Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних.

МБОУ СОШ № 9

Методическая разработка
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с участием несовершеннолетних в рамках проведения Всероссийской социальной компании «Притормози».
Название работы:
Интегрированный повторительно-обобщающий урок по физике и правилам дорожного движения в
7-9 классах по теме: «Тормозной путь, остановочный путь и важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»
Составила:
-учитель физики - С. А. Осипова
Место работы:
Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение Калининская средняя общеобразовательная школа № 9 Мясниковского района Ростовской области






Интегрированный урок
«Тормозной путь, остановочный путь и важность этих знаний при обеспечении безопасности детей на дороге»
Цели урока:
Повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь. Получение формулы остановочного пути.
Выработка навыков применения полученных знаний при решении практических задач повседневной жизни и для обеспечения безопасности своей жизни.
Формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
Задачи:
1. Общеобразовательные: - повторение понятий средняя и мгновенная скорости, инерция, трение, тормозной путь;
показать неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения;
формирование навыков применения полученных знаний при решении задач; формирование мотивации и опыта учебно-познавательной и практической деятельности.
2. Воспитательные:
способствовать формированию научного мировоззрения, пробуждение познавательного интереса к предмету и окружающим явлениям:
воспитывать стремление к здоровому образу жизни, соблюдению ПДД;
расширить словарный запас;
воспитание убежденности в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человечества;
повышать интерес к современным компьютерным технологиям.
3. Развивающие:
способствовать развитию умения анализировать, выдвигать гипотезы, наблюдать и экспериментировать;
развитие познавательных интересов.

Методы: словесная передача информации и слуховое восприятие информации; наглядная передача информации и зрительное восприятие информации; стимулирование и мотивация, методы контроля и самоконтроля.

Приемы: беседа, экспериментальная задача, работа с книгой, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи, индивидуальный опрос, самоконтроль.



Оборудование: доска, мел, проектор, компьютер.
В качестве сопровождения к уроку создана презентация в Power Point, эпиграфом к которой выбраны слова А. П. Чехова « Солнце не восходит два раза в день, а жизнь не даётся дважды».
Разработку урока и презентацию можно использовать как наглядное пособие по решению задач к учебникам Физика7- 9 для общеобразовательных учреждений, а также с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Структура урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивационная основа урока.
3. Повторение темы “Скорость. Инерция. Ускорение. Законы Ньютона ” с помощью презентационного материала.
4. Решение задач.
5. Подведение итогов, оценки за урок.
6. Домашнее задание.

Краткое содержание урока.
Вводная часть урока. Постановка цели урока.
Повторение материала, изученного в 7- 9 классах о движении тел и его характеристиках на примерах жизненных ситуаций.
Решение задач на расчет скорости тела, тормозного пути, времени обгона, ознакомление с таблицей зависимости остановочного пути от дорожного покрытия и др. Обсуждение полученных результатов в ходе фронтальной работы с классом.
Фронтальная работа с классом по правилам дорожного движения .
Итог урока в ходе фронтальной работы с классом в ходе опроса по ПДД и профилактике ДТП.
В ходе урока учащиеся должны повторить и закрепить необходимый программный материал по физике, а также правила дорожного движения для пешеходов и велосипедистов, что является немаловажным аспектом. Учащимся данной возрастной группы исполнилось от 13 до 15 лет и многие из них в летний период сядут на велосипеды. Поэтому полученные знания и сведения о тормозном пути, времени обгона, дорожных знаках помогут им избежать неприятностей на дорогах и сохранить жизнь и здоровье каждого ребенка.








Содержательная часть
1. Вводная часть. Постановка цели урока
Каких только движений нет в мире: от повторяющихся тысячелетиями , как само время, до определенных разумом и волей человека движений рукотворных тел: поездов, автомобилей, роботов. Работа многих людей связана с движением: шоферы, машинисты поездов, пилоты, диспетчеры и др. Для удобства их работы трассы заранее размечают на равные отрезки (километражными столбиками) так, что наблюдателям остается следить за временем по своим часам. Правила дорожного движения описывают одновременно движения нескольких тел: автомобилей, велосипедистов, пешеходов. Все они должны учитывать законы физики и совершать движения с учетом этих законов.
Каждый из нас является участником дорожного движения, регулярно пользуется транспортом. Шофер и автослесарь при вождении, обслуживании и ремонте автомобиля очень часто сталкиваются с физическими вопросами и ситуациями. На практике очень часто возникают ситуации, решение которых требует знания понятий, законов и формул физики и которые обязательно связаны с правилами дорожного движения. Цель нашего урока: мы сегодня с вами повторим понятия «средней скорости», законы Ньютона, вспомним про силу трения и самое главное покажем неразрывную связь физики с устройством и действием автомобиля, с правилами дорожного движения. Надеюсь, что знания, которые вы получаете на таких уроках, помогут вам стать не просто водителем, а водителем думающим, грамотным, высококвалифицированным. А то, что каждый второй будет шофером в наш век автомобиля и техники является неоспоримым фактом.

