Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в рамках внедрения ФГОС НОО Первый раз- в первый класс!






Содержание программы
психолого-педагогиеского сопровождения
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Актуальность разработки программы
Характеристика содержания программы
Ожидаемый результат
Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению
Структура работы по психолого-педагогическому сопровождению
План психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО для 1-х классов
Заключение
Список литературы






















Пояснительная записка
В настоящее время педагогическое образование переходит в психолого-педагогическое. В связи с этим школа меняет направление и её целью становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся.
В современном мире для того, чтобы добиться успеха недостаточно владеть предметными знаниями , кроме этого надо обладать компетенциями. С помощью которых обучающиеся смогут позволить себе успешно общаться, управлять собственной деятельностью, более того освоить и применить любые знания.
Ключевое понятие, которое характеризует цели современного образования, является понятие «развитие». Образование – это процесс целенаправленного развития, он приводит к определённому результату- становление человека, обретению им культурно-значимых качеств, способностей и возможностей. В процессе образования эти значимые качества и способности передаются педагогами, психологами и приобретаются обучающимися в виде универсальных учебных действий.
В широком значении «универсальные учебные действия» – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком «универсальные учебные действия» (УУД) – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:
Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция; оценка; волевая саморегуляция.
Познавательные УУД - включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Введение ФГОС НОО требует наиболее продуктивной и усиленной работы всех школьных служб, в том числе и работы школьного психолога.
Выровнять стартовые возможности детей, создать условия для формирования УУД в соответствии ФГОС реально при организации психолого-педагогического сопровождения.
При переходе на ФГОС в деятельности психолога произошли изменения.
Если раньше педагог-психолог работал в основном, только с обучающимися, то теперь акцентируется внимание и на работу с учителями (психологическое просвещение), т.к. введение стандартов, предъявляет новые требования к уровню психолого- педагогической компетентности педагога.
Первоклассники переходят на новые стандарты, в сложный для них период адаптации к школе. Адаптация первоклассников – это приспособление к школе как среде своего развития и жизнедеятельности, адаптация часто предполагает страх, поэтому психолого-педагогическое сопровождение на данном этапе просто необходимо. Для контроля за развитием обучающихся , за оценкой комфортности образовательной среды и уровнем её безопасности для детей, учитывая новые требования мною разработана программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников.
Цель программы - создание психолого-педагогических условий для развития личности обучающихся и их успешного освоения программы начального общего образования, оказание помощи всем учащимся 1-го класса в адаптационный период, классному руководителю, учителям-предметникам, родителям.
Задачи программы:
Систематизировать отслеживание психолого-педагогического статуса обучающихся и динамику их психологического развития в процессе обучения.
Создать оптимальные социально-психологические условия интеллектуального развития обучающихся начальной школы.
Создать условия для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, улучшения климата межличностных взаимоотношений.
Развивать коммуникативные умения и навыки, необходимые для продуктивного взаимодействия с социумом.
Формировать у младших школьников способность к самоопределению, саморазвитию и самопознанию.
Снизить уровень тревожности у учителей и родителей.
Актуализировать мотивацию обучения, научить ученика постепенно понимать и брать на себя ответственность за успешность своего обучения.
Снизить уровень тревожности учителя перед встречей с новыми учениками.
Помощь в наблюдении за учащимися, осуществлять индивидуально-дифференцированный.
Расширить знания педагога в области возрастной психологии, своевременно дать рекомендации.
Подход к личности ученика; по работе с разной категорией детей (гиперактивными, агрессивными, застенчивыми, медлительными и т.д.)
Научить родителей адекватно оценивать возможности и способности своего ребёнка (изучение интересов и склонностей, наблюдение за особенностями поведения и усвоения учебного материала).
Способствовать принятию ребёнка таковым, какой он есть (развитие эмпатии у родителей).
Предложить формы работы и оказания психологической помощи в сложных ситуациях (диагностика, консультирование, коррекция, рекомендации).
Создать атмосферу сотрудничества родителей с педагогическим коллективом, администрацией и социально-психологической службой школы.


































