Методическая разработка по диагностике адаптации первоклассников


Методическая разработка по диагностике
готовности к школе и адаптации к школе учащихся первых классов.
(педагог-психолог Гришакина Елена Алексеевна)
Дзержинск
2016
Психологическое тестирование на готовность к школе и адаптацию к школе учащихся 1 классов.
Актуальность.
Методическая разработка составлялась более 10 лет назад, когда не было возможности приобрести уже имеющие популярность методики диагностики, к тому же они предполагали значительные временные затраты, и дополнялись индивидуальным тестированием учащихся. Передо мной стояла задача составить диагностический комплект, максимально затрагивающий все стороны интеллекта и мотивации, притом, иметь минимальное бланковое оснащение и предполагать минимальное время для группового тестирования.
Цель: выявление адаптированных к школе и неадаптированных детей.
Задачи:
- тестирование уровня развития и темпа умственных процессов.
- тестирование уровня школьной мотивации
- тестирование уровня комфортности в классе.
Список применяемых тестов
Кратковременная память. Методика на запоминание рядов цифр - субтест Векслера.
Произвольное внимание (устойчивость). «Графический диктант» из 3 заданий.
Автор методики Д.Б. Эльконен.
Зрительно-моторная координация. Методика копирования бессмысленных слогов. Взята из книги Р.В. Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».
4. ВОК (внимание, ориентация, количество). Методика И.Н. Агафоновой. Тест на
переключение внимания, пространственную ориентацию, арифметический счет.
5. Логическое мышление. Задание на комбинаторику «Паровозик». Задание взято из
методички И.Н. Агафоновой «Экспресс-диагностика готовности к школе».
6. Уровень грамотности. Задание: «Найти ошибки в написании осмысленных слов».
7. Темп психических процессов. Модификация методики Пьерона-Рузера
«Кодировка».
8. «Школьная мотивация» - анкета. Автор Н.Г. Лусканова9. Школьная мотивация – рисунок на тему: «Что мне нравится в школе». Методика
взята из книги Р.В.Овчаровой «Практическая психология в начальной школе».
10. Критичность. Сравнение оценки трудности работы самим ребенком с реальными
результатами.
11. Комфортность в классе. Оценка своего самочувствия проставляется выбором
точки в пространстве двух концентрических кругов.
Предполагаемые результаты.
Оценка адаптации класса к условиям школы в целом.
Выявление групп
- хорошо адаптированные к школе дети
- средне адаптированные
- неадаптированные.
Время диагностики.
Ноябрь. Затрачиваемое время – 2-2,5 урока. Рекомендуемые дни недели – вторник, среда, четверг; порядковые номера уроков – 2 и 3.
Этапы диагностики.
Кратковременная память
Цель – выявление объема кратковременной памяти.
Процедура и инструкция.
Предъявляются для запоминания наборы цифр от 3 до 7 в прямом и обратном порядке.
Инструкция 1: «Послушайте ряд цифр, который я сейчас назову, и после моей команды запишите то, что запомнили в ответном листе в левой колонке». Первое задание делается вместе, как примерное.
Инструкция 2: «Прослушайте ряд цифр, который я вам назову, и после моей команды запишите то, что вы запомнили, но в обратном порядке, в правой колонке ответного листа».
Первое задание делается вместе, как примерное.
Наборы цифр
Для прямого повтора Для повтора в обратном порядке
1 - 612 1 – 63
2 – 3417 2 – 574
3 – 6158 3 – 259
4 – 84239 4 – 7296
5 – 52186 5 – 8439
6 – 389174 6 – 41357
7 – 796483 7 – 97852
8 – 5174238 8 – 165298
9 – 9852163 9 – 367194
Оценка.
Оценка ставится по сумме максимальных рядов правильно названных цифр в левой и правой колонках.Например, правильно последним в левой колонке назван ряд 389174 (6 цифр) и ряд 7296 (4 цифры) из правой колонки.
Оценка = 6+4= 10
Произвольное внимание.
Цель – выявление устойчивости внимания и способности работать по инструкции.
Процедура и инструкция.
