Успешное обучение как средство социальной реабилитации воспитанников СПУЗТ


Успешное обучение как средство социальной реабилитации воспитанников.
Тезисы выступления на методическом объединении учителя биологии Смирнова А.Н.
Основные задачи сообщения:
Изучить имеющуюся педагогическую литературу по данной проблеме.
Показать мои приемы работы в училище с воспитанниками.
Проблема «трудных» учащихся-воспитанников – одна из центральных психолого-педагогических проблем в педагогике вообще!
Особенность подросткового возраста состоит в том, что в этот период в человеке закладываются такие фундаментальные качества, которые затем трансформируют в его будущую жизнь. В период детства и юношества человек своей генетической природой открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется. Именно таких «открытых» детей мы имеем в своем контингенте.
Что способствует развитию девиантного поведения подростка?
К сожалению, единая теория отклоняющегося (девиантного) поведения личности еще не создана. В то же время обширные сведения по данному вопросу накоплены в различных научных дисциплинах: социологии, медицине, биологии, психологии, увы, в педагогике их меньше всего.
Под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимают социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Ряд ученых считает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы.
Симптомы девиантного поведения подростков, часто проявляется в асоциальных, конфликтных и агрессивных поступках, деструктивных и аутодеструктивных действиях, отсутствии интереса к учебе. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной адаптации. Если же девиант совершает преступление, то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства.
Девиантное поведение подразделяется на две группы:
Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытной психопатологии.
Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии - пьянстве, наркомании, проституции, преступности и пр.
Важной причиной увеличение доли детей с девиантным поведением в Российском обществе стало, исходя из данных доклада о развитии человека 2007/2008, опубликованного для Программы развития ООН (ПРООН) «моральная деградация» современного российского общества.
Моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук, и ее можно считать подлинно «междисциплинарным» фактом.
Ребенок, который как губка впитывает эту антимораль, формируется с искаженным представлением о жизненных ценностях.
Важной причиной роста девиации становится криминализация (не только в общепринятом - рост преступности и др., но и в расширенном смысле слова - криминализация «всей общественной жизни»), включающая обилие кинофильмов про «хороших бандитов», популярность криминальной лексики («наезды», «разборки» и т.п.), широкое распространение силовых схем разрешения спорных ситуаций, престижность подчеркнуто агрессивного поведения и т.д.
Привлекательность закрепляемых «амнистией прошлого» негативных образцов поведения, создаваемых наиболее успешными людьми современной России, которые сколотили свои состояния за счет нарушения законов и норм морали (неважно, что имярек в прошлом бандит, сейчас он - «респектабельный бизнесмен», а его прошлое не имеет значения).
Такие примеры являются у нас для молодежи образцом поведения, что ведет к искаженному формированию взглядов на социальные отношения в обществе и усилению девиации и, как правило, к криминализации молодежи.
Постоянно растет в России количество асоциально-криминальных проявлений среди несовершеннолетних, возрастанием числа групповых преступлений, все большей их организованностью и рецидивностью, с одной стороны, а с другой стороны «переносу» западных моделей девиантного поведения англо-американских подростков в нашу страну.
Устрашающие цифры подростковой преступности заставляют изучать это явление как патологические формы проявления кризиса педагогической и воспитательной работы в обществе
Прирост особо тяжких и тяжких преступлений происходит в значительной мере за счет лиц молодого возраста; их удельный вес с 1997 по 2010 г. вырос с 35,3 до 46,4% по стране.
Всего на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел в 2010г. состояло 213 тыс. обучающихся общеобразовательных учреждений и 88,4 тыс.несовершеннолетних, обучающихся в других образовательных учреждениях страны. Среди задержанных сотрудниками органов внутренних дел в 2010г. подростков было выявлено свыше 44 тыс. не имеющих даже начального образования.
Другой не маловажной причиной девиантного поведения воспитанников является массовая агрессивность, которая проявляется в непосредственном разрушении нравственности, а апатия, депрессия - это массовая психологическая реакция на ее разрушение. В частности, перманентное ощущение безнравственности, враждебности и агрессивности окружающей среды вызывает у человека стресс, апатию, депрессию. А ребенок, с несформировавшейся ещё психикой. Какая же реакция должна быть у него?
Удручающая статистика наркомании, алкоголизма, являющихся основными проявлениями физического саморазрушения нашего общества. Эта ситуация особенно больно ударила по детям. Вовлечение детей в наркоманию, алкоголизм становится массовым явлением и способствует формированию устойчивого девиантного поведения.
