Технологическая карта по развитию речи на тему: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка». (1 год обучения)


2 неделя март
Логопед: Фрайс Екатерина Юрьевна
Технологическая карта организованной учебной деятельности
1 год обучения
Образовательная область: «Коммуникация»
Подобласть: Развитие речи.Тема: «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Косточка».
Цель: Развивать монологическую речь. Учить детей передавать содержание услышанного произведения близко к тексту. Активизировать словарь по лексической теме. Обогащать словарь образными выражениями языка. Развивать способность анализировать действия, поступки людей. Воспитывать чуткость, справедливость, умение признать ошибку. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Пополнять словарный запас детей.
Оборудование и материалы: наглядные картинки.
Этапы
деятельности Ход занятия
Действия педагога Речевая деятельность детей
Мотивационно-
побудительный Приветствие.
Девиз.
Мы – умные
Мы – дружные
Мы – внимательные
Мы – старательные
Мы отлично учимся,
Все у нас получится. Отвечают на приветствие.
Повторяют слова за педагогом.
Организационно - поисковый
-Ребята, вы любите путешествовать?
-А хотите отправиться в путешествие со мной?
-Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чем мы отправимся в путешествие.
По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно,  что такое? (ПАРОХОД)
-Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю.
-Ребята, скажите, кто командует на пароходе?
-Скажите,  каким должен быть капитан и матросы на пароходе?
-А теперь, давайте, почитаем рассказ Льва Николаевича Толстого и решим, может ли мальчик – герой рассказа быть капитаном на корабле?
Чтение рассказа.
Беседа по содержанию.
-Что купила мама?
-Как вел себя Ваня?
-Почему они интересовали Ваню?
-Как повел себя Ваня, когда  остался один в комнате?
- Кто заметил, что одной сливы не стало?
-Признался ли Ваня в своем поступке?
-Почему беспокоился папа?
-Что ответил Ваня?
-Почему Ваня заплакал?
-А как бы вы поступили на месте Вани?
-Есть такая пословица «Тайное всегда становится явным».  Как вы ее понимаете?
- Как вы думаете,  сюжет рассказа выдуман или на самом деле такое может случиться? Почему вы так думаете?
-Почему Толстой назвал рассказ «Косточка», а не «Слива»
- Чему он хотел научить нас (быть терпеливым, честным, иметь силу воли)
Физминутка  «Море волнуется»
Ребята,  мы с вами находимся в открытом море, я предлагаю  немного отдохнуть.
Море волнуется – раз!  (шагаем на месте)
Море волнуется- два! (наклоны туловища влево- вправо)
Море волнуется- три (повороты туловища влево- вправо)
Морская фигура замри! (присели)
-Ребята, с каким произведением Л.Н.Толстого мы сегодня познакомились? («Косточка»)
-Ребята, скажите Ваня - герой рассказа  может ли  быть капитаном на корабле?  Да, он будет честным капитаном. Он может смело отправится в плавание на нашем пароходе.
-А нам, ребята, пора отправляться в обратный путь. Внимательно слушают педагога и отвечают на вопросы.
Отгадывают загадку.
Пароход.
Капитан.
Сильные, честные, отважные
Слушают чтение педагога.
Мама купила сливы.
Ваня ходил вокруг слив и все их нюхал.
Они ему очень понравились, он никогда не ел слив.
Ваня не удержался, схватил одну сливу и съел.
Мама сочла сливы и заметила, что одной не хватает.
Дети ответили, что сливы они не ели и Ваня сказал тоже, что он не ел слив.
Он сказал, что если съел кто-нибудь из детей сливу - это не хорошо; но беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто проглотит косточку, то через день умрет.
Ваня сказал, что косточку он выбросил в окошко.
Ваня заплакал потому, что ему стало стыдно за свой поступок.
Я бы подождал, когда мама сама даст слив.  Если бы я съел сливу без спроса, то признался бы в этом сам.
Нужно сразу признаться в том, что совершил плохой поступок, потому что все равно узнают об этом.
Отвечают на вопросы.
Вместе с педагогом выполняют физминутку.
Косточка.
Ответы детей.
Рефлексивно - корригирующий - Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали? Что вам запомнилось больше всего?
- Не забудьте дома рассказать историю о мальчике Ване родителям, сестренкам и братишкам. Отвечают на вопросы.
Ожидаемый результат:
Знать: рассказ Л.Н. Толстого «Косточка».
Иметь: представление о том, как пересказывать рассказ близко к тексту.
Уметь: отвечать на вопросы; отгадывать загадки.