Профессиональная ориентация обучающихся 5-8 классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СВЕТЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
457227 Челябинская область , с. Светлое, ул. Пушкина 25, Тел.(8 35169) 33-1-65
ИНН 744 300 4529, КПП 744 301 001
Рассмотрено:
руководитель МО
_________/_____________/
ФИО
Протокол №____
от «__»________2015г. Согласовано:
зам.директора по УР
МБОУ Светловская сош_________/Л.И.Есина/
от «__»________2015г. Утверждаю:
Директор МБОУ Светловская сош_________/Л.А.Коломыцева/
Приказ № ____
от «__»________2015г.
Кружковая работа по теме:
Профессиональная ориентация
обучающихся 5-8 классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Разработала: Николаева Т.А.
2015
Пояснительная записка.
Методические рекомендации по профессиональной ориентации обучающихся 5-8-х классов предназначены для ответственных за профориентационную работу в общеобразовательных учреждениях, классных руководителей, педагогов-психологов; направлены на оказание помощи в целенаправленной и планомерной организации профориентационной работы в 5-8 классах согласно требованиям ФГОС основного общего образования.
Подростковый возраст можно считать сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее. Важной стороной временной перспективы на будущее у подростков являются мотивы выбора будущей профессии, профессионального самоопределения, так как происходит дифференциация интересов. В это время закладываются и развиваются ценностные ориентации, возникают ведущие потребности, формируются нравственные представления и социальные установки.
В подростковом возрасте чрезвычайно значимым моментом личностного развития является процесс профессионального самоопределения. Оно является важнейшей составляющей личностного самоопределения, то очевидно, сколь неблагоприятно это может сказаться на всем ходе становления личности.
Таким образом, учащимся необходима специально организованная психологическая и педагогическая помощь в профессиональном самоопределении. Поэтому созданная программа, направленная на активизацию процесса профессионального самоопределения учащихся является весьма актуальной и своевременной.
Отличительной чертой Программы является комплексный подход к профориентационной работе с подростками, который выражается в сочетании психодиагностической работы, групповых и индивидуальных занятий, экскурсий и встреч со специалистами.
Программа предусматривает совместное проведение профориентационной работы психологом и социальным педагогом для более эффективного воздействия на учащихся. Реализация данной программы предполагает формирование у учащихся 5-8 классов видения перспективы своего будущего профессионального пути. По окончании занятий дети должны уметь оценивать уровень сформированности личного профессионального плана, реально оценивать свои возможности, способности, интересы; составлять план своего профессионального развития; презентовать свои личные и профессиональные качества.
Цель программы:
Активизация процесса профессионального самоопределения учащихся 5-8 классов, развитие у них способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи:
1.формирование информационной основы выбора профессии (понятие о типологии, стратегии выбора, знания о мире профессионального труда);
2.формирование первичных системных представлений о самом себе, своих свойствах и качествах, т.е. установки на самопознание и самооценку;
3.формирование положительного отношения к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
4.ознакомление со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
5.формирование перспективы профессиональной деятельности;
6.ознакомление с учебными заведениями, правилами поступления, оказание помощи при выборе конкретного института, техникума, училища.
Методы и формы работы:
групповая работа, индивидуальные консультации, методы «репетиции поведения», дискуссии, мозговые штурмы, беседы, ролевые и деловые игры, элементы психогимнастики, встречи со специалистами, экскурсии и т.д. Для создания неформальной атмосферы используется такая форма работы, как чаепитие. За чашкой чая можно рассказать о своей жизни, о тех событиях и переживаниях, которые случились с каждым. Такое начало встречи помогает настроиться друг на друга и на доброжелательную волну, а если чаепитие проводить в конце, то это позволяет отреагировать недосказанное на занятии. В занятия включаются различные диагностические процедуры, которые помогают подросткам в самопознании.
Программа ориентирована на учащихся 5-8 классов; реализовывается в течении всего учебного года. Регулярность занятий 4 раза в неделю. Общее количество часов 126.
Учебно-тематический план 5 класс
Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час 1 раз 1 час 34 часа
Наименование разделов тем Общее количество учебных часов
Вводное занятие"Что такое профориентация?"
