Урок внеклассного чтения Чудо Рождества по рассказу Виктории Токаревой Рождественский рассказ


Тема: «Чудо Рождества»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Ι. Образовательные:
на материале рассказа добиться осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения.
ΙI. Развивающие:
продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, доказывать, формулировать обобщающий вывод, работать над развитием речевой деятельности учащихся.
ΙII. Воспитательные:
на примере рассказа показать, что месть – желание, разрушительное для человека,воспитывать чувство ответственности, гуманного отношения к человеку.
Личностные УУД:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
Познавательные УУД:
формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
Коммуникативные УУД:
формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы:
проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение фронтальный опрос.

ХОД УРОКА
ВЫЗОВ
Я вижу у вас у всех хорошее настроение и уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным. Пусть работа будет нам в радость и урок пройдет удачно!
Введение в тему. Постановка темы и цели урока.
-Ребята, какие праздники мы с вами встретили совсем недавно?
( Новый Год, Рождество,) Слайд 1
-Почему это самые любимые праздники как для детей, так и для взрослых?
Слайд 2
Оба праздника - и Новый год, и Рождество - связаны с ожиданием чуда. Мы не случайно заговорили сегодня об этих праздниках, ведь рассказ, о котором мы будем говорить сегодня на уроке – рождественский.
-Обратите внимание на тему урока. Ключевым словом является слово «чудо»
Слайд 3
-Какие ассоциации вызывает у вас это слово? (запишите)
Музыка Поля МариаСлайд 4
Рождество-волшебный праздник. В рождество должно произойти чудо- добрая неожиданность со счастливым концом.
Слайд 5
Какое же чудо произошло в рождественский вечер, узнаем мы на уроке
Слайд 6
- А теперь давайте подумаем вместе, над чем мы сегодня будем работать, каковы цели нашей работы?
Слайд 7
Слайд 8
Игра «Ванька-встанька»
Учитель задает вопросы, а ученики встают, если отвечают положительно, и садятся, если отвечают отрицательно.
■ Кто любит шутки?
■ Кто когда-нибудь подшучивал над своим другом?
■ Кто не любит, когда над ним подшучивают?
■ Кто получал прозвища?
■ Кто знает продолжение фразы: «Мирись, мирись и больше...»?
■ Кто хоть раз просил прощения, когда кого-то обидел?
■ Кто хотя бы раз оказался не прав в споре?
■ Кто на злобные слова отвечает шуткой
Отношения между людьми редко бывают все время гладкими. То и дело возникают обиды.
Давайте негромко несколько раз произнесем слово «обида». Какое слово вам слышится в нем?
- Беда.
Слайд 9
Давно в России было слово «обедить» (ударение на «и»), то есть одарить кого-то бедой. Со временем слово претерпело изменения, и теперь оно звучит, как обидеть. ОБИДА- это действительно бед
Слайд 10
-Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Ответы участников (все отвечают по очереди в кругу):
– Гнев, раздражение, обида, боль, ярость, желание мстить.
Слайд 11
-А что такое месть?
-Посмотрим, как толкуется это слово в разных словарях
Слайд12
- Что общего в этих толкования? Какое слово повторяется в каждом? (зло)
Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох, разных возрастов. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Что делать: отомстить обидчику или удержаться от этого желания?
Слайд13
-А как вы считаете?Выразите своё отношение с помощью карточек:
Синяя-отомститьКрасная-проститьИтоги вынести на доску- Именно эти вопросы – в центре внимания в «Рождественском рассказе»
В. Токаревой.
Презентация “Творчество В. Токаревой”(Слайды 14-27)

Награждена орденом «Знак Почета» (1987)
В 1990-е писательница вошла в число 10 самых издаваемых в России авторов. С начала 1990-х годов вышло более 10 сборников.
Она едва ли не единственный известный еще с советских времен автор, чьи книги - и сегодняшние, и прежние - регулярно издаются большими тиражами не только в России, но и в Италии, Англии, Франции, Германии, Китае
«У Виктории Токаревой нет плохих рассказов. У нее есть только хорошие, очень хорошие и блестящие…» (Юрий Нагибин)
По страницам книги жизни.
