Урок «Необычное в обычном» по новелле Е.Носова «Белый Гусь»


Цель: 1. Образовательная:
расширить представление учащихся о писателе Е.И.Носове как о художнике слова;
выявить основную мысль рассказа «Белый гусь»;
постараться увидеть необычное в обычных вещах.
2. Развивающая:
1) развивать все виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо);
2)развивать эмоционально-образное, ассоциативное и аналитическое мышление.
3) развивать творческие способности
4) закреплять умение работать в диалоговом режиме
3. Воспитательная:
1)прививать интерес к предмету;
2) воспитывать чуткость, восприимчивость к окружающему миру, любовь к родине.
Тип урока: урок - размышление
Оборудование: мультимедийный проектор, портрет Е. Носова
Урок сопровождается презентацией Microsoft PowerРointТехнология: технология личностно ориентированного развивающего обучения с элементами ИКТ и проблемного обучения. (проектная и исследовательская деятельность)
Оргмомент.Вступительное слово учителя.
Прослушивание музыкального произведения Грига «Утро»
- Ребята, закройте глаза, внимательно послушайте музыкальное произведение.
- Что вы представили? Что вы почувствовали, слушая музыкальное произведение Грига?
- А я представила утро в деревне. Просыпается солнышко, каждое дерево, каждая травинка, каждое живое существо радуется этому утру, жизнь продолжается. Во дворе разгуливают проснувшиеся с первыми лучами солнца домашние животные.
- А у вас есть любимые домашние животные? Назовите их. Где они обитают?
- У меня тоже есть (показываю фотографии)
- Чаще всего любимыми становятся кошка и собака. А вот домашняя деревенская птица - гусь редко становится любимой.
-Что вы знаете о гусях? Какой у них характер?
- Гуси важные и гордые птицы, многим приходилось спасаться от них бегством, а кое – кто попробовал и их болезненных щипков.
- Однако гусь – обыкновенная птица - становится героем рассказа Евгения Носова «Белый гусь». Вы уже познакомились с этим рассказом. Что же необычного в этой обычной птице? Почему она становится героем рассказа? Как автору удалось увидеть необычное в обычном?
Число
Тема урока «Необычное в обычном»
1.Защита иллюстраций к рассказу «Белый гусь»
Каким вы представляете автора рассказа «Белый гусь» ? (Реализация домашнего задания.)
Автором этого замечательного рассказа является Евгений Носов. Он добрый, умный, талантливый. Любит и знает природу.. Любит рыбачить..Носов писал: « Я родился в деревне, детство мое прошло среди речных заводей, лугов, полей и дубрав. Я много времени проводил в лесу и на реке, учился видеть и слышать природу, проникал в ее тайны и секреты, запоминал названия трав и деревьев...» Любовь ко всему живому чувствуется во всех его произведениях. В «Белом гусе» писатель описал то, что увидел однажды на рыбалке. Он восхищается степенностью и важностью птицы, уважает её, любуется ею. Е.Носов не бьёт гуся, не гонит, когда даже гусь нападает на него. Он хочет нас научить уважать прекрасный мир природы, как он сам это делает.
3 С какими новыми словами вы познакомились при чтении рассказа?
Кильватер – волновая струя, остающаяся позади идущего судна
Кильватерным строем – следуя друг за другом
Кокарда – форменный знак на головном уборе
Привада – корм для приманки зверей
Армада – большое соединение кораблей, самолетов, танков
Лозняк - ивовый кустарник
Плёс - широкое водное пространство между островами,
Кто является главным героем рассказа Евгения Носова?
Почему в этом рассказе Гусь- необыкновенная птица?
Гусь – обыкновенная домашняя птица? Или необычная? Попробуем доказать? (Один воспитывает гусят)
Какое звание готов присвоить автор своему герою?
Звание адмирала. Адмирал - звание или чин высшего командного состава военно-морских сил.
- Докажите, что гусь действительно похож на адмирала
Внешний вид“белоснежный китель”, клюв “цвета апельсиновой корки”, “тугие перья как глыбы рафинада”, ” клюв с шишкой , которая походила на кокарду, “упругие полутораметровые крылья”
Выправка (осанка, манера держаться собранно, подтянуто) “никогда не бежал, даже если за ним припустит собака», “высоко и неподвижно держал шею”
Походка«ходил важно», обдумывая каждый шаг», аккуратно переставлял лапы
Голос“звонкий голос” (подойники у доярок звенели)
ПОСТУПКИ
-Тяжба с автором (Пересказ)
-Гусь и бычок (Пересказ)
-Подвиг . Спасение гусят
Небольшая исследовательская работа по отрывку
Что мы испытываем, когда видим приближающуюся темную тучу?
