Рабочая программа по физической культуре (5 класс)


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4 с.Правокумского Советского района» Ставропольского края
Утверждена
решением педагогического совета
Протокол №1
от 27.08.2016 г
Утверждена
приказом директора № 320 от 31.08.2016 г
_________ О.В. РадочинскаяРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Физическая культура»
для 5 класса общеобразовательной средней школы
Уровень базовый
Количество часов:
Всего 102 часа
В неделю 3часа

Программа разработана на основе:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования, Примерной программы общего образования и на основе авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов; В.И.Ляха, А.А.Зданевича (М.: Просвещение, 2011 г)
Учитель: Пугаева Ирина Анатольевна
Срок реализации: 2016 -2017 учебный год
СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО:
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения учителей ___________/О.В.Воропаева/
естественно-математического цикла
от 26.08.2016 г. пр.№1 от 31 августа 2016 г.
__________ /Е.В.Харченко /
Планируемые результаты изучения физической культуры
В результате освоения полного курса физической культуры обучающиеся 5 класса должны:
Знания о физической культуре
В результате освоения программного материала обучающийся научится:
- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;
- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
- понимать, что такое допинг, раскрывать основы антидопинговых правил и концепции честного спорта, осознавать последствия принятия допинга;
- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
- разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
- руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного Движения, великих спортсменов, принёсших славу российскому спорту;
- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Обучающийся научится:
- использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учётом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
- взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действий, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристских походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.
Физическое совершенствование
Обучающийся научится:
- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
- выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);
- выполнять основные технические действия и приёмы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учётом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;
- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазанья, прыжков и бега;
- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
- выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.
2. Содержание тем учебного курса
Знания о физической культуре
История физической культуры. Олимпийские игры древности.
Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.
История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.
Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.
Физическая культура в современном обществе. Организация и про ведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).
Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.
Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.
Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.
Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.
Всестороннее и гармоничное физическое развитие. Адаптивная физическая культура.
Спортивная подготовка.
Здоровье и здоровый образ жизни.
Профессионально - прикладная физическая подготовка.
Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.
Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.
Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.
Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.
Восстановительный массаж.
Проведение банных процедур.
Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.
Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз (подвижных перемен).
Планирование занятий физической культурой. Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.
Организация досуга средствами физической культуры.
Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.
Оценка эффективности занятий Физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).
Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.
Физическое совершенствование
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.
Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.
Акробатические упражнения и комбинации.
Ритмическая гимнастика (девочки).
Опорные прыжки.
Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).
Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).
Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разновысоких брусьях (девочки).
Легкая атлетика. Беговые упражнения.
Прыжковые упражнения.
Метание малого мяча.
Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.
Волейбол. Игра по правилам.
Футбол. Игра по правилам.
Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Волейбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.
Годовой план-график прохождения программного материала
для обучающихся 5 классов при трёхразовых занятиях в неделю

п/п Вид программного материала Кол-во в год 1
четверть 2
четверть 3
четверть 4
четверть
недель Количество недель в четверть
Учебные недели 34 8 8 10 8
Часов (уроков) Количество часов (уроков) в четверть
Количество часов 102 24 24 30 24
1 Базовая часть 76 1.1 Основы знаний о физической культуре В процессе урока
1.2 Спортивные игры (баскетбол) 16 16 1.3 Гимнастика с элементами акробатики 20 _ _ 20 _
1.4 Легкая атлетика 26 13 - - 13
1.5 Кроссовая подготовка 14 7 _ _ 7
2 Вариативная часть 26 2.1 Спортивные игры (волейбол) 18 8 10 2.2 Туризм 8 4 4
Всего часов 102 24 24 30 24
Календарно - тематическое планирование физическая культура 5 кл№ Тема урока Дата по плану Дата факт Кол-во часов
I четверть 24
Легкая атлетика 13
1 Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры (лёгкая атлетика, на спортивной площадке, по подвижным играм) Повторение прыжка в длину с места, техники высокого старта. Развитие физических качеств. 1
2 Обучение низкому старту (первичное ознакомление). Повторение приземления после прыжка в длину с места. 1
3 Урок – соревнования. Подвижные игры, спортивные игры. 1
4 Контроль прыжка в длину с места. Обучение низкому старту (продолжение). 1
5 Совершенствование техники низкого старта и стартового разбега (бег 30м и 60м по 2-3 попытки). Обучение техники отталкивания в прыжках в длину с разбега. Спортивные игры. 1
6 Урок – соревнования. Встречная эстафета. Веселые старты. 1
7 Обучение техники приземления в прыжках в длину с разбега. Совершенствование технике отталкивания в прыжках в длину. Совершенствование низкого старта и стартового разгона 1
8 Метание малого мяча на дальность Совершенствование отталкивания и приземления в прыжках в длину. Развитие физических качеств (спортивные и подвижные игры). 1
9 Урок - соревнования. Подвижные игры, спортивные игры. 1
10 Совершенствование техники прыжка в длину. Теоретическая часть: История зарождения современных Олимпийских игр. Развитие физических качеств. 1
11 Совершенствование техники метания мяча на дальность.
