Программа адаптации и психолого-педагогического сопровождения- Ступени


Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детского сада №24
«Звёздочка»
________Л.И.БорщёваПРОГРАММА
дополнительного образования
детей раннего возраста, адаптационная программа психолого-педагогического сопровождения
«Ступени»
Первая, вторая младшая группа
(от 1.5 до 3 лет)
1 ступень – «Встреча с новым».- 1-я младшая группа
2 ступень – «Становление» - 2-я младшая группа
Пояснительная записка
Многолетний анализ педагогической практики убедительно доказал, что основная причина эмоционального стресса детей и родителей – период адаптации. Каждый родитель задумывается, когда отдавать ребенка в дошкольное учреждение и стоит ли это делать.
Безусловно, что ребенку для гармоничного развития требуется организованная группа сверстников, так же работники детского сада – профессионалы, которые могут дать каждому ребенку важные базовые знания о мире, о работе в группе, о трудовой и музыкальной деятельности. Но каждого родителя пугают разговоры о том, что его малыш будет плакать и болеть в саду.
Каждый родитель, безусловно, лучше всех знает своего ребенка и знает его потенциал, но бывает при недостатке специальных знаний о развитии детей, даже любящие родители могут совершить ошибку в воспитательном процессе. Для этого так важно общение с воспитателем- специально обученным педагогом для дошкольного возраста. Большинство мам и пап не имеют целостного представления о жизни ребенка в саду, о условиях обучения и воспитания. Поэтому очень важно сотрудничество детского сада с семьями малыше, поступающих в дошкольное учреждение.
Только совместная подготовка малыша к посещению сада - будет являться залогом успешной адаптации. Само слово адаптация означает процесс вхождения человека в новую для него среду. Адаптация – активный процесс, который имеет два результата: позитивный и негативный. Позитивный результат- адаптированный ребенок, обладающий совокупностью всех полезных изменений организма. Негативный – стресс и его последствия для ребенка.
Раннее детство удивительное время мощного психического и физического развития малыша. По насыщенности овладения навыками и умениями, этот процесс не имеет себе подобных за всю жизнь человека. Однако незрелость органов и систем ребенка и интенсивность развития делает ребенка уязвимым и ранимым, более чем когда- либо. Ранний возраст детей более подвержен заболеваниям, малыши очень впечатлительны, эмоциональны. Основной вид страха – одиночества, незнакомых взрослых, резкие громкие звуки, страх наказания и животных. Поэтому чрезвычайно важно так организовать период адаптации, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Безболезненное вхождение в жизнь детского сада – это общая задача, как педагога, так и родителя. Но на пути к этому возникают различные трудности:
Отсутствие в семьях необходимых медицинских, педагогических, психологических и юридических знаний.
Мотивы и потребности в обучении, у родителей и воспитателей разные.
Расхождение в стилях воспитания и требованиях к ребенку, в саду и дома.
Нестабильность современного общества и социальная напряженность, создают условия кризиса для самого социального института семьи. часто воспитательная функция отодвинута на задний план.
Отсюда можно сделать вывод – организованная деятельность по адаптации, должна быть целостным процессом, включающим три стороны: педагогов, родителей и детей.
Существует несколько рекомендаций по реализации данной программы:
Все участники процесса, принимают в нем активное участие.
Каждый ребенок принимает посильное для него участие в программе.
наполняемость группы не должна превышать 10 человек и делится на две подгруппы по 5 человек.
Нежелательно пропускать без уважительных причин занятия программы, при поступлении в дошкольное учреждение.
Возрастные особенности детей
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
к организации и проведению работы
группы адаптации и развития
первая младшая(1.5 - 3 года) группа
Данная программа нацелена на создание условий, облегчающих адаптационный процесс вхождения в дошкольное учреждение, путем совместной деятельности семьи и детского сада. (первая младшая 1.5 - 3 года)
Программа рассчитана на 10 месяцев и делится на пять этапов:
Взаимодействие педагога-психолога с родителями и воспитателями групп раннего возраста и прогноз адаптации.
Дети вместе с родителями посещают адаптационную группу временного пребывания.
Переход малышей в группу с обычным режимом, по алгоритму постепенного вхождения в детский сад.
Проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
Контрольно - диагностический.
Цель и задачи программы.
Взаимодействие педагога-психолога с родителями и воспитателями групп раннего возраста и прогноз адаптации.
Цели: Определение степени тяжести адаптации малыша и корректировка воспитательного процесса с учетом этой информации. Обновление знаний воспитателей и родителей о периоде адаптации.
Задачи: Наблюдение и фиксация параметров, облегчающих адаптацию: эмоциональный фон, отношение к незнакомому взрослому, умение понимать и выполнять инструкцию взрослого, уровень развития предметной деятельности. Проведение лекций и семинаров для педагогов групп раннего развития. Проведение родительского собрания по теме «Мы идем в детский сад».
Дети вместе с родителями посещают адаптационную группу временного пребывания.
Цели: Облегчение адаптации при вхождении в детский сад, предотвращение психосоматических заболеваний, преодоление страхов соответствующих раннему возрасту, обеспечение ресурса ребенку для благоприятной адаптации.
Задачи: Знакомство детей и их семей друг с другом. Формирование положительного эмоционального настроя между малышами и взрослыми. Повышение уровня грамотности родителей о периоде адаптации и дальнейшем пребывании и обучении ребенка в детском саду. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста для дальнейшего обучения.
Переход малышей в группу с обычным режимом, по алгоритму постепенного вхождения в детский сад.
Цели: Вхождение в группу сверстников с обычным режимом для групп раннего возраста.
Задачи: Более легкое привыкание ребенка к новой обстановке, положительный контакт с воспитателями группы.
Проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
Цели: Вхождение в группу сверстников с обычным режимом для групп раннего возраста. Сплочение коллектива, обучение правильной реакции детей друг на друга и в конфликтных ситуациях. Дальнейшее развитие предметной деятельности.
Задачи: Помощь детям в стрессовой ситуации адаптации. Создание положительного эмоционального фона в группе. Снижение факторов мешающих педагогическому процессу: тревога, агрессия, излишняя или недостаточная двигательная активность. Развитие познавательных процессов: внимания, речи, мышления, восприятия, воображения.
Контрольно - диагностический.
Цели: осуществление контроля результатов работы программы и выявление последующих направлений в работе.