-Страх, ужас, беспокойство, хочется спрятаться. (Демонстрация картины «Перед грозой»)
- Опишите тучу в рассказе.
«росла, поднималась серо – синей тяжелой стеной, без просветов. без трещинки, пожирала синеву неба», кромка сверкнула расплавленным свинцом, свирепствовала с нарастающей силой, распоролась вся,»- На кого похожа эта туча?
Туча – хищник, «пожирающее» все на своем пути чудовище. Какие приемы использует автор? (олицетворения, эпитеты)
- Испугался ли гусь этого чудища? Как он ведет себя?
Найдите эпизод, прочитайте.
«Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове…»
-Как ведут себя другие птицы?
бежали, забыв о своих питомцах, забивались под кусты лозняка.
- Почему гусь не побежал спасаться?
Он не мог бросить своих детей, он ответствен за судьбы двенадцати «одуванчиков». Белый гусь, как настоящий адмирал, не бросил свой тонущий корабль с беззащитными и беспомощными птенцами. И здесь он подтвердил свою исключительность.
Как оцениваете этот поступок Белого гуся?
Почему автор пишет с Прописной буквы?
Нам жалко гуся и погибших гусят, восхищаемся подвигом Белого гуся, радуемся, что его дети остались живы и видят большой, сверкающий всеми красками мир.
Гроза, которая в рассказе является символом разрушения всего живого, погубила такое великолепие, каким был Белый гусь. Очень тяжело читать об этом. Жаль и маленьких гусят, которые, к сожалению, вначале остались без матери, а теперь и без отца. Совсем сироты. Очень хрупок мир живой природы. И сама она (природа), породившая такое великолепие, каким был Белый гусь, разрушила (убила) его. От этого становится немного грустно. Но… жизнь продолжается. И писатель Носов не был бы Мастером , если бы на этом закончил рассказ. А у него: гусята, которых спас Белый гусь-папаша ценой собственной жизни, остались живы. Кто знает, может, они станут такими же великолепными “произведениями природы”, каким был их отец. И в этом проявляется удивительная способность Евгения Ивановича - знать, чувствовать мир живой природы, в которой всё в гармонии, всё взаимосвязано.
Евгений Иванович Носов – влюбленный в природу человек. Он умеет видеть в обыденном красоту, а в самом обычном – сказку. И даже не всегда со счастливым концом. Рассказ, повествующий нам о Белом гусе, о простой домашней птице, под пером писателя превращается в великолепную сказку, почти легенду. О чем она ? Конечно же, о красоте и жестокости, о восхищении красотой, о жизни и смерти… А еще о том, что надо любить все живое на земле. И не случайно рассказ заканчивается утверждением: перед гусёнком “открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”. И это не противоречие. Жизнь продолжается. Это же гуманно. А мы, люди, тоже должны стараться жить по принципу гуманности: беречь всё живое на Земле.
О чём мы хотели узнать в начале урока? Обычен или необычен белый гусь? Итак, какой он?
НЕ-О-БЫК-НО-ВЕН-НЫЙ!
Что оказалось необычным в этом рассказе?
Разве не заслуживает этот подвиг памятника?.. Ведь памятники часто ставят воинам, героям. (Презентация)
В мире существует немало памятников животным, которые чем-либо прославились
или отличились. Больше всего таких памятников поставлено собакам. Широко известен памятник сенбернару Барри, спасшему сорок человек в Альпах. Барри был профессиональным спасателем, который находил занесенных снегом людей. Памятник ласточкам установили жители города Грисвилл в благодарность за уничтожение комаров (одна ласточка съедает в день до 1000 комаров). Памятник очень полезен для ласточек: это двадцатиметровая башня, увешанная домиками для птиц. Памятник собаке русского ученого И.П.Павлова стоит в Санкт-Петербурге, в саду Института экспериментальной медицины. Так люди почитают память собаки, послужившей для науки.
А совсем недавно, 25 января 2000 года, в нашей северной столице установлен памятник “Хорошему коту”. После блокады, когда во время голода съели всех кошек, в Ленинграде расплодились крысы и мыши - разносчики опасных инфекционных болезней. Тогда по специальному распоряжению правительства в город срочно доставили целый вагон усатых охотников. Их выпустили на улицы, и вскоре наступление грызунов было остановлено.
 И поскольку Носов навел нас на мысль о памятнике Белому гусю, попытаемся создать проект такого памятника.