Предварительно выполняется тренировка на ориентацию «право-лево».
Инструкция: «Поставьте ручку на первую точку, которая у вас отмечена на бланке и рисуйте линии, которые я сейчас вам буду говорить. Например, 1 клетка вверх, 2 вправо…».
1 задание: «1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз…. Выявите закономерность и продолжите линию самостоятельно».
2 задание: «Поставьте ручку на вторую точку, которая у вас отмечена на бланке и чертите: 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо… Выявите закономерность и продолжите линию.
3 задание. Поставьте ручку на третью точку, которая отмечена у вас на бланке, и чертите: 3 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 1 клетка вправо. Выявите закономерность и продолжите линию».
Оценка.
За правильно выполненное первое задание - 1 балл.
За правильно выполненное второе задание – 2 балла.
За правильно выполненное третье задание – 3 балла.
Не выполнено ни одного задания – 0 баллов.
Максимальная оценка = 6 (1+2+3)
Минимальная оценка = 0
3. Зрительно-моторная координация.
Цель - выявление уровня зрительно-моторной координации.
Процедура и инструкция.
На доске письменными буквами написаны бессмысленные слоги.
Инструкция: «Перед вами на доске написан список бессмысленных слогов. Вам нужно его скопировать в ответном листе в месте, отведенном под 3-е задание».
«Вел зу бот, ко рат вен»
Оценка.
0 – каракули
1 – читается 3 буквы
2 – читается 4 буквы
3 – читаются все буквы
4 – четкое написание с наклоном
4. ВОК (внимание, ориентация, количество).
Цель - выявление уровня переключения внимания, уровня развития пространственной ориентации, уровня развития арифметического счета.
Процедура и инструкция.
Предъявляется сетка из 6 квадратов.
1
5 3
4
6 2
Инструкция: «Дети, сейчас мы будем работать в квадратах, которые вы видите на листочках.
Ребята, покажите левую и правую руку. Левые квадраты ближе к левой руке, правые – ближе к правой. Покажите мне их. Теперь я буду давать вам задания, а вам нужно будет выполнять их в квадратах. Будьте очень внимательны, потому что задание я буду говорить только один раз».
«В левом верхнем квадрате нарисуйте столько палочек, сколько я покажу пальцев» (показать 4 пальца).
«В правом нижнем квадрате нарисуйте кружочки так, чтобы их было на 3 больше, чем палочек».
«В правом верхнем квадрате рисуем треугольники. Их должно быть на 2 меньше, чем палочек».
«В левом нижнем квадрате рисуем столько маленьких квадратов, сколько будет вместе треугольников и кругов».
«В верхнем среднем квадрате мы будем рисовать крестики. Посмотрите, насколько меньше у вас нарисовано палочек, чем кружочков, столько и нарисуем крестиков». (Повторить 2 раза)
«А теперь мы будем рисовать в нижнем среднем квадрате жирные точки. Посмотрите, насколько меньше у вас крестиков, чем квадратов, столько и нарисуйте жирных точек». (Повторить 2 раза).
Ответы.
1
4 фигуры
палочки
5
3 фигуры
крестики 3
2 фигуры
треугольники
4
9 фигур
квадраты
6
6 фигур
точки 2
7 фигур
кружки
Оценка.
Выводятся две оценки: ВО и ВК.
ВО (ориентация) - 0-6 баллов (1 балл назначается каждый раз, если верно нарисована фигура и верно найден квадрат)
ВК (количество) - 0-6 баллов (1 балл назначается каждый раз, если верно количество фигур и верно найден квадрат).
6-5 баллов – высокие оценки.
4-3 – средние оценки.
2-0 – низкие оценки.
5. Мышление.
Цель – выявление уровня развития мышления.
Процедура и инструкция.
Предлагается задание на комбинаторику – нахождение 5 комбинаций последовательного положения трех фигур.
Инструкция: «Жили были бабочка ( Б), червячок (Ч ) и паучок ( П).
Они любили играть в паровозик, то есть становиться друг за другом в цепочку и бегать.