Знакомьтесь: «Профессия»
В огромном мире профессий
Выбираем правильно
Типичные ошибки
Самые востребованные профессии на рынке труда
Карта интересов
Профигра "Самая самая"
Требования к памяти и вниманию
Темперамент и профессия
Тестирование по методике «Айзенка»
Анализируем профессии
Упражнение "Советчик"
Тест"Мое здоровье"
Формула моей профессии
Мои права и обязанности
Вечер встречи
Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
Индивидуальные консультации
1
1
2
2
1
1
4
1
2
1
2
2
1
1
2
2
1
1
6
Содержание занятий
1. Вводное занятие"Что такое профориентация?"
Учащиеся получают сведения о профориентации, для чего проводятся эти занятия и какой результат получат учащиеся о знаниях полученных на занятиях.
2. Знакомьтесь: «Профессия»
Формирование интереса к проблеме выбора профессии; формирование у воспитанников общественно-значимых мотивов выбора профессии; ознакомление с понятиями «профессия» и «специальность».
Содержание:
1. Беседа «Что такое профессия?». В процессе беседы необходимо обсудить основные признаки профессии.
2. Упражнение «Отгадай профессию». Один из участников средствами пантомимы изображает человека какой-либо профессии. Отгадавший профессию становится водящим.
3.. Тема для обсуждения: «Нужна ли человеку профессия?»
Многие люди работают не по своей профессии, а некоторые не имеют никакой профессии, однако живут достаточно хорошо. Так нужна ли человеку профессия?
Важно подчеркнуть, что труд является неотъемлемой потребностью человека, в труде формируются и психика человека, и его нравственные представления. Можно привести слова древнегреческого врача Гиппократа: «Праздность и ничегонеделание влекут за собой порочность, напротив того, устремление к чему-либо приносит с собой бодрость, вечно направленную к укреплению жизни».
4. Упражнение «Профессия — специальность».
Участникам объясняется, как соотносятся понятия «профессия»и «специальность»: профессия — группа родственных специальностей (например, профессия — учитель, специальность — учитель физкультуры; профессия — юрист, специальность — следователь и т.п.).
Профессия (от лат. professio. – объявляю своим делом), род трудовой деятельности человека, занятий, требующий определенной подготовки и служащий источником существования.
Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».
Специальность (лат. specialis – особенный) – это комплекс приобретенных путем специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности в рамках той или иной профессии.
Инструкция: «Сейчас будут называться профессии, а вам нужно будет по очереди называть соответствующие специальности». Если кто-то из игроков называет сомнительные специальности или откровенно ошибается, ему можно задавать уточняющие вопросы. Допускаются небольшие обсуждения и дискуссии. Можно несколько усложнить игровую процедуру, предложив участникам называть специальности не по очереди, а по «принципу пинг-понга» (только что назвавший специальность игрок сам определяет, кто должен назвать следующую специальность, и т.д.). Такое усложнение хотя и вносит в игру некоторый сумбур, но заставляет многих находиться в творческом напряжении.
3. В огромном мире профессий
расширение знаний о мире профессий; познакомить детей с классификацией профессий по предмету труда, научить определять, какая профессиональная сфера привлекает их или не привлекает.
Содержание:
1. Упражнение «Профессия — атрибут» (выполняется по кругу). Один участник называет профессию, а следующие за ним участники — ее атрибуты, последующий участник опять называет профессию и т.д. Например: повар — кастрюля, поварешка, фартук; милиционер — фуражка, свисток, погоны и т.д.
2. Выполнение практической работы: составить словарь профессий — в алфавитном порядке перечислить все профессии, которые дети знают из жизни. Можно предложить соревнование: кто больше за определенный промежуток времени вспомнит профессии, название которых начинается на букву «П».
2. Беседа о многообразии мира профессионального труда, его классификации по предмету труда.
3. Упражнение «Консультант». Участники делятся на пары. По результатам тестирования детям предлагается подобрать друг другу профессии, подходящие под полученный код.
4. Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного на занятии я узнал(а) для себя?»
4.Выбираем правильно
формирование чувства ответственности за свой жизненный выбор; знакомство с понятиями: «интересы», «склонности»; выявление ведущих профессиональных интересов и склонностей учащихся.
Содержание:
1. Тема для обсуждения: «По каким критериям нужно выбирать профессию? Что нужно знать, чтобы сделать правильный выбор будущей профессии?»
