Статья на тему Дистанционное компьютерное моделирование дорожно-транспортного происшествия.


Дистанционное компьютерное моделирование дорожно-транспортного происшествия.
Ежегодно в России происходит более 190 000 ДТП, в которых погибает более 27 000 человек и 250 000 человек получают тяжелые травмы. Тысячи тон изуродованных автомобилей утилизируются. До сегодняшнего дня воссоздание картины ДТП, оценка тяжести последствий осуществлялись исходя из субъективных данных участников и свидетелей происшествия. Безусловно, дорожно-транспортному происшествию, которое произошло в центре города под объективами уличных камер, будет дана всесторонняя оценка. Но это лишь исключение из правила. Основная масса ДТП происходит при отсутствии свидетелей, видео камер. Технические средства, позволяющие оценить тяжесть ДТП, могли позволить себе только крупные компании, занимающиеся КРАШ-тестами.
«Комплекс автоматической идентификации момента аварии и компьютерного моделирования дорожно-транспортного происшествия «АИ монитор»»- это новая технология на рынке автомобильной безопасности.
Он может работать в составе системы ЭРА-ГЛОНАСС, в спутниковых охранных системах и в системах ГЛОНАСС/GPS мониторинга транспорта.
Задачи комплекса:
1. Мгновенное определение факта аварии. К сожалению не всегда водитель может сообщить о том, что он попал в аварию, о том, что ему нужна помощь. Когда счет идет на минуты, очень важно быстро определить факт ДТП.
2. Мгновенное определение степени тяжести последствий для человека. Результатом ДТП может быть как испорченное настроение, так и травмы несовместимые с жизнью. Быстрое и правильное определение даст действенный инструмент оперативным службам для реагирования, позволит сохранить драгоценные человеческие жизни.
3. Воссоздание объективной картины ДТП. Что видят службы экстренного реагирования при приезде на место аварии – ФИНАЛ. Для реконструкции необходимо проведение различных мероприятий: замеры, опрос водителей и пассажиров, поиск свидетелей. Восприятие ДТП носит субъективный характер. Длительность аварии зачастую не превышает одной секунды. За столь короткий срок любому человеку практически невозможно оценить произошедшее.
Время для моделирования аварии в виде 3D-анимации, таблицы параметров, графиков, ситуационного плана, с использованием комплекса «АИ-монитор» не превышает 60 секунд. И это с учетом передачи данных на сервер мониторинга.
4. Мгновенная оценка степени повреждения ТС.
Даже, казалось бы, несущественная авария, может нести значительную угрозу жизни человека. Например, при плавном перевороте на крышу никаких ударных воздействий водитель и пассажиры не испытывают. Однако вследствие деформации крыши есть высокая вероятность травмирования.


Рис. 1 Ситуационный план ДТП.

Рис. 2 3D-анимация смоделированной ситуации (переворот)
Краткое описание работы Комплекса.
Датчик автоматической идентификации ДТП, установленный на транспортное средство, непрерывно измеряет ускорения и изменения углов транспортного средства в 3-х плоскостях. Информация через порт RS485 передается на ГЛОНАСС/GPS/GPRS терминал для дальнейшей обработки и передачи на сервер мониторинга. Параллельно с измерением основных параметров проводится диагностика датчика и вычисление величины ASI 15 (интегральный индекс опасности ускорения). Информация о диагностике так же содержится в передаваемом пакете. В случае отсутствия технической возможности анализа данных на стороне навигационного терминала/навигационного сервера, АИ-2.0 самостоятельно анализирует полученные данные и формирует события в соответствии с типовыми параметрами ASI, ASI 15 и THIV. Например: «Авария – легкие повреждения»; «Лобовой удар 20% перекрытие»; и т.д. Типовые параметры сложных событий (ASI, ASI 15, THIV, угловых скоростей, углов и прочие параметры) записываются на заводе-изготовителе. Вся информация предшествующая событиям, событие «Авария» и информация, следующая после события, записывается в энергонезависимую память («черный ящик»). Само событие «Авария» записывается по времени с частотой 1 мс. Изменения заводских настроек, установка положения «0», чтение «черного ящика», диагностика выполняется либо дистанционно по каналу GPRS, либо непосредственно с датчика. Вся информация, переданная на сервер мониторинга, обрабатывается. Производится компьютерное моделирование ДТП, определяется степень угрозы жизни людей, находящихся в транспортном средстве, формируются отчеты для различных служб.

Рис. 3 Датчик автоматической идентификации ДТП (ДАИ ДТП) АИ-2.0.
Кому же будет интересен комплекс «АИ монитор»?
1. Водитель. Всегда есть «железка», которая в случае беды позовет на помощь. Сохранит жизнь!
2. Оперативные службы реагирования (ГИБДД, Скорая помощь, МЧС). Получат уникальный инструмент объективной оценки ДТП, смогут быстро оказать помощь в полном объеме.
3. Страховые компании. Применение «АИ монитор» позволит минимизировать время «растаскивания» транспортных средств при ДТП. Позволит уменьшить выплаты при возникновении страховых случаев.
4. Пассажирские автотранспортные предприятия. Повысить безопасность перевозок населения.
5. Операторы охранно-поисковых систем и систем мониторинга. Расширить пакет безопасности для своих клиентов.
6. Компании с собственным парком транспорта. Повысить безопасность работников. В случае разбирательств по факту ДТП получат объективные данные случившегося.

Рис. 4 3D-модель последствий аварии (положение на дороге)

Рис. 5 Воспроизведение картины ДТП(3D, графики, таблицы)
Надо отметить, что данный комплекс, возможно, использовать как совместно с вновь внедряемыми системами диспетчеризации, мониторинга, охраны, так и с уже функционирующими. В последнем случае модернизация пройдет с минимальными трудозатратами. Может стать одним из модулей разворачиваемой глобальной системы реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС».
Сегодня начато внедрение комплексов в несколько систем диспетчеризации транспорта на базе ГЛОНАСС технологий в различных регионах России. Особый интерес к комплексу проявили транспортные предприятия, занимающиеся перевозкой детей.
Комплекс автоматической идентификации момента аварии и компьютерного моделирования дорожно-транспортного происшествия пригодился бы в учебном процессе на уроках Правил и безопасности дорожного движения для разбора различных дорожно - транспортных ситуаций.
Список литературы
Волошин, Г.А. Анализ дорожно- транспортных происшествий / А.Г. Волошин, В. П. Мартынов, А.Г. Романов .-М.: Транспорт, 2007.-240с.
http://ru.wikipedia.org/wikihttp://www.monitor-gps.ru/equipment/ai/