Задачи: Исследование и диагностика эмоциональной сферы и развития познавательных процессов: внимания, речи, мышления, восприятия, воображения, совместно с воспитателем группы.
Структура построения занятий:
Адаптационная группа временного пребывания (2 раза в неделю, всего 10 занятий, время занятии 1-час):
При построении занятий учитываются возрастные психические и физические особенности детей раннего возраста. Занятие проводится подгруппами по 4 -6 человек, длится 1- час.
Стандартное занятие обязательно включает смену видов деятельности и физкультминутки и имеет следующую структуру построения:
1.Приветствие.
Привлечение участников группы к деятельности, снятие тревожности, развитие интереса к игровой и познавательной деятельности. Развитие умения работать в группе сверстников. Педагог берет куклу в руку и здоровается с колокольчиком, с малышами, песенки: Железнова, «Ну-ка все», «Тук- тук», «Погремушка», «Головами покиваем».
2. Окружающий мир. Введение в сказку.
Сюжетно-ролевые игры, театрализованные игры, Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослым. Кукла-петушок, на руку. Педагог здоровается, знакомит детей с куклой: «Это Петя, мы вместе с ним будем гулять и веселится и играть, потом вместе пойдем в детский сад. Итак, отправляемся» !. 3. Двигательная гимнастика.
Проводятся групповые упражнения, направленные на развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у малышей выразительности движений. Упражнения соответствуют времени года, в которое проводится занятие.
4.Мышление.
Проводятся упражнения направленные на развитие сенсорной деятельности, конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Упражнения проводятся в сенсорной комнате, используются настольные игры Воскобовича.
5. Логоритмика.
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. Слушание, пение. Выполнение музыкально ритмических движений, формирование способности воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Проведение упражнений с использованием песенок по Железновой по теме занятия. Пальчиковая гимнастика.
6.Физическое развитие.
Полоса препятствий – 10 минут (физкультурный зал). Физическое развитие участников группы.
8. Развитие речи.
Развитие свободного общения взрослого и группы детей – диалог, развитие компонентов устной речи детей, практическое овладение воспитанниками нормами речи. Кукольный театр, сказкотерапия. Чтение литературы, рекомендуемой по возрасту. Артикуляционная гимнастика.
9. Творчество.
Рисование, лепка, аппликация, художественный труд. Развитие детского творчества, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Удовлетворение потребности детей в самовыражении. Занятия проводятся соответственно теме занятия и времени года.
10. Прощание.
Группа по адаптации с детским коллективом ( 2 раза в неделю, время занятия 30 минут).
1.Приветствие.
Привлечение участников группы к деятельности, снятие тревожности, развитие интереса к игровой и познавательной деятельности. Развитие умения работать в группе сверстников. Педагог берет куклу в руку и здоровается с колокольчиком, с малышами, песенки: Железнова, «Ну-ка все», «Тук- тук», «Погремушка», «Головами покиваем».
2. Двигательная гимнастика.
Проводятся групповые упражнения, направленные на развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта детей, формирование у малышей выразительности движений. Упражнения соответствуют времени года в которое проводится занятие.
4.Мышление.
Проводятся упражнения направленные на развитие сенсорной деятельности, конструктивной деятельности, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Упражнения проводятся в сенсорной комнате, используются настольные игры Воскобовича.
5. Логоритмика.
Развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение к музыкальному искусству. Слушание, пение. Выполнение музыкально ритмических движений, формирование способности воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Проведение упражнений с использованием песенок по Железновой по теме занятия. Пальчиковая гимнастика.
4. Творчество.
Рисование, лепка, аппликация, художественный труд. Развитие детского творчества, формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности. Удовлетворение потребности детей в самовыражении. Занятия проводятся соответственно теме занятия и времени года.
5. Прощание.
В зависимости от цели занятия педагог может изменить структуру занятия, поменять местами блоки, заменить физкультминутку подвижным заданием или подвижной игрой.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ освоения программы :Планируемые результаты освоения программы участниками:
Образовательная область Приобретенные навыки
Здоровье Проявляет навыки опрятности
При помощи взрослого пользуется индивидуальными предметами, одевается и раздевается.
Учится самостоятельно есть.
Физическая культура Умеет выполнять ходьбу и бег.
Прыгает на двух ногах на месте и с продвижением вперед.
Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч.
Социализация Играет рядом со сверстниками, не мешая им.
Подражает действиям сверстников.
Эмоционально откликается на игру предложенную взрослым.
Самостоятельно выполняет игровые действия с предметами.
Использует в игре замещение недостающего предмета
Следит за действиями героев кукольного театра.
В самостоятельной игре старается сопровождать свои действия речью.
Труд Выполняет простейшие трудовые действия с помощью педагога.
Безопасность Соблюдает элементарные правила безопасности в группе и на участке во время прогулки.
Имеет элементарные представления о правилах дорожного движения.
Познание:
Продуктивная деятельность
Элементарные математические представления
Различает основные формы строительного материала.
Сооружает различные постройки.
- проводить аналогию между разными предметами;
- находить схожее у разных предметов;
- переносить свойства одного предмета на другие.
Может образовать группу из однородных предметов.
Различает один и много.
Различает большой и маленький.
Узнает геометрические формы.
- расставлять события в правильной последовательности;
- применять какое-либо действие по отношению к разным предметам;
- находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;
Коммуникация Старается поделиться информацией.
Пытается сообщить о неудобстве.
Начинает сопровождать речью бытовые действия.
Слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Чтение художественной литературы Слушает доступные по содержанию стихи, сказки, рассказы.
Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах.
Художественное творчество Знает что карандашами, фломастерами, красками полагается рисовать.
Различает основные цвета.
Выполняет несложные действия при лепке и аппликации.
Музыка Узнает знакомые мелодии.
Подпевает с педагогом знакомые музыкальные фразы.
Умеет выполнять движения по примеру взрослого.
Узнает и может использовать в занятиях несложные музыкальные инструменты.
Формирование целостной картины мира Различает названия и функции окружающих предметов.
Узнает домашних и диких животных и их детенышей.
Различает овощи и фрукты.
Различает некоторые деревья.
Имеет элементарные представления о сезонных явлениях.


Реализация этапов программы:
№ Этапы программы Содержание этапа программы Сроки проведения
1. Взаимодействие педагога-психолога с родителями и воспитателями групп раннего возраста и прогноз адаптации.