Родилась в Ленинграде, в семье инженера (1937г)
Любовь к литературе проявилась в 13 лет, когда её мать читала ей рассказ Чехова «Скрипка Ротшильда».
Тем не менее, любовь к литературе не сразу перешла в желание стать писательницей: в девичестве Токарева решила изучать медицину. Но её заявление было отклонено.
Она решила получить музыкальное образование.
Четыре года училась по классу фортепиано сначала в музыкальном училище, а затем в Ленинградской Государственной консерватории имени
Н. А. Римского-Корсакова.
1961 – 1964 гг работа в детской музыкальной школе учителем пения
1964 - 1969 гг учеба на сценарном факультете Всесоюзного государственного института кинематографии.
1964 г опубликован первый рассказ - «День без вранья». Затем последовали другие рассказы, вызвавшие интерес читателей. Время от времени её произведения появляются в ведущих литературных журналах «Юность» и «Новый мир».
1968 г на экраны вышла картина «Урок литературы ( Токарева- автор сценария)
1969 г выходит первая книга «О том, чего не было», включившая в себя уже печатавшиеся и новые повести и рассказы.
Ее картины даже сейчас, по прошествии многих лет, не устарели, как не стареют юмор и доброта.
Это интересно
В.Токарева не указывает дату создания своих произведений.
Дружит с Людмилой Улицкой.
Любимые писатели: Куприн, А.Толстой, Чехов, Довлатов, Войнович.
Сегодня
Сегодня она живет на даче в Подмосковье среди огромных елей и берез. Двухэтажный кирпичный дом. Рядом неказистая избушка-времянка, которая оказалась мастерской писательницы, удобно устроенной для работы и приема деловых и праздных собеседников.

_-Что вас заинтересовало в судьбе Токаревой?
Вот мы и познакомились с самой писательницей. А теперь обращаемся к “Рождественскому рассказу”.
-От чьего лица ведётся повествование? ( девушки)
-Сколько частей в рассказе? Озаглавьте.
1) История с цветочком.
2) Встреча с Борькой Карповым.
Слайд 28
Обратимся к первой части рассказа.
-Как описана герань в рассказе? Какие выразительные средства использует писательница?
Слайд 29
Описание Выразительные средства
капелька огня сравнение
листья «замшевые» эпитет
как будто ребёнок нарисовал»
«сам Господь Бог сотворил этот цветочек утром и в хорошем настроении» сравнение
«огонёк» сравнение
«запах острый, как сквознячок» сравнение
-Кого напоминает цветочек, который она выбрала?
(Девочка такая же нежная, ласковая, открытая, беззащитная, невинная, как цветок. Цветок - её душа.). Девочка хотела, чтобы весь класс любовался цветком: «Приятно ведь смотреть в компании. Как картины в музеях.».
-Почему её желание доставить радость одноклассникам не осуществилось?
-Что сделал Борька Карпов? ЗАЧЕМ? Мотивируйте его поступок.
Просто так, не думая, убивает цветок.
Смерть цветка в рассказе Виктории Токаревой не менее трагична, чем смерть человека. Ведь она привела к опустошению души девочки.
-Что хочется в момент обиды сделать с обидчиком?
Слайд 30
Да, хочется убежать, иногда даже заплакать, толкнуть, нагрубить и т.д
-Что испытывает девочка?
Убежала из школы, чуть не попала под машину, не могла вдохнуть от слёз, ночью представляла, как стеклянная пыль вопьётся в кожу, как Борька будет кататься по земле, и выть от боли, и молить о пощаде.
Первая часть рассказа заканчивается так: « Убитый цветок так и остался неотомщённым. Зло осталось безнаказанным, свободно и нагло гуляло по городу в образе Борьки Карпова».
-Обратимся ко второй части рассказа
Какой стала героиня через пять лет? Почему считает, что она в команде чёрного ангела?
Поступила в университет на экономический Хотя собиралась на филологический
Встречается с Толей Но он её раздражает
Большие глаза,ровные зубы,
французская косметика «в команде чёрного ангела»
Слайд 31

-Сравните, какой была рассказчица в первой части и во второй части рассказа. Что изменилось?
