Исследовательская работа Школьник, школьник, ты — силач!


Тема: Школьник, школьник, ты – силач!
Нас очень волнует, что здоровье школьников ухудшается с каждым годом. Причиной этого является множество факторов. В своем исследовании мы рассматривали соответствие веса учебников, рюкзаков (пустых и с учебными принадлежностями) санитарным нормам и требованиям, каким должен быть «правильный рюкзак».
Цели: изучить, как вес ранца влияет на осанку ребенка и отражается на его здоровье, обратить внимание на сбережение своего здоровья.
Задачи: изучить данные по исследуемой теме в медицинской литературе, описать влияние тяжелых ранцев на растущий организм ребенка, его последствия, доказать, что тяжелый ранец вредит здоровью, предложить способы решения проблемы.
Объект, предмет исследования: человек, осанка школьника.
База исследования: учащиеся 3а класса.
Гипотеза исследования: основу гипотезы составило предположение о том, что тяжелый ранец вредит здоровью.
Методы исследования: анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из журналов, книг, газет; Интернет, эксперимент.Актуальность темы: регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь.
Мы провели исследование с целью изучения, как вес ранца влияет на осанку школьника и отражается на его здоровье.
Проанализировав данные в медицинской литературе по теме исследования, мы выяснили, что за последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся. Этот факт ученые объясняют многими факторами, одним из которых является тяжелый школьный ранец.
Для получения информации о состоянии осанки учащихся мы побеседовали с врачом Мамбеткуловым Юниром Аскатовичем и выяснили, что проблема с опорно-двигательным аппаратом стоит очень остро.
Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период с 4 до 11 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, родовые травмы, недостаточный по времени отдых и пассивные формы поведения, неправильное положение тела во время занятий, не соответствующая обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.
Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.
У каждого родителя возникает вопрос: ранец или портфель? Всякий может растеряться при изобилии разных ранцев и портфелей, да и угодить надо своему чадо с рисунком ранца. В данном случае выдерживает конкуренцию именно ранец. Ведь в ранце нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Выбирать ранец нужно по его функциональным качествам. Ранец должен отвечать следующим требованиям: 1) он должен иметь жёсткую заднюю стенку или алюминиевую рамку внутри спинки портфеля; 2) он не должен деформироваться при укладке вещей; 3) ранец не должен быть шире плеч ребенка; 4) должен иметь необходимое количество карманов , каждый из которых выполняет определенную функцию; 5) ширина лямки – 4-5 см; 6) его материал должен быть прочным, легким, водоотталкивающим и удобным для чистки. Нельзя покупать слишком тяжелые ранцы. По современным требованиям вес пустого ранца не должен превышать в 1-5 классах 600-700г.
в 6-11 классах – 1000г.
С каждым годом школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные в школах крупных городов показали, что вес ранца с учебниками у учеников, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего с увеличением количества учебных дисциплин, а также большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений.
С 7 февраля 2003 года введены в действие санитарные нормы – «Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования», в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Вес издания не должен быть более:
• 300 г - для 1 - 4 классов;
• 400 г - для 5 - 6 классов;
• 500 г - для 7 - 9 классов;
• 600 г - для 10 - 11 классов.
Ученые в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выраженнее становились боли в спине. Начиная с 20% давление ранца на левое плечо, достигло 70мм ртутного столба, а на правое – 10 мм ртутного столба. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца, составляет 22% веса ученика. Кроме того, перекос правого плеча ведет еще к нарушению осанки.
Наш эксперимент.
Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент в своем 3а классе. В нем участвовало 30 человек.
План эксперимента.
Узнать у медицинского работника лицея – Тутаевой Ирины Юрьевны информацию о состоянии опорно – двигательной системы, в частности об осанке, учащихся нашего класса и показатели по лицею за последние три года.
Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у всех учеников нашего класса.
Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.
В течение недели наблюдать за изменением веса ранца с учебными нагрузками.
Подвести итоги по позициям:
- самый правильный ранец; (до 0,6 кг);
- самый тяжелый ранец;
- самый тяжелый ранец с принадлежностями;
- самый легкий ранец с принадлежностями;
- самый тяжелый учебник;
- самый «тяжелый» учебный день;
- самый легкий учебный день.
6. Выработать и дать рекомендации ученикам, родителям.
Проанализировав медицинские карточки учеников 3а класса с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой в классе существует.
С нарушением осанки - 4 человека;
со сколиозом - 2 человек;
здоровых - 24 человек.
Полученные результаты оказались неожиданными. Как же сохранить здоровье школьника и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной? Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика. То есть вес ученика в килограммах надо умножить на 10 и разделить на 100. Результаты даны в таблице 1.