Неспецифическими причинами агрессивного и другого нежелательного поведения девиантов является прежде всего социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения и особенно молодежи, в трудностях которые встают перед молодыми людьми при попытке самореализации и получения общественного признания, в ограничении социально приемлемых способов получения высокого заработка для молодых мужчин.
Кто как не родители являются примером образцового поведения, что способствует дальнейшему успеху в жизни самого ребенка.
Удар по семейным ценностям, высвобождения из под контроля самых низменных чувств, вседозволенность привели к разрыву связующего звена поколений – традиций и этических норм взаимоотношений в семье.
В последние годы семья практически государством исключена из процесса воспитания детей. По – этому и появилось ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, а в плохой успеваемости воспитанника винят учителей.
К сожалению, не высок и авторитет учительства в Российском государстве. Этому способствуют СМИ, многие высокопоставленные чиновники.
В результате такой не продуманной политике произошел разрыв между семьей и школой.
«Трудные» учащиеся сегодня особенно нуждаются в помощи педагогов.
«Общество готовит преступление, преступник совершает его» -замечал Н.Бухарин. Если бы каждое преступление ставило человека вне общества, то не нужно было бы создавать государственную систему исправительных учреждений, как и систему специфических форм обучения и воспитания в них.
Процесс воспитания и обучения учащихся зависит от учителя, его личностных и профессиональных качеств, от его умения совершенствоваться, творчески подходить к учебно-воспитательному процессу. «В воспитании все дело в том, кто воспитатель». Понятно, что учитель человек. Ему часто больше интересен сильный, понятливый ученик. Заниматься с ним приятнее, интересней, эффективней. Педагогическое воздействие особенно важно для таких учащихся, которые имеют индивидуально-психологические особенности (робость, медлительность, застенчивость, неуверенность в себе, заниженная самооценка). В повседневной практике учителю постоянно приходится корректировать поведение учеников, развивать нужные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.
В этом процессе существенную роль играет педагогический оптимизм, но всегда ли педагогу хватает этого оптимизма.
Нет авторитетов, нет педагогического воздействия и мы получаем в результате бездушную, агрессивную жестокую злобную личность.
Внешкольное воспитание не предлагает бесплатного многообразия выбора видов деятельности, не гарантирует относительной независимости от взрослых, широких возможностей для развития активности и самодеятельности.Социальные факторы усиливают недостатки семейного и школьного воспитания. Сказываются отсутствие воспитательной работы по месту жительства с населением, а также отрицательный пример взрослых, влияние неформальных групп и лидеров, соблазн улицы. Все это подрывает уверенность ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях. Появляется чувство одиночества и незащищенности.
Решение вопроса девианта лежит в разных плоскостях. Каждый из участников учебно-воспитательного процесса стремится быстрее снять с себя ответственность за свои неудачи в воспитании «трудного ребенка»: родители винят школу, улицу, школа – родителей и стремится быстрее избавится от таких проблем, а уход из школы ребенка и его криминализация влечет за собой работу органов Опеки и попечительства, отдела работы с несовершеннолетними при МВД.
Таким образом, мы имеем четкую схему перераспределения ролей перевода девианта в преступника.
В качестве основы для определения методов педагогического воздействия - это ориентация на позиции учителя в выборе способов учебно-воспитательного взаимодействия. Можно выделить ряд взаимодействий, устанавливающихся между учителем и учеником: способы влияния на характер отношений воспитанника к самому себе, к своей семье; включение его в систему общения со сверстниками, с сотрудниками училища; способы корректировки мировоззрения, изменение ценностных установок, стиля поведения; мотиваций на учебный процесс и усвоение новых знаний по конкретным предметам.
То есть однозначного определения методов воспитания и обучения не существует.
«Не все одинаково пригодно для всех». Вместе с тем, выявлена их общая направленность на изменение отношения воспитанника к обществу или самому себе. Отсюда следует, что метод успешного обучения является одним из инструментов не только воздействия на воспитанника, на его взаимодействия и как следствие на его успешную социальную реабилитацию. Эффективность реабилитации подростков с девиантным поведением (педагогической, психологической, социальной) напрямую зависит от выбора наиболее оптимальных средств и методов обучения, воспитания и развития воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.
Методы успешного обучения проявляют свое содержание через: непосредственное влияние учителя на воспитанника. Учитель выбирает и использует систему методов соответственно поставленным целям.
Не существует хорошего или плохого метода. Эффективность учебной деятельности зависит от многих факторов и условий, а также от последовательности и логики применения совокупности методов.
Обуче́ние (в педагогике) — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знания, умения, навыки), развитию творческих способностей и нравственно этических взглядов.
В общих чертах учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться.
Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.