Июнь - июль
2. Дети вместе с родителями посещают адаптационную группу временного пребывания.
август - сентябрь
3. Переход малышей в группу с обычным режимом, по алгоритму постепенного вхождения в детский сад.
сентябрь
4. Проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
сентябрь - май
5. Контрольно - диагностический.
Первичная диагностика – август - сентябрь. Повторная диагностика июнь.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1, 2 младшая группа группа (1.5-3года)
№ п,пмесяц
Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
август 2 занятия в неделю 1 1-я неделя
Детский сад Знакомство с ведущим и местом проведения занятий. Рассказ с сюжетными картинками « Мой детский сад». Логоритмика. Спортивные игры и подвижные игры. Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Игра для развития мышления «Помоги найти коробку для сапожек». Игра «Ветер и дождь». Конструирование из мягких больших блоков. Сказкотерапия «Помоги цветочку» на коврографе .Рисунок с элементами аппликации «Домик для цыпленка». Психогимнастика. Раскрашивание с элементами аппликации «Арбуз». Музыкальные минутки по методу Железновых
2 2-я неделя
Моя группа Рассказ о жизни в группе по сюжетным картинкам. Знакомство с режимными моментами. Музыкальные игры. Подвижные игры. Подвижная игра «Солнышко и тучка». Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Стихотворения о режиме дня. Артикуляционная гимнастика «Едим горячую кашу». Развитие моторики «Покорми свинку». Дидактическая игра Воскобовича домик для фигур. Аппликация «Заготовки на зиму» и «Деревья». Музыкальные минутки по методу Железновых. Тематическое занятие «Листопад».
3 3-я неделя Прощание с летом, листочки
Рассказ об осени на примере картин. Сравнение лета и осени – листья. Стихотворение игра « Мы осенние листочки». Подвижная игра «Солнышко и тучка». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Наблюдение за природой собираем опавшие листья и сравниваем с теми что на деревьях. Музыкальные игры по методу Железновых. Игра на мышление «Мышка-воришка» (что пропало). Логоритмика. Дидактическая игра «Большой и маленький». Раскрашивание осенних листьев и аппликация «Листья на деревьях и земле». Презентация «Сравнение лета и осени».
4 4-я неделя
Фрукты
Август время фруктов. Знакомство с фруктами на примере муляжей. Где растут. Как моем фрукты. Подвижная игра «Догони мяч». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Дидактическая игра «Фонарики» делаем яблоко. Стихи о фруктах. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения. Развитие моторики – шнуровки. Игра на память «Мышка-воришка» (что пропало). Аппликация пластилином «Фрукты». Раскрашивание фруктов с элементами аппликации «Корзинка с фруктами». Пальчиковая гимнастика «Червячок». Музыкальные игры по методу Железновых. Психогимнастика. Презентация «Фрукты» «Фрукты .Много- мало» , «Фрукты. Большой-маленький».
5 5-я неделя Мониторинг и диагностика Подведение итогов тестовые проверки усвоенных знаний, наблюдение, заполнение карт нервно-психического развития. Доработка выявленных недочетов. Беседы и консультации для родителей и педагогов.
№ п,пмесяц Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
сентябрь 2 занятия в неделю 1 1-я неделя Овощи.
Осень время овощей. Знакомство с овощами на примере муляжей и сюжетных картинок. Где растут. Как мы моем овощи. Подвижная игра «Перейди через ручей». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика ОРВИ (упражнения из комплекса). Дидактическая игра «Домик для фигур». Стихи об овощах. Дыхательные упражнения. логоритмика. Музыкальные игры по методу Железновых. Артикуляционные упражнения. Развитие моторики «Ищем овощи в крупе». Игра на память «Мышка-воришка» (что появилось). Лепка пластилином «Морковка». Презентация «Овощи» «Овощи .Много- мало» , «Овощи. Большой-маленький».Раскрашивание овощей с элементами аппликации «Огород».
2 2-я неделя Осень Дождик. Орешки и грибочки. Животные осенью. Рассматриваем картины осени. Животные осенью. Музыкальная игра «Кап-Кап». Подвижная игра «Запасливый хомячок». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика ОРВИ (упражнения из комплекса). Чтение осенних стихотворений с движениями. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика «Животные». Музыкальные игры по методу Железновых. Конструирование домика и моста из мягких блоков. Дидактические игры «Высокий и низкий». Развитие моторики «Пересыпаем ложкой». Пальчиковая гимнастика «Мальчик- пальчик лег поспать». Игра на мышление «Собери грибочки». Аппликация раскраска «Припасы». Рисование ватными палочками «Дождик». Презентация « Осень. Стихи про осень для малышей».
3 3-я неделя Домашние животные. Кошка и собака сравнение.
Изучение картинок и понятия домашних животных на примере сюжетных картинок и фигурок животных. Подвижная игра «Проползи в ворота» и «Прокати мяч». Спортивные упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Профилактика ОРВИ (упражнения из комплекса). Артикуляционная гимнастика «Животные». Музыкальные игры по методу Железновых. Игры на мышление «Кто это?» , «Собаки и кошки». Игра на моторику «Посыпаем дорожки”. Игра- драматизация «Теремок». Игры с панелями в сенсорной комнате. Ролевые психогимнастические игры «Изображаем животных», «Кошка и мышки». Аппликация «Делаем кошке шерстку». Презетация «Домашние животные. Кто так говорит?». Раскрашивание « Щенок».
4 4-я неделя Домашние животные обобщение.
Обобщение понятий домашние животные. Где живут, чем питаются .Как ухаживать. Игра на мышление «Кто это? « и Кто так говорит?» Подвижная игра «Где звенит?». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика ОРВИ. Стихотворные физкульт минутки по теме занятия. Пальчиковые игры «Куры во дворе». Игра на развитие речи «Какой он ?» по теме занятия. Мама и малыш с животными. Игра на развитие моторики «Была лужа – и нет ее». Игры с панелями в сенсорной комнате. Артикуляционная гимнастика «Животные». Ролевые игры « Покорми животных?» «Моем животных». Аппликация из рваной бумаги «Гусь», аппликация из ваты «Овечка». Лепка из пластилина «Кормим животных».
