Классный час Строим дом своего здоровья


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «СТУПИНСКИЙ ТЕХНИКУМ
им А. Т. ТУМАНОВА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Классного часа на тему: «Строим дом своего здоровья»
Выполнила: Иванова Т. И.
Ступино 2016г.
Классный час
«строим дом своего здоровья»
Цель: Формирование ценного отношения студентов к своему здоровью.
Задачи: расширение представлений студентов о факторах, влияющих на здоровье.
Рефлексия собственного отношения к здоровью, выявление проблем.
Моделирование жизненной перспективы с позиций ценностного отношения к здоровью.
Форма проведения: Обучающий семинар с элементами тренинга.
Этап подготовки
1.Изучение обширной информации по проблеме сохранения и укрепления здоровья и структурирование ее на логические блоки.
2. Диагностика студентов:
Тест-анкета для самооценки студентами факторов риска ухудшения здоровья.
Методика самооценки ситуаций Кондаша.
3.Подготовка игровых аксессуаров : текстов, таблиц и схем на доску, листов бумаги на столы учащихся.
Мастер производственного обучения: существует несколько трактовок понимания здоровья: а) здоровье как отсутствие заболеваний; б) здоровье как умение человека осознавать свои потребности и удовлетворять их. А какой смысл в понятие «ЗДОРОВЬЕ» вкладываете вы?
Возможные суждения учащихся: «это когда о нем не вспоминаешь», «Здоровье – это хорошее самочувствие», «Здоровье – условие выживания», «Здоровье – это то, что дается природой, и тут уже ничего не поделаешь», «Это то, о чем надо заботится, когда оно наполовину утрачено».
Мастер произв. обучения: Спасибо за интересные определения, чувствуется, что проблема здоровья находится в поле вашего внимания. Итак, мы начинаем наш диалог, правила его вам хорошо известны. Главное из них – не устраняться, не отмалчиваться, даже если ты один против всех.
Представим себе красивый и добротный дом. Все в нем ладно, и построен он на века. Если мыслить образно, то ваше здоровье можно представить в виде дома, который сейчас постепенно строит каждый из нас. Каким он будет – кривым, покосившимся или на зависть окружающим, крепким и долговечным? Давайте попробуем построить дом нашего здоровья вместе. Начинаем с подготовки «места» под строительство.
Этап 1. Стоит ли строить?
Мастер произв. обучения: Я прошу вас, уважаемые собеседники, включиться в спор. Сидящие на левом ряду принимают на себя роль противников такого строительства. Их главный довод: «Не мешай природе, а там уже как повезет». Их оппонентами являются сидящие на правом ряду, который уверен что надо предпринимать значительные усилия, чтобы продолжать оставаться здоровым. Порядок дискуссии следующий: Сначала короткие утверждения высказывают «левые», его парируют «правые» и так далее, до 7 утверждений (на усмотрение организатора: можно и не ограничивать участников в количестве высказываний и заканчивать только « за явным преимуществом» одной из сторон).
Возможный вариант дискуссии:
«Левые» «Правые»
Если человек родился болезненным, то тут уже ничего не поделаешь. А как же Суворов: в раннем детстве он был хилым и болезненным, что не помешало ему, после упорной работы над собой стал сильным и всеми уважаемый полководец
Из-за плохой экологии многие не здоровы Но ведь и при этом условии одни люди живут гораздо дольше других
Многие говорят о здоровом питании, но ведь многие люди, и едят то, что есть Здоровая пища вовсе не дороже, чем привычная для многих. Просто в ней больше овощей, фруктов, молока. А мясо вредно!
Все вокруг твердят, что надо много двигаться, это полезно. Но ведь сколько уроков! У нас в техникуме много спортсменов. И они – не самые худшие студенты. Значит, время можно найти, если поставить цель
У меня соседскому мальчику два года, а он уже в очках. Когда же он успел потерять зрение? Многие болезни заложены в генах. Кроме того не все мамы, ждущие ребенка не понимают что хорошо для а него а что плохо
Как-то учитель нам говорил, что время на подготовку домашних заданий старшеклассников должно быть 2,5-3 часа, иначе вредно для здоровья Я согласен с тобой по поводу вреда перегрузок. Но признай и ты: мы не умеем правильно заниматься и телевизор параллельно смотрим, и пауз некогда не делаем.
У меня два дедушки. Один из них некогда не курил, но еще хоть куда. Значит курение вредит не всем? Наверно второй дедушка генетически крепче, это здорово. Но, если бы он бросил курить, то наверняка продлил бы себе жизнь на 10 лет больше
Пояснения Мастеру произв. обучения: Безусловно приведенный текст отредактирован автором. Для того чтобы «завязать» дискуссию, можно в качестве варианта представить ребятам диалог со студентом, который умеет неплохо парировать. Не пугайтесь «корявости» высказываний, главное, чтобы в них была мысль, идея. Поправляйте, резюмируйте. Но при всех трудностях этап проходит интересно, и в конце концов, спорщики соглашаются, что здоровье надо строить.
