Классификация интерактивных методов обучения

Классификация интерактивных методов обучения
Дискуссионные методы
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу.
Формирование уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов.
Развитие умений осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, формулировать вопросы, вести полемику.
Развитие умения работать в группе.
Развитие умения выступать публично.

Метод
Суть метода, технологии

Круглый стол
Обсуждение проблемы ведется группами учащихся, но обмен мнениями происходит не только между группами (или внутри одной группы), но и с аудиторией. Это удобный формат для проведения дискуссий или обмена мнениями, который организуется для небольшого количества людей. Его цель - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо чётко разграничить разные позиции сторон

Сократовская дискуссия
Тактической целью является приведение оппонента к противоречию с самим собой. Искусно задаваемыми вопросами оппонент заводится в смысловой тупик, парадокс. То есть такая дискуссия – это раскрытие противоречия в первоначальном мнении оппонента устами самого оппонента. Ведущий дискуссию делает это с помощью последовательно задаваемых системных вопросов. Следующим шагом становится преодоление противоречий с целью поиска истины.

Панельная дискуссия
Намеченная проблема обсуждается первоначально в рамках небольшой группы (4-6 человек), а затем ее участники кратко излагают свои позиции всему классу.

Форум
Эта форма сходна с предыдущей. Отличие состоит в том, что группа не просто излагает свои позиции, а вступает в обмен мнениями с аудиторией.

Симпозиум
Форма, предполагающая выступление с заранее подготовленными сообщениями, отражающими их позиции по неоднозначному (или спорному) сюжету. После заслушивания сообщений аудитория задает докладчикам вопросы.

Дебаты
Заявляются две различные, а часто противоположные, точки зрения - каждую выдвигает и отстаивает одна из групп учащихся.

«Займи позицию»
Метод является разновидностью предыдущего.
Основан на использовании учителем двух и более выводов на одну тему, которые имеют схожие черты. Это дает возможность учащимся высказывать собственную точку зрения по данному вопросу и в конце урока оценить усвоение темы. Можно произвольно выбрать из состава класса несколько участников и дать возможность обосновать свою позицию. После высказываний разных точек зрения, нужно уточнить, не изменил ли кто-нибудь свое мнение, а если изменил, то обязательно обосновать причины.

Подиум-дискуссия
Правила: 1) вопрос, вынесенный на обсуждение не должен иметь однозначного ответа; 2) тему дискуссии заранее знают только ведущий, оппоненты и эксперты; 3) роли оппонентов распределяются по жеребьевке и заранее, чтобы у них было время на подготовку; в ролях оппонентов важно не свое мнение, а умение искать аргументы и отстаивать даже ту точку зрения, с которой не согласен (это тоже толерантность), выстраивать цепь доводов; 4) в игре участвуют – 2 сторонника противоположных точек зрения, независимые эксперты; 5) оценивается не содержание выступлений и не «хорошо-плохо», а стратегия ведения дискуссии оппонентами и аудиторией; 6) каждому из участников предоставляется право задать вопросы оппонентам, экспертам, а потом – «свободный микрофон», чтобы высказать свое мнение; 7) итоги дискуссии подводят независимые эксперты.

Аквариум
Группа детей по выбору учителя садятся в центр круга, образуя «аквариум с рыбками». Они демонстрируют выполнение какого-то задания в группе. Остальные дети внимательно следят за работой «рыбок», но не вмешиваются, им мешает «стекло». Только по завершению работы в «аквариуме»  наблюдавшим разрешается высказаться.

Метод-ПРЕСС
Этот метод помогает научиться находить веские аргументы и формулировать свое мнение относительно спорного вопроса. Этапы метода:
Высказываем свое мнение: «Я считаю...»
Объясняем причину такой точки зрения: «Потому что...»
Приводим пример дополнительных аргументов в поддержку своей позиции: «...Например...»
Обобщаем, формулируются выводы: «Итак...», «Таким образом...»