Развитие физических качеств (спортивные и подвижные игры). 1
12 Совершенствование техники метания мяча в цель.
Развитие физических качеств (спортивные и подвижные игры). 1
13 Метание мяча на дальность отскока от стены, на заданное расстояние.
Игра «Кто дальше бросит» 1
Кроссовая подготовка 7
14 Развитие выносливости (бег по пересеченной местности до 800 м, спортивные игры) 1
15 Развитие выносливости (бег с преодолением препятствий, спортивные игры) 1
16 Развитие выносливости (бег 1000 м – зачет) Многоскоки. Подвижные игры. 1
17 Развитие выносливости. Равномерный бег. Спортивные игры 1
18 Развитие выносливости (6 минутный бег – зачет) Многоскоки. Подвижные игры. 1
19 Развитие выносливости. Равномерный бег. Спортивные игры 1
20 Развитие выносливости (бег 1500 м – зачет) Подвижные игры. 1
Туризм 4
21 Инструктаж по Т.Б. Укладка рюкзака. 1
22 Установка и сборка палатки. ОФП. 1
23 Установка и сборка палатки. ОФП. 1
24 Установка и сборка палатки. Подведение итогов четверти 1
II четверть 24
Спортивные игры 24
Баскетбол 16
25 Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры (по баскетболу). Правила игры. Передвижение игрока и остановка. 1
26 Ведение мяча на месте, в движении, остановка прыжком. 1
27 Передача мяча от груди. Техника ведения мяча змейкой. 1
28 Обучение передачи одной рукой от плеча на месте и в движении. Совершенствование техники ведения мяча. 1
29 Совершенствование техники ведения мяча. Совершенствование техники передачи мяча. 1
30 Учебно-тренировочная игра. 1
31 Остановка прыжком-учет, Остановка двумя шагами. Броски. 1
32 Обучение техники ведения мяча с изменением направления. Броски мяча. 1
33 Передача мяча – учет. Остановка мяча. Эстафеты. 1
34 Учебно-тренировочная игра. 1
35 Совершенствование техники ведения мяча с изменением направления. Отрыв. Заслоны. 1
36 Остановка двумя шагами. Броски в кольцо. 1
37 Развитие двигательных качеств. Броски мяча в движении 1
38 Учебно-тренировочная игра. 1
39 Броски мяча с места и в движении. 1
40 Штрафные броски – учет. Учебно-тренировочная игра. 1
Волейбол 8
41 Инструктаж по технике безопасности. Стойка игрока. Развитие двигательных качеств. 1
42 Передачи мяча в парах, тройках, четвертках. Учебно-тренировочная игра. 1
43 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча. Учебно-тренировочная игра. 1
44 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча. Нижняя подача мяча. Учебно-тренировочная игра. 1
45 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча. Нижняя и верхняя подача мяча. Учебно-тренировочная игра. 1
46 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча - учет. Учебно-тренировочная игра. 1
47 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча. Нижняя и верхняя подача мяча. Учебно-тренировочная игра. 1
48 ОФП. Подача мяча – учет. Учебно-тренировочная игра. 1
III четверть 30
Гимнастика 20
49 Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры по гимнастике, на гимнастических снарядах, по подвижным играм.