5 5-я неделя Лесные животные
Изучение картинок и понятия лесных животных на примере сюжетных картинок и фигурок животных. Подвижная игра «Перешагни палку» и «Целься точнее». Спортивные упражнения для развития мышц спины. Профилактика ОРВИ (упражнения из комплекса). Артикуляционная гимнастика «Животные». Музыкальные игры по методу Железновых. Игры на мышление «Кто это?», «Кто так кричит?» Игра на моторику «Выловим из воды». Игра- драматизация «Колобок». Дидактические игры «Фонарики» составляем животных. Поделка из шишек «Ежик» и Зайка». Конструирование «Деревья». Презентация «Мамы и их детки картинки».
№ п,пмесяц Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
октябрь 2 занятия в неделю 1 1-я неделя Животные. Обобщение и классификация.
Обобщение понятий животные и их классификация на домашних и лесных. Где живут, чем питаются. Строение тела. Игра на мышление « Кто так говорит?» Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика заболеваний дыхательной системы. Пальчиковые игры «Гулял медведь по лесу». Игра на развитие речи «Опиши животное?» по теме занятия. Игра на развитие моторики «Разложим по порядку». Игры с панелями в сенсорной комнате. Артикуляционная гимнастика «Животные». Игра драматизация «Волк и семеро козлят». Рисование красками и пальчиками «Лес для мишки». Поделка из бумаги с элементами аппликации сложить собаку и лягушку.
2 2-я неделя Домашние птицы
Изучение картинок и понятия домашних птиц на примере сюжетных картинок и фигурок. Подвижная игра «Перешагни через палку » и «Птички летают». Спортивные упражнения для кистей рук и плечевого пояса, « Найди флажок. Профилактика заболеваний дыхательной системы (упражнения из комплекса). Пальчиковая гимнастика «Птицы». Музыкальные игры по методу Железновых. Обучающие игры «Чем отличается», «Убери лишнее». Игра на моторику «Не просыпь, не пролей». Ролевая игра «Птичий двор». Ролевые психогимнастические игры «Слушаем хлопки». Конструирование «Домик для птиц». Аппликация из резанной бумаги «Делаем птичке перышки». Презентация «Птицы».Раскрашивание рисунка кусочками губки с элементами аппликации « Цыпленок».
3 3-я неделя Дикие птицы. Перелетные и зимующие птицы.
Знакомство с дикими птицами (карточки). Понятие перелетных и зимующих птиц. Строение птицы. Чем питаются. Подвижная игра «Целься точнее». Спортивная игра «Полоса препятствий», укрепление брюшного пресса. Профилактика неправильного прикуса. Дидактическая игра «Логоформы» знакомство. Стихи о птицах. Дыхательные упражнения. Развитие моторики – шнуровки, игра «Кормим большую и маленькую птицу». Обучающая игра «Подбери картинку», «Кто остается, кто улетает?» Занятия в сенсорной комнате. Понятие длинный и короткий. Разучивание песни «Кто такие птички?» Музыкальные игры по методу Железновых. Презентация «Перелетные птицы». Психогимнастика, упражнения на расслабление «Заводные игрушки». Поделка из шишки «Сова», поделка из трубочки и бумаги «Птица».
4 4-я неделя Птицы. Обобщение Обобщение понятий птицы и их классификация на зимующих и перелетных. Где живут, чем питаются. Строение тела. Игра на мышление « Кто так говорит?» птицы. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Спортивные игры для укрепления мышц спины и профилактика заболеваний дыхательной системы. Чтение потешек о птицах. Игра –драматизация «Петух и лиса». Игра на развитие моторики «Вылавливаем из воды». Игры с панелями в сенсорной комнате. Конструирование «Построй мостик по образцу». Артикуляционная гимнастика «Дыхательные упражнения». Рисование красками и пальчиками «Лес для мишки». Поделка из бумаги «Лебедь» и «Птица» из геометрических форм.
5 5-я неделя
Мониторинг и диагностика Подведение итогов тестовые проверки усвоенных знаний, наблюдение, заполнение карт нервно-психического развития. Доработка выявленных недочетов. Беседы и консультации для родителей и педагогов. Беседы и консультации для родителей и педагогов.
№ п,пмесяц Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
ноябрь 2 занятия в неделю 1 1-я неделя Наш дом.
Прихожая. Ванная комната
Формирование понятий о доме, комнаты. Прихожая и ванна комнаты, их назначение. Мебель. Подвижная игра «Зайка беленький». Спортивные упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Профилактика развития хронических заболеваний. Музыкальные занятия по методу Железновых. Упражнения для развития речи «Для чего это?» игры для моторики “Смети, но не просыпь!” Игры с сенсорными панелями, игры по Воскобовичу, игры с пирамидками, вкладышами, стаканчиками. Обучающие игры на закрепление понятий – над, под, около, в, за, перед итд. Конструирование предметов мебели. Презентация «Мебель». Психогимнастика:«Слушай хлопки», «Вот так позы». Лепка домика из колбасок (пластилин), Аппликация «Ванная комната».
2 2-я неделя Детская комната. Игрушки. Изучение детской комнаты. Мебель. Сравнение детской и взрослой мебели. Наши игрушки. Изучение дидактических карточек. Игра на внимание «Что появилось?». Подвижная игра «Принеси предмет». Спортивные упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Профилактический комплекс при нарушении осанки. Музыкальные занятия по методу Железновых. Игра –драматизация «Волк и семеро козлят». Артикуляционная гимнастика «Зоопарк». Упражнения на развитие моторики «Готовим лекарства». Стихотворные игры с движением по произведениям А. Барто. Презентация «Игрушки».Ролевая игра «Кукла Маша и Вася играют в своей комнате». Рисование пальчиками «Пирамидка». Аппликация «Мои любимые игрушки».
3 3-я неделя Кухня. Готовим еду.
Изучение кухни, кухонная мебель. Что делают на кухне. Игра на мышление «Что нам нужно для кухни?». Подвижная игра «Целься точнее». Спортивная игра «Полоса препятствий», укрепление брюшного пресса. Профилактика неправильного прикуса. Музыкальные занятия по методу Железновых. Игра на моторику «Свари кашу». Обучающая игра «Что нам надо для супа?». Игры с логоформами Воскобовича. Комплекс дыхательных упражнений для артикуляции. Психогимнастика: «Зеваки», «Разведчики», «Пожалуйста». Аппликация «Горшочек каши». Лепим из пластилина овощи для супа.
