Памятник Белому гусю (урок по рассказу Е. Носова Белый гусь)

CОЛОВЕЙ Татьяна Григорьевна ©
ПАМЯТНИК БЕЛОМУ ГУСЮ
УРОК ПО РАССКАЗУ ЕВГЕНИЯ НОСОВА «БЕЛЫЙ ГУСЬ»

V КЛАСС
Рассказ Евгения Носова «Белый гусь» обладает сильнейшим эмоциональным воздействием. Сначала он вызывает улыбку, заражает радостным мироощущением автора, и мы с удовольствием наблюдаем за характером и повадками Белого гуся главного героя произведения; затем неожиданно вместе со страшной стихией входит в сердце тревога за все живое, оказавшееся в ее власти, а потом душа наполняется грустью и очищающим светом, возникающим от восхищения перед отцовским подвигом могучей самоотверженной птицы. Если птица способна на такое самопожертвование, то каким же должен быть венец творения человек?.. И об этом задумываешься, читая «Белого гуся».
Небольшой по объему, рассказ поражает глубиной мысли, отточенностью слога, выразительностью художественных средств, с помощью которых создается образ Белого гуся. Слово в рассказе настолько выпукло и емко, что для анализа его не требуется каких-то еще дополнительных средств, усиливающих эмоциональное воздействие или стимулирующих мыслительную деятельность учащихся.
Главный герой произведения гусь -птица, знакомая детям, но писатель дает нам возможность увидеть в привычном и обыденном необычное и высокое.
Знакомство учащихся с рассказом предварим небольшой вступительной беседой.
Что вы знаете о гусях? Какой характер у этих птиц?
Дети называют их важными и гордыми, знают агрессивный характер этих домашних птиц, многим приходилось спасаться от них бегством, а кое-кто попробовал и их болезненных щипков.
А известны ли вам произведения с участием гусей?
Ребята вспоминают античную легенду «Как гуси Рим спасли», народные сказки «Гуси-лебеди», «Ивасик-Телесик», песенку про двух веселых гусей, повесть-сказку Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Какими там предстают гуси?
Гуси предстают перед нами бдительными, осторожными, мудрыми, иногда агрессивными, опасными, а порой веселыми и задорными.
Оказывается, гуси довольно популярные персонажи литературных произведений. И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением, которое написал Евгений Носов, рассказом «Белый гусь».
Родился писатель в деревне, детство его прошло среди речных заводей, лугов, полей и дубрав. Он много времени проводил в лесу и на реке, учился видеть и слышать природу, проникал в ее тайны и секреты, запоминал названия трав и деревьев... Любовь ко всему живому неизменно чувствуется во всех его произведениях: и в картинах (Носов был еще и художником), и в повестях и рассказах. В «Белом гусе» писатель описал то, что увидел однажды на рыбалке.
Далее рассказ читается вслух. Поскольку в нем довольно много незнакомых для пятиклассников слов (кулига, привада, плес, армада, кильватерный строй, кокарда), заранее напишем их значения на доске и обратим на них внимание во время чтения.
После чтения спросим учеников:
Понравился ли вам рассказ? Почему? Какое чувство он вызвал у вас и почему?
Детям очень нравится рассказ Носова своей жизненной полнотой: в нем и юмор, и грусть, смешное чередуется с драматическим, ярки и сочны картины природы, особенно описание стихии; убедителен и выразителен образ главного героя Белого гуся. Притягивает своим обаянием и автор человек добрый и мудрый, который живет в гармонии с миром природы, не вознося себя над ней, а ощущая себя ее частью... Рассказ пробуждает в пятиклассниках добрые чувства: они жалеют гуся и погибших гусят, с волнением и восхищением размышляют о подвиге Белого гуся, радуются, что его дети остались живы и видят большой, сверкающий всеми красками мир.
Кто же находится в центре внимания автора? (Белый гусь «самая важная птица на всей кулиге».)
Почему Носов пишет слова «Белый гусь» с прописной буквы - ведь это не имя собственное?
Наверно, из уважения к птице, которая выделяется среди остальных и внешним обликом, и повадками.
Как в рассказе подчеркивается исключительность Белого гуся?
Его оперение всегда ослепительно белое, потому что гусь виртуозно ходит даже по самой грязи: «Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой растележенной дороге, не замарав ни единого перышка». Гусь «никогда не бежал». «Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды». От хлопанья его «полутораметровых крыльев» по воде бежала рябь «и шуршали прибрежные камыши», а от гоготания «в лугах у доярок тонко
тонко звенели подойники». На Белого гуся «засматривались лучшие гусыни деревни». Везде и всюду он вел себя как хозяин:
«Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем пляжи его. Самые сочные участки луга тоже его». «С сознанием своей власти» гусь относился и к человеку, прогоняя его с плеса, поедая у него червей из банки и утаскивая куканы с рыбой.