Критерии хорошего выбора профессии: профессия нужна обществу, может приносить радость и удовлетворение, может быть доступной и посильной. Выбор профессии правилен, когда работа доставляет человеку удовлетворение, соответствует его способностям, психическим особенностям, состоянию здоровья, интересам. Если же какое-то из этих слагаемых не учитывается, то выбор профессии нельзя признать удачным. Рассмотреть критерий материального вознаграждения (помимо прочего, работа должна обеспечивать определенный жизненный уровень). В обществе, на рынке труда есть огромный спрос на специалистов (людей, обладающих навыками работы, соответствующими личностными качествами, имеющими опыт работы). Эти люди и получают хорошую заработную плату. Значит, необходимо стать специалистом – выработать в себе качества и навыки, необходимые для работы в той сфере, которая наиболее подходит твоим интересам и способностям. Это обеспечит развитие способностей, с одной стороны, и возможность выгодно «продавать» их на рынке труда, с другой стороны. Таким образом, материальное благополучие – это результат активности человека
2.Выполнение практической работы. Участники делятся на пять групп. Дается задание – написать, какими качествами должен обладать человек, имеющий профессию типа: «Человек — человек», «Человек — знак», «Человек — природа», «Человек — техника», «Человек — художественный образ». Каждая группа работает над одним типом. Желательно на карточках дать перечень свойств личности, чтобы воспитанникам было легче определить, какие свойства личности входят в ансамбль качеств, составляющий способности к определенному типу профессий.
3. Тестирование по методикам «Карта интересов», «КОС»; интерпретация и совместное обсуждение результатов. Соотнесение результатов тестирования с типом профессии «Человек — человек».
4. Упражнение «Волшебная рука». На листе обвести свою руку. На пальцах написать свои хорошие качества, а на ладони — то, что хотелось бы изменить.
5. Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного на занятии я узнал(а) для себя?»
5. Типичные ошибки
Учить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии.
Содержание:
1. Упражнение «Хорошо — плохо». Участники делятся на две группы. Детьми выбирается какая – либо конкретная профессия. Задание: одна команда должна найти как можно больше «минусов», а другая — как можно больше «плюсов» в работе профессионала (специфические особенности, условия, характер труда).
2. Тема для обсуждения: «Ошибки, сопутствующие выбору профессии».
Чтобы работа была успешной и приносила удовлетворение, надо избегать причин, приводящих к неправильному выбору профессии.
Ошибки:
увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;
выбор профессии из соображения престижности (популярности)в обществе;
только на основании высокой оплаты груда;
под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
отождествление учебного предмета с профессией; перенос позитивного отношения к человеку представителю той или иной профессии, на саму профессию;
выбор профессии «за компанию» с друзьями;
неумение (без учета индивидуальных способностей) разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
3. Упражнение «Ассоциации»
Один участник выходит за дверь, остальные загадывают какую-либо профессию. Водящий входит и пытается угадать загаданную профессию, задавая вопросы на ассоциации. Перед началом игры психолог объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны:
- какого цвета эта профессия?
- какой вкус у этой профессии?
- какой запах у этой профессии?
- на какую погоду похожа эта профессия и т.д.
При этом водящий задает оговоренное заранее число вопросов по кругу; после чего должен назвать загаданную профессию.
4. Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
6. Самые востребованные профессии на рынке труда
Классификация востребованных профессий. Анализ самых популярных профессий на рынке труда.
7. Карта интересов
Выявление у учащихся интересов связанных с будущей профессией
8.Профигра "Самая самая"
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
9. Требования к памяти и вниманию
Изучение кратковременной образной памяти. Классификация основных свойств внимания, влияющих на выбор профессии.
10. Темперамент и профессия
Познакомить детей с понятием «темперамент», его типами и свойствами; раскрыть особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности.
Содержание:
1. Беседа о темпераменте, его типах и свойствах. В качестве наглядной опоры используется иллюстрация Бидструпа.
2. Выполнение практической работы. Воспитанникам предлагается определить тип темперамента каждого из приведенных ниже персонажей:
Снежная королева – сангвиник Д Артаньян – холерик
Винни – Пух – холерик Пётр 1 – холерик
Обломов – меланхолик Маяковский В. – холерик
Пьер Безухов – флегматик Шрек – сангвиник
Татьяна Ларина – флегматик Остап Бендер – холерик
Незнайка – холерик Ослик Иа – меланхолик
Буратино – холерик Ольга Ларина – сангвиник
Наполеон – холерик Пьеро – меланхолик
Принцесса Несмеяна – флегматик
Пушкин –холерик Гоголь, Чайковский – меланхолики. 11. Тестирование по методике «Айзенка»
Тестирование по методике «Айзенка», интерпретация и обсуждение результатов.