4 4-я неделя Спальня
Гостиная Изучение спальни и гостиной, мебель. Что делают на кухне. Игра на мышление «Выбери правильно?». Подвижная игра «Целься точнее». Спортивная игра «Полоса препятствий», укрепление брюшного пресса. Профилактика неправильного прикуса. Музыкальные занятия по методу Железновых. Игра на моторику «Свари кашу». Обучающая игра «Что нам надо для супа?». Игры с логоформами Воскобовича. Комплекс дыхательных упражнений для артикуляции. Психогимнастика: «Зеваки», «Разведчики», «Пожалуйста». Аппликация. Лепим из пластилина.
5 5-я неделя Наш дом. Обобщение Обобщение понятий дом и его комнаты. Назначение комнат дома. Игра на мышление «Для чего это? « Куда положим?» Подвижная игра «Где звенит?». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика ОРВИ. Стихотворные физкульт минутки по теме занятия. Пальчиковые игры «Куры во дворе». Игра на развитие речи «Какой он ?» по теме занятия. Игра на развитие моторики «Была лужа – и нет ее”. Игры с панелями в сенсорной комнате. Обучающая игра «Наш дом». Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка». Ролевые игры « Давай устроим дом». Аппликация из рваной бумаги «Избушка», раскрашивание предметов мебели красками.
№ п,пмесяц
декабрь Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
2 занятия в неделю 1 1-я неделя Зима
Зимовье зверей
Зима, признаки зимы. Как зимуют животные на примере сюжетных картинок. Подвижная игра «Перейди через ручей». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика ОРВИ (упражнения из комплекса). Дидактическая игра «Домик для фигур». Стихи об животных. Дыхательные упражнения. Логоритмика. Музыкальные игры по методу Железновых. Артикуляционные упражнения. Развитие моторики «Ищем овощи в крупе».Презентация «Зима пришла». Игра на память «Мышка-воришка» (что появилось). Лепка пластилином. Рисование.
2 2-я неделя Зимние забавы
Знакомство с зимними забавами детей. Зимние игры. Подвижная игра «Целься точнее». Спортивная игра «Полоса препятствий», укрепление брюшного пресса. Профилактика неправильного прикуса. Дидактическая игра «Логоформы» знакомство. Стихи о зиме. Дыхательные упражнения. Развитие моторики – шнуровки, игра «Кормим большую и маленькую птицу». Обучающая игра «Подбери картинку», Занятия в сенсорной комнате. Понятие длинный и короткий. Разучивание песни Музыкальные игры по методу Железновых. Психогимнастика, упражнения на расслабление «Заводные игрушки». Поделка из шишки, поделка из трубочки и бумаги.
3 3-я неделя Украшение дома. Подготовка к празднику.
Скоро Новый год. Как готовимся к Новому году. Игра на мышление «Кто это? « и Кто так говорит?» Подвижная игра «Где звенит?». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика ОРВИ. Стихотворные физкульт минутки по теме занятия. Пальчиковые игры «Куры во дворе». Игра на развитие речи «Какой он ?» по теме занятия. Мама и малыш с животными. Игра на развитие моторики Была лужа – и нет ее”. Игры с панелями в сенсорной комнате. Артикуляционная гимнастика «Животные». Ролевые игры « Покорми животных?» «Моем животных». Аппликация из рваной бумаги, аппликация из ваты «. Лепка из пластилина.
4 4-я неделя Новый год Праздничные занятия. Изготовление подарков. Изучение новогодних традиций. Аппликация из рваной бумаги, аппликация из ваты . Лепка из пластилина.
5 1-я неделя Мониторинг и диагностика Подведение итогов тестовые проверки усвоенных знаний, наблюдение, заполнение карт нервно-психического развития. Доработка выявленных недочетов. Беседы и консультации для родителей и педагогов.
№ п,пмесяц Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
январь 2 занятия в неделю 1 1-я неделя Моя семья Формирование понятий о семье и ее членах. Состав семьи. Подвижная игра «Зайка беленький». Спортивные упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Профилактика развития хронических заболеваний. Музыкальные занятия по методу Железновых. Упражнения для развития речи «Для чего это?» игры для моторики “Смети, но не просыпь!” Игры с сенсорными панелями, игры по Воскобовичу, игры с пирамидками, вкладышами, стаканчиками. Обучающие игры на закрепление понятий – над, под, около, в, за, перед итд. Конструирование предметов мебели. Психогимнастика:«Слушай хлопки», «Вот так позы». Лепка домика из колбасок (пластилин), Аппликация.
2 2-я неделя Мамины и папины дела. Изучение дел взрослых. Сравнение маминых и папиных обязанностей. Изучение дидактических карточек. Игра на внимание «Что появилось?». Подвижная игра «Принеси предмет». Спортивные упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Профилактический комплекс при нарушении осанки. Музыкальные занятия по методу Железновых. Игра –драматизация «Волк и семеро козлят». Артикуляционная гимнастика «Зоопарк». Упражнения на развитие моторики «Готовим лекарства». Стихотворные игры с движением по произведениям А. Барто. Ролевая игра «Кукла Маша и Вася играют в своей комнате». Рисование пальчиками. Аппликация.
3 3-я неделя
Я человек. Тело человека. Изучение человека. Тело человека. Игра на мышление «А где наш нос итд. ?». Подвижная игра «Целься точнее». Спортивная игра «Полоса препятствий», укрепление брюшного пресса. Профилактика неправильного прикуса. Музыкальные занятия по методу Железновых. Игра на моторику «Свари кашу». Обучающая игра «Что нам надо для супа?». Игры с логоформами Воскобовича «Фонарики». Комплекс дыхательных упражнений для артикуляции. Психогимнастика: «Зеваки», «Разведчики», «Пожалуйста». Аппликация из пластилина «Человек».
4 4-я неделя
Режим дня Рассказ о режиме дня по сюжетным картинкам. Знакомство с режимными моментами. Музыкальные игры. Подвижные игры. Подвижная игра «Солнышко и тучка». Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Стихотворения о режиме дня. Артикуляционная гимнастика «Едим горячую кашу». Развитие моторики «Покорми свинку». Дидактическая игра Воскобовича домик для фигур. Аппликация и рисование. Музыкальные минутки по методу Железновых
5 5-я неделя Сутки. Утро-День
Изучение понятия сутки. Что такое утро, что такое день. Как различать. Игра на мышление «Когда мы делаем это? Подвижная игра «Где звенит?». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика ОРВИ. Стихотворные физкульт минутки по теме занятия. Пальчиковые игры «Куры во дворе». Игра на развитие речи «Какой он ?» по теме занятия. Игра на развитие моторики «Была лужа – и нет ее”. Игры с панелями в сенсорной комнате. Обучающая игра «Наш дом». Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка». Аппликация из рваной бумаги. Лепка из пластилина.