Каким образом автор показывает воинственный характер гуся? Почему он готов присвоить ему звание адмирала? Почему именно адмирала, а не генерала?
Гусь воюет с человеком за обладание плесом, и когда человек расставляет там удочки, Белый гусь «кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок». Он ведет бои с соседней стаей, и после них «долго по реке плывут вырванные перья». Гусь «с угрожающим шипением» нападает на человека и его велосипед, дерется со своим хозяином Степкой, гонится за теленком, «выщипывая из ляжек клочки рыжей шерсти», и большой теленок боится его.
Писатель готов присвоить Белому гусю звание адмирала, потому что «все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями». Ослепительное его оперение напоминает автору «белоснежный китель» адмирала, а огромный яркий апельсинового цвета «клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье» кокарду на морской фуражке. Носов говорит об адмиральском звании, так как гусь водоплавающая птица, и его белый «китель» как парадный мундир высшего командира военно-морского флота. Поэтому с этим персонажем легко соотнести военную лексику.
Скажите, с какими эпизодами из жизни Белого гуся можно связать слова «маневры», «атака», «оборона». Почему?
Маневры это передвижение войск (или флота) на театре военных действий с целью нанести удар противнику. С маневрами можно сравнить действия Белого гуся и по отношению к человеку. Чтобы отвоевать у него плес, он то ведет свое гусиное войско «прямо на удочки», «то затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой». Другой раз гусь устраивает драки с соседней стаей, после которых «о поклевках и думать нечего».
Атака это стремительное нападение на противника. И атакует Белый гусь то автора рассказа («Заметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу»), то «пестро-рыжего бычка», который забрел на луг, где Белый гусь гулял с гусятами, то соседнюю стаю.
Чем вызваны эти атаки?
В одних случаях это самоутверждение Белого гуся и его власти в округе. В других защита гусят от возможной опасности. Тогда атака является одновременно и обороной, необходимой для отпора врагу. Ведь не зря одно из широко известных военных выражений гласит: «Лучший способ защиты это нападение». Но в эпизоде со стихией Белому гусю приходится не нападать, а держать настоящую оборону: «Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят».
Сравните поведение Белого гуся во время бушующей непогоды с поведением других гусей. Как и в этой ситуации подтверждается его исключительность?
Сначала они, как и Белый гусь, «растопырив крылья, полегли в траву», закрывая гусят. Но когда град превратился из ледяных горошин «в куски наспех обкатанного льда величиной в четвертинку пиленого сахара», «гуси не выдержали и побежали» к воде, забыв о своих выводках и следуя инстинкту самосохранения, они «падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка...». Их действия похожи на паническое бегство войска от страшного и сильного врага. В результате гусята, брошенные родителями, «погибли почти все». И только Белый гусь, как настоящий адмирал, не бросил свой тонущий корабль с беззащитными и беспомощными птенцами: он остался на месте, на посту, понимая, что бегство грозит его детям гибелью. Так и здесь он подтвердил свою исключительность.
Удивляет ли нас его поведение или мы уже каким-то образом подготовлены к этому? Можно ли сказать, что гусь совершил подвиг? Почему?
Конечно, поведение Белого гуся восхищает нас, но не является полной неожиданностью: ведь мы еще раньше видели, как он пекся о безопасности своих гусят, стараясь предупредить любую возможность беды. Достаточно вспомнить, как он встретил появление на лугу человека с удочками на велосипеде, как прогонял оттуда рыжего бычка. Степка говорит: «Никому прохода не дает. Ближе ста
шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует».
Мы уверенно можем сказать, что Белый гусь совершил подвиг, потому что он пожертвовал своей жизнью, защищая гусят. Наверняка ему было так же страшно, как и другим гусям, но он не двинулся с места, так как помнил о беспомощных и несмышленых птенцах и о том, что он их отец: «Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови». Автор убеждает: гусь не только «самая важная птица во всей кулиге» и «адмирал», но и отец-герой.
Какое чувство вызывает конец рассказа? Остается ли от него чувство безысходности? Почему?
Нам, безусловно, жаль Белого гуся могучую, сильную и мужественную птицу, которая своим подвигом может служить примером не только собратьям, но и человеку. Мы грустим вместе с автором о погибшем гусе. Но чувства безысходности нет от его геройской гибели, потому что остались живы «все двенадцать пушистых одуванчиков». И один из гусят «с темной ленточкой на спине» упорно карабкается на крыло погибшего отца. Наконец он «вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.
Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца».
Таким увидел этот сложный, многообразный и прекрасный мир Евгений Носов.
Каким предстает перед нами автор? Каково его отношение к природе?
Автор видится нам человеком добрым и мудрым. Он любит все живое и с интересом и любовью вглядывается в окружающий мир. Он великолепно знает окрестности деревни, где живет: луга, плесы, песчаные отмели, лесные поляны. Ему известны «самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи», речные заводи, где водится рыба. Он знает «лучших гусынь деревни», любовно называет гусят «одуванчиками», с улыбкой рассказывает о рыжем бычке, напуганном Белым гусем.
Автор говорит, что у него с гусем «давняя тяжба» (то есть спор, соперничество), но можно ли сказать, что они враги? Есть ли у нас основание утверждать, что Носов любуется гусем и не обижается на него?
Писатель не испытывает к птице враждебного чувства, несмотря на то что гусь часто мешает ему рыбачить, поедает его червей и утаскивает куканы с рыбой: он понимает, что тот действует по своим птичьим законам и правилам. Автор не прогоняет его, не пытается ударить (как нередко поступают люди по отношению к мешающим братьям нашим меньшим), даже когда гусь нападает на него. Он только «переругивается» с гусем, пытается воспитывать «буйного папашу», когда тот уж слишком расшумелся.
Автор восхищается степенностью и важностью птицы, ее походкой, аккуратностью, повадками. Когда он видит его среди свежих весенних трав, то откровенно любуется: «Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к одному так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара».
Носов рисует облик и характер Белого гуся с помощью сравнений. Некоторые из них прямые, некоторые подтекстные. Они не названы, но подразумеваются, с подачи писателя их подсказывает нам наше воображение. (Детям демонстрируются карточки, на которых написаны слова: адмирал, белая кочка, глыба рафинада, гора, вершина, памятник.)
Как вам кажется, какие из них прямые, а какие подтекстные? (Прямые адмирал, глыба рафинада, белая кочка, остальные подтекстные.)
Найдите те части текста, где спрятаны эти самые подтекстные сравнения.
Впервые мысль о памятнике и подтекстное сравнение гуся с ним возникает, когда автор любуется птицей и ему кажется, будто гусь «высечен из глыбы рафинада». Второй раз это сравнение приходит на ум, когда мы читаем об отцовском подвиге гуся и его гибели: в момент испытаний он неподвижен и стоек перед лицом смерти, будто окаменел, став незыблемой крепостью для своих гусят... Разве не заслуживает этот подвиг памятника?..
Автору рассказа погибший гусь на потемневшем после внезапного дождя лугу кажется белой нетающей кочкой. Но для гусенка, спасенного им, это не кочка, а гора, вершина, на которую он пытается взобраться. И когда ему это удается, он видит огромный мир, подаренный ему отцом. Так кочка превращается в пик. И это не только осязаемый и видимый пик для маленького гусенка, это и пик отваги, мужества и любви для всех окружающих, и для человека тоже. Гусь не посрамил чести своего белоснежного адмиральского мундира: он повел себя, как настоящий воин. Так возникает подтекстное понятие «честь мундира».
Прямые и подтекстные сравнения, безусловно, связаны между собой. Одно подсказывает другое, заставляя работать не только наше воображение, но и ум.
Задумаемся, к какому прямому сравнению ближе всего подтекстное сравнение с памятником. Почему вы так решили?
Подтекстное сравнение с памятником ближе всего к прямому сравнению гуся с адмиралом. Ведь памятники часто ставят воинам, героям. И если сначала Носов с улыбкой называет гуся адмиралом, то на смену улыбке приходит восхищение, когда он говорит о гусе, будто высеченном из глыбы рафинада, а подвиг Белого гуся заставляет его склонить голову перед мужеством и любовью отца. И уже не кажется невозможным памятник красивой птице, и не только красивой, но и героической. Так подтекстное сравнение помогает нам оценить поступок Белого гуся, его самопожертвование, увидеть его жизненную вершину.
К какому прямому сравнению ближе всего сравнение с вершиной, горой? Какой смысловой опенок приобретает это прямое сравнение, благодаря подтекстному?
Ближе всего это сравнение к кочке. В большом мире природы перед лицом стихии гусь всего лишь «кочка», но ведь дело не в видимой величине или размере, а в том, что стоит за этой величиной. А за ней ни много ни мало, а вся жизнь Белого гуся, его самоотверженное и мужественное сердце. И в глазах спасенных гусят и человека, ставшего свидетелем трагических событий, кочка вырастает до размеров горы, вершины. Здесь тоже, как и в предыдущем случае, звучит авторская оценка подвига Белого гуся.