2. Основная часть урока.
Понятие скорости у всех “на виду, на слуху” и не вызывает недоумение у тех, кто совсем плохо знает физику. Но так ли все ясно?
Ситуация 1. Пусть вам сообщили, что скорость автомобиля 50 км/ч. Что означает это число? Что автомобиль каждый час проезжал ровно по 50 км? Вряд ли. Были участки, когда за час автомобиль проходил больший или меньший путь. В среднем по 50 км? Но автомобиль мог вообще ехать меньше одного часа и пройти путь меньше 50 км. Кроме того мы не получили никакой информации о направлении движения автомобиля, а это важно. Без указания направления нельзя считать информацию полной. Физика дает строгое определение скорости, мгновенной скорости, средней скорости.
Давайте вспомним, что такое мгновенная скорость? Средняя скорость?
Ситуация 2. О какой скорости идет речь в правилах дорожного движения? О какой скорости идет речь при расчете времени движения дальнобойщика? О какой скорости идет речь при обсуждении технических характеристик гоночных машин?
Что означают знаки показанные на доске?
 

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 6.1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 6.2

"Общие ограничения максимальной скорости" Общие ограничения скорости, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации.  
"Рекомендуемая скорость"
Скорость, с которой рекомендуется движение на данном участке дороги. Зона действия знака распространяется до ближайшего перекрестка, а при применении знака 6.2 совместно с предупреждающим знаком определяется протяженностью опасного участка.


Ситуация 3. Мальчик играл с мячом на тротуаре. Неожиданно мяч выкатился на дорогу. Чтобы поймать мяч и вернуться с ним на тротуар мальчику необходимо 7 секунд. Какой путь пройдет за это время машина, движущаяся со скоростью 60 км/ч? (=117м).
После решения задачи обсуждение вопросов:
Почему автомобиль не смог остановиться сразу? О каком физическом явлении идет речь в задача?
Речь идет об инерции. Это явление необходимо учитывать, особенно на дороге, так как из-за инерции транспорт мгновенно остановить нельзя. В несчастных случаях на дорогах есть доля случая (камень на дороге во время велогонки), но чаще в дорожно-транспортных происшествиях виноваты невнимательные пешеходы и нерадивые водители.
Для того чтобы не случилась беда необходимо переходить дорогу строго в местах для того отведенных?
Посмотрите на картинку и скажите, в чем была ошибка мальчика при переходе мальчиком проезжей части?
Какие знаки указывают на места переходов и что они означают ?
Дорога особенно полна неожиданностями в городах. Какие принимаются меры, чтобы уменьшить тормозной путь? Для чего делают шипы на шинах, подошвах? Почему осенью появляются плакаты “Берегись юза!”, “Осторожно, листопад!” и т.д. Посмотрите на знаки и скажите, что они означают?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 1.13 "Крутой спуск" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] 1.14 "Крутой подъем" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]  1.16 "Неровная дорога" Участок дороги, имеющий неровности на проезжей части (волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
1.32 "Прочие опасности" Участок дороги, на котором имеются опасности, не предусмотренные другими предупреждающими знаками.


