Описание призентации Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми


Слайд №1 Я учитель-логопед Нехаева Людмила Борисовна МБДОУ №175
Разрешите предоставить вашему вниманию презентацию из опыта работы на тему: Взаимодействие учителя – логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми.
Слайд №2. "Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтением. Такой ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится». Л.С.БелинсонСлайд №3 Исторический аспект семейного воспитания детей с недостатками речи
Семья – это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.
Выдающиеся педагоги ( Каменский; И.Г. Песталоцци ; Ушинский; В.А Сухомлинский) были убеждены, что главными воспитателями ребенка в дошкольном возрасте являются родители.
Педагоги, работающие по проблемам воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями (Хватцев М.С., Жукова Н.С., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Миронова С.А., Каше Г.А. и др.) говорят о том, что необходимо создавать благоприятный микроклимат и вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Благодаря усилиям ученых и педагогов-практиков (Л.В. Загик, Т.А. Маркова и Н.Ф.Виноградова, Н.Г.Година) были четко разработаны содержание, формы и методы работы детского воспитательно-образовательного учреждения с семьей, развивающие программы занятий в народных университетах педагогических знаний для родителей.
Практический опыт моей работы позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка.
Слайд №4
Свою работу я строю на основе нормативно-правовых документах (Международных, Федеральных и Региональных).
В основе современного взгляда на взаимодействие с семьей заложен приоритет семейного воспитания. ( Закон об образовании Р. Ф.)
Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам речевого развития детей.
Новизна отношений учителя – логопеда и родителей выражается в мотивации, сотрудничестве, взаимодействии.
Необходимо обновить и систематизировать эффективные подходы, формы, принципы с учетом изменившейся ситуации. (ребенок, семья, ДОУ)
Слайд №5
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии. Поэтому вопрос обеспечение и взаимодействие с семьей, заставляющая искать новые формы этой работы, комплексного подхода к коррекции речевого и психического развития является наиболее актуальным.
На слайде вы видите основные принципы актуальности.
Слайд №6
Эффективность педагогической деятельности учителя-логопеда в работе с детьми с речевыми нарушениями будет решена при- устранение различия в позициях педагогов и родителей по вопросам речевого развития детей.
Слайд №7
Основываясь на актуальности я поставила следующею цель:
Оказание квалифицированной педагогической помощи родителям в коррекционной работе с детьми.
Слайд №8
В соответствии с цель решается ряд задач: изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, пополнить наглядно-информационный материал для родителей, систематизировать практический материал для родителей, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, убедить родителей в своевременном обращении за помощью к специалистам, настроить родителей на постоянный контроль над правильной речью ребенка
Слайд №9 В основе моей работы с родителями лежат следующие принципы:
Добиваться регулярного выполнения домашних заданий
Принцип учёта интересов или принцип решения задач через интерес, что означает поддержку заинтересованности родителей в сотрудничестве
Принцип ведущей деятельности. в работе с родителями необходимо согласование действий в коррекционной деятельности различных специалистов.
Приобщения родителей к коррекционно-педагогическому процессу
Эффективное развитие, воспитание и обучение ребенка, имеющего нарушения речи возможно только в том случае, если родители и педагоги правильно понимают его проблемы и пытаются решить их совместными усилиями.
Слайд №10 Формы работы, используемые мной в работе.
Коллективные формы работы слайд
Родительские собрания
Открытые занятия
Консультации и семинары
Выставка пособий слайд
День открытых дверей
Круглый стол
Сайт ДОУ
Ящик предложений
Индивидуальные формы работы
Анкеты
Записки-рекомендации
Тетрадь для домашних занятий
Индивидуальные беседы
Просмотр индивидуальных занятий родителями.
Телефон доверия
Наглядные формы работы
Речевой уголок
Доска объявлений
Папка- передвижка
Экран звукопроизношения
Памятка для родителей
Коллективную работу можно представить в нескольких видах.