Таким образом, подтекстные сравнения приводят нас к мысли о высоте любви, открытой нам Белым гусем.
Мы уже говорили, что гусь совершил подвиг, а подвиги часто увековечиваются в памятниках. И поскольку сам автор навел нас на мысль о памятнике Белому гусю, попытаемся создать проект такого памятника.
Подумаем, где будет стоять этот памятник и почему, из какого материала и почему он будет высечен, каким будет изображен гусь (здесь вам могут что-то подсказать иллюстрации к рассказу), какую идею будет выражать памятник, будет ли на нем какая-то надпись, и если да, то какая. Эти вопросы записываются в тетради, и дома учащиеся небольшими творческими группами по 56 человек или индивидуально готовят проект своего памятника Белому гусю и его защиту (в защите может быть использовано выразительное чтение фрагментов рассказа, элементы инсценирования, рисунки, «живые» композиции).
Следующий урок посвящен конкурсу этих проектов. Для оценивания творческих работ стоит создать специальное жюри, состоящее из старшеклассников, учителя изобразительного искусства и учителя литературы. Причем оценивание должно быть развернутым, обоснованным, чтобы дети увидели свои удачи и просчеты, Однако важно не подрезать им крылья, поэтому любую находку, идею надо поощрить.
Пятиклассников очень увлекает эта работа, и они охотно выполняют ее.
Перед началом защиты можно рассказать детям о существующих памятниках животным.
Вот примерный материал для такого рассказа.
В мире существует немало памятников животным, которые чем-либо прославились или отличились. Больше всего таких памятников
поставлено собакам. Широко известен памятник сенбернару Барри, спасшему сорок человек в Альпах. Барри был профессиональным спасателем, который находил занесенных снегом людей. В Нью-Йорке в Сентрал-парке установлен памятник ездовой собаке-вожаку Болто, который в составе ездовой упряжки доставил в ураганную ночь 1925 года противодифтерийную сыворотку в город Ном на Аляске, что позволило предотвратить эпидемию дифтерии. Памятник собаке русского ученого И.П.Павлова стоит даже в двух местах: в Санкт-Петербурге, в саду Института экспериментальной медицины, и в Сухуми на территории Института экспериментальной патологии. Так люди почитают память собаки, послужившей для науки. А есть еще памятник жабе перед Пастеровским институтом как дань уважения лабораторным животным. В Австралии поставлен памятник бабочке-огневке. Так фермеры отблагодарили ее за уничтожение кактусов опунций, которые заполонили собой весь континент и чуть не погубили домашний скот (коровы ели кактусы и травились). Памятник ласточкам установили жители города Гринсвилл в благодарность за уничтожение комаров (одна ласточка съедает в день до 1000 комаров). И между прочим, этот памятник очень полезен для ласточек: это двадцатиметровая башня, увешанная домиками для птиц.
Вот и мы попробуем увековечить память самоотверженного Белого гуся.
Далее идет представление, защита и оценивание работ. Лучшие отмечаются дипломами, а оценки получают абсолютно все.
Приведу одну из работ: «Памятник Белому гусю будет стоять на высоком берегу реки, так как река это его любимые владения. Здесь он настоящий адмирал своей гусиной флотилии, которая беспрекословно подчиняется главнокомандующему.
Памятник высечен из мрамора, потому что этот камень лучше всего передает ослепительную белоснежность оперения гуся его незапятнанного "адмиральского кителя".
Небольшой по размеру, он поместится на высоком постаменте в виде куба из серого гранита. Гранит будет символизировать стойкость и мужество гуся-отца, не дрогнувшего перед страшной стихией.
Белый гусь распластал огромные крылья, из-под которых выглядывают маленькие гусята. Голова гуся поднята к небу, будто он всматривается в темную тучу, которая грозит гибелью его детям.
На постаменте крупная надпись: "Спасены!" А чуть ниже, помельче: "Этому гусю следовало бы дать чин адмирала".
Вокруг памятника все в золотых цветах одуванчиков. Над ним поют жаворонки, летают стрекозы. Сюда любят приходить дети. Девочки обычно плетут венок из одуванчиков и надевают его на голову мраморного гуся, и тогда он кажется героем из древних времен, увенчанным венком победителя. И он действительно победитель победитель страха и смерти... А силы и мужество для этой победы ему придала любовь.
Идею любви и мужества и будет выражать этот памятник».








13PAGE 15


13PAGE 141215




15