Строевые упражнения. 1
50 Строевые упражнения. Подвижные игры. 1
51 Строевые упражнения – учет. Лазание по канату. 1
52 Обучение прыжку через козла в ширину ноги врозь Подвижные игры. 1
53 Совершенствование прыжка через козла в ширину ноги врозь. Обучение висам и упорам. 1
54 Совершенствование прыжка через козла в ширину ноги врозь. Вис стоя, вис лежа. 1
55 Развитие двигательных качеств. Лазание по канату – учет. 1
56 Совершенствование прыжка через козла в ширину ноги врозь. Вис стоя, вис лежа. 1
57 Прыжок через козла ноги врозь – учет. Обучить акробатическим элементам. 1
58 Кувырок вперед, группировка. Мост. 1
59 Кувырок вперед, группировка. Стойка на лопатках. Стойка на голове. 1
60 Кувырок назад, группировка. Совершенствование висов и упоров..1
61 Кувырок назад, группировка, два кувырка вперед слитно. Обучить упражнениям в равновесии. 1
62 Кувырок вперед, группировка. Стойка на лопатках. Стойка на голове. Упражнения в равновесии. 1
63 Обучить комбинацию из акробатических элементов. ОФП. 1
64 Кувырок вперед, группировка – учет. Упражнения в равновесии 1
65 Кувырок назад, группировка, два кувырка вперед слитно. Упражнения в равновесии. 1
66 Стойка на лопатках. Стойка на голове – учет. ОФП. 1
67 Упражнения в равновесии – учет. ОФП. 1
68 Учет комбинации из акробатических элементов. ОФП. 1
Волейбол 10
69 Инструктаж по технике безопасности. Стойка игрока. Развитие двигательных качеств 1
70-71 Передачи мяча в парах, тройках, четвертках. Учебно-тренировочная игра. 2
72-73 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча. Учебно-тренировочная игра. 2
74 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча. Нижняя подача мяча. Учебно-тренировочная игра. 1
75 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча. Нижняя и верхняя подача мяча. Учебно-тренировочная игра. 1
76 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча - учет. Учебно-тренировочная игра. 1
77 ОФП. Верхняя и нижняя передача мяча. Нижняя и верхняя подача мяча. Учебно-тренировочная игра. 1
78 ОФП. Подача мяча – учет. Учебно-тренировочная игра. 1
IVчетверть 24
Кроссовая подготовка 7
79 Развитие выносливости (медленный бег до 800 м) Многоскоки. Подвижные игры 1
80 Развитие выносливости (бег по пересеченной местности, спортивные игры) 1
81 Развитие выносливости (бег с преодолением препятствий, спортивные игры) 1
82 Развитие выносливости (бег 1000 м – зачет) Многоскоки. Подвижные игры. 1
83 Развитие выносливости. Равномерный бег. Спортивные игры 1
84 Развитие выносливости (6 минутный бег – зачет) Многоскоки. Подвижные игры. 1
85 Развитие выносливости (бег 1500 м – зачет) Подвижные игры. 1
Легкая атлетика 13
86 Вводный инструктаж по технике безопасности на уроках физической культуры (лёгкая атлетика, на спортивной площадке, по подвижным играм) Повторение прыжка в длину с места, техники высокого старта. Развитие физических качеств. 1
87 Обучение низкому старту (первичное ознакомление). Повторение приземления после прыжка в длину с места. 1
88 Урок – соревнования. Подвижные игры, спортивные игры. 1
89 Контроль прыжка в длину с места. Обучение низкому старту (продолжение). 1
90-91 Совершенствование техники низкого старта и стартового разбега (бег 30м и 60м по 2-3 попытки). Обучение техники отталкивания в прыжках в длину с разбега. Спортивные игры. 2
92 Урок – соревнования. Встречная эстафета. Веселые старты. 1
93 Обучение техники приземления в прыжках в длину с разбега. Совершенствование технике отталкивания в прыжках в длину. Совершенствование низкого старта и стартового разгона 1
94 Метание малого мяча на дальность Совершенствование отталкивания и приземления в прыжках в длину. Развитие физических качеств (спортивные и подвижные игры). 1
95 Урок - соревнования. Подвижные игры, спортивные игры. 1
96 Совершенствование техники прыжка в длину. Теоретическая часть: История зарождения современных Олимпийских игр. Развитие физических качеств.1 1
97 Совершенствование те1хники метания мяча на дальность.
Развитие физических качеств (спортивные и подвижные игры). 1
98 Совершенствование техники метания мяча в цель.
Развитие физических качеств (спортивные и подвижные игры). 1
Туризм 4
99 Инструктаж по технике безопасности. Установка и снятие палатки. 1
100 Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака. 1
101 Установка и снятие палатки. Укладка рюкзака. 1
102 Организация походов. ОФП. 1