Теория: Большая часть аварий случается из-за несоблюдения элементарных правил дорожного движения. Очень часто аварии происходят при обгоне, из-за того, что водитель не смог правильно рассчитать тормозной путь.
Ситуация 4. Легковой автомобиль движется со скоростью 20 м/с за грузовым, скорость которого 16,5 м/с. В момент начала обгона водитель легкового автомобиля увидел встречный международный автобус, движущийся со скоростью 25 м/с. При каком наименьшем расстоянии до автобуса можно начинать обгон, если в начале обгона легковая машина была в 15 м от грузовой, а к концу обгона она должна быть впереди на 20 м?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Решение. Задача решается на основе принципа относительности Галилея. Решим её в два приёма, рассматривая движение легкового автомобиля: 1) в системе отсчёта «грузовик», причём движение автобуса рассматривать не будем совсем; 2) в системе отсчёта «автобус», а движение грузовика рассматривать не будем.
1. Для определённости за положительное направление примем направление движения легкового автомобиля и грузовика. Тогда в системе «грузовик» легковая машина будет двигаться относительно грузовика со скоростью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]лг = [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]л – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]г. С этой скоростью ей придётся проехать расстояние s до грузовика и расстояние l (которое из соображений безопасности оговаривается правилами дорожного движения [5]), чтобы оказаться перед грузовиком. На прохождение расстояния s + l потребуется время
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ].         (4)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
2. Рассмотрим движение легкового автомобиля в относительной системе отсчёта «автобус». В ней скорость легковой машины относительно автобуса [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]ла =|[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]л – [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]а| = [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]л + [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]а. Пусть первоначальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом L. Его автомобиль пройдёт за время:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]         (5)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Обгон считается безопасным, если легковой автомобиль в конце обгона окажется на 20 м впереди грузовика, не доехав при этом до автобуса:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]         (6)
Рассчитаем минимальное расстояние между легковым автомобилем и автобусом, когда ещё можно начать обгон:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Проанализируем формулу (6). Очевидно, что обгон возможен, если легковой автомобиль движется быстрее грузовика: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]л > [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]гр, иначе расстояние l получается отрицательным. Также бессмыслен обгон при равных скоростях: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]л = [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]гр. Итак, поставленная задача решена в рамках теории относительности, законов равномерного прямолинейного движения и, наконец, с рассмотрением принципа независимости движений.

Нельзя не сказать о самом любимом всеми детьми виде транспорта – велосипеде.
Ситуация 5: Какое расстояние проедет велосипедист, движущийся со скоростью 15 км/ч за время, в течение которого пешеход перейдет велосипедную дорожку шириной 1,5 м со скоростью 1.8 км/ч. (12.5 м).
Скоро многие из вас начнут кататься на велосипедах. Поэтому давайте вспомним основные правила дорожного движения, которые должен знать каждый велосипедист:
Запрещается ездить на велосипеде с неисправным рулём
Запрещается перевозить пассажиров старше 7 лет


Запрещается ездить парами по ширине дороги
Запрещается ездить без звукового сигнала
Ездить на велосипеде разрешено с 14 лет

Ситуация 6.Есть два понятия: 1) тормозной путь и 2) остановочный путь.

Можете ли вы мне сказать, чем отличаются эти понятия?
Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки.
Остановочный путь - это длина участка, который пройдет автомобиль с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки.

Время реакции водителя - психологическое качество водителя принимать решение и реагировать на изменение дорожно-транспортной ситуации.
Другими словами, водитель, увидев какое-либо препятствие, должен
1. осознать опасность,
2. принять решение об остановке или замедлении скорости,
3. перенести ногу с педали газа на педаль тормоза и нажать ее.
На это уходит от 0,3 до 1,7 с! Первое число – это показатель спортсменов, второе – неопытного водителя, в некоторых ситуациях оно может быть еще больше – например, водитель испугался, запутался в педалях и т. д.
Даже у одного человека время реакции может изменяться. Пагубное действие оказывает алкоголь: небольшие его дозы увеличивают время реакции в 2-4 раза. Как подтверждают многочисленные исследования, в случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается более чем в 2 раза.
Ситуация 7
Около половины всех аварий происходят с участием пешеходов. Такие аварии составляют почти половину всех ДТП - 48,1 процента.
Наиболее распространенные нарушения:
1) Переход перед близко идущем транспортом;
2) Внезапный выход на проезжую часть из-за стоящего транспорта;
3) Переход дороги вне пешеходного перехода;
4) Нарушение правил езды на велосипеде;
5) Игра на дороге.


Подведение итогов:
Мы сегодня с вами не только повторили основные физические понятия, такие как скорость, тормозной путь, инерция и трение, но и рассмотрели их практическое применение, повторили правила дорожного движения и дорожные знаки.
Надеюсь, что данные знания помогут вам в жизни.
Домашнее задание: Составить кроссворд, содержащий основные физические понятия и понятия из правил дорожного движения, которые повторялись на проведённом уроке.

Литература:
1. Правила дорожного движения Российской Федерации.
2. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями. / авт.-сост. В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.
3. Детская энциклопедия. Азбука дороги. Познавательный журнал для девочек и мальчиков. - № 11-2007.
4. Интернет – ресурсы.












13PAGE 15


13PAGE 14915