Семинар-тренинг Личностный рост педагога


МБОУ «ЛЕСНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
САКСКОГО РАЙОНА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

подготовил:
практический психолог
МБОУ «Лесновской средняя школа»
Сакского района
Республики Крым
Романенко О.А.
2014/2015 уч.год
Цель: формирование внутренней позиции успешного педагога с помощью мобилизации личностных ресурсов; помощь в обретении внутренней стабильности и уверенности в себе, создание позитивного психологического климата в педагогическом коллективе путем актуализации установок учителя на ценность самореализации в своей профессии.
Задачи:
Расширение зоны личной уверенности педагогов.
Знакомство педагогов со своими личностными особенностями, которые могут выступать ресурсом воспитания обучающихся.
Принятие своих сильных сторон личности, способствующих эффективному взаимодействию с окружающими.
Осмысление своих личных интересов, ценностей.
Развитие групповой сплоченности, рефлексии и эмпатии.
Тренинг рассчитан на работу группы из 15-20 человек. Продолжительность -1,5ч.Участники: педагогический коллектив МБОУ «Лесновская средняя школа» Сакского района Республики Крым.
Оборудование: мяч, рисунок дерева, листочки зелёного, красного, жёлтого,  синего цветов, 4 полуватмана, маркеры, цветные полоски, клей-карандаш, рисунок большой рыбы, маленькие рыбки желтого цвета.
Условия проведения: учебный кабинет, стулья стоят по кругу.
Ход СЕМИНАРА-ТРЕНИНГА:
Перед началом занятия можно показать видео ролик для поднятия настроения и настроя аудитории на позитивное восприятие информации.
Сегодня мы собрались для того чтобы провести семинар-тренинг. Существуют правила поведения на тренинги:
1.Все, что я увижу и услышу, я никому не говорю за пределами этой комнаты.
2.Я говорю, о том, что я думаю.
3.Правило правой руки, всегда начинает выполнять упражнение или отвечать человек находящийся с права от тренера.
Но для начала давайте поприветствуем друг друга
Игра-разминка "Кошка-собака".Цель упражнения: тренировка внимания, снятие напряжения, создание доброжелательной атмосферы. Процедура проведения: разминка проводится в кругу (участники сидят или стоят). Психолог берет два фломастера, дает инструкцию и тут же демонстрирует эталон поведения. Когда первый из двух фломастеров вернется к тренеру, разминка завершается. Инструкция ведущего для участников: «У меня в руке 2 фломастера. Зеленый фломастер называется "кошка", красный фломастер называется "собака". Я пущу "кошку" налево, а "собаку" направо. Важно, чтобы каждый фломастер, пройдя круг, вернулся ко мне, чтобы он не "застрял"».Ведущий: "В этом упражнении мы увидели, что получается, если через нас проходит одновременно два информационных потока. Смотрите, как непросто разобраться, какую информацию кому передать, как сложно остаться и внимательным, и объективным, не запутаться и не подвести свою команду".Упражнение «Дерево достижений»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть три небольших листочка разного цвета: зеленый, желтый, красный. Каждому участнику предлагается выбрать листочек соответствующего цвета, сделать запись про себя, про собственные свойства, качества и черты. Я попрошу вас взять их и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. После развешивания листьев, психолог объясняет значение каждого цвета. Зеленый – «как все» в данной группе качества реально присущее данному человеку и объединяющее его (как ему кажется) со всеми другими участниками группы; желтый –« как некоторые из присутствующих», красный – «как никто больше» указывает на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.
Мини-лекция «Мозговой штурм» один из наиболее известных методов коллективного поиска решений. Психолог предлагает продолжить предложение, не повторяя друг друга.
Личностный рост педагога – это…
Варианты ответов:
повышение квалификации;
чтение литературы;
саморазвитие;
участие в конкурсах;
уметь анализировать свои поступки
уметь вовлекать в значимую деятельность других людей
уметь принимать себя и других
учиться развивать свои хорошие качества
учиться всегда и везде
самосовершенствование
применять индивидуальный подход
иметь личное мнение
признаваться самому себе в своих недостатках, находить их причину и шаг за шагом искоренять их.
Мини - сообщение
Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала.
Разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Таким образом, современную школу создает учитель творческого типа. Причем под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самореализации.
Учителю творческого типа присущи следующие личностные функции и качества: владение рефлексией, принятие личностного смысла педагогической деятельности, способность к презентации своего личностного опыта. Именно готовность к творчеству позволит учителю организовать исследовательскую, поисковую деятельность.
Таким образом, личностный рост - это качественные изменения личностного развития, затрагивающие основные жизненные отношения, "ядро" личности.
Сегодня от учителя требуется готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях.
Упражнение «Ковёр идей»
деление на группы.
объяснение задания:
Необходимо в течение 5 минут обсудить в группах и записать на цветных листах личностные качества успешности педагога. Затем цветные листы с ответами оформить в виде красивого узорчатого ковра. В конце упражнения будет проведена презентация ваших работ.
Мини - сообщение
Психологами в ходе многочисленных исследований были выделены такие качества личности учителя, которые оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.
Эмоциональность
В состав этого качества входит:
интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
доброжелательность реакции учителя на возбуждение;
уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата своего труда.
Выразительность речи
Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.
Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «ТРИ О»:
общение – с хорошей литературой, искусством, природой;
общение – с интересными людьми, любовь, дружба;
общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений.
Упражнение «Я учусь у тебя». Участники бросают друг другу в произвольном порядке мячик со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он бросает мячик другому участнику.
Творческое начало личности
Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно… Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!» Одностишие: Я и творить, и натворить умею.
Организаторские способности
Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива. «Я горы вмиг с ребятами сверну. Планировать могу, могу и делать».
Чувство юмора
Дети любят разных учителей, но более всего веселых – таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход. В.А.Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись в причине противостояния, обратить все в шутку. «Мне юмор в детстве подмешали в молоко».
Настойчивость, дисциплинированность
Два эти качества характеризуют развитие воли учителя. Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца. Дисциплинированность – это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями и учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.
Упражнение «Разноцветные звезды»
Текс зачитывает ведущий: «Высоко в темном небе. На одной огромной звездной поляне жили – были звезды. Было их очень много, и все звезды были очень красивыми. Они светились и искрились, а люди на земле каждую ночь любовались ими. Но все эти звезды были разных цветов. Здесь были красные звезды, и тем, кто рождался под их светом, они дарили смелость. Здесь были синие звезды – они дарили людям красоту. Были на поляне и желтые звезды – они одаривали людей умом, а еще на поляне были зеленные звезды. Кто рождался под их светом зеленых лучей, становился очень добрым.
И у нас в корзине множество разных звезд, каждая из них несет доброе пожелание. Сейчас я предлагаю вам по очереди взять по одной звездочке себе на память, и пусть звездочка принесет именно то, чего Вам больше всего не хватает».
Удачи вам, сельские и городские,
Уважаемые учителя!
Добрые, скромные и деловые.
Капитаны на мостике корабля.
Удачи вам, дебютанты и асы,
Удачи! Особенно по утрам,
Когда вы входите
в школьные классы,
Одни — как в клетку,
другие — как в храм.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!