Но чтобы было справедливо, они все время менялись местами так, чтобы порядок их был всегда разным. Вначале они встали в таком порядке: бабочка, червячок, паучок БЧП).Нарисуй в ответном листе на первой дорожке.
Теперь у вас осталось 5 дорожек. Подумайте, как должны встать друг за другом бабочка, червячок и паучок на каждой дорожке, чтобы их порядок был разным».
_________
_________
__________
____________
___________
_________
Ответы:
БЧП________
ЧПБ _________
ПЧБ _________
ПБЧ _________
ЧБП__________
БПЧ__________
Оценка.
От 0 до 5 баллов.
За каждый правильный ответ назначается 1 балл.
6. Уровень грамотности.
Цель - выявление уровня грамотности.
Процедура и инструкция.
На доске письменными буквами написаны несколько слов с ошибками.
«Нина мыла раму, фрокты, пела чай, мошина, шкав».
Инструкция: «На доске написаны осмысленные слова и фразы, но с ошибками. Ваша задача – переписать слова с доски, найти ошибки и исправить. Для этого вам нужно зачеркнуть ошибочную букву и сверху над ней написать правильную».
Оценка.
0 – не найдено ни одной ошибки
1 – найдена 1 ошибка
2 – найдено 2 ошибки
3 – найдено 3 ошибки
4 – найдено 4 ошибки
5 – найдено 5 ошибок
7. Темп психических процессов.
Цель - выявление темпа умственных процессов.
Процедура, инструкция.
Предлагается задание на кодировку 50 знаков. Время на выполнение задания – 2 минуты.
Инструкция: «Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу».
Оценка.
Высчитывается количество правильно закодированных фигур.
50 знаков за 2 минуты и быстрее – высокий темп.
40-50 знаков за 2 минуты – средний темп.
Меньше 40 знаков – низкий темп.
8. Анкета школьной мотивации.
Цель - выявление предпочтения игрового или учебного компонента школьной жизни.
Процедура и инструкция.
Детям предъявляется анкета.
Инструкция: «Я буду сейчас читать вам вопросы, а вы будете на них отвечать в ответном листе значками: (+) означает «да», (-) означает «нет», (.) означает «не знаю». Читать каждый вопрос я буду 2 раза». Вопросы анкеты.
Тебе нравится в школе?
Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу?
Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам. Желающим можно остаться дома. Ты пошел бы в школу?
Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
Ты бы хотел, чтобы тебе отменили домашние задания7Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
Ты часто рассказываешь о школе родителям?
Ты хотел бы, чтобы у тебя в школе был менее строгий учитель?
У тебя в классе много друзей?
Тебе нравятся твои одноклассники?
Обработка.
1 (+)3 (-)0 (.)1
2 (+)3 (-)0 (.)1
3 (+)3 (-)0 (.)1
4 (-)3 (+)0 (.)1
5 (-)3 (+)0 (.)1
6 (-)3 (+)0 (.)1
7 (+)3 (-)0 (.)1
8 (-)3 (+)0 (.)1
9 (+)3 (-)0 (.)1
10 (+)3 (-)0 (.)1
Оценка.
25-30 – высокая школьная мотивация
20-24 – средний уровень
15-19 – внешняя мотивация
10-14 – низкий уровень
9 – 0 - негативное отношение к школе, дезадаптация.
Вопросы 1-3 – выявляют отношение к школе
Вопросы 4-6 – выявляют уровень учебной мотивации
Вопрос 7 – выявляет проблемы с родителями
Вопрос 8 – выявляет проблемы с учителями
Вопросы 9-10 – выявляют проблемы в отношениях с учениками в классе
9. Рисунок на тему: «Что мне нравится в школе».
Цель - выявление предпочтения учебного или игрового мотивов в школьной жизни.
Процедура и инструкция.
Детей просят сделать рисунок на тему: «Что мне нравится в школе».
Инструкция: «Нарисуйте, пожалуйста, рисунок на тему: «Что мне нравится в школе»».
Оценка.
УМ (предпочтение отдается учебной стороне школьной жизни – учебная мотивация) – нарисован процесс учебы.
ВМ (Предпочтение отдается внешним проявлениям школьной жизни – внешняя мотивация) – нарисована школа, дорога в школу, класс.
