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.
- Упражнения для развития межполушарного взаимодействия. По простому – это рисование двумя руками одновременно. Правши и левши есть и в животном мире, и среди людей. Причем процент леворуких сравнительно небольшой. Правое полушарие часто бездействует. Обучая левое полушарие, мы обучаем только левое полушарие. Обучая правое полушарие, мы обучаем весь мозг!
Применение перечисленных технологий способствует речевому, интеллектуальному развитию обучающихся, повышению мотивации к обучению, что позволяет получать высокие результаты в коррекционно-логопедической работе.
Используемые источники:
http://mama.sochost.ru/show Нейропсихология. Упражнения для развития межполушарного взаимодействияМ. И. ЧИСТЯКОВА ПСИХОГИМНАСТИКА Под редакцией М. И. Буянова 2-е издание Москва «Просвещение» «Владос» 1995