12. Анализируем профессии
формировать представление воспитанников об основных психологических признаках профессиональной деятельности как обобщенных качествах, характеризующих виды профессионального труда, выработать умение анализировать профессиональную деятельность на основе указанных признаков.
Содержание:
1.Беседа «Анализ профессий». Знакомство с психологическими характеристиками трудовой деятельности: предмет, цель, средства труда, проблемность трудовых ситуаций, коллективность трудового процесса, самостоятельность и ответственность в труде, характер трудовых контактов, условия труда.
2. Выполнение практической работы. Детям предлагается написать формулы известных им из жизни профессий без профессиограмм, например таких: медсестра, библиотекарь, продавец и др. После сравнения всех формул одной и той же профессии, написанных разными детьми, может оказаться, что они во многом расходятся или даже совсем разные. Такое вполне возможно. Разные формулы отражают различное видение профессии. Исправить ошибочное мнение о профессии поможет изучение профессиограммы или беседа с квалифицированным специалистом.
3. Беседа с приглашенным специалистом, составление истинной формулы его профессии.
4.Экскурсии на предприятия города с последующим анализом профессий и составлением формул.
13. Упражнение "Советчик"
Целью методики является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций.
14. Тест"Мое здоровье"
Методика помогает выявить медицинские противопоказания для той или иной профессии.
15. Формула моей профессии
формирование более четкого и целостного образа желаемой профессии.
Содержание:
1. Упражнение «Один день из жизни».
Ведущий определяет вместе с детьми, какуюпрофессию интересно было бы рассмотреть. Инструкция: «Сейчас мы совместными усилиями постараемся составить рассказ о типичном трудовом дне работника. Это будет рассказ только из существительных. К примеру, рассказ о трудовом дне учителя мог бы быть таким: «Звонок – завтрак – звонок – урок — двоечники – вопрос – ответ – тройка – учительская – директор – скандал – урок – отличники — звонок – дом — постель». В этой игре мы посмотрим, насколько хорошо мы представляем себе выбранную профессию. Важное условие: прежде чем назвать новое существительное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда наш рассказ будет восприниматься как целостное произведение. Чтобы лучше запоминать названные существительные, советую внимательно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком». Ведущий может назвать первое слово, а остальные игроки по очереди называют свои существительные, обязательно повторяя все, что называлось до них. При подведении итогов игры можно спросить у участников, получился ли целостный рассказ или нет? Не испортил ли кто-то общий рассказ своим неудачным существительным? Если рассказ получился путаным и сумбурным, то можно попросить кого-то из игроков своими словами рассказать, о чем был составленный рассказ, что там происходило (и происходило ли). Можно также обсудить, насколько правдиво и типично был представлен трудовой день рассматриваемого профессионала.
2. Выполнение практической работы. Детям предлагается написать формулу «своей» профессии, исходя не из анализа конкретной профессии, а из того, какие из психологических признаков труда подростку больше всего импонируют. Какой в результате получается набор признаков? Может ли он отражать какую-либо конкретную профессию?
Соотнесение составленной формулы («исходя из себя») с формулой конкретной, уже выбранной профессии.
3. Упражнение «Угадай профессию». Дети разбиваются на команды, каждая из которых называет совокупность основных признаков трудовой деятельности, которую она загадала. Остальные команды, анализируя их, угадывают профессию. Затем команды меняются ролями.
16. Мои права и обязанности
Ознакомление с правами и обязанностями выпускников детского дома при поступлении в учебное заведение, устройстве на работу; формирование представления о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу; обучение знаниям, умениям и навыкам самопрезентации.
Содержание:
1.Тема для обсуждения: «Поиск работы».
Вы приобрели профессию. Как найти хорошую работу? Когда нужно начинать поиск работы? С чего начинать поиск? что делать, если вы нашли несколько фирм, готовых принять вас на работу?
2. Беседа со специалистами отдела кадров, службы занятости.
3. Сюжетно-ролевая игра «Примите меня на работу».
Участники делятся на три группы:
Комиссия по приему на работу.
Желающие устроиться на работу.
Наблюдатели, которые следят за процессом игры.