Родительские собрания провожу в группах 3 раза в год. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь ребенку, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям я уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, анализирую каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Мне чрезвычайно важно разъяснить родителям, необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком по заданию педагогов. Только в таком случае возможны наилучшие результаты. Если родители сами не в состоянии оценить ситуацию и понять важность своей роли в обучении и воспитании ребёнка, то мне и воспитателям следует помочь им стать самыми заинтересованными, активными и действенными участниками коррекционного процесса.
Консультации, семинары построить так, чтобы они помогали ликвидации психолого-педагогической неграмотности родителей.
Слайд №11.Организовала выставку пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”: Выставка развивающей среды для ребенка. Убеждала родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказывали о разных видах работы: от пальчиковых игр для развития ручной умелости.
Слайд №12 А также выставку методической литературы.
Слайд № 13 Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использовала – фронтальные открытые занятия. Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Также я использую такие формы не традиционной работы как - День открытых дверей , Круглый стол, Ящик предложений, Открытая группа в интернете (над данной страничкой я сейчас работаю, пополняю и провожу просветительскую деятельность среди родителей).
Слайд №14Организация индивидуальных форм работы помогает родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций . Помогает выявлению интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Индивидуальная форма работы с семьей направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. в ней я использую различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
Анкеты, тетрадь для домашних занятий, индивидуальные беседы
Просмотр индивидуальных занятий , телефон доверия, записки-рекомендации.
Памятки для родителей которые я для удобства сконцентрировала по тематическим циклам, включающие предметный словарь (имен существительных), словарь действий (глаголов) и признаков (имен прилагательных, наречий), разграничен на активный и пассивный (для перспективы и на второй год обучения) и рекомендуется для использования в образовательно-воспитательно-коррекционной работе с детьми, у которых страдает лексико-грамматическая сторона речи
Слайд № 15.К наглядным формам работы относятся:
- Речевой уголок – он отражает тему занятия. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи ребёнка, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Рубрика “Домашняя игротека” знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков.
- Информационные стенды, ширмы, папки-передвижки - представляют собой сменяемый 2-3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями, который передаётся от семьи к семье внутри группы. Папки-передвижки могут быть как групповые, так и индивидуальные. В индивидуальную папку помещаются материалы, подобранные с учётом индивидуальных особенностей конкретного ребёнка, с практическими рекомендациями в семье, позволяющими родителям выработать индивидуальный подход к своему ребёнку, глубже строить с ним взаимоотношения в период дошкольного детства.
- Экран звукопроизношения – показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть какой звук ещё автоматизируется, а какой введён в речь.
Памятка для родителей.
Слайд №16
Решена одна из наиболее сложных проблем – проблема различия в позициях педагогов и родителей по преодолению речевых нарушений детей. Родители перестали отстраняться от работы по исправлению речевых дефектов у детей, т.к. овладели необходимыми педагогическими знаниями, умениями и навыками.
Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволило значительно повысить эффективность совместной работы. Понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.
Слайд №17
Диагностика уровня отношений между логопедом и родителями.
Методика установления родительских отношений (тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО) Л. Я. Варга и В. В. Столина.)
Метод анкетирования (письменный опрос)
Начало года.
10%-20% (15%) - родителей не могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребенка, как правило, с ребенком занимаются редко, речевой дефект не замечают.
44%-37% (40,5%) - не адекватно реагируют на поставленный их ребенку диагноз.
38%-37% (37,5%) - родителей дают адекватную оценку состояния ребенка, могут раскрыть суть проблемы, принимают дефект ребенка, но им не хватает элементарной педагогической грамотности.
80%-– не серьезно относятся к выполнению домашних заданий, как одно из составляющих всей работы логопеда.
Конец года
70% - родителей могут дать объективную оценку психо-речевому развитию ребенка, занимаются регулярно со своим ребенком и активно содействуют исправлению его речевого дефекта.
85% - принимают сознательно рекомендации специалистов и соглашаются с поставленными ими диагнозами.
68% - достигают необходимого уровня педагогической грамотности.
