Рождественский рассказ В. Токаревой




Конспект открытого урока

в 8 классе
«Обсуждение рассказа В. Токаревой «Рождественский рассказ»

Цели и задачи урока:
Поднять и обсудить проблему бессмысленной жестокости на примере литературного произведения.
Развивать речь, логическое и образное мышление.
Повторить тропы, особое внимание уделив приёму антитезы.
Продолжить работу над воспитанием у ребят уважительного, заботливого и бережного отношения друг к другу.

Вступительное слово учителя.
По вашим предварительным размышлениям я поняла, что вы осознаёте: проблема бессмысленной жестокости существует и особенно остро стоит в наше время. Давайте послушаем рассказ В. Токаревой, а потом его обсудим. Если по ходу чтения встретится что-то важное, интересное, понравившееся или непонятное, афоризмы, можете записать – черновики перед вами.
Чтение рассказа учителем.
Беседа.
Что было непонятно?
Молчаливые скандалы?
Деликатность?
Проигнорировали?
Изоляция?
Глотник?
Писаная торба?
Пораженцы? (неологизм Токаревой) Синоним из современного сленга? (лузеры)
Везунки?
Смог?
Кактусовая внешность?
Филология?
Карьера?
Составление плана.
Попытайтесь сформулировать вопросы по содержанию рассказа.
А теперь ответьте на мои вопросы по идейному содержанию рассказа:
Как характеризует героиню её отношение к цветку?
Зачем Борька
·сломал цветок?
Почему папа сказал о стекловате?
Собирался ли папа, по-вашему, это делать?
Почему девушке-рассказчице не нравилось имя Толя?
Что сработало в случае со сломанным носом Борьки Карпова?
Злорадствовала ли девушка по поводу сломанного носа?
Чем сменилось чувство мести?
Какой факт доказывает мысль о том, что всё в мире относительно?
Почему девушка отдала Борьке розу? «Как на памятник». Чему памятник?
Почему глаза Борьки стали красивыми?
Какой основной приём, на котором построен рассказ? Приведите примеры.
Вывод: Смысл жизни? (Жизнь прекрасна, надо уметь увидеть в ней красоту, несмотря ни на что, надо замечать удивительное в каждом дне.) С бессмысленной жестокостью надо бороться добрыми поступками.
Варианты д/з:
Сочинение «Каким человеком я представляю себе девушку-рассказчицу по её словам и поступкам».
Изложение. Сжато перескажите текст, высказав своё отношение к поднятой в нём проблеме.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215