Имеющаяся вакансия – любая профессия, интересная участникам или выбранная ими. Участники должны разыграть мини-сценки собеседования.
Примерные вопросы комиссии:
- Почему вы хотите работать на этом месте?
- Расскажите немного о себе.
- Почему именно вас мы должны взять? И др.
Комиссия должна выбрать из претендентов одного и объяснить причину. Наблюдатели должны следить за ходом игры и отметить следующие моменты:
- По каким критериям выбирает претендента приемная комиссия?
- Объективна ли была приемная комиссия?
- У кого было меньше шансов устроиться на работу и почему?
- Удачные и неудачные ответы претендента на вопросы комиссии.
3. Беседа социального педагога «Права и обязанности учащихся».
17. Вечер встречи
Развитие профессиональных интересов, ориентирование детей на возможность профессионального роста.
Содержание:
1. Тема для обсуждения: «Пути профессионального роста».
2. Упражнение «Вечер встречи». Для настройки на это упражнение можно использовать медитативные техники. Участникам дается задание — представить себя в тридцать лет. Поговорить друг с другом, как на вечере встреч, о том, какими были в тринадцать лет, какими стали в тридцать, кем и где работают, о своей семье.
3. Упражнение «Чемодан в дорогу».
Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» — соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый из нас будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать – какие качества, пожелания мы ему соберем. Выбирать качества и пожелания будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов. Кто хочет выйти первым…»
4.Чаепитие. Обмен впечатлениями о сегодняшнем дне и о занятиях в целом.
18. Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
Учащиеся в группах сообщают друг другу, что они узнали о себе нового и к какому типу профессии склоняются в дальнейшем будущем.
19. Индивидуальные консультации
Определение профессиональных намерений, соответствие их индивидуальным способностям и возможностям подростка; выбор конкретных способов реализации своего намерения; формирование четкого представления о возможных результатах своего выбора.
Учебно-тематический план 6 класс
Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час 1 раз 1 час 34 часа
Наименование разделов тем Общее количество учебных часов
"Хочу-могу-надо"
Самооценка
Кем быть? Каким быть?
Типичные ошибки при выборе профессии
Самые востребованные профессии на рынке труда
Профигра "Дорога в страну профессий"
Методика Д.Кейрси для оценки типа темперамента
Диагностика образной памяти
Определение профессионального типа личности
Трудовые традиции семьи, трудовые подвиги старших поколений, влияющие на выбор профессии
Формирование позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам
Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве
Упражнение "Советчик"
Осознание нравственных основ образования
Профигра "Человек профессия"
Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ
Тест "Коммуникативные и организаторские склонности"
Тест "Наблюдатель"
Профигра" Крокодил"
Профигра "Остров"
Тест интеллектуального потенциала
Развитие компетентности

Социальные проблемы труда
Построение профессионального плана
Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
Индивидуальные консультации
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
1
Содержание занятий
1."Хочу-могу-надо"
формировать положительное отношение к осознанному, профессиональному выбору, к профессиональному росту;
Постановка целей в профессиональной деятельности. Игра «Волшебный магазин», Дифференциально диагностический опросник (ДДО; Е.А.Климов)2. Самооценка
Методика позволяет оценить свои личные качества.
3. Кем быть? Каким быть?
Занятие в игровой форме
4.Типичные ошибки при выборе профессии
Учить подростков избегать ошибок, сопутствующих выбору профессии.
Содержание:
1. Упражнение «Хорошо — плохо». Участники делятся на две группы. Детьми выбирается какая – либо конкретная профессия. Задание: одна команда должна найти как можно больше «минусов», а другая — как можно больше «плюсов» в работе профессионала (специфические особенности, условия, характер труда).
2. Тема для обсуждения: «Ошибки, сопутствующие выбору профессии».
Чтобы работа была успешной и приносила удовлетворение, надо избегать причин, приводящих к неправильному выбору профессии.
Ошибки:
увлечение только внешней стороной профессии без учета ее «минусов»;
выбор профессии из соображения престижности (популярности)в обществе;
только на основании высокой оплаты груда;
под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний;
отождествление учебного предмета с профессией; перенос позитивного отношения к человеку представителю той или иной профессии, на саму профессию;
выбор профессии «за компанию» с друзьями;
неумение (без учета индивидуальных способностей) разобраться в своих личных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.);
незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии;
3. Упражнение «Ассоциации»
Один участник выходит за дверь, остальные загадывают какую-либо профессию. Водящий входит и пытается угадать загаданную профессию, задавая вопросы на ассоциации. Перед началом игры психолог объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны:
- какого цвета эта профессия?