№ п,пмесяц
Февраль Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
2 занятия в неделю 1 1-я неделя Сутки. Вечер-Ночь Изучение понятия сутки. Что такое вечер, что такое ночь. Как различать. Игра на мышление «Когда мы делаем это? Подвижная игра «Догони мяч». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Дидактическая игра «Фонарики» делаем яблоко. Стихи о фруктах. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения. Развитие моторики – шнуровки. Игра на память «Мышка-воришка» (что пропало). Аппликация пластилином . Раскрашивание фруктов с элементами аппликации. Пальчиковая гимнастика «Червячок». Музыкальные игры по методу Железновых. Психогимнастика «Пылесос».
2 2-я неделя Транспорт. Наземный
Формирование понятий о транспорте и его видах. Наземный транспорт, его назначение. Подвижная игра «Зайка беленький». Спортивные упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Профилактика развития хронических заболеваний. Музыкальные занятия по методу Железновых. Упражнения для развития речи «Для чего это?» игры для моторики “Смети, но не просыпь!” Игры с сенсорными панелями, игры по Воскобовичу, игры с пирамидками, вкладышами, стаканчиками. Обучающие игры на закрепление понятий – над, под, около, в, за, перед итд. Конструирование предметов мебели. Психогимнастика:«Слушай хлопки», «Вот так позы». Презентация «Виды транспорта». Лепка машины из колбасок (пластилин), аппликация.
3 3-я неделя Праздник 23 февраля
Транспорт воздушный Формирование понятий о воздушном транспорте и его видах. Воздушный транспорт, его назначение. Подвижная игра «Принеси предмет». Спортивные упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночника. Профилактический комплекс при нарушении осанки. Музыкальные занятия по методу Железновых. Игра –драматизация «Волк и семеро козлят». Артикуляционная гимнастика «Зоопарк». Упражнения на развитие моторики «Готовим лекарства». Стихотворные игры с движением по произведениям А. Барто. Ролевая игра «Кукла Маша и Вася играют в своей комнате». Рисование пальчиками. Аппликация. Праздничное занятие.
4 4-я неделя Транспорт водный Формирование понятий о водном транспорте и его видах. Наземный транспорт, его назначение. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика заболеваний дыхательной системы. Пальчиковые игры «Гулял медведь по лесу». Игра на развитие речи «Опиши животное?» по теме занятия. Игра на развитие моторики «Разложим по порядку». Игры с панелями в сенсорной комнате. Артикуляционная гимнастика «Животные». Игра драматизация «Волк и семеро козлят». Рисование красками и пальчиками. Поделка из бумаги с элементами аппликации.
5 1-я неделя Мониторинг и диагностика Подведение итогов тестовые проверки усвоенных знаний, наблюдение, заполнение карт нервно-психического развития. Доработка выявленных недочетов. Беседы и консультации для родителей и педагогов.
№ п,пмесяц
март Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
2 занятия в неделю 1 1-я неделя Весна. Первые признаки. Рассматриваем картины весны. Животные весной. Музыкальная игра «Кап-Кап». Подвижная игра «Запасливый хомячок». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика ОРВИ (упражнения из комплекса). Чтение осенних стихотворений с движениями. Дыхательные упражнения. Артикуляционная гимнастика «Животные». Музыкальные игры по методу Железновых. Конструирование домика и моста из мягких блоков. Дидактические игры «Высокий и низкий». Развитие моторики «Пересыпаем ложкой». Пальчиковая гимнастика «Мальчик- пальчик лег поспать». Игра на мышление «Собери грибочки». Аппликация раскраска. Рисование ватными палочками «Дождик».
2 2-я неделя Животные весной.
Празднование 8 марта Весна, признаки весны. Как животные встречают весну, на примере сюжетных картинок. Подвижная игра «Перейди через ручей». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика ОРВИ (упражнения из комплекса). Дидактическая игра «Домик для фигур». Стихи об животных. Дыхательные упражнения. логоритмика. Музыкальные игры по методу Железновых. Артикуляционные упражнения. Развитие моторики «Ищем призы в крупе». Игра на память «Мышка-воришка» (что появилось). Лепка пластилином. Рисование. Праздничное занятие.
3-я неделя Птицы весной
Знакомство с дикими птицами (карточки). Строение птицы. Чем питаются. Подвижная игра «Целься точнее». Спортивная игра «Полоса препятствий», укрепление брюшного пресса. Профилактика неправильного прикуса. Дидактическая игра «Логоформы» знакомство. Стихи о птицах. Дыхательные упражнения. Развитие моторики – шнуровки, игра «Кормим большую и маленькую птицу». Обучающая игра «Подбери картинку», «Кто остается, кто улетает?» Занятия в сенсорной комнате. Понятие длинный и короткий. Разучивание песни «Кто такие птички?» Музыкальные игры по методу Железновых. Психогимнастика, упражнения на расслабление «Заводные игрушки». Поделка из пластикового стакана, поделка из трубочки и бумаги «Птица».
4 4-я неделя Первые цветы Формирование понятий о первых весенних цветах. Подвижная игра «Зайка беленький». Спортивные упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Профилактика развития хронических заболеваний. Музыкальные занятия по методу Железновых. Упражнения для развития речи «Для чего это?» игры для моторики “Смети, но не просыпь!” Игры с сенсорными панелями, игры по Воскобовичу, игры с пирамидками, вкладышами, стаканчиками. Обучающие игры на закрепление понятий – над, под, около, в, за, перед итд. Конструирование предметов мебели. Психогимнастика:«Слушай хлопки», «Вот так позы». Лепка домика из колбасок (пластилин), Аппликация «Подснежник».
5 1-я неделя Мониторинг и диагностика Подведение итогов тестовые проверки усвоенных знаний, наблюдение, заполнение карт нервно-психического развития. Доработка выявленных недочетов. Беседы и консультации для родителей и педагогов.
