Конспект урока по математике на тему Устная нумерация чисел 21-100. Счёт десятками. 1 класс.


Тема. Устная нумерация чисел 21—100. Счет десятками. Задачи на нахождение суммы и неизвестного слагаемого.
Цель: закреплять знание устной нумерации в пределах сотни, умение пользоваться десятком как счетной единицей, умение составлять задачи по рисункам и решать их; совершенствовать навыки вычисления; развивать мышление; воспитывать самостоятельность.
Оборудование: предметы, которые можно использовать как десяток — счетную единицу (монеты достоинством 10 копеек, пластинки с 10 таблетками, с 10 кнопками или пуговицами, спичечные коробки с 10 фасолинами, альбомные листы с 10 наклейками на каждом и т. п.).
ХОД УРОКА
I. КОНТРОЛЬ, КОРРЕКЦИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО1. Игра «День рождения девятки».
3
2
— На доске записаны числа. Какие из них надо соединить, чтобы «родилась» девятка? Объединять нужно с помощью действий вычитания или сложения. Попробуйте!
16
11


13

2

6


2000
16

4
7

(Такой вид будет иметь выполненное задание.)
2. Выполнение заданий 26, 27 на с. 112 учебника.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Выполнение задания 28 на с. 112 учебника.
— Нужно ли считать каждую пуговицу? (Нет, можно считать так: десять, двадцать, тридцать.)
- Что еще можно так считать? {Яйца в лотках, жвачки по 10 штук и т. п.)— Давайте используем десяток как счетную единицу при счете, например, наклеек. Сколько их здесь? {Демонстрируется альбом: 7 страниц по 10 наклеек.)Вывод: десяток — очень удобная счетная единица, она экономит время, не нужно считать каждый отдельный предмет.
1 Выполнение задания 29 на с. 112 учебника.
2 Выполнение задания 30 на с. 113 учебника.
— Десять копеек — это монета, стоимость которой равна стоимости десяти монет по 1 копейке. Эту монету тоже можно считать десятком.
— Сколько копеек на рисунке? {30 копеек.)— Сколько на втором? {22 копейки.)II. РАЗВИТИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
1 Выполнение заданий 31—33 на с. 113 учебника.
2 Самостоятельная работа (выполнение задания в тетради с печатной основой).
3. Решение стихотворных задач .По десятку штук в пакеты
Клала шишки Виолетта.
Вот пакеты. Посчитайте.
Сколько шишек? Отвечайте.
Сорок девять мошек
Съел лягушонок Проша,
Но не утратил аппетит!
А вон еще одна летит!
Сколько будет мошек
В животе у Проши? (Пятьдесят.)
Желудей десятки
Считают поросятки.
Десять, двадцать...
Вы, ребята,
Помогите поросятам!
Семьдесят четвертый голубь
Приземлился на балкон.
Если следующий сядет —
Каким по счету будет он?
(Семьдесят пятым.)
'
Комаров тридцать восемь с утра
У пруда встретил Паша вчера.
Тридцать восьмого подбил из рогатки,
А предыдущего ранил он в пятку.
И с синяком теперь всюду летает
Раненый этот «боец».
Какой он по счету? Кто угадает,
Будет большой молодец!
(Тридцать седьмой.)
Сорок девять мух летели,
Приземлиться захотели.
Возле лужи приземлились,
Но одна волною смылась.
Сколько мух еще, кто знает,
Возле лужи отдыхает?
(Сорок восемь.)
4. Выполнение задания 5 в тетради с печатной основой.
IV. ИТОГ УРОКА
— Понравилось ли вам считать предметы десятками?
— Тогда отгадайте, сколько открыток у меня в конвертах, если в каждом по 10 открыток.
Учитель демонстрирует 7 конвертов.
— А теперь еще одна загадка.
Четыре десятка и семь единиц —
Столько летело в стайке синиц.
Был среди них и воробышек Фриц.
Сколько в той стае всего было птиц?
(Сорок восемь.)