- какой вкус у этой профессии?
- какой запах у этой профессии?
- на какую погоду похожа эта профессия и т.д.
При этом водящий задает оговоренное заранее число вопросов по кругу; после чего должен назвать загаданную профессию.
4. Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
5. Самые востребованные профессии на рынке труда
Классификация востребованных профессий. Анализ самых популярных профессий на рынке труда.
6. Профигра "Дорога в страну профессий"
-активизировать личное участие в формировании своего будущего;
- пробуждать интерес к знакомству с различными видами деятельности;
- создавать условия для повышения готовности подростков к социально-
профессиональному определению;
7. Методика Д.Кейрси для оценки типа темперамента
Методика предназначена для выявления типа темперамента- одной из наиболее устойчивых личностных характеристик.
8. Диагностика образной памяти
Изучение кратковременной образной памяти. Классификация основных свойств внимания, влияющих на выбор профессии.
9. Определение профессионального типа личности
Тест Д.Холланда для определения типа личности
10. Трудовые традиции семьи, трудовые подвиги старших поколений, влияющие на выбор профессии
Знакомство с профессиональной деятельностью и жизненным путём своих родителей и прародителей
11. Формирование позитивного отношения к учебной и учебно-трудовой деятельности, общественно полезным делам
Участие в различных видах общественно полезной деятельности: оформление, озеленение класса; генеральные уборки; участие и проведение акций
12. Понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве
Участие в организации школьных мероприятий, проведение внеурочных мероприятий для младших школьников
13.Упражнение "Советчик"
Целью методики является получение обобщенных представлений о профессиональном будущем каждого из участников на основании групповых рекомендаций.
14. Осознание нравственных основ образования
Участие в подготовке и проведении школьных учебно-практических конференций Знакомство со спецификой работы промышленных и сельхоз. предприятий, научных организаций, учреждений культуры.
Знакомство профессиональным становлением известных людей.
15. Профигра "Человек профессия"
Цель игры - на ассоциативном,образном уровне научиться соотносить человека с профессиями, повысить готовность школьника различать профессиональные стереотипы.
16. Осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ
Участие и проведение внеурочных мероприятий, трудовых акций
17. Тест "Коммуникативные и организаторские склонности"
Определить выраженность коммуникативных и организаторских способностей
18. Тест "Наблюдатель"
Данный тест покажет то, насколько вы наблюдательны
19 Профигра" Крокодил"
Актуализация имеющихся представлений о профессиях, создание обобщенных образов представителей различных профессий, стимуляция групповой сплоченности.
20.Профигра "Остров"
Знакомство с потребностью народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости. Игра позволяет лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества, а также свою гражданскую, нравственную готовность к тем или иным профессиям.
21. Тест интеллектуального потенциала
Тест на выявление интеллектуального потенциала у учащихся
22. Развитие компетентности в общении
Компетентность в общении: общие понятия, психологические
закономерности, структурный анализ общения. Способы эффективного общения.
Вербальный и невербальный язык общения. Особенности приема и передачи
информации. Техники активного слушания.
23. Социальные проблемы труда
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе (спрос и предложения).
Престиж и спрос на профессии.
24. Построение профессионального плана
Способы принятия решения. Типичные ошибки школьников при выборе
профессии. Условия планирования профессионального будущего.
Самонаблюдение. Сбор и оценка информации. Принятие и планирование
достижения цели. Психологическая готовность к смене профессии.
25. Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
Учащиеся в группах сообщают друг другу, что они узнали о себе нового и к какому типу профессии склоняются в дальнейшем будущем.
26. Индивидуальные консультации
Определение профессиональных намерений, соответствие их индивидуальным способностям и возможностям подростка; выбор конкретных способов реализации своего намерения; формирование четкого представления о возможных результатах своего выбора.