№ п,пмесяц
апрель Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
2 занятия в неделю 1 1-я неделя Насекомые Обобщение понятий насекомые и их классификация на летают/ползают. Где живут, чем питаются. Строение тела. Игра на мышление « Кто так говорит?» Музыкальные игры. Подвижные игры. Подвижная игра «Солнышко и тучка». Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Стихотворения о насекомых. Артикуляционная гимнастика «Едим горячую кашу». Презентация «Насекомые». Развитие моторики «Покорми свинку». Дидактическая игра Воскобовича домик для фигур. Аппликация и рисуем пальчиками. Музыкальные минутки по методу Железновых
2 2-я неделя Растения. Деревья.
Обобщение понятий растения и их классификация на культурные и дикие. Где растут. Строение дерева. Игра на мышление « Чей листик». Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика заболеваний дыхательной системы. Пальчиковые игры «Гулял медведь по лесу». Игра на развитие речи «Опиши животное?» по теме занятия. Игра на развитие моторики «Разложим по порядку». Игры с панелями в сенсорной комнате. Артикуляционная гимнастика «Животные». Игра драматизация «Волк и семеро козлят». Рисование красками и пальчиками «Лес для мишки». Поделка из бумаги с элементами аппликации.
3 3-я неделя Космос.
Празднование дня космонавтики.
Космос что это. Знакомство с небесными телами. Планеты и наша солнечная система. Подвижная игра «Догони мяч». Спортивная игра «Полоса препятствий». Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Дидактическая игра «Фонарики» делаем яблоко. Стихи о фруктах. Дыхательные упражнения. Артикуляционные упражнения. Развитие моторики – шнуровки. Игра на память «Мышка-воришка» (что пропало). Аппликация пластилином «Планеты». Раскрашивание фруктов с элементами аппликации «Наша ракета». Презентация «Космос».Пальчиковая гимнастика «Червячок». Музыкальные игры по методу Железновых. психогимнастика.
4 4-я неделя Правила безопасности. Рассказ о правилах безопасности по сюжетным картинкам. Знакомство с моментами опасности. Музыкальные игры. Подвижные игры. Подвижная игра «Солнышко и тучка». Профилактика вегето-сосудистой дистонии (упражнения из комплекса). Стихотворения о режиме дня. Артикуляционная гимнастика «Едим горячую кашу». Развитие моторики «Покорми свинку». Дидактическая игра Воскобовича домик для фигур. Аппликация и лепка из пластилина Музыкальные минутки по методу Железновых.
5 5-я неделя Правила дорожного движения. Рассказ о правилах безопасности на дороге по сюжетным картинкам. Знакомство с моментами опасности во время дорожного движения. Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика заболеваний дыхательной системы. Пальчиковые игры «Гулял медведь по лесу». Игра на развитие речи «Опиши…..?» по теме занятия. Игра на развитие моторики «Разложим по порядку». Игры с панелями в сенсорной комнате. Артикуляционная гимнастика «Животные». Игра «Регулировщик». Рисование красками и пальчиками. Поделка из бумаги с элементами аппликации.
№ п,пмесяц
май Тема занятия
Количество занятий Краткое содержание занятия
2 занятия в неделю 1 1-я неделя Цветы. Обобщение понятий цветы и их классификация на культурные и дикие. Где растут. Строение цветка. Игра на мышление « Чей лепесток». Подвижная игра «Воробышки и автомобиль». Спортивные игры для укрепления мышц ног и профилактика заболеваний дыхательной системы. Пальчиковые игры «Гулял медведь по лесу». Игра на развитие речи «Опиши цветок» по теме занятия. Игра на развитие моторики «Разложим по порядку». Игры с панелями в сенсорной комнате. Артикуляционная гимнастика «Животные». Игра драматизация «Волк и семеро козлят». Рисование красками и пальчиками «Цветы для мишки». Поделка из бумаги с элементами аппликации
2 2-я неделя Моря и океаны.
Рыбы. Изучение картинок и понятия моря и океаны на примере сюжетных картинок и фигурок рыб. Подвижная игра «Проползи в ворота» и «Прокати мяч». Спортивные упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Профилактика ОРВИ (упражнения из комплекса). Презентация «Кто живет в море». Музыкальные игры по методу Железновых. Игры на мышление «Кто это?», «На суше и в воде». Игра на моторику «Посыпаем дорожки”. Игра- драматизация «Теремок». Игры с панелями в сенсорной комнате. Ролевые психогимнастические игры «Изображаем животных», «Кошка и мышки». Аппликация «Аквариум». Раскрашивание.
3 3-я неделя Празднование 9 мая. Подготовка и празднование Дня победы. Рассказ о празднике. Слушание патриотических песен и коротких стихов. Поделки, посвященные Дню победы.
4 4-я неделя Морские животные. Пляж. Изучение картинок и понятия морские животные на примере сюжетных картинок и фигурок. Подвижная игра «Перешагни через палку » и «Мы тюлени». Спортивные упражнения для кистей рук и плечевого пояса, « Найди флажок. Профилактика заболеваний дыхательной системы (упражнения из комплекса). Пальчиковая гимнастика «Птицы». Музыкальные игры по методу Железновых. Обучающие игры «Чем отличается», «Убери лишнее». Игра на моторику «Не просыпь, не пролей». Ролевая игра «Птичий двор». Ролевые психогимнастические игры «Слушаем хлопки». Конструирование «Домик для птиц». Аппликация из резанной бумаги . Раскрашивание рисунка кусочками губки с элементами аппликации.
5 5-я неделя Мониторинг и диагностика Подведение итогов тестовые проверки усвоенных знаний, наблюдение, заполнение карт нервно-психического развития. Беседы и консультации для родителей и педагогов.

Содержание психолого-педагогической работы
1.Виды игр Повторяемость 2.Описательная характеристика
Подвижные Через раз С ходьбой и бегом. «Догони мяч!», «По тропинке», «Через ручеек», «Кто тише?», «Перешагни через палку», «Догоните меня!», «Воробышки и автомобиль», «Солнышко и дождик», «Птички летают», «Принеси предметаС ползанием. «Доползи до погремушки», «Проползти в воротца», «Не переползай линию!», «Обезьянки».
С бросанием и ловлей мяча. «Мяч в кругу», «Прокати мяч», «Лови мяч», «Попади в воротца», «Целься точнее!».
С подпрыгиванием. «Мой веселый звонкий мяч», «Зайка беленький сидит», «Птички в гнездышках», «Через ручеек».
На ориентировку в пространстве.-«Где звенит?», «Найди флажок».
