Выступление по теме:Личностный рост педагога



Выступление на педсовете 1 ноября 2013 года.
Тема «Личностный рост педагога как цель и результат педагогического процесса»
Сталин, Черчиль, Наполеон, Гитлер, Макаренко… Этот список можно продолжить еще. Все эти люди оставили в той или иной степени неизгладимый след в истории человечества, общая черта , которая их всех объединяет – умение воздействовать на массы и повести за собой. А какая задача стоит перед педагогом – та же самая: уметь зажечь и повести, повести за собой учащихся, а чтобы повести за собой нужно обладать определенными качествами, а эти качества нужно вырабатывать и систематически расти как личности. Только при этом условии получится необходимый результат.
Давайте попытаемся вначале  выяснить, что мы все понимаем под словами «Личностный рост педагога»:  
Продолжите предложение, не повторяя друг друга.
  Личностный рост педагога – это…
 
    Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.
    Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.
    Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.
    Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.
     Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
 
Делимся на 3 группы по 2-3 человека
 
Необходимо в течение 3 минут обсудить в группах и записать на листах 5 наиболее значимых, по вашему мнению, личностных качеств педагога.
В предыдущем году было проведено анкетирование учащихся с целью выяснения,  какие качества личности учителя они считают наиболее важными.
Учащиеся отметили следующие качества:
Знает свой предмет и умеет сделать его доступным
Проявляет собственную оригинальную точку зрения, понимание предмета
Объективно оценивает знания учеников
Терпелив и терпим
Стремится поддерживать любую инициативу, совместную творческую деятельность в процессе урока
 
   Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя: 
Эмоциональность
В состав этого качества входят:
    интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
    адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
    доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
    уверенность в своих педагогических мыслях и действиях,
    удовлетворенность от результата своего труда.
 
Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
Здесь действует правило «ТРИ О»:
 
    общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
    общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
    общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
 
Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток.
 Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.
 Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку.
 Настойчивость, дисциплинированность
Два этих качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
 А теперь я прошу рассказать наших коллег,  как происходит  личностно-профессиональный рост в нашей школе и как это влияет на результат педагогического процесса.
 
3х - минутное выступление каждого учителя, интерактивная беседа.
 