Пример как метод успешного обучения (Делай как я) - заключен в убедительном образце для подражания. Он представляет собой дальнюю перспективу стремлений воспитанника быть похожим (положительный вариант) на идеальный образ или преодолевать в себе те негативные особенности. Типичная педагогическая ошибка (учителя, мастера производственного обучения) состоит в ориентации на абстрактный образ среднего учащегося, который должен относится к учебе и вести себя по заранее известному алгоритму. Однако, ни один обучаемый никогда не соответствует типовому образу. Незнание или недостаточное, искаженное знание личности учащегося - один из главных недостатков учебно-воспитательного процесса.
Поощрение как метод успешного обучения (Теория пряника) - направлен на эмоциональное утверждение успешно производимых действий и нравственных поступков человека и стимулирование к новым успехам. Виды поощрений могут быть самыми разнообразными: одобрение, похвала, благодарность, награда, ответственное поручение, моральная поддержка в трудной ситуации, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.
Наказание как метод успешного обучения (Теория кнута) - ориентирован на сдерживание негативных действий человека и «сковывающее» (тормозящее) влияние в подобных ситуациях. Виды наказаний: замечание, выговор, общественное порицание, отстранение от важного дела, сердитый взгляд учителя, осуждение, возмущение, упрек или намек, ироническая шутка.
Конечно методов и приемов работы с «трудными воспитанниками» (девиантами) много, но главное не упустить его из поля зрения и вовремя начать процесс ресоциализации его в коллективе. Я считаю, что успешность образования наших воспитанников должна достигается совокупностью специальных педагогических методов и приёмов, являющихся условием для повышения успешности обучения детей.
Устранение пробелов в знаниях (Мы учимся всю жизнь). осуществляю как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Для этого даю посильные индивидуальные задания, подбираю дополнительный материал, чаще учебные задания конкретизирую, указываю способы работы. В классе с детьми, которые испытывают в чём-то затруднения, совместно ищем возможные пути преодоления трудностей.
Оперативную помощь (Я готов тебе помочь, спрашивай) направляю на устранение причин, порождающих отставание, на общее улучшение условий обучения. Эта помощь носит локальный характер, призвана оперативно устранить недостатки в учебно-познавательной деятельности.
Можно затратить много сил и энергии в коррекции знаний наших педагогически запущенных подростков, но мало продвинуться в решении этой задачи. Поэтому важным аспектом в коррекции учебно-познавательной деятельности подростков является их психолого-педагогическая подготовка к учебной деятельности, мотивация учебно-познавательного процесса.
Познавательный процесс вызывает существенные изменения в характере умственной деятельности подростков. Важно показать ребёнку перспективу предстоящей работы, убедить в значимости знаний и умений, тогда учащиеся проявят более активное отношение к изучению учебного материала. Для этого можно создать ситуацию желания получения знаний: ситуация эмоционально благоприятная для восприятия знаний; ситуация, связанная с раскрытием практической и познавательной значимости материала; ситуация, способствующая осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых. Я думаю, для учебной мотивации важную роль играет занимательность, удивление в восприятии предлагаемого материала (Лабораторные работы с применением компьютера).
Для усиления коррекционно-познавательного процесса, я обращаю внимание на овладение учащимися познавательными умениями. Поэтому разъясняю назначение данных умений, их роль в приобретении знаний (умение работать с книгой, справочной литературой, компьютером и др.)
Следующим моментом в работе с нашими детьми является изменение содержания и характера общения (Агрессия порождает агрессию). Изменению характер отношений, противопоставляющих себя коллективу, помогает включение их в такую деятельность, где они смогут проявить себя с лучшей стороны, взять на себя ведущую роль. Следует отметить, что для них важно быть не простыми исполнителями, а самим принимать решения и руководить другими. Хорошо создавать в классе ситуации, способствующие возникновению и проявлению гуманных чувств: сопереживания, отзывчивости, заботы о товарищах.
В подростковый период ребёнок склонен переходить на личности: указывать взрослому промахи, недочёты в работе, частая тема разговора – необъективность, несправедливость. Эти особенности не случайны, а также весьма характерны для периода особой чувствительности ребёнка к тому, как его воспринимают окружающие. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, в том числе и учителей. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нём думают, и в целом – составить представление о себе через взгляд окружающих. Абсолютно, по-моему, неэффективны диалоги в тематике, предлагаемой ребёнком. Лучше перевести спор в иной контекст – более общий, менее однозначный (не бойтесь признавать ошибки, это достояние сильных!). Во избежание неблагополучия во взаимоотношениях с воспитанниками следует соблюдать принцип педагогической этики, доброжелательно относиться ко всем детям училища, стараться доступно и интересно преподавать свой предмет, учитывать возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся. Не предъявлять свои требования к ученикам в грубой форме, чтобы не оскорбить их человеческого достоинства. Общение, перерастающее в дружбу, положительно влияет на нравственное развитие личности воспитанника, имеющего отклонения в поведении.