Этап 2. Заложим фундамент
Мастер произв. обучения: Итак мы расчистили место и начинаем закладывать фундамент. Но, прежде чем решить какой материал будет основывать его, давайте попытаемся перечислить, что же влияет на здоровье человека? Ребята делают попытки назвать факторы здоровья, нередко повторяются, все это записывается на доске. Практически, всегда ребята выходят при поддержке мастера на следующий набор:
Мастер произв. обучения: Что, на ваш взгляд, из перечисленного составляет фундамент здоровья? Обычно участники сходятся во мнении, что это наследственность. Слово предоставляется творческой группе учащихся «корни» которая занималась поиском информации о влиянии наследственности на здоровье человека.
Первый студент: статистика соответствует, что долголетие и бабушки (срок жизни не менее 85 одного из них и не менее 80 – двух) повышает шансы внуков на срок жизни, превышающий среднестатистический. Скоропостижная смерть одного из этих прародителей в возрасте до 50 лет от сосудистых или онкологических заболеваний говорит о необходимости профилактики этих заболеваний у потомков.
Второй студент: Полезно поинтересоваться и здоровьем родственников старшего возраста, так как предрасположенность ко многим заболеваниям передается по наследству. Например, гипертония, диабет, рак. Другой пример: медики считают алкоголизм болезнью, предупреждая что склонность к злоупотреблению спиртным может наследоваться. Что это значит? Говоря бытовым языком, человек быстрее втягивается в пьянство и спивается. Это обусловлено особенностями биохимических процессов в его организме. Однако предрасположенность и предопределенность – понятия разные.
Первый студент(подходит к доске): итак, я закладываю этот камень в фундамент дома нашего здоровья (это продолговатый фрагмент, на котором написано «наследственность»).
Этап 3. Продолжим строительство
Мастер произв. обучения: Ну что ж, нулевой цикл завершен, продолжим строительство. Как вы думаете, что из перечисленного выше станет главным строительным материалом? ребята выдвигают версию, что «кирпичами( а лучше крупными блоками)» будет образ жизни. (Заранее готовятся 4 больших блока из ½ листа ватмана, на каждом из которых написано «образ жизни»).
Вопрос участникам: Что в вашем понимании есть здоровье образ жизни? Высказываются много версий, в итоге формируется схема:
32537398832852853690134048520250151340485102489074041035013903426460Режим труда и отдыха
Режим труда и отдыха
8153403359785Двигательная активность
Двигательная активность
39204901826260Регуляция эмоционального состояния
Регуляция эмоционального состояния
-1466851902460Здоровое питание
Здоровое питание
1948815178435Здоровый образ жизни
00Здоровый образ жизни

Комментарий организатора: последнюю позицию (регулирование эмоционального состояния) обычно вносит мастер, так как, догадываетесь о ее существовании, ребята затрудняются облеч ее в словестную форму.
Третий студент: Американские медики разработали тест «Доживете ли вы до 70?», который дает возможность оценить факторы риска различных видов образа жизни человека. Ученые собрали большой фактический материал и сделали выводы относительно влияния некоторых факторов образа жизни человека на его долголетие. Оказалось, что физический труд, в отличии от умственного, прибавляет несколько лет жизни. Спорт также увеличивает ее продолжительность. Установлено, что лица, занимающиеся спортом 5 раз в неделю, живут на 4 года дольше, чем те, кто игнорирует физические нагрузки или обращается к спорту лишь эпизодически.
Длительный сон (свыше 10 часов в сутки) отрицательно влияет на продолжительность жизни, сокращая ее на 4 года по сравнению с 7-8 часовым сном, что объясняет снижением двигательной активности, а значит, и ухудшением кровообращения. Доказано, что агрессивные люди вспышками гнева укорачивают свой век, тогда как спокойные – удлиняют его благодаря собственной уравновешенности. Разница в продолжительности жизни этих двух категорий лиц составляет шесть лет. на продолжительность жизни отрицательно влияют курение, употребление наркотиков , алкоголя, избыточный вес, положительно влияет образование: среднее удлиняет его на год, высшее на два. Образование развивает интеллект и культуру, которые виляют на организацию жизни человека.
Четвертый студент: Давайте с помощью теста проверим, как принятый вами образ жизни влияет на ваше здоровье. Я предлагаю каждому из вас ответить на вопросы теста, подсчитать балловую оценку, и , используя «ключ» самим оценить результат. Обсуждать его ни с кем не надо, а надо просто подумать самому (можно взять тест с обработанным результатом домой).