Давайте подведем итоги.
Итак, в условиях становления новой системы образования личностный рост, повышение собственной компетентности необходимы для создания оптимальных условий повышения результата образованности учащихся. повышать собственный профессионализм
развивать аналитические умения и навыки
совершенствовать навыки мониторинговой деятельности
изучать и использовать современные педагогические технологии
заниматься самообразованием
работать над личностными качествами
Достижение любого результата невозможно без аналитической деятельности. А аналитическая деятельность невозможна без мониторинга.
Личностный рост, как цель и результат педагогического процесса.В условиях становления новой системы образования личностный рост, повышение собственной компетентности необходимы для создания оптимальных условий повышения результата образованности учащихся. Для полноценной работы и личностного роста учителю необходимо:
повышать собственный профессионализм
развивать аналитические умения и навыки
совершенствовать навыки мониторинговой деятельности
изучать и использовать современные педагогические технологии
заниматься самообразованием
работать над личностными качествами
Остановлюсь на некоторых из этих позиций.Для повышения учительского потенциала, активно веду инновационную деятельность.
Направление деятельности  Содержание деятельности
Профильное обучение Реализация курса углубленного изучения математики
Мониторинговая деятельность педагога Разработка мониторинга качества усвоения МСО по математике и уровня сформированности ключевых компетентностей
Достижение любого результата невозможно без аналитической деятельности. А аналитическая деятельность невозможна без мониторинга.В составе творческой группы я участвовала в разработке программы мониторинга качества усвоения учащимися МСО, сформированности ключевых компетентностей и общеучебных действий. Мониторинг позволил мне своевременно выявлять затруднения каждого ученика и вести его сопровождение. Он ведется мною как учителем – предметником, так и классным руководителем в соответствии с программой мониторинга.Проводимый мною педагогический анализ результатов каждой четверти, диагностик, контрольных работ разного уровня, административных срезов позволял своевременно вскрывать проблемы в собственной деятельности и работать над их устранением. Самообразование является основной частью профессионального саморазвития. В настоящее время оно необходимо как никогда. Темой своего самообразования я выбрала «Интеллектуальные игры – механизм выявления и развития талантливых детей». Выбор темы не случаен, поскольку выявление, сопровождение и развитие школьников, обладающих повышенными интеллектуальными возможностями – одно из направлений школьной подпрограммы «Одаренный ребенок» в рамках Программы развития нашей школы. Целью моей деятельности в данной работе было создание условий, обеспечивающих развитие способностей и талантов детей. А решала я следующие задачи: 
Выявить уровень творческих возможностей каждого ребенка через участие в интеллектуальных играх разного уровня.
Сохранить высокий уровень мотивации учащихся к познавательной и творческой деятельности.
Обеспечить развитие интеллектуального потенциала детей.
Полученным результатом считаю следующие показатели:
Высокая активность детей – участников интеллектуальных игр
Высокий уровень результативности учащихся класса в играх, конкурсах, олимпиадах в соответствии с их возрастными особенностями
Это подтверждают нижеприведенные данные:1. Участие в городских интеллектуальных играхКоманда 6б класса – 1 место (2005г.)Команда 7б класса – 2 место (2006г.)Команда 8б класса – 2 место (2007г.)Команда 9б класса – 2 место (2008г.)Команда 5б класса – 1 место (2012г.)2. Участие в Международных интеллектуальных играх для студентов и школьников России в Москве (2009, 2010, 2012 годы). Медали в конкурсе логических задач.3. Проектная работа по созданию и проведению школьного тура интеллектуальных игр «Звездный час» для учащихся 3,4 классов группой учеников 9б класса (с использованием интерактивной доски). 2010-2011 г.Своим опытом работы по данной теме я поделилась на городских педчтениях (выступление по теме «Интеллектуальные игры – механизм выявления и развития талантливых детей»).Отлично понимая, что от уровня сформированности моих компетентностей зависят образовательные достижения моих учеников, с целью повышения собственного профессионализма я прошла курсы повышения квалификации:- Семинар «Педагогический мониторинг как условие развития «Новой школы»» ( 2010 год – 8 часов)- Семинар «Педагогический менеджмент, как условие профессионального роста учителя» (2010 год – 16 часов)- «Математическое образование в основной и средней (полной) школе: содержательные элементы углубленного и профильного обучения» (2010 год – 120 часов)- «Подготовка организаторов единого государственного экзамена» (2012 год – 72 часа - «Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: идеология, содержание, технологии введения» (2012 год – 108 часов)Профессиональный рост невозможен без общения с коллегами. Поэтому я принимаю активное участие в городской группы профессионального общения учителей математики. На заседаниях групп я не только учусь у своих коллег, но и имею возможность представлять и распространять опыт своей профессиональной деятельности, а значит вносить свой вклад в повышение качества образования.Считаю, что на мой профессиональный рост повлияла и моя деятельность в качестве эксперта на школьном и городском уровнях. В течение многих лет я входила в состав школьных и муниципальных комиссий по проверке олимпиадных работ по математике, экзаменационных пакетов для ИА, проверке городских контрольных срезов, аттестации педагогических работников общеобразовательных школ.Я остановилась лишь на некоторых условиях, которые позволили достичь мне цели педагогической деятельности на достаточном уровне, что обеспечивает получение достойных результатов в обучении и воспитании детей и способствовали при этом личностному ростуУрок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно-ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. Урок подчиняется выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому материалу. Ученики не просто слушают рассказ учителя, а постоянно сотрудничают с ним в диалоге, высказывают свои мысли, делятся своим содержанием, обсуждают то, что предлагают одноклассники.