Перевоспитание происходит по мере того, как накопившийся у воспитанника отрицательный жизненный опыт вытесняется положительным. Это происходит в процессе общения и в процессе деятельности.
Основными видами деятельности является учебная, трудовая и по интересам (очень ограниченная в условиях училища). Раз ведущий вид деятельности – учёба, то, естественно, нормализация учёбы воспитанников имеет огромное значение для их перевоспитания. Но на первом этапе важно привлечь таких детей к занятию, которое отучило бы их от бесцельного времяпрепровождения, позволило бы получить признание окружающих людей и обрести уверенность в себе. Общественная работа училища это тот аспект который улучшает характер межличностных отношений с товарищами по училищу. Вовлечь трудных детей в общественную работу непросто. Им необходимы разовые или постоянные поручения, где они смогут проявить себя, добиться похвалы и уважения. Это формирует у них положительные морально-волевые качества: ответственность за свои поступки, товарищество, коллективизм, самодисциплину, навыки подчинения сознательной дисциплине.
Таким образом, успехи в одном из видов деятельности порождают у подростка стремление к утверждению себя и в других видах.
Хотелось бы остановиться на условиях осуществления индивидуального подхода при работе с детьми с девиантным поведением. Я считаю, что в основе отношений педагога к трудным школьникам должна лежать любовь, он настойчиво подбирает приёмы педагогического воздействия на личность ученика, хвалит, поддерживает его, способствует развитию личностных качеств. Условием эффективности индивидуального подхода является соблюдение педагогического оптимизма, уважение к школьнику, понимание его душевного состояния, раскрытие внутренних мотивов и внешних обстоятельств, проступков. Подобное отношение, по моему наблюдению, пробуждает у детей ответное, тёплое чувство, желание доставить радость педагогу, не причинять ему неприятностей своими проступками. Постоянная же грубость и неуважение к учащимся, проявляемая педагогами, порождают в ответ обиду и стремление сделать всё наперекор. В итоге учащиеся перестают считаться даже со справедливыми требованиями учителей. Общеизвестно, что наказание за неблаговидный проступок должно быть своевременным и справедливым. Эффективность индивидуального подхода определяет также соответствие меры наказания характеру совершённых проступков и особенностям личности провинившихся.
Изучив психолого-педагогическую литературу, я ещё раз убедился, что многие методы общепедагогического влияния довольно эффективны в работе с трудными детьми. Так, например, метод игнорирования уместно применять к исключительным по характеру детям, которым некоим образом нельзя показывать, что в них видят исключительность. В коррекции недостатков характера таких детей метод игнорирования даёт хорошие результаты: их рисовка, театральность, всяческое стремление обратить на себя внимание вскоре поддаются сначала смягчению, а потом исчезновению.
Американскими физиологами и психологами установлено громадное, ежечасное и ежеминутное значение в жизни человека вообще и в частности ребёнка здорового смеха, радости, весёлого настроения. Научные данные говорят о том, что радость оказывает хорошее воздействие на наши мускулы и нервы, а также на питание, на умственную и физическую работу. Таким образом, смех, как бы массируя мозг, усиленно снабжая его кровью и тем самым более интенсивно удаляя продукты утомления, создаёт особенно благоприятные условия для отдыха детского мозга. Поэтому педагог не только своей энергией, смехом, своим поведением заражает детей, но и, например, рекомендует детям специальный подбор юмористических книг, прививающей бодрость, отвагу, желание побеждать природу. (Клип кошки).
В работе с детьми с отклоняющимся поведением иногда наблюдаются ситуации, когда ребёнок находится в состоянии сильного возбуждения. В этом случае учитель силой своей личности и, умеющей влиять на детей, может справить с проявление аффекта. Если же такого авторитета нет, то преподавателю лучше не применять наказания, т.к. ребёнок находится в безответственном состоянии. Самого возбуждённого следует оградить от окружающих его. Таких детей в момент сильного возбуждения гораздо действительнее не замечать, игнорировать, но не оставлять без надзора. Учитывая описанные приёмы, эффективнее добавить метод бесед. В условиях доброжелательной беседы педагогу легче и проще интимно подойти к ребёнку и глубже понять его поведение.

Обобщая опыт своей работы и предложения известных психологов и педагогов, коротко остановлюсь на некоторых приёмах педагогического воздействия на воспитанников, указав их сущность.