Движение под музыку и пение. «Поезд», «Заинька», «Флажок».
Спортивные через раз Упражнения для кистей рук, развития и укрепления мышц плечевого пояса. Поднимать руки вперед, вверх, в стороны; скрещивать их перед грудью и разводить в стороны. Отводить руки назад, за спину; сгибать и разгибать их. Хлопать руками перед собой, над головой, размахивать вперед-назад, вниз-вверх.
Упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости позвоночннка. Поворачиваться вправо-влево, передавая предметы рядом стоящему (сидящему). Наклоняться вперед и в стороны. Поочередно сгибать и разгибать ноги, сидя на полу. Поднимать и опускать ноги, лежа на спине. Стоя на коленях, садиться на пятки и подниматься.
Упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и ног. Ходить на месте. Сгибать левую (правую) ногу в колене (с поддержкой) из исходного положения стоя. Приседать, держась за опору; потягиваться, поднимаясь на носки. Выставлять ногу вперед на пятку. Шевелить пальцами ног (сидя).
Профилактические каждый раз Комплексы:
болезни дыхательной системы
болезни сердечно-сосудистой системы
аномалии прикуса
нарушения осанки
приостановление развития хронических заболеваний.
Музыкальные каждый раз Пение, подпевание, танцы под музыку, логоритмика, песенки с движением. Занятия по методу Железновых.
Стихотворные ч/з занятие Стихотворные физкультминутки для малыше, пальчиковые игры, хороводы.
Упражнения для развития речи ч/з занятие Чтение потешек , стихотворений , сказок. Проведение игр : «Что это?», «Для чего это?», «Кто это?», «Какой он?».Игры драматизации ч/з 2 занятия Инсценировка сказок по возрасту.
На развитие моторики ч/з занятие “Разложим по порядку,“Волшебное сито»,“Выловим из воды”,“Не просыпь и не пролей”,“Лепим колобки, колбаски и блинчики”,“Открой и закрой”,“Была лужа – и нет ее”,“Смети, но не просыпь!”,“Ну-ка, вылови”,“Пересыпаем ложкой”, «Покорми свинку», “Готовим лекарства”,“Посыпаем дорожки”. Шнуровки, игры на коврографе по Воскобовичу.
Артикуляционная гимнастика ч/з 2 занятия Дыхательные упражнения, комплексы артикуляционных упражнений для малышей.
развивающие игры каждое занятие Игры с сенсорными панелями, игры по Воскобовичу, игры с пирамидками, вкладышами, стаканчиками.
Ролевые игры ч/з 2 занятия Игры с куклами и мягкими игрушками – покормить, искупать, положить спать , причесать, лечить, одеть, ведем в гости.
Обучающие игры (мышление, внимание, память) ч/з 2 занятия «Найди одинаковое», «Убери лишнее», «Четвертый лишний», «Что исчезло?», «Чем отличается?», « Что изменилось?», «Подбери картинку». Понятия – над, под, около, в, за, перед итд.
Конструирование через 3 занятия Строительство из различных материалов.
Психогимнастикач/з 4 занятия «Пылесос и пылинки»
«Цветок»
«Лягушки»
Психогимнастика: упражнение на расслабление «Заводные игрушки»
«Кошка и мышки»
«Слушай хлопки»
«Вот так позы»
«Зеваки»
«Разведчики»
«Пожалуйста»
«Кто что делал?»
«Что там происходит?»
«Кузнечик»
«Это я! Это мое!»
«Заколдованный ребенок»
«Флажок»
«Тропинка»
«Отдай!»
«Игра в снежки»
«Шалтай - Болтай»
«Снегурочка»
«Первый снег»
«Таяние снеговика»
«Игра с камушками»
«Ласка»
«Кукушонок кланяется»
«Говорим жестами»
«Иди ко мне»
«Уходи»
Рисование (с методами арттерапии) ч/з 3 занятия Карандашами, восковыми мелками, красками, пальцами, кистями, тампонами, ватными палочками, губками, отпечатки.Лепка (с методами арттерапии) ч/з 3 занятия Лепка из пластилина и теста.
Аппликация (с методами арттерапии) ч/з 3 занятия Наклеивание заранее заготовленных деталей на бумагу.
ЛИТЕРАТУРА:
«Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития детей и подростков» (А.Л. Венгер).Л. Венгер)
Луговская А., «Если малыш не хочет ходить в детский сад». «Обруч», 2000 №3
В.Волков. «Детская психология от рождения до школы».
Программа воспитания и обучения в детском саду « От рождения до школы» мпод ред. Вераксы Н. Е. , Комаровой Т. С.
«Адаптация при поступлении в детский сад» Лапина И.В.
«Игры, которые лечат», Галанов А.С.
«Психическое и физическое развитие ребенка», Галанов А.С.
«Хочу и могу» (как научить дошкольника эффективному общению и позитивной самооценке), Плотникова.
«Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» практическое пособие, Кирюхина Н.В.
«Движение + движение», Шишкина В.А.
«Гимнастика и массаж в раннем возрасте», Губерт К.Д., Рысс М.Г.
«Развивающие игры Воскобовича» Воскобович В.В., Харько Т.Г.
«Возрастная психология: феноменология развития, детство и отрочество», Мухина В.С.
«Возрастные кризисы», Шихи Г.
«Развивающие игры», Б.П.Никитин.
«Интегрированные занятия в период адаптации к детскому саду», Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, Е.В. Андрющенкова.

Приложения
Диагностика уровня адаптации:
Таблицы исследования уровня адаптации детей первой и второй младшей группы
№ ФИ ребенка Психологические уровни адаптированности ребенка к ДОУ Количество баллов
Степень адаптации
Общий
эмоциональный фон Познават. и игровая
деятельность Взаимоотношения
со взрослым Взаимоотношения
с детьми Реакция на изменения
привычной среды 3 Положительный 2 Неустойчивый 1 Отрицательные 3 Активен 2 Активен при поддержке
взрослого 1 Пассивен 3 Инициативен 2 Принимает инициативу взрослого 1 Уход от общения 3 Инициативен 2 Вступает при поддержке взрослого 1 Пассивен 3 Приятие 2 Тревожность 1 Неприятие уровни адаптации:
36- 45 высокий
25-35 средний
0-24 низкий
В конце года проводится мониторинг планируемых результатов у детей в соответствии с программой.