В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме достижений учащихся. Первый, традиционный, трактует достижения учащихся как возрастание объема знаний, умений и навыков учащихся, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.
Второй подход к проблеме достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.
Сегодня, в условиях перехода к новой образовательной парадигме, к новой антропометрической модели образования, педагогическое сообщество осознает, что образование должно ориентироваться не только на потребности общества и государства, но и на возможности и потребности самой личности в социокультурной адаптации и развитии.
Гуманистическая модель образования ориентируется не столько на результат, соотносимый с определенным государственным образовательным стандартом, сколько на личностные достижения учащихся, под которыми понимаются:
Степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности.
Личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств.
Подчеркивая важность контроля и оценивания всех сфер, характеризующих развитие учащегося, ученые тем не менее по-разному подходят к определению структуры достижений учащихся. Так О.Е.Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:
Уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;
Фонда коммуникативных умений;
Творческой познавательной активности ребенка;
Личных социальных достижений внутри школы и вне ее;  
Е.В.Бондаревская,  занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:
- ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;
- культурологический компонент, т.е. освоение культуры;
- компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;
- личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;
- природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием;
М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода выделяет 5 потенциалов личности: гносеологический(познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Как подчеркивает автор, «личность определяется… тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет.»ЮНЕСКО заявляет о том, что главной ценностью новой культуры должна стать ценность устойчивого, стабильного развития человека и общества, а главной целью образования- формирование жизнеспособной личности. Жизнеспособная личность- это личность, которая обладает следующей системой качеств:
Владение минимально необходимым или максимально возможным объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей;
Сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора; готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии;
Владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;
Социально необходимый для обозримого будущего уровень общей, в том числе информационной, технологической и валеологической культуры;
Интеллектуальную, эмоциональную, нравственную причастность к лучшим проявлениям человеческой, общероссийской и национальной культуры;
Личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества;
Жизненные ресурсы (физические, психофизиологические, духовные, интеллектуальные и т.д.), обеспечивающие жизнеспособность человека через готовность к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения;
Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека будет определять и основные черты современного типа образования, и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:
Формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем;
Формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;
Формирование социальной ответственности перед собой, ближайшем окружением, обществом, государством, человечеством, природой;
Такое понимание целей современного образования
Соответствует базовым ценностям современной культуры и потребностям потребителей образовательных услуг;
Соответствует требованиям операционализации и диагностируемости целей образования;
Позволяет гармонизировать личные, социально-групповые и общественные интересы;
Снимает искусственное разделение на учебный и воспитательный процесс.
          Не секрет, что сегодня общеобразовательная школа все чаще сталкивается с проблемой снижения учебной мотивацией и отсутствием познавательной активности учащихся. Проблема повышения мотивации обучения требует от учителя нового подхода к ее решению, в частности, разработки более совершенных организационных форм и методических приемов обучения. Надо помнить, что в процессе обучения важны не только знания, но и впечатления, с которыми ребенок уходит с урока.
          В современной педагогической литературе общепризнанной является идея взаимосвязи усвоения материала и отношения к нему учащихся, то есть интеллектуальные процессы напрямую зависят от мотивов деятельности. Конкретные мотивы, побуждающие ребенка учиться, определяют то, чем становятся для него полученные знания и как они усваиваются.
          Большинство детей будут учить английский, только если им интересно им заниматься. В ином случае не помогут никакие доводы об особой значимости английского в настоящее время. Зато при увлекательности и нестандартности занятий языком ученики преодолеют все: и зазубривание слов фразами, и понимание сложного грамматического материала, и разговорные фразы с английской интонацией.
          У детей младшего и среднего школьного возраста развита потребность во впечатлениях и любознательность. Данные факторы, определяющие эмоционально-мотивационную сферу, должны приниматься во внимание учителем при организации уроков, отборе содержания обучения, выборе УМК. Именно впечатления и любознательность должны стать основой для формирования устойчивой учебной мотивации у школьников в процессе обучения иностранному языку. Залог успешной учебной деятельности- личная значимость тех или иных явлений, сообщений, действий, их отношение к интересам, потребностям, жизненному контексту каждого конкретного учащегося.