Девушка снова и снова переживает историю с цветком. «Я подозревала, что моя карьера пораженки началась в то утро возле школы, когда Борька Карпов опустил портфель на горшочек с геранью. Я растерялась, онемела, и именно в эти секунды черный ангел дернул меня за руку и задвинул в свои ряды».
Наша героиня стала неинтересной, тусклой, хотя у неё и красота, и “французская косметика”, и сама она успешна. Обида гложет человека,отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям.В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир.Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям.
-Вспомним, каким был Борька в первой части.
_-Расскажите о встрече с Борькой Карповым. Каким она его увидела?
Каким был Каким увидела в автобусе Что поняла
Красивый,наглый, хозяин жизни Высокий, как верста, с большими руками и ногами Кто-то побил его вместо меня
Единственный сын у родителей, ничего ему не запрещали, носились с ним как с писаной торбой Казённая шинель Он, должно быть, мучился и катался по земле
Из носа его текло Меня это не обрадовало.
Во мне разрасталась пустота, клонящаяся к состраданию
«глотник и дурак» Нос как бы прилёг на щёки, сломан Давал «щелбаны и подзатыльники» «Все пять лет она мечтала встретить этого человека и сказать ему сильные и жесткие слова упрека»,но протянула Борьке, онемевшему от удивления, розу, «темно-бордовую, бархатную, юную, только что выплеснувшую из бутона свою красоту»
-Почему?
Свой рассказ В. Токарева назвала « Рождественский рассказ»
Работа над смыслом названия произведения.
Слайды 32-36
Основателем жанра «рождественского рассказа» считается английский писатель Чарльз Диккенс. Известны его «Рождественские повести» ("Рождественская песнь в прозе", "Колокола", "Сверчок на печи").
Вы уже читали рождественские рассказы русских писателей:
Гоголь « Ночь перед Рождеством»
Куприн « Тапёр», « Чудесный доктор»
Л.Улицкая « Капустное чудо»
Рождественский   рассказ  можно распознать по его признакам
Самостоятельная работа .Выберите признаки рождественского рассказа.
Слайд 37
1.Рассказано о многих событиях в жизни героев.
2.Действие рассказа происходит в Рождество или Святки.
3.Наличие среди героев ребенка.
4.Наличие нравственного урока
5.Имеет две части: основное повествование и мораль.
6.Обязательно происходит чудо.
7.Часто имеет счастливый финал.
8.Исторический, мифический или героический характер
9.Короткий стихотворный рассказ нравоучительного характера.
10.Сатирический рассказ.
11.Произведение о вымышленных лицах и событиях.
12.Рассказ от первого лица
13.Использование антитезы
2, 3,4,6, 7, 12, 13
Признаки рождественского рассказа Соответствие жанровому признаку
События разворачиваются накануне Нового года, Рождества, Святок;
В рассказе Токаревой время действия указано точно: «Сегодня тридцать первое декабря. Новый год». Ночь перед Новым годом, светским праздником. Налицо отступление от законов жанра рождественской истории. Он отражает свое (атеистическое) время. В череде советских праздников Новый год все равно оставался для многих «волшебным». Новый год назывался (и называется) в народе «ночью чудес». Значит, перенос действия в «ночь чудес» не прихоть писательницы, а следование правде жизни, правде времени.
Присутствие среди героев ребенка.
Мы видим рассказчицу- девочку добрую, открытую, ласковую
Использование приёма антитезы.
Девочка- Борька Карпов
Девушка,жаждущая мести и девушка, свободная от этого чувства
Свершение чуда.
Через несколько лет героиня встречается со своим обидчиком. Девушка заговорила с обидчиком, а затем протянула Борьке, онемевшему от удивления, розу... И после этого произошло чудо: глаза Борьки вспыхнули узнаванием, и теперь он казался ей «похожим на молодого Бельмондо». Самое главное «волшебство», явленное героине, потерявшей интерес к собственной жизни, заключалось в следующем: девушка вдруг почувствовала, что душа её свободна от чувства мести, что она распрощалась с «черным ангелом», со своими «напрасными страданиями». И все это потому, что смогла простить зло, почувствовать сострадание к тому, кто обижен жизнью.