Актуальность разработки программы
В современной школе 21 века существуют факторы риска школьной дезадаптации. Она проявляется в таких не маловажных проблемах как:
- снижение мотивации к учению;
- страх самовыражения;
- возникновение конфликтов с учителями и одноклассниками;
- нарушение поведения;
- недостаточное внимание ребёнку со стороны родителей (законных представителей или замещающих).
Диагностические исследования по выявлению школьной дезадаптации, показывают, что чаще всего проблемы у обучающихся возникают в адаптационный период. В ходе результатов трудности проявляются в следующем:
- в снижении мотивации, следовательно, и успеваемости;
- в противоречивости отношений и системы требований к ученику;
-происходит значительное изменение в условиях обучения;
- в возникающих внутренних противоречиях у самих учеников, связанных с личностным развитием, так же и интеллектуальным.
На основании обработки результатов диагностик можно сделать следующий вывод, что психолого-педагогическое сопровождение очень часто работает с последствиями несовершенной организации процесса обучении и воспитания, принцип работы системы « по запросу» тоже не эффективен. Но, на сегодня можно отметить принцип опережающего сопровождения, он наиболее востребованный. В соответствии с вышеперечисленными фактами, считаю что психолого-педагогическое сопровождение первоклассников нужно начинать с момента поступления их в школу и продолжать в течение всего года. Такая продолжительность программы сопровождения позволит реализовать комплексный план мероприятий разных направлений: коррекционно-развивающих и профилактических. Поскольку факторами риска в нарушении процесса формирования личности могут являться в основном большее количество участников учебного процесса, программа нацелена на вовлечение в неё не только учеников и учителей, но и обязательно родителей, а так, же всех остальных участников учебно-воспитательного процесса.













Характеристика содержания программы
Программа разработана в рамках программы начального общего образования. Общий контроль над реализацией программы осуществляется директором школы, а связующим звеном является педагог-психолог. Текущий контроль возлагается на заместителей директора школы по УВР и ВР. Промежуточные результаты работы по программе анализируются на педагогических советах, родительском классном собрании 1-го класса.
Участие в реализации программы непосредственно в обязательном порядке будут включены:
- администрация школы;
- классный руководитель 1-го класса;
- родители первоклассников;
-учителя – предметники;
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- врач педиатр.
Продолжительность программы- 1 год.
Разработка модели психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в условиях перехода на ФГОС опирается на следующие принципы:
рекомендательный характер советов сопровождающего;
приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребёнка»;
непрерывность сопровождения;
комплексный подход сопровождения многих специалистов;
оказывать ребёнку помощь в критических ситуациях;
учить ребёнка самостоятельно решать возникающие проблемы;
добиваться высокой социальной адаптации школьника.

Ожидаемый результат
Успешная социально-психологическая адаптация к новым социальным условиям;
Снижение уровня тревожности обучающихся, учителей и родителей;
Положительная динамика сформированности всех видов УУД.
Уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе

Виды работ по психолого-педагогическому сопровождению
Диагностический этап, т.е. проведение диагностики (она может быть индивидуальная и групповая, психологическая, психолого-педагогическая и педагогическая).
Консультирование (индивидуальное и групповое).
Психолого-педагогическое просвещение.
Коррекционно-развивающая деятельность.
Экспертиза, т.е. мониторинг (аналитический отчёт).


1 четверть
2 четверть
Педсовет, классное родительское собрание
3 четверть
4 четверть

Диагностика по адаптации
Углубленная диагностика

Коррекционно-развивающая деятельность,
Консультативно-просветительская работа
Педсовет, классное родительское собрание.
Аналитический отчёт.

Структура работы по психолого-педагогическому сопровождению
В первой четверти проводится диагностика на изучение уровня психологической адаптации обучающихся к учебному процессу: диагностический инструментарий обследования адаптационного периода первоклассников в себя наиболее показательные для адаптации процессы; мотивация учения, самооценку (личностные УУД).
Во второй четверти проводится углубленная диагностика, которая направлена на выявление уровня интеллектуального развития (познавательные УУД), определение уровня сформированности класса как коллектива, социометрическая методика. Результаты заносятся в индивидуальные карты обучающихся и в аналитический отчёт итоговые таблицы. Таким образом, прослеживается динамика интеллектуального и личностного развития. Далее проводится педсовет, в состав входят администрация, учителя, работающие в классе, классный руководитель, где педагог-психолог знакомит с результатами, т.е. даёт психологическую характеристику класса. Затем педагог – психолог знакомит родителей с характеристикой класса на классном родительском собрании.
В третьей четверти проводятся коррекционно-развивавающие занятия с детьми, у которых выявлены психологические проблемы. Работа проводится как индивидуально, так и в группе. В этой же четверти проводится консультативно-просветительская работа с родителями и педагогами.
В четвёртой четверти проводится итоговый педсовет , знакомство с мониторингом психического статуса обучающихся и аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по программе психолого-педагогического сопровождения ФГОС, планирование на следующий год.
















План психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО для первоклассников
Направления деятельности
УУД
Срок проведения
Предполагаемый результат

1.Изучение периода адаптации учащихся по учебно-методическому пособию Л.Н.Румянцевой
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
сентябрь, октябрь
апрель, май
Создание условий для успешной адаптации учеников к школе, предупреждение и преодоление школьных факторов риска

2. Методика «Беседа о школе» (Т.А.Нежной, Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера)
Личностные УУД
(самоопределение)

ноябрь
Определение «внутренней позиции» школьников

3.Методика самооценки «Лесенка» ( Т.В. Дембо- С.Я. Рубинштейна)
Личностные УУД
(самоопределение)

октябрь-апрель
Изучение уровня развития самооценки

4. Тест школьной мотивации-Н. Г.Лускановой
Личностные УУД
(смыслообразование)
октябрь
Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД

5.Диагностика познавательных УУД (теоретическое мышление) - методика Гиружапова
Познавательные УУД
ноябрь-апрель (мониторинг)
Определение уровня УУД на предметном материале

Методика «Социометрия» Дж. Морено
Коммуникативные УУД
ноябрь
Определение уровня сформированности как коллектива

7.Диагностика компонентов учебной деятельности – методика Г.В. Репкиной - Е.В.Заики
Регулятивные УУД
октябрь- апрель
Определение типа отношения ребёнка к учебному заданию

8.Коррекционно-развивающая работа с учащимися, которые испытывают временные трудности периода адаптации.

Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
ноябрь-апрель
Снизить в период адаптации тревожность, научить пользоваться поддержкой окружающих, оказывать помощь другим, видеть свои сильные и слабые стороны

9. Консультационная и просветительская работа.
Проведение индивидуальных и групповых консультаций родителей первоклассников.

По запросу ноябрь-май


10.Групповые и индивидуальные консультации с педагогами:
«Первый раз-в первый класс!»,
«Трудности адаптационного периода»,
«Психологические особенности младшего школьного возраста»,
«Учимся учиться»,
«Индивидуально-личностные особенности ребёнка»
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
сентябрь-май
Повышение готовности педагогов к работе в новом детском коллективе.

11.Групповые и индивидуальные консультации для родителей первоклассников
«Семья и школа как ресурс успешности первоклассника»
«Здоровье детей-забота школы и родителей»
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
сентябрь-май
Развитие самосознания и рефлексивных способностей.

12.Курс Г.К.Селевко познание окружающего мира, первичная социализация –  «Этика поведения» для учащихся 1 –х классов. Программа предназначена для самосовершенствования личности.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
сентябрь-май
Развитие основных качеств личности.

13. Аналитический отчёт

май
Анализ условий адаптации детей к школе, предупреждение и преодоление школьных рисков в дальнейшем обучении.






Заключение

Целью разработки и внедрения данной программы явилось требование ФГОС. Эта программа поможет дать психологическую характеристику ,каждого учащегося нового поколения, т.е составить его «портрет». Для этого в помощь каждому школьнику, служит их портфолио.
Проведение мероприятий по адаптации к школе – это не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Именно в этот период начинают формироваться те системы отношений ребенка с миром и самим собой, те устойчивые формы взаимоотошений со сверстниками и взрослыми и базовые учебные установки, которые в существенной мере определят в дальнейшем успешность его школьного обучения, эффективность стиля общения, возможности личностной самореализации в школьной среде. По какому пути пойдет развитие школьника в ближайшие годы, будет ли в период адаптации заложен социальный и интеллектуальный фундамент дальнейшего успешного обучения, или с приходом в школу ребенок попадет в чужой, непонятный – а, следовательно, и враждебный ему – школьный мир, во многом зависит от профессиональной и собственно личностной зрелости взрослых: родителей, педагогов, воспитателей, школьных психологов.
Программа психолого-педагогического сопровождения , отличается от других программ современными, авторскими диагностическими методиками, которые приведены в соответствии с видами УУД.
По результатам мониторинга, можно судить об эффективности мотивационной программы, где прослеживается положительная динамика по всем диагностическим методикам.


















Список литературы
Битянова, Л. Психологическое сопровождение детей / Л.Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10.
Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М., 1968.
Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А.Цукерман. – М., 2003.
Воднева, Г.Д. Адаптация к школе. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации: методическое пособие / Г.Д.Воднева. – Витебск, 2006.
Возрастные особенности учащихся и их учёт в организации учебно-воспитательного процесса / под ред. В.В.Давыдова, Д.Б.Эльконина. – М., 1980.
Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1997.
Кряжева, И.Л. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / И.Л.Кряжева. – Ярославль, 1996.
Маркова, А.К. Формирование мотивов учения / А.К.Маркова, Г.А.Матис. – М., 1990.
Ротенберг, В.С. Мозг. Обучение. Здоровье. / В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко. – М., 1989.
Тихомирова, Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль, 1997.
Цукерман, Г.А. Психология саморазвития / Г.А.Цукерман. – М., 1999.





Рисунок 115