Высшей оценкой результативности того или иного урока считаю, когда по окончании его слышишь от учеников: «Уже конец? Так быстро!». Для любого творчески работающего учителя не секрет, что, когда обращаешься к личностным резервам обучаемых, активизируешь их память, фантазию, творчество, положительно воздействуешь на их эмоциональное состояние, эффективность обучения значительно возрастает.
На своих уроках использую метод «интенсива». Это методическая система, в основе которой лежит метод активизации возможностей личности и коллектива (Г.А.Китайгородская). Цели этой системы совпадают с современными целями обучения иностранному языку: формирование, совершенствование и развитие личности, способной к достижению необходимого уровня иноязычной коммуникативной компетенции, а также к дальнейшему самообразованию в изучении иностранного языка и использование их для решения важных жизненных проблем.
Основными принципами данной методической системы по Китайгородской являются:
Принцип коллективного взаимодействия;
Принцип личностно-ориентированного подхода;
Принцип ролевой организации учебного процесса;
Принцип полифункциональности упражнений;
Принцип концентрированности в организации учебного материала;
Комфортность взаимодействия учащихся во время общения во многом зависит от организационных форм обучения. Важно, чтобы обучаемый был главным действующим лицом на уроке, чувствовал себя комфортно, принимал активное участие в обсуждении темы урока, выстраивал его сюжет.
          В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:
Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознает, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приемами и средствами обучения;
Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
          Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже  самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.Проектная работа- один из современных методов, используемый при обучении иностранному языку; ее рекомендуют и авторы интенсивных курсов.
Традиционно наше среднее образование основывается в большей степени на запоминании, чем на поисковой деятельности обучаемых, что имеет и положительные и отрицательные стороны. Часто наши лучшие ученики имеют глубокие теоретические знания, но не всегда они готовы применить эти знания на практике. Процесс восприятия и усвоения иноязычной речи происходит через два основных анализатора, не «включаются» другие каналы усвоения иноязычной речи: запоминание через тактильный контакт, движения тела, цвет или форму. Для преодоления этих недостатков современная методология обучения английскому языку развивается, успешно используя различные подходы, включая и проектную работу.
Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам. Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности учеников для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.
Например, урок в 4 классе «Мой любимый сезон». Учащиеся подбирали материалы для создания проекта (картинки, стихи, пословицы, загадки, составляли короткие рассказы).
На более продвинутом этапе обучения английскому языку характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения.
Итак, на более продвинутом этапе проектная работа становится более сложной на языковом уровне. По теме «Семья» вместо механического заучивания, делаем постер (презентацию) «Мое семейное дерево» с фотографиями родственников и короткими описаниями их характера, профессии, возраста и т.д. Это уже действительно творческое и коммуникативное задание. Учащиеся 7-ых классов составляли презентации по теме «Моя школа».
C точки зрения мотивации и вовлечения всех обучаемых предпочтительна групповая работа. В группе один из учащихся может быть прекрасным «генератором идей», другой-более артистичен, за работу над содержанием текста несет ответственность учащийся с более глубоким знанием языка, в то время как текст пишет самый аккуратный с лучшим почерком. В результате каждый вносит свой вклад, несет совместную ответственность и выигрывает от этого.
Положительное, что дают проекты:
Значительное повышение мотивации и интереса в изучении английского языка;
Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;
Активизация всех видов восприятия и памяти;
Вовлечение в деятельность всех учащихся в классах с разными учебными способностями;
Поощрение детского творчества и изобретательности;
Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;
Таким образом, проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе (Г.А.Китайгород-ская) и отражает главное положение интенсивной методики:
Обучение должно быть радостным и ненапряженным;
Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;
В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.
Работая в классах младшего, среднего и старшего звена с различной наполняемостью групп, разными учебными способностями учащихся, учитывая возрастные, личностные и другие особенности групп в целом и каждого учащегося отдельно, а также УМК разных авторов, сказать, что я работаю по какой-то единой методической системе, трудно. Следя за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пользуясь рекомендациями преподавателей курсов повышения квалификации, всегда стараюсь на своих уроках попробовать и применять то новое, что позволяет учащимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения. Принципы коммуникативного подхода:
Учащиеся лучше овладевают языком, когда с ними общаешься как с личностями, имеющими свои собственные нужды и интересы.
Учащиеся лучше овладевают языком, когда им предоставлена возможность участвовать в коммуникативном использовании иностранного языка в различных видах деятельности.
Учащиеся лучше овладевают языком, когда имеют дело с коммуникативными фактами, которые они способны воспринять, и они соответствуют их собственным нуждам и интересам.
Учащиеся лучше овладевают языком, когда они осознанно обращаются к различным языковым формам, умениям и стратегиям при овладении иностранным языком.
Учащиеся лучше овладевают языком, когда они обращаются к социокультурным данным и прямому опыту культуры изучаемого языка.
Учащиеся лучше овладевают языком, когда они осознают роль и природу языка и культуры.