«Живое пламя» по рассказу Е.И.Носова


«Живое пламя»
по рассказу Е.И.Носова
Тема: Е.И.Носов «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения.
Цель:
Познакомить учащихся с содержанием рассказа Е. И. Носова «Живое пламя», краткими биографическими сведениями об авторе;
Ход урока
Организационный момент.
Добрый день (1 слайд)
Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на уроке литературы, сегодня нам предстоит сложная и интересная работа, на уроке мы вспомним о самом трагическом периоде истории нашей страны - Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., познакомимся с рассказом Евгения Ивановича Носова «Живое пламя»,
Цель сегодняшнего нашего урока, как и многих других уроков литературы, в прочитанном найти жизненные ориентиры для будущей жизни, постараемся проследить, как писатель поднимает тему памяти и решает её на страницах своего произведения, выражает своё отношение к истинным ценностям.

(2 слайд)
2. Вызов.
Сейчас давайте поразмышляем:
Верите ли вы в то, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека: роза-любовь, хризантемы – печаль, гвоздики и маки – память и др.? ( 3 слайд )
Верите ли вы в то, что в определённой ситуации человек может, не задумываясь, пожертвовать своей жизнью ради других людей?
Верите ли вы в то, что память о погибших ради других людей живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей?(4 слайд)
- Молодцы, вы хорошо размышляли. Наша с вами задача убедиться в правильности данных утверждений или опровергнуть их.
- Наш урок называется «Живое пламя» (5 слайд)
- Посмотрите внимательно на это название, предположите, о чём может повествовать нам рассказ с таким названием?
- И сейчас мы на самом деле узнаем, о чём этот рассказ?
3. Осмысление.
- Сейчас мы будем читать рассказ Евгения Носова «Живое пламя». (6слайд)
Сообщение учащегося о писателе.
Е. И. Носов — родом из курских мест, писатель, с любовью относящийся к их красотам и благодати, человек, прошедший войну, переживший ранение и другие беды военных лет, навсегда сохранивший в своей душе открытость и сочувствие к попавшим в беду. (7слайд) Рассказы Носова пронизаны заботой о людях, о родной природе, полны возмущения бездуховным, бездумным и жестоким обращением с окружающим миром.( 8 слайд)
- Читать мы будем, с остановками, ваши тексты уже разделены на части, будьте внимательны, пожалуйста, не забегайте вперёд, работаем
Чтение 1 части (9 слайд)
10слайд
Почему тётя Оля не любила сеять маки?
Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
Чтение 2 части (11 слайд)
(12слайд)
Кто такой Алексей? Как его вспоминает тётя Оля?
Каким вы себе представляете Алексея?
Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
Чтение 3 части (13 слайд)
(14 слайд)
Как выглядела клумба тёти Оли? Как вы думаете, почему человек начинает заниматься разведением цветов?
Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?
Чтение 4 части (15 слайд)
(16 слайд)
Найдите слова, которыми автор описывает маки.
Как называется этот приём в литературоведении?
Предскажите дальнейшие события в рассказе, что произойдёт?

