Урок литературы на тему Духовные ценности в рассказе О.Генри Дары волхвов (7 класс).


Урок литературы в 7 классе
Духовные ценности в рассказе О.Генри «Дары волхвов»
Цели:
познавательные:
-познакомить учащихся с рассказом американского писателя О. Генри «Дары волхвов»;
-совершенствовать навыки анализа художественного текста через наблюдение над поэтикой рассказа.
образовательные:
-определить истинные и ложные ценности в жизни человека;
-объяснить смысл названия рассказа;
-охарактеризовать авторское понимание мудрости и счастья.
развивающие:
- развивать внимание учащихся;
-формировать логическое мышление в ходе анализа текста.
воспитательные:
-формировать чувство уважения и собственного достоинства;
-определять истинные ценности как духовные.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к рассказу, документальный фильм http://www.youtube.com/
Эпиграф урока: « Счастье душа познает лишь любя» И.В.Гёте
Ход урока
1.Новая тема.
1.Слово учителя
Сегодня мы познакомимся с писателем, которого любят самые разные читатели: от высокоразвитых интеллектуалов до людей, которые вообще не слишком любят читать. Его рассказы стали популярны и любимы благодаря тому, что в каждом из них- искрометный юмор и безграничная любовь к людям. Он известен в литературе под псевдонимом О.Генри. А каково его настоящее имя? Что интересного было в его жизни и творчестве? На эти вопросы вам поможет ответить фильм.
2.Просмотр документального фильма и беседа о жизни и творчестве О.Генри.
-Что узнали о судьбе писателя? Каково его настоящее имя?
-Где он учился и каких авторов особенно любил читать в детстве?
-Когда он начал писать?
-Какими языками владел писатель?
3.Слово учителя.
Такой не особенно счастливой была жизнь писателя, но его рассказы наполнены оптимизмом, глубокой верой в счастье, в любовь. И сегодня мы обратимся к одной из его новелл «Дары волхвов» и попытаемся ответить на вопрос: « Что же такое истинные ценности в жизни человека»? Внимательно прочитайте эпиграф к уроку, в конце нашей работы мы постараемся раскрыть смысл этой цитаты.
4. Комментированное чтение рассказа.
5.Аналитическая работа по тексту.
-Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- Как вы понимаете название рассказа? Кто такие волхвы?
-Подготовленный учеником пересказ Евангельской легенды.
Волхвы-цари, маги, в восточно-христианских преданиях мудрецы- звездочеты. Ведомые Вифлеемской звездой, они идут из далеких стран поклониться Божественному Младенцу-мессии и везут ему в своих караванах чудесные дары. В многочисленных источниках называется разное число мудрецов- от 3 до 12-, но чаще всего говорят о трех волхвах-Каспаре, Балтазаре и Мельхиоре, которые несут в подарок Иисусу золото(как знак земного владычества), ладан ( как знак божественного происхождения и небесной власти) и мирру(смолу, которой умащали умерших , намек на будущее распятие Христа и Его муки).
-Скажите, а дары волхвов были знаком преклонения, прославления, почитания или знаком любви?
- Когда происходит действие в рассказе?
-Кто же главные герои новеллы? Как они живут, в каких условиях? Найдите и прочитайте описание их комнаты, сделайте выводы.
-Какими сокровищами владеют Джим и Делла?
-Чем продиктовано желание Деллы сделать подарок Джиму? Какое она принимает решение и трудно ли ей расстаться со своим сокровищем?
-Жалеет ли героиня о своем поступке? Почему?
-Давайте представим, чем был занят в это время Джим. Почему он расстается со своим сокровищем?
-Когда же наступает кульминация новеллы? Какую реакцию у каждого из героев вызывает полученный подарок?
- Прочитайте, как комментирует эту сцену автор. Что означают слова «волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного…»?
6. Подведение итогов анализа текста.
- Прочитайте последний абзац рассказа. В чем его основная идея? Что есть мудрость (согласно авторской оценке)?
-Можно ли развязку назвать счастливой? Каковы истинные жизненные ценности?
7. Закрепление.
-Творческое задание. Создание понятийного дерева «Истинные духовные ценности» (Создание понятийного дерева, где «корни»-любовь, «ветви»-верность, преданность, великодушие, жертвенность, желание дарить радость, «крона»-счастье).
8.Подведение итогов урока
-Обратимся к эпиграфу урока. В чем его смысл?
Завершая урок, прочитаем слова самого писателя: «Вы ждете сокровищ, которые как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть сокровища, которые вы мало цените». Нужно открывать наши сердца для любви, ведь она рождает лучшие человеческие ценности, которые делают счастливым не только тебя, но и тех, кто рядом.
9. Рефлексия.
10. Домашнее задание.
- Написать сочинение «Лучший подарок в моей жизни».
- Прочитать рассказы О.Генри «Вождь краснокожих», «Русские соболя», «Последний лист».