Игровые методы
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития воображение и символической функции сознания, позволяющей переносить свойства одних вещей на другие.
Развитие умения ориентироваться в собственных чувствах и формирование навыков их культурного выражения.
Обеспечение ученику возможности включаться в коллективную деятельность и общение.

Метод
Суть метода, технологии

Ролевая игра
Учащимся предлагается инсценировать определенный сюжет. При этом допускается драматизация с внесением определенных изменений, если этого требует задание. Учитель распределяет роли, участники действуют в соответствии с предложенной ситуацией.

Драматизация
Члены группы получают определенные роли на основе какой-то истории. Каждый герой драмы проигрывает свою роль, связывая ее с жизненной ситуацией. При этом он демонстрирует собственное представление о роли. Роль четко не прописана и предполагает импровизированные действия. Герой не связан жесткими правилами и дает волю своим чувствам. Другие члены группы выступают партнерами главного действующего лица (или выполняют роли на основе общего сценария).

Деловая игра
Деловая игра имитирует реальную жизнь. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить. Обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией.

Суд
Моделируется ситуация судебного разбирательства с участием всех предусмотренных законом сторон. Каждый участник должен вести себя так, как того требует отведенная ему должность, «адвокат»- защищать, «судья» – вести заседание и выносить приговор, «свидетели»-свидетельствовать и т.д.  

Методы организации мыследеятельности
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуальных способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Развитие навыка самостоятельного поиска решения, привлечения информации из разных областей и источников.
Развитие умения работать в группе.
Развитие способности продуцировать множество решений.
Развитие умения выступать публично.
Обеспечение подготовки учеников к последующей научной деятельности.

Метод
Суть метода, технологии

Мозговой штурм
Метод дает возможность проявления собственных представлений и творчества, которые достигаются путем высказывания мыслей всех участников, помогает найти несколько решений по конкретной проблеме. Главное: сформулировать проблему, которую необходимо решить и способствовать выдвижению новых идей, предупреждая насмешки и комментарии, принимая все, даже абсурдные. После этого происходит обсуждение и оценивание интересных идей.

Метод Дельфи
Предусматривает индивидуальное генерирование идей и их публичную защиту.

Мыслерешето
В соответствии с этим методом процедура начинается с письменного оформления индивидуальных предложений, желаний, идей каждого участника. Затем следует их «просеивание» в малых группах, то есть фиксация и генерация предложений, представляющих общий интерес для всех членов группы, оформление сводных предложений, их представление на общее обсуждение, комментирование и дополнение, сравнительное оценивание с целью выработки наилучшего варианта и, наконец, дополнение этого варианта наиболее ценными дополнениями других групп.

Дерево ответов (дерево решений)
На доске цветными мелками (или на плакате маркерами) выполняется силуэт дерева без листьев. На ветках дерева учитель записывает варианты гипотез или решений по определенной проблеме.

Обучение в парах
Алгоритм действия:
1. Обучающимся предлагаются задания, задаётся вопрос. Даётся 1-2 минуты для обдумывания возможных ответов или решений.
2. Обучающиеся (или педагог) решают, кто будет выражать мысли первым и обсуждают свои идеи друг с другом. Они должны достичь согласия относительно ответа или решения.
3. По истечению времени на обсуждение, каждая пара представляет результаты работы, обменивается своими идеями и аргументами со всем классом.

Интерактивная лекция
Интерактивный лекционный формат характеризуется высокой степенью гибкости, которая достигается постоянным отслеживанием реакций участников и переключений с режима пассивной лекции в режим активного участия.

Пресс-конференция
Ученики самостоятельно индивидуально или в группах готовят вопросы по теме обсуждения. В роли отвечающего выступает один из учеников по желанию или по предложению учителя.

Незаконченное предложение
Педагог предлагает обучающимся записать в тетради начало фразы (в соответствии с темой занятия, например, «Основная мысль этого произведения заключается в следующем:.»). Фразу необходимо завершить в течение 2 мин, раскрыв свой смысл, и записав в тетрадь. По истечении 2 мин, педагог предлагает 2 – 3 обучающимся выполнять функции экспертной группы: кратко зафиксировать все неповторяющиеся смыслы-варианты и по ходу обобщить их, выделив то общее, что их объединяет.