Счастливый, радостный финал В новогоднюю ночь девушка нашла в себе силы сбросить груз обид, почувствовать, что душа ее свободна от мести, а вот и «рождественский» момент, она распрощалась с«черным ангелом»- своими напрасными страданиями, детскими обидами и комплексами. Плавно перешла из «неудачников» в «везунчики», получив право быть среди тех, кому покровительствует «белый ангел», чем не святочная история. Теперь рассказчица являет собой «красивую девушку с красивым цветком».
Наличие нравственного урока. Судьбу свою каждый человек делает сам.
Надо учиться прощать
Бумеранг существует
Надо думать о последствиях своих поступков
Месть разрушительна
Милосердие и доброта-вот те душевные качества, которые помогут стать счастливыми
-Что почувствовала девушка, когда простила Борьку Карпова?
– Избавление от тяжких мук и обид.– Счастье, облегчение.– Радость.– Желание начать новую жизнь.
Какие качества помогли ей сделать это? (сострадание, великодушие)
Слайд 38
Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова и скажите, как могла поступить героиня.
ЦВЕТЫ ПРОЩЕНИЯ.
В белоснежном платье, как снежинка,
То ли в гости, то ли в отчий дом,
Шла девчонка вьющейся тропинкой
И несла букет живых цветов.
Стройная, как тополь серебристый,
Весела, как звонкий ручеек,
Что-то нежно ей шептали листья,
Улыбался каждый лепесток.
Гладили кудрявую головку
Солнышка волшебные лучи.
А она счастливая девчонка,
Целовала розы лепестки.
Шла и пела голосом счастливым
Вторила ей музыка весны,
И кругом светлее становилось
От сверкавшей платья белизны.
Что-то замаячило в сторонке,
И, жестко брошенной рукой,
К платью белоснежному девчонки
Вдруг прилип с травою грязный ком.
(Обсуждение с учащимися возможных вариантов развития сюжета стихотворения)
Словно ничего не понимая,
Девочка рассматривала грязь,
И мальчишка, руки потирая,
Нагло улыбался, щуря глаз.
Не всплакнула, не назвала хамом
Гордого виновника в ответ,
А с улыбкой светлой хулигану
Бросила душистый свой букет.
И мотнув короткой рыжей стрижкой
(Сердце есть и у озорника),
Отбежал пристыженный мальчишка
С пересохшей грязью на руках.
Если злые люди в вашей жизни
Вдруг оставят грязные следы,
Вы подобно девочке-снежинке
Бросьте в них прощения цветы.
-Как поступила героиня стихотворения?
-Что стало с обидчиком?
-Правильно ли поступила?
Ребята, перед вами список различных человеческих чувств (список на доске).
Счастье, жизнь, грех ,злоба, ненависть, радость, добро, боль ,обида, война,кровь, смерть,мир,милость,свет,тепло
Запишите их в два столбика: Месть и Прощение
Слайд 39
Посмотрите, что несёт месть и прощение
Слайд 40
Вернёмся к началу урока. Так как же поступить, когда тебя обидели:
(проголосовать)
Если когда-нибудь вы окажетесь перед выбором: отомстить или отказаться от мести, хорошенько подумайте, прежде чем принять решение.
Послушайте внимательно притчу « Просто идите своим путем» (слайд №41).
Один из учеников спросил Будду:
-Если меня кто-нибудь ударит, что я должен делать?
Будда ответил:
-Если на тебя с дерева упадет сухая ветка и ударит тебя, что ты сделаешь?
Ученик сказал:
- Что я буду делать? Это же простая случайность, простое совпадение, что я оказался под деревом, когда с него упала ветка.
Будда сказал:
- Так делай то же самое. Кто-то был безумен, был в гневе, и ударил тебя. Это все равно, что ветка с дерева упала на тебя. Пусть это не тревожит тебя, просто иди своим путем, будто ничего не случилось.
- Дорогие ребята, я желаю вам, чтобы в вашей жизни не встречались обидчики, чтобы вы сами никого никогда не обижали, чтобы чувство мести не владело вашим сердцем и душой.
Рефлексия деятельности.
Слайд 42
-Ребята, на Слайде вы видите незаконченные фразы. Вам нужно их продолжить…
Рассказ В.Токаревой оставил добрый след в моей душе….
Было интересно…
Я понял, что…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…
Сегодня на уроке я был(а) (каким учеником? какой ученицей?)
Слайд 43