Родительское собрание на тему:Психологическая готовность первоклассников и проблемы адаптации в школе


Родительское собрание на тему:
« Психологическая готовность первоклассников и проблемы адаптации в школе».
Поступление в школу - переломный момент в жизни каждого ребёнка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погружённость в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу. Систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителей, заниматься на уроке тем, что определенно школьной программой, выполнять домашние задания, добиваться хороших результатов в учебной работе…
В этот же период жизни, в 6-7 лет, меняется и весь психический облик ребёнка, познавательные возможности, сфера эмоций, круг общения.
Свое новое положение ребёнок не всегда хорошо осознаёт, но чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение. Переживание ребёнком своего нового социального статуса связано с появление «внутренней позиции школьника» (Л. И. Божович).
Наличие « внутренней позиции школьника» имеет для первоклассника большое значение. Именно она помогает ему преодолевать превратности школьной жизни. В поддержании у первоклассника « внутренней позиции школьника» неоценимая роль пренадлежит родителям. Их серьёзное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение со стороны взрослых, эмоциональная поддержка помогают первокласснику почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению самооценки ребёнка, его уверенности в себе.
Новые правила.
Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «правильно», «не правильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Нормы и правила порой идут вразрез с непосредственными желаниями ребёнка. К этим нормам нужно адаптироваться. Большинство учащихся первых классов достаточно быстро и успешно справляются с этой задачей. Здоровы, любознательный верящий в себя и умеющий строить взаимоотношения с другими людьми ребёнок без серьёзных проблем включается в школьную жизнь.Тем не менее, начало школьного обучения является для каждого ребёнка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжения. У первоклассников впервые дни посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе, существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других – одну четверть, у третьих растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка, от имеющихся у него предпосылок овладения учебной деятельностью.
Психофизиологическая зрелость.
Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребёнка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением.
Однако возможности первоклассников в этом плане пока ещё достаточно ограничены. Моторные навыки, мелкие движения рук ещё не совершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом.
Внимание учащихся 1- х классов ещё слабоорганизованно, имеет небольшой объём, плохо распределяемо, неустойчиво.
У первоклассников (как и у дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребёнка сведения и события его жизни. Произвольная память, опирается на применение специальных приёмов и средств запоминания, в том числе приёмов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока ещё не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.
Мышление первоклассников преимущественно наглядно – образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются пока ещё с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.
Став школьником и приступив к овладению премудростями учебной деятельности, ребёнок лишь постепенно учится управлять собой, строить свою деятельность в соответствии с поставленными целями намерениями.
Родители и учителя должны понимать, что поступление ребёнка в школу само по себе ещё не обеспечивает появления этих важных качеств. Они нуждаются в специальном развитии.
Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включается в учебную деятельность и быстрее осваивает требования школы.
Первый год обучения определяет порой всю последующую школьную жизнь ребёнка. В этот период школьник под руководством взрослых совершает чрезвычайно важные шаги в своём развитии.
Многое на этом пути зависит от родителей первоклассника.