7.Проектная работа
Подумаем, где будет стоять этот памятник и почему, из какого материала и почему он будет высечен, каким будет изображен гусь, какую идею будет выражать памятник, будет ли на нем какая-то надпись, и если да, то какая.
Беседа с классом о том, как будет выглядеть памятник.
Дома закончить проект
8 . Итоги урока. Рефлексия.
- Что оказалось необычным в этом рассказе?
-А известны ли вам произведения с участием гусей?
Античная легенда «Как гуси Рим спасли», народные сказки «Гуси-лебеди», «Ивасик-Телесик», песенка про двух веселых гусей, повесть-сказка Сельмы Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
-Какими там предстают гуси?
Гуси предстают перед нами бдительными, осторожными, мудрыми, иногда агрессивными, опасными, а порой веселыми и задорными.
Оказывается, гуси — довольно популярные персонажи литературных произведений. И сегодня мы познакомились с еще одним произведением, которое написал Евгений Носов, — рассказом «Белый гусь».
Мы живем в сельской местности и порой не замечаем, что и кто нас окружает. И стоит быть лишь чуточку внимательнее, чтобы увидеть необычное в обычном. Многие писатели, художники, музыканты, имея тонкий слух и наметанный глаз, учат нас этому.
Памятник Гусю будет стоять на том месте, у речки, где он спас своих гусят. Гусь будет находиться на большом зелёном камне в виде волны, а сам он будет из белого мрамора.
Он будет, как адмирал на воде, храбрый, гордый, отважный. Он не побоялся града, погиб, но спас своих детёнышей и достоин таких почестей, какими удостаивают настоящих героев.
На памятнике будет надпись: « Этот гусь ценой своей жизни спас своих гусят от смерти во время природной стихии».
Таня Чернова Памятник Белому Гусю будет белого цвета. Гусь будет в адмиральском костюме. У адмиралов костюм красивый, мне эта морская форма очень нравится. А утята будут в бескозырках, они будут морячками. Они будут стоять в почётном строю, отдавая честь своему спасителю-отцу, геройски отдавшему свою жизнь за спасение будущих адмиралов.
Памятник будет расположен на берегу, у самой воды. Постамент будет в форме палубы белого корабля. Надпись на корабле будет такая: «Белый Гусь».
Марина Спиридонова
Памятник будет сделан из белой пластмассы. Его я расположу в самом центре пруда, а вокруг будут бить фонтаны и на солнце переливаться радугой. Памятник будет в виде гуся, защищающего своих гусяток-малышей, которые будут сделаны из желтой пластмассы, и они будут плавать вокруг гуся, покачиваясь на волнах. Гусят будет 12. У гуся будут широко расправлены широкие могучие крылья, у него будет огромный оранжевый клюв, голова его будет высоко поднята и устремлена к небесам.
Идея памятника – всегда необходимо защищать слабых, беззащитных детей.
Руслан Даутов Памятник Белому Гусю с огромной душой и смелым сердцем я установлю на месте его гибели.
Он будет высечен из белого мрамора. Гусь лежит на траве (на зелёном гранитном камне), рядом копошатся гусята (из белого мрамора), а один из них стоит на умершем Гусе и смотрит вокруг, как настоящий адмирал, такой же смелый и храбрый, каким его воспитал погибший герой-отец.
Стоя у памятника, каждый почувствует силу родительской любви.
Клара Фраз
Я думаю, что памятник Белому Гусю будет стоять па берегу чистого пруда: ведь гуси любят чистую воду. И именно у пруда гусь совершил свой подвиг.
Памятник будет из золотистого металла. И гусята будут золотистые. Гусь будет гордым, прекрасным в своём величии. На памятнике надпись золотом: «За мужество и героизм».
Ефремов Максим Свой памятник Белому Гусю и его гусятам я создаю из металла серебристого цвета. Гусь стоит с расправленными крыльями, к его ногам прижались гусята. На памятнике будет надпись: «Спаситель Белый Гусь!» Хотя в бою наш могучий адмирал погиб, но его бойцы-морячки остались живы. Гусята превратятся в таких же боевых гусей, способных постоять за своё семейство.
Белый Гусь учит всех людей быть мужественными, защищать своих близких.
Михайлова Карина Проектные работы учащихся .НЕОБЫЧНЫЙ ПАМЯТНИК
МОБУ СОШ СЕЛА СУККУЛОВО
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ
«НЕОБЫЧНОЕ В ОБЫЧНОМ»
(По рассказу Е.Носова «Белый гусь»)

Учитель литературы Чернова А.В.