ФИО ученика Год рождВес тела
(кг) Диагноз Правильн. вес ранца(г) Реальный вес ранца
(г)
Аманьюлов Данил 2007 31 Нарушение осанки 3000 2800
Асылова Камила2007 30 2900 2800
Баимова Рузиля2008 28 2700 2500
Бариев Камиль2007 33 Нарушение осанки 3200 2800
Бикмухаметова Диана 2008 27 2600 2700
Брялина Флорида 2007 29 2800 2500
Буканова Назгуль2007 25 Сколиоз 2400 2600
Вахитов Айтуган2007 36 3500 2800
Гатиятов Ролан 2007 30 2900 2800
Давлетшина Аделина2007 25 2400 2750
Исмагилов Арсен 2007 26 Нарушение осанки 2500 2600
Ишбаев Ильяс 2007 26 2500 2600
Карачурин Азамат2007 29 2800 2600
Кидрасов Мурат 2007 29 2800 2700
Кусябаева Самира2007 24 2300 2650
Мустафин Данил 2007 30 2900 2800
Папкова Женя 2007 27 2600 2550
Рыскужина Розалия 2008 35 Нарушение осанки 3400 2700
Сайфуллин Динислам2007 29 Сколиоз 2800 2600
Султанова Инзера 2007 29 2800 2600
Сыртланов Камиль2007 26 2500 2500
Тулибаев Дамир 2007 29 2800 2800
Туляков Нурислам2007 30 2900 2800
Тунгатаров Рушан 2008 29 2800 2800
Тутаева Лилия 2007 29 2800 2750
Хайбуллина Азалия 2007 28 2700 2600
Хасанова Айлина2007 29 2800 2650
Хисамутдинов Денис 2007 27 2600 2400
Юлгутлина Милана 2007 30 2900 3000
Якшибаев Нурсултан 2007 29 2800 2600
Мы увидели, что правильный вес ранца не всегда соответствует его реальному весу. Мы решили выяснить: может быть причина излишней тяжести в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Таблица 2.
ФИО ученика Вес ранца (г) Выводы
Аманьюлов Данил 600 Норма
Асылова Камила700 Тяжелый
Баимова Рузиля600 Норма
Бариев Камиль500 Норма
Бикмухаметова Диана 550 Норма
Брялина Флорида 700 Тяжелый
Буканова Назгуль500 Норма
Вахитов Айтуган700 Тяжелый
Гатиятов Ролан 600 Норма
Давлетшина Аделина550 Норма
Исмагилов Арсен 500 Норма
Ишбаев Ильяс 550 Норма
Карачурин Азамат600 Норма
Кидрасов Мурат 600 Норма
Кусябаева Самира550 Норма
Мустафин Данил 600 Норма
Папкова Женя 550 Норма
Рыскужина Розалия 700 Тяжелый
Сайфуллин Динислам600 Норма
Султанова Инзера 600 Норма
Сыртланов Камиль450 Норма
Тулибаев Дамир 700 Тяжелый
Туляков Нурислам600 Норма
Тунгатаров Рушан 600 Норма
Тутаева Лилия 600 Норма
Хайбуллина Азалия 600 Норма
Хасанова Айлина600 Норма
Хисамутдинов Денис 550 Норма
Юлгутлина Милана 700 Тяжелый
Якшибаев Нурсултан 600 Норма
Мы увидели, что у учеников нашего класса вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает условного веса – 600г. Нашелся победитель – легковес весом 450г. Но у 6 человек вес ранца превысил норму. А ранцы, превышающие гигиеническую норму, могут стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной, сердечнососудистой и дыхательной систем.
Но может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого мы взвесили все учебники и пособия, которыми пользуемся. Полученные результаты поместили в таблицу 3.
Название учебника, пособия Вес (г) Выводы
Русский язык +печатная тетрадь 200+100 Норма
Чтение + печатная тетрадь 200+100 Норма
Математика + печатная тетрадь 150+100 Норма
Окружающий мир + печатная тетрадь 200+100 Норма
Башкирский язык + тетрадь 200+100 Норма
Английский язык + тетрадь 300+100 Норма
Все учебники соответствуют норме. Самым тяжелым оказался учебник английского языка, но и он соответствует гигиеническим требованиям.
Понаблюдав за весом ранцев в течение недели, мы выяснили, что самым тяжелым ранец бывает во вторник - 3,5 кг . Самым легким – в пятницу – 2,3 кг. И это при том, что не учитывали веса сменной обуви и спортивной формы.
Среди учеников нашего класса нашлись нерадивые дети, которые забывали выкладывать из ранца ненужные учебники и носили их в течение нескольких дней. Немало и тех, кто носит в ранце игрушки и посторонние вещи.
Результаты показывают, что тяжелый ранец вредит здоровью школьника. Груз за спиной играет значительную роль в силу ассиметричной нагрузки на позвоночник ребенка. Мы предложили свои способы решения проблемы и разработали ряд рекомендаций для учеников, родителей.
Рекомендации.
Ученикам.
Не носите ничего лишнего в ранцах.
Ежедневно проверяйте свой ранец, не забывайте выложить ненужные учебники.
Не просите родителей покупать модные, но «вредные» ранцы с лямкой через плечо.
Родителям.
Не покупайте тяжелые ранцы.
Контролируйте содержимое ранцев своих детей.
Позаботьтесь о здоровье своих детей сегодня.
Наши родители сделали первый шаг к устранению этой проблемы – купили в класс шкаф, в которой хранится наша спортивная форма.
Сегодня мы обозначили лишь некоторые направления решения данной проблемы. Этот фактор может быть не допущен или устранен в условиях семейного и школьного воспитания. Главное – не упустить время и заняться осанкой, пока она поддается коррекции.
Литература.
Сапин М.Р., Билич Г.А. Анатомия человека. – М., высшая школа, - 1989.
Головенкин А. Школьный сколиоз. – Будь здоров! 1997 - №4.
Страковская В. Стройный ребенок. – Будь здоров! 2000 - №5.
Фетисов С. Ваша молодость – в позвоночнике. Панацея. – 1993 - №29.
Пеганов Ю.А., Березина Л.А. Позвоночник гибок – тело молодо. М., 1991.
Большая медицинская энциклопедия. Том 23, стр.386-389.
Журнал «Здоровье», №6, №7, 1988