90% - оказывают своим детям регулярную помощь в выполнении домашних заданий.
Слайд №18
Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться.
Слайд №19Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в моей работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но я стараюсь работать так, чтобы они понимали: педагог хочет помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Родители - естественные учителя своего ребенка, от них зависит чрезвычайно много, в их руках очень сильное воспитательное средство - любовь к своему ребенку. А наше дело организовать такую среду и создать такие условия, чтобы эта любовь и поддержка развили в ребенке все необходимые для жизни в обществе навыки и умения. Вот тогда мы и сможем выстроить подлинное доверительное партнерство с семьей на основе диалогической стратегии сотрудничества логопеда и родителей
Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.
В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.
Слайд №20 Спасибо за внимание.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования:
Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома.
В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход.
Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда.
Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома.
Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов.
Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов.
В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.
Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей.
Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы: словесные, наглядные и практические (Приложение 1)
К словесным формам относятся:
- Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.
- Консультации (общие и индивидуальные) – каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать. Примерные темы консультаций: «Воспитание детской самостоятельности», «Готовность к школе», «Нужно ли родителям обучать детей чтению», «Если Ваш ребенок заикается», «Готовность руки к письму», «Обучение ребенка-левши» и др.
- Конференции, диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).
- Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.
- Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. Вне зависимости от вида собрания следует придерживаться «10 золотых правил» :
1. Собрание должно запомниться.
2. Должно заставить задуматься.
3. Настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
5. В присутствии других родителей стоит хвалить детей, отмечая их достижения, критиковать ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
6. На каждого родителя должно хватить времени.
7. Собрание – не лекция, не урок; привлекайте родителей к диалогу.
8. Уважайте свое время и время родителей – собрание не должно длиться больше 1 часа 20 минут: 20 минут на новую информацию, 15-20 минут – выслушать вопросы и ответить на них, 20 минут – индивидуальные вопросы.
9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
10. Будьте изобретательны – проводите каждое собрание по-новому
Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая ее зрительно. Поэтому наглядные формы очень важны для работы с родителями, стимуляции их активности. Наглядность обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстрацией практических работ, выставочным материалом.
К практическим формам работы можно отнести:
- Открытые занятия
- Занятия-практикумы - взрослые, которые не могут заниматься с детьми дома из-за отсутствия навыков организации поведения ребёнка или низкой педагогической грамотности, приходят на просмотр индивидуальных занятий логопеда. Основное внимание родителей обращается на необходимость комбинации речевых упражнений с заданиями на развитие психических процессов. Взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.
- Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас “телефоном доверия” - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком. Номера выполненных заданий он отмечает кружком, невыполненных - минусом. Тетрадь заполняется логопедом два-три раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично и не в ущерб здоровью ребёнка. В зависимости от тяжести нарушения речи задания в тетради даются не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
- Полезными для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала оказались речевые праздники. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (логопед берет на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка. Привлечение родителей к участию в праздниках происходит постепенно.
Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Во-первых, обращение только в устной форме требует много времени. Во-вторых, родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они последовательно получают от педагогов. И, в-третьих, для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им их необходимо вначале убедить в этом, предложить определённый алгоритм действий и вооружить памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.
Наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями: анкетирование, собрание, беседы, консультации и т.п., в настоящее время логопедами-практиками все чаще используются нетрадиционные формы, которые представлены в следующей таблице:
Наименование С какой целью используется эта форма Формы проведения общения
Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
ДосуговыеУстановление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в конкурсах, выставках
Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-
просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек
Современные учителя-логопеды практикуют такую нетрадиционную форму работу с родителями как видеотека. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников. Больше всего интересует родителей видеоматериал по темам: “Артикуляционная гимнастика”, “Обучение звуко-слоговому анализу”, “Обучение чтению”, “Автоматизация звуков”.
- Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. В основном это материал, объединённый одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми. Библиотека пополняется, благодаря оригинальным идеям, предложениям самих родителей, подбором практического материала на лексическую тему, изготовлению пособий самими родителями.