Учебно-тематический план 7 класс
Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час 1 раз 1 час 34 часа
Наименование разделов тем Общее количество учебных часов
Занятие " Коллаж"
Методика Д. Кейрси для оценки типа темперамента
Методика "Тип личности"
Определение общей эмоциональной направленности личности "Что я предпочитаю переживать"
Самооценка развития волевых качеств
Определение уровня притязаний
Активизирующий опросник "За и против"
Задания на диагностику общих способностей
Карта интересов
Определение самооценки
Упражнение Поступь профессионала
Профигра "Самая самая"
Игра "Ловушки - капканчики"
Упражнение "А вот и я"
Профигра "Совы жаворонки"
Рефлексия
Профигра "Пришельцы"
Профигра "Три судьбы"
Профигра "Остров"
Исследование интернет возможностей
Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. КабардовойИтоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
Индивидуальные консультации
2
2
1
1
1
1
5
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
Содержание занятий
1. Занятие " Коллаж"
Повышение уровня ориентации в мире профессионального труда, осознание особенностей профессий. Включение в совместную деятельность, стимуляция групповой сплоченности, развитие навыков конструктивного взаимодействия в малой группе, активизация творческого потенциала. Закрепление знаний учащихся о типах профессий по классификации Е.А.Климова.
2. Методика Д. Кейрси для оценки типа темперамента
Методика предназначена для выявления типа темперамента- одной из наиболее устойчивых личностных характеристик.
3. Методика "Тип личности"
Методика позврляет определить к какому типу личности относится каждый учащийся.
4. Определение общей эмоциональной направленности личности "Что я предпочитаю переживать"
Методика помогает оценить степень влияния утверждений теста на хорошее настроение.
5.Самооценка развития волевых качеств
Методика помогает оценить степень проявления волевых качеств.
6.Определение уровня притязаний
Методика помогает выявить какой уровень притязания у каждого из учащихся.
7.Активизирующий опросник "За и против"
Методика включает в себя 3 опросника: для выявления предпочтительных групп профессий, для выявления наиболее развитых групп качеств, для выявления предпочтительных профессиональных ценностей.
8.Задания на диагностику общих способностей
Выполнение различных заданий на диагностику общих способностей
9.Карта интересов(по Карпиловской)
Для определения профессиональных интересов
10.Определение самооценки
Методика позволяет оценить свои личные качества.
11.Упражнение Поступь профессионала
Смысл упражнения - в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов.
12.Профигра "Самая самая"
Методика служит повышению уровня ориентации в мире профессионального труда и лучшему осознанию особенностей профессий, связанных с престижностью.
13.Игра "Ловушки - капканчики"
Целью игры является повышение уровня осознания возможных препятствий на пути к профессиональным целям и представления о путях преодоления этих препятствий.
14.Упражнение "А вот и я"
Упражнение в шутливой форме позволяет смоделировать некоторые элементы собеседования при приеме на работу или поступлении в учебное заведение.
15.Профигра "Совы жаворонки"
участвуя в данном упражнении, учащиеся знакомятся с понятием режим труда, вырабатывают конкретные представления об условиях работы, требования, которые предъявляет профессия перед человеком.
16.Рефлексия
Основой для обсуждения являются вопросы типа: «Что нового вы узнали сегодня?», «Что узнали о себе?», «Что больше всего запомнилось?», «Что было самым трудным?», «Что больше всего понравилось?»Цель: развитие навыков рефлексии, получение обратной связи от участников группы.17.Профигра "Пришельцы"
Цель игры помочь подросткам в осознании труда как человеческой и общественной ценности.
18.Профигра "Три судьбы"
Цель игры помочь учащимся разобраться в основных смыслах трудовой жизни применительно к различным стереотипам людей (труженика, лентяя, бездарности и др.)
19.Профигра "Остров"
Цель игры - знакомство с потребностью народного хозяйства в кадрах, с проблемой непрестижных профессий и осознание учащимися своей гражданской зрелости. Игра позволяет лучше осознать роль тех или иных профессий в жизни общества, а также свою гражданскую, нравственную готовность к тем или иным профессиям.
20.Исследование интернет возможностей
Формирование опыта самостоятельного поиска необходимой для поступления, профессионального обучения информации. Знакомство обучающихся с проверенными сайтами, на которых можно обнаружить всю необходимую информацию.
21.Опросник для определения профессиональной готовности Л.Н. Кабардовой
По результатам ответов испытуемого делается вывод о том, к какой сфере профессиональной деятельности он склонен.
22. Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
Учащиеся в группах сообщают друг другу, что они узнали о себе нового и к какому типу профессии склоняются в дальнейшем будущем.