Чтение с пометками
Перед прочтением ученики получают установку: делать по ходу чтения определенные отметки в тексте, заранее согласованные (например: ! стоит обсудить, ? не все понятно, нужно задать вопрос; + согласен; – не согласен и др.)

Методы организации творческой деятельности
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития интеллектуально-творческих способностей.
Обеспечение условий для развития коммуникативных способностей.
Создание условий для формирования целостного восприятия мира в единстве чувственных и конкретных представлений.

Метод
Суть метода, технологии

Метод символического видения
Заключается в отыскании или построении учеником связей между объектом и его символом. 

Метод сравнения версий
Предполагает сравнение собственного варианта решения проблемы с культурно-историческими аналогами, которые формулировали великие учёные, философы, богословы и т.д. 

Метод «Если бы»
Ученикам предлагается составить описание или нарисовать картину того, что произойдёт, если в мире что-то изменится. 

Метод ключевых слов
Данный метод помогает учащимся актуализировать личностные смыслы при работе с текстом. 

Метод вживания
Посредством чувственно – образных и мысленных представлений ученик пытается «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.

Метод конструирования вопросов
Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому объекту.

Метод смысловых ассоциаций 
Предлагается назвать ассоциации, связанные с определенным объектом.

Методы рефлексии
Результаты применения:
Обеспечение условий для развития универсальных рефлексивных умений.
Обеспечение педагогической поддержки каждого обучающегося.
Обеспечение взаимопонимания и согласованности действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации.
Обеспечение стабилизации и гармонизации эмоционального мира ученика, мобилизации волевого потенциала.

Метод
Суть метода, технологии

Ключевое слово
Ученикам предлагается на маленьких листочках написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание состоявшегося дела, взаимодействия, дела в целом, результаты взаимодействия. Потом учитель собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого учителем или кем-то из учеников проводится краткий анализ полученных результатов.

Рефлексивный экран
Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.
Сегодня я узнал
Было интересно
Было трудно
Я понял, что
Теперь я могу
Я почувствовал, что
Я научился
У меня получилось
Я попробую
Меня удивило
Урок дал мне для жизни
Расскажу дома, что

Синквейн
В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.
1-я строка – 1 – 2  ключевых слова, определяющих содержание синквейна;
2-я строка –2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Метод пяти пальцев
Ученику нужно перечислить, загибая по очереди пальцы, следующие моменты:
М (мизинец) – мышление. Какие знания, опыт я сегодня получил?
Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг?
С (средний) – состояние духа, настроения. Каким было моё эмоциональное состояние?
У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?
Б (большой) – бодрость, здоровье. Каким было моё физическое состояние?

Корзина мнений
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

Ступени
С помощью данного символа можно определить, на каком уровне ученики выполняли задания, какой ступени соответствует их самооценка

 Плюс – минус – интересно
Рефлексию можно провести устно у доски, где выборочно учащиеся высказывают свое мнение по желанию, можно разделиться по рядам на "+”, "–”, "?” или индивидуально письменно. В графу "+” записываются все факты, вызвавшие положительные эмоции. В графу "–” учащиеся выписывают все, что у них отсутствует или осталось непонятным. В графу "?” учащиеся выписывают все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что им интересно.

Экспертная комиссия
В начале урока выбираются эксперты (учащиеся, справившиеся с контрольной работой отлично). Они в течение всего урока фиксируют деятельность учащихся (ряда, варианта). В конце урока эксперты анализируют деятельность своих подопечных, указывают успехи и ошибки, выставляют им оценки.


Нормы поведения в группе

В совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все – участники.
Каждый член микрогруппы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая.
Следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации.
Если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял»?....), только после этого делаются выводы.
Критикуются идеи, а не личности.
Цель совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точки зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.


Nђ Заголовок 1®ђ Заголовок 215