ИМ (предпочтение отдается игровым моментам школьной жизни – игровая мотивация) – нарисована ситуация перемены, спорт зал, столовая, прогулка.
10. Критичность.
Цель – выявление уровня критичности.
Процедура и инструкция.
Детей просят оценить сложность выполненных заданий.
Инструкция: «Внизу ответного листа написаны буквы «Т» и «Л». Если задания для тебя были трудными, обведи букву «Т», если легкими, обведи букву «Л», если не можешь определить, обведи и Л и Т».
Оценка.
ВК (высокий уровень критичности) – задания ученик выполнил хорошо, а оценил трудность заданий «Т» (трудные).
СК (средний уровень критичности) – задания ученик выполнил слабо и оценил задания, как трудные (Т), задания ученик выполнил хорошо, и оценил, как легкие (Л).
НК (низкая критичность) – Задания ученик выполнил слабо, а оценил задания, как легкие (Л).
11. Комфортность в классе
Цель – выявление уровня комфортности для ученика в классе.
Процедура и инструкция.
На доске и в бланках нарисованы два круга – один в другом. Ученикам нужно проставить точку в пространстве двух кругов или за их пределами.
Инструкция: «Ребята, перед вами два круга. Один – в другом. Поставьте точку в пространстве этих кругов или за их пределами.
Точка в центре двух кругов означает - «Мне хорошо в классе».
Точка между двух кругов означает - «Мне нормально в классе».
Точка за пределами кругов означает - «Мне плохо в классе»».
Оценка.
Точка в центре двух кругов – высокий уровень комфортности в классе.
Точка между двух кругов – средний уровень комфортности в классе.
Точка за пределами двух кругов – низкий уровень комфортности в классе.
Анализ результатов диагностики
Для каждого ученика подсчитывается:
Средние оценки интеллекта по 6 заданиям (память, внимание, зрительно-моторная координация, ВОК- ВО, ВОК-ВК, мышление). По 7 заданиям (с учетом теста на поиск ошибок в осмысленных словах). Отдельно - оценка темпа умственной работы.
Оценки школьной мотивации по анкете и рисунку.
Дополнительная информация – критичность, проблемы общения, напряженность состояния, написание букв или цифр в зеркальном изображении, игнорирование инструкций, комфортность в классе.
Оценка.
Средняя оценка за интеллект по 6 тестам.
6 баллов и выше – высокий уровень интеллекта.
4-5,9 – средний уровень интеллекта.
0-3,9 – низкий уровень интеллекта.

Дополнительно для сравнения совпадений с результатами тестирования учителем дается общая оценка успешности учебы

Составляются таблицы:
1. Сводная по классу
2. Общая сравнительная сводная по 1-м классам этого года.
3. Общая таблица по годам, как банк данных
Составляется аналитическая справка о прохождении адаптации исследованным 1 классом, где следует отразить
Уровень школьной мотивации (анкета, рисунок)
Уровень произвольности психических процессов (старательность в выполнении инструкций – по наблюдению во время тестирования, отсутствие графической небрежности, по оценке учителя).
Уровень успешности в интеллектуальных заданиях (общая оценка по интеллектуальным заданиям)
Уровень владения некоторым школьным навыкам (грамотность).
Уровень способности адаптироваться в коллективе (по наблюдению и оценке учителя, по оценке комфортности в классе, уровню критичности.)
Качество эмоционального состояния (по наблюдению, графическим особенностям, использованию цвета в рисунках, по оценке комфортности в классе).
На основании общих количественных и качественных оценок интеллекта и школьной мотивации, которые сравниваются с банком данных, делается вывод о соответствии или несоответствии учащихся 1-х классов этапу адаптации.
На основании сравнения общих оценок, полученных отдельными учащимися, с общими оценками класса делается вывод о соответствии или несоответствии отдельных учащихся этапу адаптации.
Таким образом, предложенная диагностическая программа позволяет выделить среди учащихся 1 класса группы ребят: с высоким, средним и низким уровнем адаптации к
школьным требованиям, дать общую оценку адаптации 1-го класса.