Конспект урока литературного чтения по рассказу Льва Толстого Косточка (1 класс)

Литературное чтение;
1 класс;
Тема: Л. Толстой «Косточка»
Цель урока: познакомить с рассказом Л.Толстого, стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке.

I. Организационный момент.
Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах и селах...
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
II. Стадия вызова.

- Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Л. Толстого «Косточка».
- Как вы думаете, о какой косточке пойдет речь в рассказе? (Учитель записывает предположения на доске.)
- О чем может быть рассказ с таким названием? (Учитель записывает предположения на доске.)
- Когда люди краснеют или бледнеют?
- Бывало ли с вами такое?
- Сегодня мы прочитаем рассказ о мальчике, который сначала покраснел, а потом побледнел, и узнаем, при чем тут косточка.
III. Стадия осмысления.
Прием «Чтение с остановками».

Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование. Используются вопросы различного уровня: от простых, уточняющих понимание, до интерпретирующих, моделирующих, прогнозирующих дальнейшее развитие ситуации).
Дети читают первый абзац текста.
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив.
1 остановка.
- Зачем мать купила сливы?
- Кем является Ваня?
- Каким вы его «видите»?
- Что произойдет дальше?

После ответов учащихся, им предлагается задание придумать концовку рассказа. Дети устно обсуждают в четверках дальнейшее развитие. Версии выслушиваются.

- Давайте прочитаем, как развивается действие у писателя. (Чтение второго абзаца.)

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

2 остановка.
- С каким устаревшим словом встретились?
- Что оно обозначает?
- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему?
- Зачем мать сосчитала сливы?
- Что произошло дальше?
- Чем закончится рассказ?
Выслушиваются версии детей.
- Давайте обратимся к тексту.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил в окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

IY Рефлексия
- Ожидали вы, что у рассказа может быть такой конец?
- О какой косточке шла речь в рассказе?
- Догадывались ли мы с вами о ней, в начале прочтения? Давайте посмотрим на доску.
- О чем пойдет речь в тексте, с таким названием, знали ли мы? (Учитель обращает внимание детей на доску, где фиксировались предположения о действии.)
- Что хуже всего с точки зрения папы: съесть сливу с косточкой или съесть сливу без спроса?
- А почему Ваня покраснел, а потом побледнел?
- Почему Л. Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»?
- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпеливыми, иметь силу воли, быть честными.)
Y. Домашнее задание.
Подобрать пословицы.