Чтение 5 части
Сколько дней цвели маки? (17 слайд)
Как вы понимаете слова тёти Оли:
- Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...
Чтение 6 части
(18 слайд)
Сообщение учащегося о маках:
Красный мак – символ Памяти.
О происхождении мака существует много легенд. В христианской мифологии происхождение мака связывают с кровью невинно убитого человека. Впервые будто бы мак вырос из крови распятого на кресте Христа и с тех пор растет там, где пролилось много человеческой крови.
А в Англии существует национальный праздник – День Маков – дань памяти погибшим солдатам. 11 ноября - День Памяти всех павших на полях сражений, дата которого знаменует годовщину окончания 1-й мировой войны.
Символом Дня Памяти во многих странах является красный мак.
Что произошло с Алексеем? (таран)
- И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край — все, что мы зовем величавым словом «Родина». Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея. О событиях воины 1941-1941гг. написано много книг, снято много фильмов. О подвиге лётчиков повествует уникальный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики»,
посмотрите отрывок из него ( видеофрагмент-гибель Сергея – 19 слайд)
(20 слайд)
Как вы думаете, страшно ли солдату, который идет на такой поступок?
Хочется ли умирать молодым? Почему они это делали?
Каким же должен быть человек, способный на такой поступок?
Так могут ли цветы передавать определенные ассоциации человека?
Какой эпитет автор подбирает к слову пламя? Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?
21 слайд
Каким эмоциональным настроением проникнуты последние строки: “А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню”?
Можно ли сказать, что в последних строках образ живого огня ассоциируется с вечным огнем?
Чему же учит рассказ Евгения Ивановича Носова?
Какова же главная мысль рассказа Носова? (21 слайд)
Слово учителя.
Содержание рассказа подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или… ярко вспыхнувшим цветком на клумбе.
Жизнь человека так же коротка, но прекрасна. Огонь в рассказе ассоциируется с душой человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”, но огонь этот живой, приносящий слезы очищения. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой костер” огненных цветов. Он напоминает вечный огонь. Знак вечной памяти и молчания. 22 слайд
(23 слайд)
Мы огненное поднимаем Знамя
Ни Ты, ни Он не будет побежден
В любом из нас горит живое Пламя.
В любом из нас есть маленький Дракон!
Мы чувствуем возвышенное, священное состояние души, которое вызывало рождение подвига, привело страну к Победе.
И память о подвиге нашего народа священна.
Рассказ прочитан, анализ образов проведен. Вспомним основную цель урока: можно ли по одному эпизоду из жизни человека выразить своё отношение к истинным ценностям.
- О каких истинных ценностях из эпизода смерти Алексея мы можем говорить? (Любовь к Родине. Память. Подвиг во имя жизни других людей). 1 группа - Выразите своё отношение к этим ценностям в синквейне.
Заполните , пожалуйста, эту карточку.
(24 слайд)
У Е. Носова есть рассказ «Шопен, соната номер два». Есть в этом рассказе такие слова: «Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жены, участники и очевидцы, пока ещё живы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу». Всё меньше остается ветеранов – очевидцев тех ужасных событий. Значит, настала наша очередь хранить и передавать память о павших в ту страшную войну, чтобы мы жили!
Какими будут ваши дальнейшие жизненные ориентиры решать вам.
2 группа
А сейчас прошу вас раскрасить рисунок мак- символ вечного огня и написать свое обращение к потомкам, чтобы они помнили о всех погибших в годы ВОв и пронесли память через все свои годы и передали своим детям и внукам. (25 слайд) под музыку Ю.Антонов « Красные маки»
Обращение к потомкам!!!

Проверка работ.
Для всех.
ТЕСТ по произведению Е. И. Носов.  "Живое  пламя".
Начало формы
Жанр  произведения
очерк;
воспоминания;
рассказ
Название  произведения:
Определяет его тематику;
Метафорически воссоздает образ сына;
Указывает на источник авторского вдохновения;
В этом произведении звучат голоса:
одного персонажа;
нескольких;
двух
В основе сюжета произведения:
обычные бытовые сцены;
жизнь тети Оли;
короткая жизнь цветов.
Главная мысль, которой подчинено содержание произведения:
взаимоотношения людей;
вечная память павшим в Великой Отечественной войне;
забота об окружающих людях.
В фразе: "Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью"- используется:
сравнение;
олицетворение;
метафора.
В произведении есть персонажи:
только положительные;
только отрицательные;
и положительные, и отрицательные
Сказав: " Да, сгорел...короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...",- тетя Оля имела в виду:
короткую жизнь мака;
красоту цветка;
судьбу сына.
Конец формы
Ответы:
1.с, 2.в,3.с, 4.с, 5.в, 6.в, 7. а, 8. С Взаимопроверка.
5. Рефлексия(26 слайд)
“Все в твоих руках”
- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках...
- Каждый человек делает свой выбор в жизни: можно прожить короткую, но яркую жизнь, а можно жить долго и спокойно, так и не совершив в жизни главного поступка – все в ваших руках.
На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой вы выразите свое мнение, которое появилось у вас после урока.
Большой – для меня было важным и интересным на уроке…Указательный – я после урока поняла…
Средний – мне было трудно (мне не понравилось)…
Безымянный – мне на уроке работалось отлично, комфортно, некомфортно, плохо, хорошо….
Мизинец – я ещё хочу узнать…
- Оценки
6.Д/З(27 слайд) по выбору.
Выучить наизусть отрывок о цветущих маках.
Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны.
Какую иллюстрацию ты бы придумал к этому рассказу? Нарисуй ее.
Подготовьте развернутый ответ на вопрос «Что волнует писателя?» «Можно ли сказать, что это проблема нашего времени?»
(28 слайд)
Заключительное слово учителя.
Прошло 68 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но её эхо до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны всё помнить, чтобы извлечь для себя уроки из прошлого на настоящее и будущее. Мы обязаны всё помнить, чтобы жить.