Гражданские инициативы как одно из направлений для создания условий активной общественной и социальной деятельности в рамках внедрения ФГОС нового поколения.

Гражданские инициативы как одно из направлений для создания условий активной общественной и социальной деятельности в рамках внедрения ФГОС нового поколения.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают: единство образовательного пространства России, преемственность [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], духовно-нравственное развитие и воспитание.
Сегодня становится все более актуальным аспект практической реализации современных воспитательных технологий в рамках введения стандартов нового поколения, реализации программ духовно-нравственного развития, гражданско-патриотического и гражданско-правового воспитания.
Главные приоритеты нашего образовательного учреждения – системно-деятельностный подход и духовно-нравственное развитие и воспитание. Поэтому мы широко используем творческие процессы, инициативы детей.
В 2013 году в рамках Парламентского урока в школах проходили мероприятия под названием «Моя гражданская инициатива». Детям и педагогам понравилось это направление, и мы решили продолжить реализовывать гражданские инициативы ежегодно.
Гражданская инициатива – почин, побуждение к новым формам деятельности, исходя из потребностей и интересов личных и общественных.
Под гражданскими инициативами мы понимаем неформальные объединения, создаваемые людьми по собственной инициативе для решения важных для них проблем. Обычно, инициатива состоит из лидера, "ядра" и "периферии". Лидер - это наиболее активный участник, который чаще всего является инициатором создания группы. Лидеров может быть несколько. Ядро - это несколько наиболее активных участников инициативы, которые более или менее регулярно участвуют в ее деятельности. Инициативы распадаются после решения проблемы.
В нашей школе лидером обычно бывает президент школы, член Совета старшеклассников, командир или актив класса. Часто инициативы исходят от педагогов, депутата округа (например, помощь в оформлении придомовых клумб жителям микрорайона), от врачей (например, мы собирали вещи для детей подросткового токсикологического центра, для Центра по ВИЧ-инфекциям для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации). Лидер создает условия для активной общественной и социальной деятельности детей школы, содействует проявлению и развитию детских инициатив позитивной направленности (задачи гражданской инициативы).
Формы социальных инициатив могут быть разными.
1. Социальные проекты. Дети с 6 класса ежегодно делают кормушки для птиц на уроках труда. Развешивают кормушки в детских садах №75 и №76 и на территории школы. Учат малышей подкармливать птиц зимой, рассказывают о птицах, проводят викторины, конкурсы загадок. Здесь мы видим и трудовое обучение, и экологическое воспитание, дети приобретают и осознают опыт своего социального взаимодействия. 
2. Мини-проекты.
«Здоровая семья – залог здорового общества». Ребята 4 класса писали своим родителям и письма и составляли памятки о вредных привычках, рисовали рисунки и плакаты. Дарили все это своим родителям. По итогам реализации мини-проекта прошло обсуждение в классе, оказалось, что это довольно эффективное направление работы. Многие родители впервые услышали крик души ребенка против их вредных привычек.
3. Социальные акции
Социальная акция единого действия «Круг добрых дел», была посвящена Дню Победы. Идею подал городской Совет старшеклассников. В рамках акции девочки шили на уроках труда прихватки, а мальчики сделали разделочные доски, собрали «Сладкую корзину» и пошли в гости к ветеранам Великой Отечественной войны. Ребята не только поздравили ветеранов с Днем Победы, но и сделали уборку, помыли окна. Действительно получился хороший, нужный, полезный и приятный сюрприз.
С огромным нетерпением ждут наших детей дети-инвалиды клуба ЦДЮНТТ. Ежегодно Советом старшеклассников школы проводятся акции «Игрушка – в подарок», «Канцтовары», «Сладость – на радость», «Мастерская Деда Мороза».
Социальные акции мы проводим совместно с больницами, центром «Здоровье», Советом ветеранов, Советом женщин. Собираем вещи, игрушки, канцтовары для малоимущих семей, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4. Флеш-мобы мы проводим школе, в микрорайоне.
Флеш-моб «Чисто не там, где часто метут» в стиле «Замирание» с плакатами и листовками мы посвятили чистоте. Листовки и плакаты развесили на подъездах домов, вручили ученикам.
5. Флеш-моб-акция в помощь приюту для бездомных собак «Друг». Совет старшеклассников организовал флеш-моб в стиле «Замирание» с фотографиями бездомных собак. В школе прошла Акция по сбору лекарств, продуктов питания для приюта «Друг».
6. «Живая газета». Ребята 3 класса в рамках Дня борьбы с курением показали детям начальной школы плакаты и рассказали о вреде курения.
7. «Десанты» мы проводим в Рябиновом сквере, у Универсама 1, у Оранж-Молла, на площади Юбилейная, на остановке Газета Звезда.
Десант здоровья – в рамках городских акций, посвященных профилактике вредных привычек, мы раздаем жителям микрорайона памятки о вреде курения, алкоголя, употребления наркотиков.
Десант «Безопасная дорога» - распространяем памятки по соблюдению ПДД, письма водителям, рисунки и плакаты по ПДД.
Десант любви, семьи и верности – был проведен совместно с центром «Здоровья». Дети вручали прохожим ромашки и письма о семье, любви и верности.
Деятельность гражданских инициатив мы освещаем в СМИ и на сайте школы. Принимаем участие во всероссийской акции «10 000 добрых дел».
Результатом гражданских инициатив мы считаем:
1. Рождение и реализация интересных инициатив таких, как «Круг добрых дел», «Умей творить добро», «Десант семьи, любви и верности», «Мастерская Деда Мороза для детей инвалидов»;
2. Появление продуктов совместной интеллектуальной, социальной, творческой деятельности (кормушки, прихватки для ветеранов, плакаты, рисунки, памятки, письма любящим родителям, сценарии, проекты).
Оцениваем гражданские инициативы по таким критериям, как
1.      Количество реализованных инициатив в классе (в школе);
2.      Новизна идеи, объект внимания, наличие социальных партнеров;
3.      Социальный эффект (охват детей, разнообразие целевых групп, внятный результат, позитивный отклик, очевидная социальная значимость).
Заносим результаты в таблицу «Рейтинг участия классов в мероприятиях различного уровня». На итоговом празднике, который проходит в конце года, награждаем десятку самых активных классов года.
Провоцируйте ребенка проявлять инициативу, обдумывать и реализовывать новые идеи, пусть даже самые сумасшедшие.



15