23. Индивидуальные консультации
Определение профессиональных намерений, соответствие их индивидуальным способностям и возможностям подростка; выбор конкретных способов реализации своего намерения; формирование четкого представления о возможных результатах своего выбора.
Учебно-тематический план 8 класс
Продолжительность занятий Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год
1 час 1 раз 1 час 34 часа
Наименование разделов тем Общее количество учебных часов
Самооценка, самопрезентация, уровень притязаний
Эмоции в профессиональной деятельности
Мотивы и потребности
Ваш творческий потенциал и карьера
Интеллектуальные способности в выборе профессий
Профессиональная карьера и здоровье
Самые востребованные профессии на рынке труда
Новые профессии и профессии исчезающие.Мониторинг рынка труда в России.
Выбор профиля обучения
Выбираем место учебы. Образовательные учреждения области
Портрет успешного профессионала
КВН "Профессионалы"
Как подготовиться к собеседованию с работодателем
Как провести эффективное собеседование?
Деловая игра" Открытие фирмы"
Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
Индивидуальные консультации
1
1
1
2
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
10
1
7
Содержание занятий
1.Самооценка, самопрезентация, уровень притязаний
Методика позволяет оценить свои личностные качества
2.Эмоции в профессиональной деятельности
Методика помогает выявить степень агрессивности у каждого из учащихся
3.Мотивы и потребности
Методика помогает определить выраженность мотивации к избеганию неудач
4.Ваш творческий потенциал и карьера
Выполнение теста на диагностику творческого потенциала и креативности5.Интеллектуальные способности в выборе профессий
Выполнение теста интеллектуального потенциала (П.Ржичан)
6.Профессиональная карьера и здоровье
Выявление медицинских противопоказаний к определенной профессии
7.Самые востребованные профессии на рынке труда
Классификация востребованных профессий. Анализ самых популярных профессий на рынке труда.
8.Новые профессии и профессии исчезающие.Мониторинг рынка труда в России.
Факторы влияющие на выбор профессии. Требования работодателей к молодым специалистам
9.Выбор профиля обучения
Построение матрицы выбора профилей
10.Выбираем место учебы. Образовательные учреждения области
Способы поиска учебных заведений области и РФ. Классификация.
11.Портрет успешного профессионала
Биографии знаменитых людей»
Знакомимся с биографическими справками людей, уже достигших успеха, популярности, богатства. Что помогло им достичь таких высот? Составление портрета успешного профессионала
12.КВН "Профессионалы"
«Создай символ профессии из подручных средств». Конкурс «Разминка-юморинка». Конкурс «Найди профессию». «Защита профессии»
13.Как подготовиться к собеседованию с работодателем
Что не рекомендуется делать при поступлении на работу, чем может быть недоволен работодатель. Правила подготовки к собеседованию. Ролевая игра "Работодатель и потенциальный работник"
14.Как провести эффективное собеседование?
Принципы поведения на собеседовании
15.Деловая игра" Открытие фирмы"
Проведение деловой игры с учащимися, интересующимися современными профессиями с экономической направленностью
16. Итоговая групповая рефлексия «Что нового, полезного я узнал(а) для себя?»
Учащиеся в группах сообщают друг другу, что они узнали о себе нового и к какому типу профессии склоняются в дальнейшем будущем.
17. Индивидуальные консультации
Определение профессиональных намерений, соответствие их индивидуальным способностям и возможностям подростка; выбор конкретных способов реализации своего намерения; формирование четкого представления о возможных результатах своего выбора.
Список использованной литературыАктивные методы ведения профориентационной работы.- Магнитогорск:МаГУ 2005.с.98.
Григорьев Д. Воспитательные результаты и эффекты внеучебной деятельности / Д.Григорьев, П.Степанов //Журнал заместителя директора по воспитательной работе. - 2009. - №8. - С.16-21.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004
Лепешева Е.  Мой жизненный выбор – Программа личностного и профессионального самоопределения учащихся / Е. Лепешева // Школьный психолог. - 2006. - №3, с.36-37.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. 4-е издание, стереотипное. – М.: Академия, 1999.
Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Психодиагностика: Учебник для ВУЗов /Л.Ф.Бурлачук. – СПб.: Питер, 2003.
Психологическая диагностика: Учебник для ВУЗов /Под. ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2007.
Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.: Вако, 2005.
Практикум по возрастной психологии. /Под ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. – СПб.: Речь, 2002.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / Сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2002.