1. Приёмы, способствующие в нравственных поступках и накоплению социально – положительного опыта:
Организация успехов в учении (заключается в организации помощи ученику, пока он не добьётся успешности в обучении);
Моральная поддержка (заключается в поднятии авторитета школьника среди сверстников, а также в укреплении веры ученика в себя);
Убеждения (заключается в разъяснении и доказательствах правильности поведения);
Доверие (заключается в том, чтобы поручать ученику ответственные задания);
Ожидание лучших результатов (учитель заявляет ученику, что ждёт от него более значительных успехов, это способствует формированию мотивации к учению);
2. Приёмы, содействующие улучшению взаимоотношений между педагогом и воспитанником:
Просьба (способствует повышению авторитета ученика в коллективе, вызывает у него чувство собственного достоинства);
Поощрение - похвала, награда, одобрение;
Авансирование личности (высказывание положительного мнения о школьнике или предоставление ему определённого благо, несмотря на то, что он этого пока не заслуживает, в результате чего ученик ощущает моральную обязанность вести себя соответствующим образом);
Обходное движение (подразумевает отведение от ученика заслуженного обвинения со стороны коллектива, что вызывает у него чувство признательности к педагогу);
Проявление огорчения (пробуждает у школьника чувство стыда);
Прощение (в определённой ситуации педагог не прибегает к наказанию, не смотря на совершённый школьником проступок);
Поручительство (взятие виновного ученика на поруки, обещание от своего имени, что ученик будет достойно себя вести);
Проявление умений и превосходство учителя (ученики уважают своего учителя, признают его авторитет, что способствует положительным изменениям в поведении).
3. Приёмы, в которых открыто проявляется власть педагога:
Констатация проступка (педагог, не выражая открыто своего отношения к действиям ученика, показывает, что ему о них известно);
Осуждение (заключается в проявлении отрицательного отношения к поступку);
Наказание (реализуется в наложении определённого взыскания)
Приказание (требование педагога, предъявленные в категорической форме)
Предупреждение (заключается в раскрытии перед учеником не приятных для него перспектив, если он не изменит своего поведения)
Разоблачение или выявление виновного
4. Приёмы со скрытым действием:
Параллельное педагогическое действие (заключается в наказании всего коллектива из-за нарушения, совершённого одним из учеников, чтобы в дальнейшем сам коллектив влиял на провинившегося )
Намёк (школьнику дают почувствовать свою вину, не прибегая к осуждению или наказанию)
Ласковый упрёк (беседа в благожелательном тоне, где как бы невзначай, высказывается в мягкой форме порицания)
Мнимое безразличие (создаётся такая педагогическая обстановка, когда на проделки ученика словно бы никто не обращает внимания, поэтому неловкое положение нарушителя вызывает у него чувство досады и разочарования)
Ирония (выставляют провинившегося ученика в смешном виде, разумеется, без оскорбления его личности)
Взвешенное сочетание индивидуального, коллективного и педагогического воздействия, применение различных методов, приёмов и видов в неучебной деятельности в коррекционной педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиации в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
Дети с девиантным поведением относятся к группе “трудных”. Они особенно нуждаются в индивидуальном подходе и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадёжно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а дети требующие особого внимания и участия окружающих. Начиная работу с детьми, отличающимися отклоняющимся поведением, следует разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции.
Для успешной работы с подростками девиантного поведения можно предложить следующие рекомендации:
Успешно преодолевается педагогическая и социальная запущенность детей с девиантным поведением, если формы и методы воспитательного воздействия дифференцируются в зависимости от конкретных условий жизни ученика.
Прежде всего необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
Необходимо найти с подростками общий язык, суметь разобраться с волнующими их проблемами.
Сила современного учителя в признании и уважении личности ребёнка, способствовании свободному развитию и совершенствованию его душевного мира.
Важно владеть методами и приёмами образовательно-коррекционной работы с трудными подростками.
Особенно важно самому быть постоянно развивающейся и совершенствующейся личностью. Ибо Личность воспитывается Личностью.
Список литературы
Н.Бухарин. О социалистической морали. - М., 1925, с. 18.
Галеева Н.Л. Результативность личностно ориентированного образования //Журнал “Завуч” - 2003г. - №2
Степанов В.Г. Психология воспитанников. – М., 2001г.
Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска // Журнал “Воспитание воспитанников” - 2002г., №7
Программа развития ООН (ПРООН) / Пер. с англ. М.: Весь мир, 2007; Российский статистический ежегодник 2007. М.: Росстат, 2007; Transparency International
kaslimmc.ucoz.ru/Suhanowa_trudnyedeti.doc
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5